Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Радиоактивные джунгли и инспекторы-лемуры
475 Распространенность «джунглей» как метафоры капиталистического мегаполиса восходит к одноименному роману Элтона Синклера, опубликованному в 1905 году. Роман был написан в итоге «творческой командировки» писателя в Чикаго — город, в начале XX века ставший «родиной» урбанистической теории. Если ее основателей интересовали возможности объективного изучения и управления стремительно прибавляющимся населением, то Синклер историю семьи литовского эмигранта Юргиса кладет в основу масштабного литературного повествования. В нем он с марксистской страстью запечатлевает цену, которую простые люди платят за свершения индустриальной революции. 475 Город плавилен и скотобоен, Чикаго 476 притягивал к себе все новые и новые семьи иммигрантов, обрекая их на бесконечную борьбу за существование. 476 «Выживает сильнейший» — этот закон джунглей царит в Чикаго, и Синклер показывает механику «негативной селекции» недавних приезжих, когда пи добродетель, ни прилежание, ни жажда справедливости не помогают Юргису и его семье в борьбе с домогательствами надсмотрщиков на заводе, хозяев квартир, полицейских и судей. 476 В течение XX века дарвиновские обертоны метафоры сохранились, но нередко она используется и просто для фиксации скученности, переполненности городского пространства людьми и вещами. У философа Б.Вальденфельса читаем, что, «когда речь заходит о большом городе, перед нашим внутренним взором снова и снова всплывает образ необозримой и непроходимой чащи или джунглей» [Валъденфеяъс, 2002: 10— 11]. 476 А другой философ, известный своей острой неприязнью к Америке, весьма предсказуемо i Еазывает «джунглями даунтауна» одну из самых «неевропейских» черт ее городской среды — скопление небоскребов в деловом центре [Бодрийяр, 2000:184]. 476 Доминирование «негативности» в коннотациях метафоры «город как джунгли» можно проследить на нескольких недавних примерах. «Бензиновые джунгли» — название репортажа о плохом качестве бензина, продаваемого в Москве [О/мое, 2005]. «Маугли в джунглях города» — под таким заголовком выходит в ав]усговской (за 2007 год) «Восточно-Сибирской правде» материал о неблагополучных семьях и заброшенных, голод! 1ых детях, пьющих воду из луж и отправляемых в детские дома. Герой Киплинга помпится авторам заметки, скорее всего, по удачному советскому мультфильму. 476 Обреченность детей на полуживотный образ жизни в силу того, что их родители перестали жить по-людски, — вот что здесь выходит на первый план. 476 Этот пример перекликается с образом джунглей как пространства, в котором и не начиналась «работа культуры». 477 Арт-стрелка в Москве xtyib и не всегда выглядит столь удручающе, но все же иллюстрирует тезис о том, что городская среда отстает от громких проектов, вызывая ассоциации с джунглями 476 В кураторском манифесте выставки «Арх-Москва—2007», посвя-477-478-щенной городскому пространству, редактор архитектурного журнала «Проект Россия» Барт Голдхоорн с помощью этой метафоры фиксирует контраст между достойно выполненными отдельными архитектурными объектами и общим состоянием города: 478 «Но насколько разнится эта картина, если перевести внимание с конкретных, пусть и хорошо построенных зданий на пространство города, которое их окружает. В самых дорогих районах Москвы улицы выглядят не лучше, чем в самых маргинальных: битый асфальт, дворы с контейнерами, доверху заполненными мусором, беспорядочно запаркованные автомобили, чахлая зелень, с трудом выживающая в каменных джунглях. Архитектура здесь касается только самих зданий и их ближайшего окружения. Как правило, различные постройки никак не связаны друг с другом. Несмотря на то что все они являются частью одного генплана, получается только какофония на фоне вышеупомянутого городского "шума"» [Плпд- хоорн, 2007]. 478 Пространство, которое миновала работа культуры, джунгли — это символический приют «ультраправых и расистов», которым в приличном, то есть цивилизованном городском обществе, места нет, — такой вариант этой метафоры развит популярным критиком {Агеев, 2002]. На призыв коллеги к «территориальной любви», которая может, предполагается, объединит!) в одном пространстве представителей всех идеологий, критик предупреждает, что «ультраправые» — «это те джунгли, которые тут же готовы поглотить город, в котором прекратилась работа культуры». 478 Если в приведенных выше примерах «джунгли» олицетворяют нечеловеческое существование и бесчеловечные идеи, то следующий пример добавляет еще и противопоставление природы и города, обыгрывая двусмысленностъ зрелища буйной зелени посреди городских улиц. 478 На сайте города Припять помещены фотографии пышной растительности под заголовком «Джунгли Чернобыля» [Pripyat.com], а один из журнальных репортажей оттуда отсылает к образу зелени (джунглей) как фик-479-480-снрующему безнадежность «вторичного одичания» городской жизни:
479 Снимок сделан Date: 2015-08-07; view: 402; Нарушение авторских прав |