Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бергсон: «Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни»





Внутрь же самой жизни нас могла бы ввести интуиция. Интуицию Бергсон сближает с инстинктом, но все же не отождествляет.

Б.: «Интуиция - это инстинкт, сделавшийся бескорыстным (т.е. интуиция способна не ставить практических целей), способный сознавать самого себя».

«Интуицией называется род духовной симпатии, посредством которой переносятся внутрь предметы, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого».

Данная интуиция не передаваема в символах, т.е. понятиях интеллекта. Чтобы зафиксировать результат действия интуиции нужны понятия гибкие, подвижные, почти текучие.

То что имеется интуиция доказывается наличием художественного творчества.

Особенность эстетической интуиции: художник постигает единичное.

2 уровня интуиции:

Метафизическая – позволяет достигать знания общего.

Мистическая интуиция Позволяет человеку соприкоснуться с богом.

Интуитивное познание должно опираться на предварительные достижения интеллекта.

Сперва должны быть накоплены некие факты, достижения, и только потом возможно интуитивное озарение.

Нужно привлекать разум, чтобы получить гениальный результат.

Именно интуиция позволит человеку создать научную философию.

 

Философия будущего – это позитивная метафизика (научная метафизика).

Б.: «Или не существует никакой философии, или философия есть усилие интуиции по погружению вглубь вещи».

Научная философия должна создаваться многими людьми. Она должна быть результатом суммы многих интуиций.

 

Жизненный порыв по Бергсону в качестве своей основы имеет СВЕРХСОЗАНИЕ.

Жизнь – следствие существования Сверхсознания.

 

Можно научно доказать наличие СВЕРХСОЗНАНИЯ:

1.Из II закона термодинамики: «Все изменения, происходящие во Вселенной, имеют тенденцию к унификации. Все изменения переходят в тепловые, а теплота распределяется равномерно (явление тепловой смерти)»:

 

Материя подсказывает нам образ разрушающейся вещи. Всё в мире приходит к однообразию. Т.е. разрушению жизни.

 

Если материальность наводит на мысль о разрушающейся вещи, то процесс созидания должен идти в направлении противоположном материальному.

Нематериальное начало, созидающее мир, называется Сверхсознание.

 

2.Ссылка на интуицию:

С помощью метафизической интуиции возможно пережить в обратном порядке генезис Вселенной.

Если наш анализ правилен, то в основе жизни лежит СОЗНАНИЕ, или лучше Сверхсознание.

Бергсон: «СОЗНАНИЕ, ИЛИ СВЕРХСОЗНАНИЕ, - ЭТО РАКЕТА, потухшие остатки которой падают в виде материй. Сознание есть так же то, что остается от самой ракеты, и, прорезая эти остатки, зажигает их в организме».

Имеется в виду: сверхсознание созидает и материю и жизненный порыв, который отлепляется.

 

Понятие «Бог» используется в контексте: «Бог, таким образом определяемый, не имел бы ничего законченного. Он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода».

­­

Учение Бергсона легли в основу католического модернизма и кризиса современного сознания.

 

В отношение Бога еще одно важное пояснение: ошибочно считать, что творение Богом мира завершено. Сверхсознание – это центр, из которого, как из огромного букета, выбрасываются миры наподобие ракет. Несомненно, что Вселенная растет, путем прибавление новых миров. (Отсюда понятно, что тепловая смерть не может наступить).

 

Политические идеи Бергсона.

Общество – это определенный этап на пути развития жизненного порыва

 

2 источника морали и религии: Социальное давление и любовный порыв.

 

Первоначально преобладает социальное давление. Поэтому выходит закрытое общество.

Члены закрытого общества враждебно настроены к чужакам, тесно соединены друг с другом, всегда готовы к нападению и обороне. Закрытое общество опирается на статическую религию и закрытую мораль.

Статическая религия является суеверием и к истинному богу отношения не имеет.

С.религия создана мифотворческой функцией человека.

 

Мифотворческая функция реализует механизм выживания людей в обществе. Она присуща нам от природы. Ее назначение – сохранение человеческого рода.

Зачем для человеческого рода придумывать мифы?

Если бы не существовало миф, представлений и люди только опирались бы на разум, то общество неизбежно погибло бы. Разум говорит человеку, что его собственная личность важнее всего, что нужно быть эгоистом и не заботиться о других,

Эта установка разума гибельна для общества. Поэтому возникают мифологические запреты в виде запретов, которые якобы исходят от бога. Эти запреты позволяют преодолеть эгоизм у каждого отдельного человека.


С другой стороны, миф. функция важна потому, что ограждает человека от страха перед смертью, внушая мысли о загробном существовании, стимулируя человека к активной деятельности.

Мифологическая ф-ция – разновидность суеверия.

 

Закрытая мораль основывается на принуждении. Это главный принцип закрытого общества.

Как и все культурные ценности, закрытая мораль изменчива. И все-таки она постоянно отрицает факт собственного изменения. Закрытая мораль выдает собственные формы за вечные и неизменные.

Закрытому обществу противоположно открытое.

Открытое общество – то, которое в принципе охватывает всё человечество. Такое общество еще не создано. Именно в направлении открытого общества движется человечество. С т.з. антисоциальных групп – Жизненный порыв вынужден идти по пути Закрытого общества.

Переход к открытому обществу должен произойти благодаря отдельно выдающимся личностям: «Есть гении, которые увлекают за собой человечество». Его основа - не принуждение, а любовь.

Христианство движется к открытому обществу.

Открытое общество опирается на динамическую религию и отрытую мораль. О.М. предполагает равноправие людей. Принцип О.М. – ЛЮБОВЬ.

Динамическая религия напрямую связана с истинным богом. Динамическая религия опирается на мистическую интуицию.

Бергсон полагал, что переживания христианских мистиков, подробно им записанные, позволяют заключить о реальном существовании бога. Имеется в виду, невозможно совпадений переживания, если за ними не стоит реальный объект.

«Мы располагаем опытно сложенным экспериментальным доказательстовом».

 

Анри Бергсон.

Представитель философии жизни

Главное произведение- «творческая эволюция» 1907 год.

Два источника- мораль и религия.

Нобелевская премия по литературе. За литературный стиль философских произведений.

Главное понятие его философии- понятие длительности. Из всего лучше всего нам известно свое собственное существование. Философы прошлого упускали важнейшую черту индивидуального бытия- личность растет и меняется постоянно. Это характерная черта человеческого существования- изменчивость. Это же одна из главных характеристик длительности. Длительность составляет основу человеческого бытия и характеристику внешних вещей. Трансформизм становится обязательным для всякой философии. Не только человек меняется- меняется вселенная. «Вселенная длится».

Изменчивость-главная характеристика, тк восприятие любого предмета каждый раз неодинаково. Меняется объем нашей памяти, жизненный опыт- отсюда другое восприятие. Если все во времени- то все меняется внутренне и одна и та же реальность не повторится никогда.

Характеристики:

Длительность- субстанциальная основа нашего бытия. Нет ткани более прочной,более субстанциальной.

Длительность-духовная сущность. Чистое изменение- реальная длительность есть вещь духовная или пронизанная духовностью.

Длительность-вечное становление. Это поток который не может пойти назад. Опровергал возможность путешествия во времени- пространство нельзя уподоблять времени.

Длительность- непрерывное развитие, выработка форм, непрерывная обработка абсолютно нового- нет буквально повторяющихся событий. Длительность означает не только новое но и непредвиденное.


 

Три направления эволюции жизни:

1)оцепенение(растение)

2) интеллект(человек)

3) инстинкт(животное)

 

коренная ошибка предш философии- в попытке выделить одну главную линию эволюции. Этой главной линией считался человек.

Но центральной линии эволюции не существует и эволюция не всегда означает движение вперед. Во многих случаях эволюция заходит в тупик. Останавливается или даже поворачивает назад.

 

В основе эволюции лежит ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ.

Жизненный порыв состоит в потребности творчества. Жизненный порыв передается от поколения к поколению посредством зародышей. Жизненный порыв конечен и дан раз и навсегда. Это духовная сила на своем пути встречает материи- материя препятствует разворачиванию жизненного порыва. В противоборстве этой материи жизненный вынужден разделяться на ветви- как река обходит дерево. Именно поэтому невозможно единственное направление жизни. Жизненный порыв может преобретать важные формы на других планетах.

Инстинкт животных и интеллект человека имеют приспособительное значение. Инстинкт представляет собой узкое и вместе с тем точное знание природы и вещи. Инстинкт есть сочувствие. Но эта симпатия касается сущности предмета лишь в той мере в какой она нам необходима.

Интеллект предназначен для действия на материю. Интеллект рассматриваемый в его исходной точке, является способностью создавать искусственные предметы- из орудий фабриковать орудия и бесконечно разнообразить их выделку. Задача интеллекта- не постижение материи а действие на нее. Материя,взятая как целое, должна быть скорее течением, чем вещью. Контуры нашего восприятия предметов соответствуют не сущности материи, а линиям нашего действия на нее. Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни. Интеллект ясно представляет себе только прерывное.

