Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пастер и оспа
154 Акгорно-сетевая теория претендует на разработку концептуальных ресурсов «демократичного» по отношению к «нелюдям», то есть вещам и связям между ними, мышления. Она предназначена для описания взаимодействия самых разнородных участников процессов, каких только можно представить, а именно участии ко в людей и нечеловеческих участников — материальных объектов и живых организмов. 154 Брюно Латур определяет эту теорию как теорию, способную понять «нечеловеческих» акторов, не определяя априори степень их участия в создании мира. 154 Он, соответственно, критикует социологию за ее чрезмерную уверенность в способности раскрыть реальные мотивы участников социального действия, включенного в социальные структуры, чья причиняющая сила остается закрытой от акторов илитолько частично им понятной [см.: Latour, 2004:154— 156]. 154 Латур убежден, что в таких, например, феноменах, как глобальное потепление или «озоновая дыра», социальные и природные факторы смешаны таким образом, что сами категории природного и социального становятся бессмысленными. 155 В книге «Пастеризация Франции* Латур подробно рассматривает открытие Луи Пастером противооспенной вакцины, демонстрируя, что и Пастер как микробиолог и оспа как отдельный микроб в известном смысле возникли в ходе его экспериментов [см.: Latour, 1988]. 155 Пастер смог добиться успеха только потому, что задействовал в своем исследовательском проекте самых разных «акторов» — природных, социальных, технологических, политических, объединив их в «сеть» — спутанную, разнородную сложность 155 Что же именно осуществляет Пастер? Он следует классическому предназначению ученого — сделать невидимое видимым, непонятное — понятным. Он бесконечно экстрагирует, фильтрует, растворяет, выращивает биологические материалы, в ходе которых бацилла оспы и экспериментатор «взаимно обмениваются и усиливают свои качества» [Idem, 1999: 125]. 155 Но Латур неслучайно использует термин «со-конструирование». Бацилла, получается в его интерпретации этого этапа истории науки, не таилась столетиями невесть где, причиняя людям вред Она была создана ученым в качестве отдельной и независимой сущности. Им была сконструирована сложная социально-культурная сеть (Латур еще использует термин «ассамбляж»), которая и позволила бацилле возникнуть. Существует ли теперь бацилла? Определенно, отвечает Латур. Но в каком смысле? Это не значит, что она будет существовать всегда. Или что она может существовать вне социальных практик и научных дисциплин. Она существует только в созданной ради ее открытия сети [см.: Ibid.: 155-156]. 155 А в сети все компоненты объединены симметрично, в ней нет «более равных» акторов, поэтому не будет ошибкой сказать, что именно бацилла оспы «сделала» Пастера знаменитым. 155 Разбор Латуром открытия вакцины позволяет понять, как соединяются основные компоненты акторно-сетевой теории: 1) идея соконструирования; 155 2) допущение о симметричности вклада человеческих и нечеловеческих членов сети в ее функционирование; 156 3) изучение того, как сети складываются из самых разнородных и неожиданных компонентов; 156 4) изучение того, как сети впоследствии кристаллизуются в стабильные конфигурации. // Действие осуществляется своеобразным «совместным предприятием» 156 Действие, согласно этой теории, осуществляется своеобразным «совместным предприятием», включающим в себя людей и «нелюдей». 156 Латур понимает, что он здесь подрывает одно из ключевых антропологических допущений, а именно то, что к целенаправленному действию способны только люди. 156 Он убежден, что к целенаправленному действию способны также и институты, аппараты, «развертывания», или диспозитивы, как их называл Мишель Фуко [см.: Latour, 1999; 192]. 156 Латур рассуждает о действии тем же образом, что Фуко о власти. 156 Микрофизика власти «на местах» вновь и вновь создает новые варианты власти/знания. 156 Эта динамика порождает «диспозитивы» — институциональные конфигурации, являющиеся источниками стратегий, порождающих и дисциплинирующих субъектов. 156 «"Действия", - настаивает Лаггур, — это не то, что люди делают, а то, чего они достигают вместе с другими» [Ibid.. 288]. 156 Действие — результат того, что возникла сеть, а сеть создается из компонентов, одни из которых могут быть техническими, другие — социальными, третьи — природными. 156 Анализировать, как эти многочисленные (от генетически модифицированных продуктов до ВИЧ-инфекции) сети возникают, укрепляются и куда простираются, — вот исследовательская программа акторно-сетевой теории, настаивающей на «симметричном» отношении к природным объектам и социальным субъектам.
Date: 2015-08-07; view: 495; Нарушение авторских прав |