Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология воспитания детей с нарушением зрения____





связи между явлениями, с которыми он встречался ранее в жизни находя его место в единой системе его знаний.

Безусловно, школьные курсы физических, химических, социальных и других изучаемых наук и их объектов составляют свои специфичес­кие концепции.

Чтобы понять явления жизни, незрячий ребенок должен включить каждое воспринятое и изучаемое явление в цепь с другими, в единую научную концепцию природы и общества. Это потребует от него не только анализировать и обобщать наблюдаемые явления, но и на их основе позволит предвидеть и понять последствия происходящих изменений в природе и обществе.

Создание общих научных концепций дает детям возможность вос­станавливать и воспроизводить при восприятии отдельных качеств и явлений их связи с другими в целостном понимании мира.

Проведенные исследования формирования системы образов внеш­него мира незрячими как отечественных, так и зарубежных тифло-психологов96 показывают, что становление специфической психоло­гической системы незрячего в значительной степени связано не только с психофизиологическими особенностями формирования сенсорных систем и сенсорных образов, но и с социальными условиями, положе­нием человека с нарушением зрения в среде, предназначенной для зрячих, с формированием его позиции по отношению к миру вещей и людей в совместной деятельности при решении возникающих про­блемных ситуаций.

Для всей мировой психологической науки теория деятельности, разрабатывавшаяся в нашей стране, до сих пор является основопола­гающей теорией развития психики ребенка, в том числе и теорией приобретения новых знаний.

К сожалению, строгая регламентация и отнесение каждого из ви­дов деятельности к определенному возрасту часто воспринимаются как нечто стабильное и неизменное, и это приводит к тому, что форма преподнесения новых знаний в школе сужается и осуществляется лишь в виде передачи информации как формы обучения.

96 Солнцева Л.И. Психологические аспекты формирования образов внешнего мира у детей с нарушениями зрения. // Тифлопсихология детства. — М,.: Полиграф Серей 2002. — С. 37—47.


____ Глава б. Формирование у детей с нарушением зрения базы...

Своеобразие развития детей с нарушением зрения, к сожалению, слабо отразилось в формах преподнесения им учебного материала. Исследование Д.М. Маллаева97 об особенностях игры детей с на­рушениями зрения и использования ее в процессе физического и нравственного воспитания показало, что для детей с нарушениями зрения игра в начальной школе является мощным средством обуче­ния и воспитания. Использование же игр в школах для детей с наруше­нием зрения чаще всего сводится к одному виду — дидактическому.

Д.М. Маллаев показал, что игра в специальной школе при позиции взрослого как равноправного партнера, при организации условий игры позволяет не только расширять знания об окружающем и формиро­вать мыслительные операции, но и развивать те психические каче­ства, на которые мы ранее меньше обращали внимание. Речь идет о целом комплексе личностных качеств и свойств психических процес­сов, которые позволяют слепому и слабовидящему ребенку активно войти в жизнь зрячих, развивать свою познавательную сферу.

Не случайно в настоящее время большое значение в тифлопсихо-логии и тифлопедагогике придается системному подходу к изучению и педагогическому воздействию на детей с нарушениями зрения. У незрячих детей разных возрастов, на каждом этапе развития фор­мируется своя, очень своеобразная система психических образова­ний, особая их структура, иерархия, соподчиненность, свойственная только им, отличная от психологической системы нормально разви­вающегося и нормально видящего ребенка, отражающая их знания и представления об окружающем мире и о себе.

Тифлопедагогика и тифлопсихология в связи с этим строят свою дидактику и методы воспитания незрячих детей, основываясь на зна­нии специфики и своеобразии этой системы. Можно выделить хотя бы одно направление, в котором должен измениться подход к обуче­нию и воспитанию слепых. Самостоятельно передвигающийся, живу­щий и работающий в среде зрячих незрячий гораздо чаще находится 8 экстремальных ситуациях, чем зрячий. Экстремальная ситуация предъявляет особые требования к человеку, его умению воспринять

97 Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабови­дящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Ав-т°Реф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1993.

26ll


 


Психология воспитания детей с нарушением зрения

и реагировать на целую систему факторов, ее вызвавших. Незрячему чаще приходится анализировать ситуации, в которых он находится, имея возможность воспринимать не всю ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы, оценивать и воссоздавать ее по отдельным признакам. Поэтому незрячему требуется глубокое, всестороннее зна­ние всех процессов и деталей, связанных со своей деятельностью, с условиями ее осуществления. В связи с этим хотелось бы выяснить, что из себя представляет экстремальная ситуация с позиции психологии.

Экстремальная ситуация — опасные обстоятельства для жизни от­дельного человека или группы людей. При этом очень важно, чтобы человек в экстремальной ситуации видел опасность не только для себя, но и для окружающих. И этот момент, как правило, определяется мо­ральными качествами человека, его мировоззрением. В таких ситуа­циях решение проблемы будет связано не только с системой представ­лений о конкретных объектах и развивающихся процессах, вызываю­щих экстремальную ситуацию, но и с системой ценностей человека.

Возникающая в процессе анализа ситуации и ее выяснении оцен­ка экстремальной меры опасности ее развития для себя и для окру­жающих связана с морально-нравственными устоями личности. Воз­можность положительного разрешения экстремальной ситуации только для себя, не считаясь с другими людьми, связывается с эгоис­тическими интересами лишь своей личной безопасности.

Высокие моральные качества человека в таком случае включают­ся в систему восприятия ситуации и не позволяют идти только по это­му направлению или пути.

Однако в большинстве экстремальных ситуаций невозможно раз­делить личную и коллективную безопасность. Личную безопасность возможно обеспечить лишь в случае достижения коллективной за­щиты. Поэтому вопрос разрешения человеком экстремальной ситуа­ции требует сопоставления и оценки различных путей ее решения, исходя не только из системы своих знаний и представлений, но своей системы ценностей, мотивов и желательности для человека опреде­ленного результата.

Возможности положительных разрешений экстремальной ситуа­ции требуют от человека прочного и четкого знания и представления всей ситуации — ее зарождение, причины возникновения, возмож­ные пути ее развития, а также итоги и последствия.


____ Глава б. Формирование у детей с нарушением зрения базы...

Особенностью процесса принятия решения в экстремальной ситу­ации является скорость, быстрота развития событий, поскольку сама экстремальность чаще всего связывается с быстротой ее проявления и развития, что и вызывает необходимость ее быстрого разрешения, быстрого реагирования на нее человека. Этот факт предъявляет к лицам, находящимся в экстремальной ситуации, требование быстрого реагирования на основе обобщенных и системных знаний, связанных с областью возникновения экстремальности.

Большое значение в умении разрешать экстремальную ситуацию в обучении и воспитании незрячих приобретают конктретные жиз­ненные ситуации, реальные учебные, игровые, трудовые и повседневно выполняемые процессы. Это должно стать одним из важных законов тифлопедагогики и тифлопсихологии, включающих в свой арсенал инструментов развития детей решение жизненных ситуаций как ме­тодов обучения и воспитания.

В культурном развитии общества и приобретении детьми новых знаний можно выделить несколько аспектов, или линий и направле­ний, по которым осуществляется процесс обучения и воспитания: это академическое направление, сама жизнь в семье, труд и профессио­нальное совершенствование, наука и искусство.

Для нормально видящих детей эти линии достаточно четко разде­лены. Знакомство с трудом, искусством, наукой происходит в повсед­невной жизни, в семье, а также в образовательных учреждениях. Та­кое широкое понимание процесса обучения и воспитания выходит за пределы психологической теории деятельности и выделения в ней различных ее видов (игра, учение, труд) со своими специфическими задачами, мотивами и целями. Практически и труд, и учение (в смыс­ле посещения школы и приобретения информации и так называемых «книжных» знаний), и наука, и искусство представляют собой различ­ные формы деятельности, отличающиеся своими инструментами познания окружающего мира, и являются средствами воспитания и развития ребенка. Поэтому они должны органично включаться в пе­дагогику и психологию незрячих, расширяя сферы ее дидактики. Зна­чение этих средств особенно четко выявляется для детей с наруше­ниями зрения, поскольку весь предшествующий опыт воспитания в семье и школе показывает неподготовленность к жизни именно из-за отсутствия таких средств и способов воздействия, как практика и быт


 




Date: 2015-08-06; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию