Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России






 

Позитивная тенденция стабилизации экономической ситу­ации в России. В период плановой экономики до 90-х гг. прошлого сто­летия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных органов ха­рактеризовались относительной стабильностью, некоторой статичностью и детерминированностью.

Приоритеты качественных изменений в политике и экономике госу­дарства, в сфере его внешнеэкономической деятельности были заданы в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трансформа­ции российской экономики, общемировые экономические процессы — все это вызвало необходимость в принципиальной модернизации экономи­ческой модели и способствовало поступательному развитию страны.

Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабилизации экономической ситуации, что подтверждает, например, положительная динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 г. (рис. 1) и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В это время Россия получает статус страны с рыночной экономикой, расширяются и интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наблюдается устой­чивый рост стоимостных объемов внешнеторгового оборота. При этом опережающими темпами растет импорт; увеличение экспорта способст­вует сохранению благоприятной конъюнктуры и стремительному росту цен на рынках энергоносителей.

 

 

 

 

2007 г. стал очередным этапом поступательного развития российской экономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 552,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 25,8%, в том числе по странам дальнего зарубежья - 469,8 млрд. долл. США (рост на 25,5%), со странами СНГ - 82,4 млрд. долл. США (рост на 27,4%).

В рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового ба­ланса - в 2,4 раза: в 2000 г. данный показатель составлял 69 млрд. долл. США, в 2006 г. - 163,4 млрд. долл. США (рис. 3). Сальдо внешнеторгово­го оборота в 2007 г. составило 152,8 млрд. долл. США.

 

 

 

В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рас­сматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относи­тельно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сло­жившимися устойчивыми связями.

На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего за­рубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в про­центном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.

 

 

 

 

Товарная структура экспорта Российской Федерации[1] в 2007 г. пред­ставлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в пер­вую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.

 

 

Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.

 

 

Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уро­вень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов им­порта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электро­оборудования, инструментов и оптических аппаратов.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки про­дукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.

 

 

Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текс­тильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%).


Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборо­та в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика ос­новных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество офор­мленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклараций; Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количест­во оформленных ДКД и книжек МДП).

 

 

Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленных ГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли­чества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются начиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилиза­ция количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.

 

 

 

 

Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифициро­вались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряжен­ность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД.

Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД. Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регулирования,

 

организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России[2]. ФТС России является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти.

Основные цели ее деятельности:

• обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья и безопасности граждан России таможенными методами и средствами;

• таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД России;

• содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества в мировую финансово-экономическую систему;

• предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безо­пасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации таможенных процедур и технологий.

В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты ре­шения принципиального характера по совершенствованию деятельнос­ти ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирова­ния государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществля­ет общегосударственные функции:

• выработку государственной политики в области таможенного дела;

• нормативное правовое регулирования в области таможенного дела;

контроль и надзор в области таможенного дела;

• валютный контроль;

специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями.


За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных пла­тежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.[3]. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам за­дания.

 

 

Выполнение таможенной службой России функции контроля в облас­ти таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения зада­ния в 1996 и в 2001 гг. составил 113 и 110% соответственно, а в 1997 и 2006 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.

 

 

В рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных пла­тежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.

 

 

Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятия­ми, проводимыми таможенными органами и направленными на дальней­шее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России.

В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эф­фективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех за­интересованных лиц, а также возможность обжалования действий (без­действия) таможенных органов и должностных лиц.

Таможенные органы проводят активную работу по совершенство­ванию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и при­ведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период созда­на работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).

 

 

Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы Рос­сии представлена на рис. 11. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможен­ной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.


 

 

Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объ­ема финансирования таможенной службы отражена на рисунке 12.

 

 

Таким образом, с одной стороны, можно говорить о достаточно ста­бильном функционировании системы таможенных органов в рассматри­ваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития[4], с другой, достаточно очевид­ными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции:

· в мировых экономических процессах - глобализация и регионализа­ция сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и формирование на этой основе общих границ и единых требований к тамо­женным процедурам и администрациям, международное централизован­ное регулирование экономических процессов;

· в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России – интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли, новые требования к параметрам и качеству таможенного администриро­вания, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межго­сударственных институтов.

Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономи­ке России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преиму­щественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов[5], таможенных ор­ганов, таможенных технологий и услуг.

 

 







Date: 2015-08-06; view: 1789; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию