Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Городская политика и глобализация
342 Изменения, привнесенные в городскую политику глобализацией, заключаются в усилении соревнования между городами. На первый план поэтому выходит тот тип городского режима, что выделил еще один ключевой теоретик городских режимов — Стюарт Элкин, — предпришшательский [см.-.Etkin, 1987]. 342 Другие два выделенные им типа — федеральный и плюра- листский (см. отличный разбор типологии Элкина в статье 343 В.Г. Ледяева [Педяев, 2006:6—8]). 343 Возможности установления прочных связей с глобальной экономикой лежат на пути усиления неолиберальной линии политики, и прежде всего — резкого сокращения социальной политики и ускорения приватизации, Национальные и местные особенности охоты за глобальным капиталом могут различаться, значит, будет отличаться и характер влияния глобализации на тот или иной город. Степень участия российских городов в соревновании за международные и федеральные ресурсы, понятно, разная, но в любом случае экономическое пространство, в котором они сегодня обитают, сильно изменилось. Когда решается, в каком городе пройдет следующая встреча, скажем, Шанхайской организации сотрудничества, когда менеджмент еще одного автомобильного гиганта прикидывает, где именно в России возвести завод, когда очередной европейский банк затевает открытие здесь своих филиалов, когда ведутся переговоры между агентами совершающей мировой тур поп-звезды и российскими организаторами гастролей — в подобных и множестве других ситуаций такие метафоры, как соревнование городов или поиск ими своей ниши на международном рынке, весьма насущны. Капитал может прийти в этот город, а может прийти и совсем в другой: каждый знает, что если уж что сегодня и отличается безграничной мобильностью, так это именно капитал. Чтобы его взор остановился на этом, а не на другом городе, недостаточно усилий только городских властей. Они могут понимать, что без развитой инфраструктуры, налоговых послаблений, проработанного законодательства деньги в город не придут, но понимают и другое: для увеличения собственной привлекательности нужны, как у нас говорят, дополнительные средства, которые городская экономика сгенерировать не может. Помимо изощренного лоббирования наверху, которое можно также понимать как соревнование за выгодное положение в пространственном разделении труда в рамках страны, идет еще пресловутая борьба за потребителя. 343 Зарубежные инвесторы, во-первых, свое правительство с федеральными ре-344-сурсами, во-вторых, и потребители, в-третьих, — вот три источника и составные части состоятельной городской экономики, за которые постоянно приходится конкурировать. 344 Значимость символической составляющей мирового капитала проявляется на уровне городов в том, что средства, добытые в сражениях на всех трех фронтах, нередко направляются на проекты, призванные «поднять престиж». Чей престиж реально поднимают разнообразные высотные здания, фестивали, чемпионаты, конференции политических партий - остается для многих большим вопросом. Гигантизм, которым были одержимы управленцы и идеологи советских времен, — проклятие времен постсоветских. Иной глава города сегодня перечисляет строящиеся отели, консульства и представительства западных компаний с теми же интонациями и гордостью, с какими его предшественник (а подчас и он сам) рапортовал о тоннах стали и проката. Но понятийная рамка, в которой его речи циркулируют, существенно поменялась; речь уже не идет о народном хозяйстве великой страны. Речь идет о мировом рынке, в котором город обоснованно надеется занять подходящую нишу. Город — в лице городских властей — поэтому занимается «маркетингом» самого себя как товара, на который стоит потратиться, вложив в него средства (см. об этом главу «Город и глобализация»). Рассуждения о городе как компании и бренде сегодня весьма и весьма многочисленны: «Каждый город можно сравнить с компанией, которая более или менее успешно продвигает свои услуги потребителям. По мнению бизнесменов, принявших участие в Экономическом совете Новосибирска, город пока не вполне преуспел в разработке и внедрении маркетинговой стратегии. Это приводит к отставанию в сфере девелопмента и привлечения инвестиций» [Ермолаева, 2006]. 344 Воздействие глобализации на развитие городов имеет серьезные социальные последствия. 344 Привычные нам по теоретическим работам выражения «утверждение демократии на местах», «местное самоуправление» и так далее сами по себе сего-345-дня становятся проблематичными. 