Интеллект оперирует прочными восприятиями и устойчивыми понятиями.

 

МЕХАНИЗМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ИМЕЕТ КИНЕМОТОГРАФИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ. Изменчивую реальность интеллект пытается разложить на неизменные элементы. Каково искусство кинематографа такого же наше познание. Интеллект не должен претендовать на исследование сущности вещей- он должен только приспосабливаться. Внутрь самих вещей нас могла бы ввести интуиция. ИНТУИЦИЯ- ВЫСШАЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ. Она родственна скорее инстинкту чем аргументу. То, что интуиция существует,доказывает художественное творчество- там используется эстетическая интуиция которая направлена на постижение единичного. А природу вещей может раскрыть метафизическая интуиция, направленная на постижение общего. Поэтому многие его концепцию именуют ИНТУИТИВИЗМОМ.

 

Интуитивизм.


итнуиция- инстинкт,сделавшийся бескорыстно, способный созерцать самого себя.

Интуиция- род духовной симпатии по средством которой мы переносимся внутрь предмета чтоб слиться с тем, что есть в нем единственного и следовательно невыразимого.

Интуиция соединит философию и науку.

 

Позитивная метафизика будущего- или не философии не существует или философия- интуитивное усилие по погружению внутрь вещей.

Научная философия должна создаваться как сумма многих интуиций и многих людей. Для практических наук- интеллект. Для наук о сущности бытия- интуция.

 

Концепция жизненного порыва должна заменить все прежние объяснения эволюции. Эти объяснения сводятся к двум подходам которые равно несостоятельно- механицизм и телеология. С точки зрения механицизма, все события- следствие ранее происходящих событий. В этом отношении зная прошлое, можно точно предсказать будущее. С точки зрения телеологии в основе эволюции лежат не механические причины, а цели, установленные создателем. С этой точки зрения будущее предстказуемо- а это расходится с реальностью. В основе всего длительность- создание нового и меняющегося.

ПОДЛИННАЯ ПРИЧИНА ЖИЗНЕННОГО ПОРЫВА, ЛЕЖАЩАЯ В ЕГО ОСНОВЕ- ЭТО СВЕРХСОЗНАНИЕ. «Если наш анализ правилен, то в основе жизни лежит сознание или лучше сверхсознание». Это ракета,потухшие остатки которой падают в виде материи. Сознание есть также то, что остается от самой ракеты, и прорезая эти остатки, зажигает их в организмы.

Доказательства существования сверхсознания:

исходит из анализа закона термодинамики. Все изменения, происходящие во вселенной, стремятся к однородности. Материя, подчиненная этому закону, вызывает представление о разрушающейся вещи. Но если процесс разрушения связан с материей, то процесс созидания должен идти в обратном направлении- то есть быть нематериальным.

 

Процесс творения мира сверхсознанием не следует понимать как полностью завершившееся. Вселенная непрерывно растет путем прибавления новых миров.

Сверхсознание- центр из которого как из огромного букета выбрасываются миры наподобие ракет.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ.

«Два источника- мораль и религия». Вступление Америки в войну на стороне Антанты- во многом заслуга Бергсона.

Два типа общества:

Закрытые. Его члены всегда готовы к нападению или обороне. Враждебно настроены к чужакам. Опирается на статическую религию и закрытую мораль. Закрытая мораль признает равные права только для своих. Основана на принуждении. В ее основе социальное давление. Закр мораль изменчива но сам факт изменений всегда отрицается. Стремится выдать себя за вечную и неизменную. Статическая религия не имеет отношения к богу. Возникает в результате действия мифотворческой функции. Эта функция стремится обеспечить выживание человечества. Опасность для человеческого общества представляет интеллект который подсказывает быть эгоистом. Всеобщий эгоизм разрушает общество. Делает невозможным сохранение человечества. Интеллект должен ограничиваться мифотворческой фунцией с ссылкой на запреты исходящие от бога. Мифотворческая фунция позволяет преодолеть страх смерти.

 

Открытое общество- то, которое в принципе охватывает все человечество. Оно находится на пути к нему. Создание откр общество должно происходить через отдельных выдающихся людей. Базируется на динамической религии и открытой морали. Принцип открытой морали- люовь. Динамическая религия опирается на мистическую интуицию.

 

Бытие бога может быть доказано опытным путем- переживания христианских мистиков сходны между собой. Бог есть любовь и он есть объект любви- таков весь вклад мистицизма.

Интуиция

мистическая

 







Date: 2015-08-06; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию