Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология воспитания детей с нарушением зрения__





семейной жизни, ориентирование, труд в коллективе, умения и навы­ки восприятия всех видов искусства, включая живопись, графику и др., рассчитанных на зрительное восприятие.

К сожалению, тифлология и ее дидактика в значительной степени являются «книжными», а ее средствами или инструментами является письменная и устная речь, что приводит к интеллектуализму и форма-лизмуусвоения знаний.детьми.

Анализ трагедии Чернобыля, с позиций тифлопсихолога, показал, что в поведении и организации деятельности специалиста, работаю­щего на атомной станции, и в поведении незрячего в жизненных си­туациях имеется много общего. Эта общность связана, в первую оче­редь, с невозможностью видеть воочию весь процесс, происходящий вокруг него. Он может и должен судить о нем по косвенным, отдель­ным признакам. Для этого ему нужно обладать не просто суммой пред­ставлений, а знанием законов, характеризующих развивающийся процесс, и на основе логически и структурно организованной теоре­тической концепции, закономерностей развития ситуации включить в нее воспринимаемые признаки, оценить их и организовывать свою деятельность в соответствии с этим.

Анализ действий руководящего и работающего персонала на Чер­нобыльской атомной электростанции в период аварии имеет не толь­ко значение для профессиональной подготовки физиков-атомщиков, но и для педагогов и психологов, работающих в различных отраслях деятельности. В первую очередь, встает вопрос о системе обучения и воспитания специалистов узкого профиля, а также обучение и воспи­тание детей в семье и школе.

События, произошедшие на Чернобыльской АЭС, поведение и дей­ствия технического и медицинского персонала в первые часы аварии показывают недостаток общего и профессионального образования, отсутствие в нем наиважнейшего звена, а именно умения анализиро­вать ситуацию.

Дети, оканчивающие школы слепых, едва ли будут работать в об­ласти эксплуатации атомных реакторов на АЭС, но сам принцип экс­тремальной ситуации, в которых чаще, чем зрячий, находится слепой и слабовидящий в реальной будничной жизни, требует от педагогов и психологов подготовки незрячих учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях. Причины, приведшие к тяжелейшей аварии, не только в


Глава б. Формирование у m

фубейшем нарушении всех инструкций и правил эксплуатации. Вся система работы персонала заключалась в том, что люди обучались, как действовать после объявления ситуации аварийной. Нужно ли это? Па, но в первую очередь необходимо было научить прогнозировать свою деятельность, анализировать и определять характер ситуации и

ее последствия.

Это основной тезис и условие осуществления любой деятельно­сти. А этому незрячих детей как раз не учили ни дома, ни в общеоб­разовательной, ни в профессиональной школе. Ни в математике, ни в физике, ни в ориентировке в пространстве, ни в физическом вос­питании.

Практика технических высокооснащенных производств показала, что теория деквалификации рабочего в высокоавтоматизированном производстве ушла в прошлое, поскольку именно работа на таком производстве требует от любого специалиста знания всей системы организации производства, законов и процессов, в нем происходя­щих, умения самостоятельно определять и диагностировать ситуацию и действовать в соответствии с ее характером.

«Думаю, что после этой аварии должно закончиться средневеко­вое мышление... Это должно переформировать наше мышление, в том. числе мышление любого человека, кем бы он ни был — рабочим или ученым... Хочешь жить в атомном веке — создавай новую культуру,

новое мышление»98.

Тем самым мы подходим к психолого-педагогической проблеме подготовки незрячих детей к жизни в семье и школе, к овладению профессиональными знаниями. Необходимо создавать у детей пси­хологическую направленность на развитие именно тех психических качеств, которые могут обеспечить в каждой жизненной ситуации возможность ее анализа и способность выбрать оптимальные сред­ства и методы ее решения.

Из этого следует, что в семье и школе необходимо больше внима­ния обращать на формирование умения анализировать бытовые, учеб­ные, игровые ситуации, представляющие из себя сложные системы, на формирование вариативности мышления на любом материале,

98 Воробьев А.И. Цит. по: Медведев Дм, Чернобыльская тетрадь // Новый мир. — 1989. — № 6. — С. 105.


 




создание психологической направленности на развитие таких психи­ческих качеств, на которые ранее меньше обращалось внимание.

Например, не только увеличивать объем памяти, но и создавать ее готовность; не только расширять объем внимания, но и формировать способность его переключения, распределения, не говоря уже о быст­роте реакции и развитии комбинаторных способностей слепых де­тей. Все это позволяет более адекватно реалиям воспринимать мир и действовать в конкретной ситуации.

Очень важным качеством психических процессов является гиб­кость, подвижность динамических систем, включенных в процесс осуществления деятельности, что предполагает более широкое и глу­бокое знание окружающего и соотнесение с уровнем своей собствен­ной активности.

Таким образом, современная система обучения и воспитания дол­жна включать целые разделы, которые до настоящего времени не яв­лялись заботой тифлопедагогов и тифлопсихологов. И это еще раз свидетельствует о социальной обусловленности тифлопедагогичес­кой науки в каждый из отрезков истории.

Расширенное понимание задач тифлопсихологии требует иного подхода и к теории получения новых знаний и воспитания мышле­ния. Это заставляет обратиться к внутренним причинам, стимулирую­щим развитие человека.

Естественно, что необходимо опираться на учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и соотношения ее с актуальным развитием.

Следует проанализировать также и иерархическое развитие струк­туры деятельности и, в частности, структуру, состоящую из несколь­ких уровней. Следует особенно отметить уровень, характеризующий разрешение внутренних противоречий, возникающих при анализе любого рода ситуаций, т.е. двойную связь, двойную детерминацию, альтернативу, которую должен, анализируя ситуацию, разрешить ре­бенок. В связи с этим зона ближайшего развития Л.С. Выготского вы­ступает как дистанция между настоящим, сегодняшним, ежедневны­ми действиями индивида и исторически новыми формами социальной активности, которые могли быть созданы только коллективно, в жиз­ненной ситуации; как решение проблемы «двойной детерминации», потенциально существующих возможностей, реализующихся в имею­щихся способах действий.


Таким образом, речь идет о принятии решения, об изменении или борьбе разных мотивов, возникновении внутренних противоречий и о их разрешении, т.е. о том, что характерно для поведения человека в целом, его личности как единой системы.

Уровень решения любой конкретной ситуации зависит не только от полноты и системности знаний об окружающем, но и от воспита­ния идейных, морально-этических устоев личности.

Однако зона ближайшего развития представляется не только как спонтанная ситуация, в которой используются объективно новые фор­мы деятельности, развертывается внутренняя активность человека, но и как взаимодействие с другими людьми, коллективом.

Формирование новых форм активности детей начинает осуществ­ляться в совместном и разделенном действии со взрослым, как это показал А.И. Мещеряков в работе со слепоглухими детьми, и именно это создает зону ближайшего актуального развития незрячего ребен­ка. Они появляются как результат коллективной активности в реше­нии практической жизненной ситуации.

Современные условия жизни, более тесная связь и зависимость человека от общества вызывают и необходимость появления типич­ного для нашего времени типа обучения и воспитания, соответствую­щего современному этапу развития общества и человеческой исто­рии, а именно формированию у учащихся концепции. Это относится также и к инструментарию осуществления и принятия этого типа обу­чения, то есть теории мышления, образования понятий.

Если проанализировать классическую линию стадиального развития мышления от конкретного до абстрактного, то можно проследить неко­торую линейность представлений в формировании мышления, последо­вательность его стадий (Жан Пиаже), можно увидеть слабость именно в неисторическом подходе и лишь попытках понять историческую транс­формацию мышления. Основным недостатком являются противопостав­ление форм «простого», примитивного и более совершенного мышле­ния, показ строгой последовательности форм и теорий мышления от опыта к анализу и стремление использовать старые методы из других отраслей науки для формирования нового, на основе формальной логики.

Современный анализ условий развития теории психологии по­лучения новых знаний в значительной степени должен меняться, так как комплексность и сложные системы взаимосвязей теории и прак­тики требуют перехода от формальной к диалектической логике как


 




форме познания законов развития современного общества. А.В. Брущ. линский" говорил о том, что строящийся мыслительный прогноз пред­стает как творчески развивающееся понятийное обобщение по своей природе — конструктивное, не просто облекающее в новую форму готовое знание, а насыщающее его новым содержанием.

Исследование Э. Ильенкова диалектической логики на примере формирования понятия «пролетариата» показывает, что суть поня­тия нельзя вывести из конкретных фактов, а лишь из анализа системы обобщенных экономических условий жизни общества и его роли в истории. Примером такого подхода является также создание Д.И. Менделеевым периодической системы, позволяющей на ее тео­ретической основе открывать новые (неизвестные) элементы.

Инструментами диалектической логики в современных условиях являются новые виды теоретического мышления, соответствующие вновь возникшим и существующим историческим новым типам и ком­плексной деятельности. Создание концепции, генеральной идеи по­нимания событий и явлений как процесса перехода от абстрактного к конкретному, которая может выражаться в нескольких типах, напри­мер в виде модели или системы более или менее аналогичной по струк­туре и конфигурации развитию реального явления, — рациональный путь получения новых знаний, отражающих основные закономернос­ти развития природы и общества.

Это положение четко согласуется с исследованием слепых детей младшего дошкольного возраста, а именно первоначального накоп­ления ими значительного количества понятий, не имеющих под со­бой конкретного содержания, и последующего наполнения их реаль­ными образами, т.е. путь от общего к частному.

Создание концепции необходимо начинать с раннего детства, фор­мируя глобальные, малодифференцированные структуры сознания, яв­ляющиеся основой для детского экспериментирования как одного из важнейших видов мыслительной и творческой деятельности детей, по­зволяющей им, используя «двойную детерминацию», противоречие между четко дифференцированными и глобальными структурами, раз­решить это противоречие и создать четкую обобщенную систему обра­зов представлений об окружающем, соответствующую реалиям жизни.

" Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). — М.: Мысль, 1979.

Г268


Глава 7. Практические приемы и средства воспитания детей с нарушением зрения

7.1. Организация условий жизни слепого и слабовидящего ребенка в семье

«Вопреки широко распространенному мнению ужас слепоты со­стоит не в отсутствии восприятий и даже не в практических затрудне­ниях, создаваемых отсутствием зрения, которые, правда достаточно велики, но в значительной степени могут быть ослаблены целесооб­разной организацией жизни, а главным образом в том, что слепой выпадает из обычного коллектива»100.

Организация жизни незрячего и слабовидящего ребенка в семье, руководство его поведением, создание пространства, в котором он мог бы чувствовать себя свободно в коллективе семьи, дают возмож­ность родителям успешно проводить воспитательную работу. Благо­приятные условия жизни и психологический климат, в котором он растет, обеспечивают формирование умений и навыков, позволяю­щих ему преодолевать трудности освоения окружающего внешнего мира, чувствовать себя, как и члены его семьи, способным к самосто­ятельному выполнению семейных обязанностей.

В этой воспитательной работе значительная роль принадлежит знанию родителями и воспитателями специфических приемов и средств работы со слепыми и слабовидящими детьми, создающих У ребенка ощущение любви, комфорта и, что очень важно, чувство безопасности.

Родители должны быть сами достаточно организованными и соблю­дать все те требования быта, которые они предъявляют к ребенку, на­чиная с квартиры, в которой живет слепой и слабовидящий ребенок. Всем членам семьи следует соблюдать специфические требования,

100 Щербина A.M. Необходимость социального подхода при изучении слепых // Вопросы дефектологии. — 1927. — № 4.


Психология воспитания детей с нарушением зрения

связанные с облегчением трудностей ориентировки и невозмож­ностью незрячего дистантно обозревать пространство.

Квартира для ребенка с глубокими нарушениями зрения должна быть безопасной, насколько это возможно, т.к. для незрячего и слабо­видящего ребенка вероятность набить себе шишку (а, возможно, и получить более серьезную травму) гораздо выше, чем для зрячего.