345 Английский специалист по гражданскому участию в городской политике Вивьен Лаундис говорит, что традиционно именно «на местах» люди вступали в контакт с политиками или служащими муниципалитетов, получали льготы и являлись членами сообществ [см.: Lowndes, 1995]. Само понятие гражданства (по крайней мере, в западных странах) было тесно связано с членством человека в местном сообществе и его идентификацией с ним. Политическое участие тоже осуществлялось на местном уровне. Что же меняется сегодня? Понятие местного используется разными политическими (часто неместными) силами с противоречивыми цепями. О местном самоуправлении и необходимости его развития говорят сегодня представители Всемирного банка, ООН, Государственного агентства США по международному развитию. Это понятие используется для легитимации центральной власти и оправдания неолиберальной политики, для оправдания статус- кво и кооптации «гибких» местных лидеров. Городской режим должен потому стать двусторонним управляющим органом — посредником между государством, национальными и международными организациями, с одной стороны, и местными жителями и организациями — с другой. И это городской режим может определять степень и характер взаимодействия горожан с «глобальным обществом», тем более что пока еще не ясно, способствует ли глобализация распространению демократических ценностей или, напротив, поощряет более жесткую регуляцию жизни людей правительствами. 345 Реакция городских правительств на процессы глобализации описана рядом исследователей (Эрик Суингеду, Боб Джессоп) как новый локализм. 345 Предпринимательский городской режим, как явствует из его названия, выводит предпринимательскую деятельность городских партнерств на первый план, подчиняя себе остальные стороны их политики: экономическая логика подчиняет себе политическую логику. 345 Создание и увеличение городских активов мыслится как самый надежный путь включения горо-346-да в международное разделение труда. 346 Растут альянсы мэров, муниципалитетов, владельцев недвижимости и иного динамичного бизнеса, представляя собой коалиции роста. При этом и элитистские теории, и теории городских режимов, кажется, одинаково хорошо описывают происходящее: часто одновременно действуют и харизматичный мэр или политик, собравший под своим руководством сплоченную команду, и несколько «кластеров власти», контролирующих различные сферы городской жизни. Кооперация официальных и неофициальных властителей оказывается жизненно необходимой, для того чтобы развитие города было динамичным и чтобы было можно продвигать город как создающий благоприятный климат для бизнеса и торговли. «Новый локализм» проявляется в том, что почти каждый город хочет занимать заметное место на карте глобализации, а потому печатает рекламные брошюры и постеры, создает веб-сайты, пестрящие фотографиями гостиниц, конференционных центров, аэропортов. На эти фотографии никогда не попадают промзоны и спальные районы, районные больницы и старые автобусы. 346 Городские власти избирательно манипулируют символическими ресурсами, занимаясь имиджинирингам (imaginee- ring). Этот термин придумал американский географ Чарльз Рутгейзер в книге о том, как городские власти Атланты «продавали» город в канун и во время Олимпийских игр 1996 года [см: Rutheiser, 1996]. Городской Олимпийский комитет и ряд частных компаний провозгласили Атланту «городом мирового класса», «мировой столицей прав человека» и «городом, который слишком занят, чтобы поощрять ненависть» [Ibid.-. 227— 231]. Критики участия Атланты в соревновании за право стать городом Олимпиады обвинялись в недостатке духа кооперации. Мэр города обвинял критиков в том, что они хотят слишком многого, настаивая на продуманной социальной политике властей. 346 Рутгейзер показал, что проведение Олимпиады в Атланте усилило социальные проблемы, углубило существующий разрыв между белыми и черными, богатыми и бедными. 347 Городские активисты пытались убедить власти «показать человеческое лицо города» во время Олимпиады, построив достаточное число приютов для бездомных и придумав, куда деть людей из перестраиваемых районов. О социальной цене проведенного в городе события говорят такие цифры: 15 тыс. человек были выселены из жилых районов, 9,5 тыс. доступных квартир было потеряно, 350 млн долл. из городского бюджета вместо социальных нужд были направлены на нужды Олимпиады. Так что понятия олимпийского духа, космополитизма, нового слова в строительстве городов и так далее, которыми авторы пропагандистских брошюр о&ьяатяли, почему Олимпиада столь важна для городского развития, только закрывали от глаз мира реальные городские проблемы. 347 Маркетинг мест городскими властями сопровождается строительством новых городских кварталов и зданий — эмблем, свидетельствующих о передовых взглядах властей и инновационном потенциале городов. Названия этих кварталов и зданий синекдохически становятся воплощением глобальных амбиций властей, будь это парижский Ла-Дефанс, лондонский Кэнери-Уорф или Бэттери-Парк в Нью-Йорке.
Date: 2015-08-07; view: 505; Нарушение авторских прав |