Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России
Позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России. В период плановой экономики до 90-х гг. прошлого столетия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных органов характеризовались относительной стабильностью, некоторой статичностью и детерминированностью. Приоритеты качественных изменений в политике и экономике государства, в сфере его внешнеэкономической деятельности были заданы в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трансформации российской экономики, общемировые экономические процессы — все это вызвало необходимость в принципиальной модернизации экономической модели и способствовало поступательному развитию страны. Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабилизации экономической ситуации, что подтверждает, например, положительная динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 г. (рис. 1) и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В это время Россия получает статус страны с рыночной экономикой, расширяются и интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наблюдается устойчивый рост стоимостных объемов внешнеторгового оборота. При этом опережающими темпами растет импорт; увеличение экспорта способствует сохранению благоприятной конъюнктуры и стремительному росту цен на рынках энергоносителей.
2007 г. стал очередным этапом поступательного развития российской экономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 552,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 25,8%, в том числе по странам дальнего зарубежья - 469,8 млрд. долл. США (рост на 25,5%), со странами СНГ - 82,4 млрд. долл. США (рост на 27,4%). В рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового баланса - в 2,4 раза: в 2000 г. данный показатель составлял 69 млрд. долл. США, в 2006 г. - 163,4 млрд. долл. США (рис. 3). Сальдо внешнеторгового оборота в 2007 г. составило 152,8 млрд. долл. США.
В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рассматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относительно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимися устойчивыми связями. На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в процентном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.
Товарная структура экспорта Российской Федерации[1] в 2007 г. представлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.
Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.
Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уровень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов импорта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электрооборудования, инструментов и оптических аппаратов. Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки продукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.
Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текстильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%). Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборота в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика основных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество оформленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклараций; Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количество оформленных ДКД и книжек МДП).
Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленных ГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд количества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются начиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилизация количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.
Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифицировались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряженность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД. Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД. Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регулирования,
организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России[2]. ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Основные цели ее деятельности: • обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья и безопасности граждан России таможенными методами и средствами; • таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД России; • содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества в мировую финансово-экономическую систему; • предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безопасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации таможенных процедур и технологий. В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты решения принципиального характера по совершенствованию деятельности ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирования государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществляет общегосударственные функции: • выработку государственной политики в области таможенного дела; • нормативное правовое регулирования в области таможенного дела; • контроль и надзор в области таможенного дела; • валютный контроль; • специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных платежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.[3]. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам задания.
Выполнение таможенной службой России функции контроля в области таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения задания в 1996 и в 2001 гг. составил 113 и 110% соответственно, а в 1997 и 2006 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.
В рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных платежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.
Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятиями, проводимыми таможенными органами и направленными на дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России. В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эффективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех заинтересованных лиц, а также возможность обжалования действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц. Таможенные органы проводят активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и приведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период создана работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).
Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы России представлена на рис. 11. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможенной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.
Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объема финансирования таможенной службы отражена на рисунке 12.
Таким образом, с одной стороны, можно говорить о достаточно стабильном функционировании системы таможенных органов в рассматриваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития[4], с другой, достаточно очевидными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции: · в мировых экономических процессах - глобализация и регионализация сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и формирование на этой основе общих границ и единых требований к таможенным процедурам и администрациям, международное централизованное регулирование экономических процессов; · в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России – интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли, новые требования к параметрам и качеству таможенного администрирования, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межгосударственных институтов. Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономике России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преимущественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов[5], таможенных органов, таможенных технологий и услуг.
Date: 2015-08-06; view: 1789; Нарушение авторских прав |