Уже когда ребенок начнет ходить, а в дошкольном возрасте осо­бенно, он начнет обследовать окружающее пространство, используя все открывшиеся для него возможности. Для его безопасности необ­ходимо освободить как можно больше площади в квартире или в той ее части, где ребенок больше всего движется. Различные предметы могут оказаться на его пути непредвиденным препятствием. В прохо­дах из комнаты в комнату, в коридоре нельзя оставлять вещи, о кото­рые может споткнуться ребенок во время своего движения.

Как правило, слепые и слабовидящие дети прекрасно осваивают пространство своей квартиры и знают в ней каждый уголок, но это требует терпеливого воспитания и обучения со стороны родителей. Освоение пространства квартиры позволяет ему самому выбирать маршруты движения. Поэтому любой предмет, сдвинутый со своего привычного места или переставленный на другое место, может стать неожиданным препятствием на его пути.

Члены семьи и сам ребенок должны неукоснительно соблюдать правило: всякий предмет, каждую вещь необходимо возвращать на постоянное свое место после использования. Этот навык должен стать привычкой также и у ребенка, формируя необходимое ему качество личности — организованность. Именно это качество позволяет взрос­лым инвалидам по зрению организовать свой быт так, чтобы не тра­тить время на поиски вещей.

Двери должны быть постоянно или открыты, или закрыты. Постоян­ство окружающего мира и предметов обеспечивает ребенку с глубоким нарушением зрения чувство безопасности, уверенности, и поэтому обо всех изменениях, происходящих в квартире, ребенок не только должен знать, но, обследовав их, включить их в свои представления о простран­стве квартиры. Тем самым родители предупреждают у ребенка появле­ние страха, неуверенности в своем самочувствии в домашних условиях.

В общем и целом требования к безопасности в квартире мало чем отличаются от тех, которые соблюдаются и в отношении зрячих


детей: нельзя держать в пределах досягаемости режущие и колющие предметы, лекарства и небезопасные для здоровья химические ве­щества. Окна должны быть закрыты, а если открыты, то необходимо обеспечить невозможность слепого и слабовидящего ребенка к ним подобраться. Электрические провода не должны быть на полу, элект­ророзетки — закрыты специальными заглушками или защищены гро­моздкими вещами. Пол не должен быть очень скользким, в нем не должно быть выступов или щелей, что мешает легкому и безопасному передвижению незрячего и слабовидящего ребенка.

Однако нельзя создавать слишком тепличные условия, тем более практически невозможно предусмотреть все опасные ситуации. С не­которыми ребенка следует не только познакомить, но и научить его самого избегать их. Поэтому ограничивать свободу передвижения ребенка по квартире нельзя. Необходимо дать ему возможность ре­шать самому возникающие проблемы. Поэтому очень важно познако­мить его со всеми помещениями квартиры, узнать, где и какие вещи находятся, рассказать о назначении хозяйственных домашних вещей, вместе с ним брать и укладывать каждую вещь обратно на ее постоян­ное место. Тогда он сможет самостоятельно найти и взять необходи­мую ему вещь. Постоянство окружающих вещей воспитывает у ре­бенка уверенность, снимает страх перед незнакомым пространством. Организация жизни ребенка является важным воспитательным сред­ством ребенка с нарушением зрения, обеспечивающим социализацию ребенка, вхождение его в нормальную жизнь семьи.

7.2. Воспитание социальных навыков

Навыки самообслуживания. Пока ребенок маленький, его по­требности удовлетворяют родители. Взрослый слепой и слабовидя­щий учится сам удовлетворять свои потребности в соответствии с тре­бованиями общества и условий, в которых он живет и приобретает навыки самообслуживания. Отсутствие возможности зрительного подражания требует от родителей и воспитателей последовательно шаг за шагом учить ребенка каждому действию, основываясь на про-приоцептивном подражании, т.е. повторять и запоминать те действия, которые сначала он осуществляет с помощью взрослых, когда роди­тели его рукой выполняют необходимое действие. Поэтому процесс


Date: 2015-08-06; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию