Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология воспитания детей с нарушением зрения____





радости вызывает стремление у ребенка постоянно все процедуры совершать самостоятельно.

Один из важных гигиенических навыков — пользование туалетом. Контроль за действием кишечника и мочевого пузыря требует особо­го внимания в воспитании незрячих и слабовидящих детей и являет­ся важным социальным навыком, обеспечивающим им чувство равен­ства со своими зрячими сверстниками. Многие слепые дети научаются этому лишь к двум годам, а то и позже, что связано с особенностями их физического развития, часто ослабленного из-за меньшей двига­тельной активности, мобильности и ослабленности здоровья. Лишь освоив передвижение, он получает возможность контролировать глад­кую мускулатуру, отвечающую за дефекацию и мочеиспускание. Появление самоконтроля во многом зависит от родителей, оттого, на­сколько они внимательно следят за временными интервалами выделе­ний у ребенка и как их используют для своевременного удовлетворения его потребности, обучая социально приемлемым способам их выполне­ния, сопровождая речевыми пояснениями и приучая просить помощи у родителей, когда ребенок сам еще не может выполнить все действия.

Ребенок должен знать и представлять современный туалет, на­учиться пользоваться унитазом, спускать воду. Дошкольник должен научиться садиться на него и слезать. Для детей с глубокими наруше­ниями зрения важно держаться за что-нибудь: край ванны, умываль­ник или специально прикрепленную на стене ручку. Поскольку сле­пые и слабовидящие дети в основном пользуются унитазами для взрослых, следует приобрести специальную детскую приставку. Са­мостоятельное владение незрячим и слабовидящим ребенком туале­том — это не просто формирование гигиенического навыка и приоб­щение к социальным способам удовлетворения своих физических потребностей. Овладение им позволяет ребенку с глубоким наруше­нием зрения расширить круг своей самостоятельности, создаету него чувство уверенности в себе, меньшей зависимости от взрослых.

В период дошкольного детства слепой и слабовидящий ребенок овладевает умением одеваться и раздеваться без посторонней помо­щи. При этом ему легче научиться раздеваться, чем одеваться, посколь^ ку при одевании он должен не только уметь натягивать на себя одеж­ду, но определять и различать целый ряд признаков, относящихся к культуре одежды: лицевую и изнаночную стороны, переднюю и


_____ Глава 7. Практические приемы и средства воспитания детей...

заднюю ее части. Особое внимание следует обратить на процесс раз­девания, соблюдение его строгой последовательности, сопровождая свои действия словесным описанием одежды. Следует знакомить с частями одежды: воротник, рукава, молния, пуговицы, карманы и т.д.

В процессе одевания, как это показал А.И. Мещеряков при воспи­тании слепоглухих детей, важно использовать так называемое разде­ленное действие: часть выполняется воспитателем, часть воспитан­ником. При этом доля воспитателя постепенно уменьшается. Например, воспитатель помогает просунуть ноги в брючки, а ребенок сам натягивает их.

Очень важно, чтобы ребенок был одет аккуратно, для этого слепо­го и слабовидящего обучают определению изнаночной и лицевой сто­роны одежды, ее передней и задней частей, отыскивать такие детали, как пуговицы, швы, карманы, бантики и т.д. С этой целью на началь­ном этапе обучения можно делать нашитые метки, но важно, чтобы дети научились определять вещи без специальных меток, так как не всегда их можно использовать. Так, различать правый или левый бо­тинок дети учатся сначала по чувству удобства или неудобства ноги, а позже по сопоставлению их формы, сравнению двух поставленных рядом туфель.

Большое затруднение вызывает у слепых овладение застегива­нием пуговиц, шнуровкой ботинок. Эти навыки они также постепенно приобретают, но целесообразнее использовать одежду и обувь с мол­ниями, липучками. Важно выработать у ребенка привычку самостоя­тельно убирать на выделенное ему место в шкафу свою одежду и обувь, четко соблюдать это правило, что позволит ему быть более самостоя­тельным в их нахождении и выборе.

Участие в домашних делах для слепого и слабовидящего ребен­ка является важной частью его воспитания в семье, поскольку ему предстоит жить в мире зрячих и во многих бытовых ситуациях пола­гаться только на себя. Необходимо определить для незрячего ребенка некоторые домашние обязанности, выполнение которых позволит ему почувствовать себя полноправным членом семьи, свою значимость в ее жизни. Следует привлекать его к уборке квартиры (комнаты, кух­ни); ему доступны вытирание пыли с мебели, сервировка стола, поли­вка цветов. Для незрячего дошкольника нет мелочей в овладении эле­ментарными навыками бытовой деятельности. Только его участие в


 

 








Date: 2015-08-06; view: 273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию