Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология воспитания детей с нарушением зрения ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
каждодневной жизни семьи подготовит его переход к жизни в интернате, снимет трудности адаптации на новом месте и поможет приспособиться к новым условиям жизни. 7.3. Роль и значение игрушки в воспитании незрячего ребенка Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребенка раннего возраста, особенно слепого, особое место занимают игрушки. В отношении незрячих детей игрушки выполняют еще одну, не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действия с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приемов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока еще не могут получить из своей жизненной практики. Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры, и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом, на тактильное, осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию как слепого, так и зрячего ребенка. Общим для всех игрушек является то, что в них учтен набор свойств, необходимых для их восприятия и осуществления с ними правильных действий. Рассмотрим некоторые свойства игрушек по отношению к особенностям психического развития слепых детей. Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. У слепых детей избирательное отношение к материалу предметов, игрушек наблюдается в разной степени и в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что слепой ребенок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью. Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызываюту слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив, мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность.
Глава 7. Практические приемы и средств а Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: ткани, дерева, резины, пластмассы и т.д. Исключение составляют игрушки из бумаги (бумажные куклы и т.д.). Они очень непрочны. Слепой ребенок, обследуя игрушку и действуя с нею, с усилием нажимает на нее, сжимает ее пальцами. Особенно свойственно это маленьким детям. Часто они теребят, мнут игрушку в руках, стучат ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издает. Поэтому, говоря о материале игрушек для слепых детей, следует подчеркнуть, что к их прочности должны предъявляться повышенные требования. Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно-образ-ные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: легко мыться, краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной. Давая детям игрушки из различного материала, следует обращать их внимание на его свойства. Так, например, знакомя ребенка третьего года жизни с мохнатой собачкой из искусственного меха, можно сказать: «Посмотри, какая собачка мягкая, теплая». При игре с резиновым мячом нужно обратить внимание ребенка на то, какой он упругий, как он «звенит», ударяясь о пол. Подобные занятия помогают знакомить слепого ребенка со свойствами окружающих предметов, назначением различных игрушек, помогают формированию правильных действий с ними. Формированию представлений детей о предмете, который изображен в игрушке, способствует игра с игрушками, выполненными на одну тему, но из разного материала (например, заяц из искусственного меха, из ткани, из пластмассы; автомобиль из дерева, металла, пластмассы). Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размеры. Мелкие игрушки (но не менее 9 см) нужны для всех слепых детей. Однако в зависимости от возраста ребенка и уровня его психического развития они выполняют разные функции. Так, Date: 2015-08-06; view: 269; Нарушение авторских прав |