Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава б. Формирование у детей с нарушением зрения базы
мире должны быть иными, учитывающими особенности их восприятий, не только по качественной характеристике образов, но и по процессу их образования. В общей педагогике и психологии получение новых знаний чаще всего рассматривается в возрастном плане и овладение ими связывается с особенностями мышления детей, его стадиальностью и возможностью образования обобщенных знаний. «Обобщение у детей дошкольного возраста характеризуется тем, что оно осуществляется в плане непосредственного восприятия, а у более старших дошкольников в плане представлений... В младшем школьном возрасте обобщение производится чаще всего в плане представлений; его содержанием становятся хотя и внешние чувственные данные качества предметов, но все же такие, которые обеспечивают полноту и точность использования обобщения...»92 В подростковом возрасте дети становятся способны к обобщению восприятий объектов на основе мысленного и системного анализа их связей и отношений, что свойственно теоретическому обобщению и характеризует переход детей к научному мышлению, в противовес наглядно-действенному и конкретно-образному мышлению, соответствующему более ранним возрастам93. Эти общие возрастные закономерности формирования новых знаний, представлений и понятий и развитие форм мыслительной деятельности свойственны и незрячим детям. В системе воспитания слепых и слабовидящих детей, как и у нормально видящих, важным является не только формирование у них большого количества реальных представлений, но создание целостной концепции, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения, как и в мире зрячих, в социальном обществе. «В мире все взаимосвязано. Мир есть царство порядка, система систем. Единицей, представляющей этот порядок, выступает качественно определенная система. Вот почему системное познание объектов не только познание мира по частям, но и метод познания мироустройства в целом»94.
90Schauerte Н. Friiherziehung blind und hochgradig sehbehinderter Kinder. — Diirren, 1971-91 Виленская A.M. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей: X научная сессия по дефектологии. — М., 1990. — Ч. I. — С. 12— 92 Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. — С. 27. 93 Там же. — С. 28. '* Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — С. 72.
. 4651 Безусловно, этот процесс у незрячего ребенка начинается с воспитания интереса к предметному и живому миру со специфическими средствами знакомства с ним, с воспитания желания узнать новые объекты, окружающие его. Предупреждение боязни встречи и знакомства с живыми и неживыми предметами является необходимым условием развития его познавательных интересов. Первые годы жизни инструментами такого воспитания и познания являются формирование у ребенка образов восприятия и представлений и обобщение свойств, характерных для конкретных объектов, используя такое средство мышления, как индукция. Поэтому воспитание и обучение средствам знакомства с новыми для детей объектами требует их вариативного предъявления, облегчающего детям возможность выделять и объединять в группы предметы с одинаковыми свойствами, тем самым способствуя появлению и развитию дедукции как нового инструмента познания мира. В первую очередь, незрячим детям необходимо обеспечить знакомство с реальными объектами, включая объекты живой природы. При этом нужно, чтобы дети не просто знали и выясняли качества исследуемых объектов, а выделяли особенные, специфические, существенные их качества, отличающие их от других, т.е. выделяли такие качества определенных групп объектов, которые позволяют детям группировать, обобщать, создавать стройную систему знаний, образовывать определенные категории воспринимаемых объектов, на основе использования сохранных анализаторов. Нарушения зрения, слабое использование полисенсорного восприятия, отсутствие у детей специфических способов обследования предметов, сукцессивность осязательного получения информации затрудняют образование системных образов объектов внешнего мира, различение существенных и несущественных их качеств и ведут к формированию нечетких, фрагментарных, недостаточно обобщенных образов и к тому, что у детей часто формируются искаженные представления и понятия. Нельзя забыть мальчика первого класса из Пермской школы для слепых детей, который на вопрос о том, как он представляет осу (после прочтения небольшого рассказа о прогулке по лугу), показал развернутый мысленный анализ прочитанного материала и дал характеристику осы, которую он выделил из прослушанного рассказа: ____ Глава б. Формирование у детей с нарушением зрения базы... «Она жужжит и жалит. Я думаю — это какая-то змея». Его ответ показывает использование речи, мышления, наличие процессов сравнения выделенных качеств, однако также свидетельствует и о том, что отсутствие зрительных представлений ограничивает возможность схватить целостный обобщенный образ, выделить характерные признаки, что в сочетании с формализмом речи, с сукцессивностью осязательного восприятия приводит к фрагментарности образов, их неточности, а порой и к искаженному представлению об окружающем. Проведенное под руководством Л.П. Григорьевой95 исследование формирования системных зрительных образов Аль Мурлех Имадом у слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих детей позволяет экспериментально доказать положение о том, что зрительные системные образы слепых детей с остаточным зрением и детей с глубоким слабовидением формируются на основе сукцессивного процесса. Их формирование требует специально организованной деятельности детей, включающей развитие процессов анализа, идентификации, синтеза, процессов интеграционной деятельности с использованием речи, то есть механизмов компенсации, свойственной также и слепоте. Как и незрячие, слепые с остаточным зрением и слабовидящие проходят тот же путь создания системных образов внешнего мира от последовательного восприятия отдельных качеств объектов на основе осязания и зрения к их синтезу, к использованию механизмов антиципации при наличии сформированных адекватных образов. Это позволяет теоретически обосновать положение, связанное с воспитанием и обучением детей с нарушением зрения в приобретении ими знаний и их организации: пути педагогической помощи и коррекции должны быть близкими по своей сути вне зависимости от того, на какой основе проводится работа по формированию образов — на осязании или с использованием нарушенного зрения. С самого начала обучения и воспитания незрячего ребенка в семье, Детском саду или в школе необходимо создавать у детей целостное и правильное научное представление о социальном и физическом мире, в котором мы живем. Каждый вновь воспринимаемый и изучаемый Детьми предмет должен пополнять эту картину, включаясь в систему D Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1990. — С. 68. Date: 2015-08-06; view: 312; Нарушение авторских прав |