Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рыночные спрос. Закон спроса
Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Экономический анализ рыночной конъюнктуры через изучение модели спроса и предложения является универсальным инструментом исследования самых разнообразных задач как на микро-, так и на макроуровне. Рассмотрим более подробно модель спроса и предложения в условиях конкурентного рынка. Рыночный спрос на какой-либо товар или услугу является косвенным отражением потребности людей в данном товаре или услуге. В предыдущей главе мы говорили о неограниченности человеческих потребностей. А можно ли говорить о неограниченности рыночного спроса? Очевидно, что нет. В чем же отличие этих двух очень схожих понятий? Потребность в некотором благе отражает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены в форме спроса. Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса. Величина спроса (quantity of demand — Qd) — количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам. На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми являются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке. Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса (price of demand — Pd). Очевидно, что если реальная рыночная цена оказывается меньше цены спроса конкретного потребителя, то возникает так называемый излишек потребителя, характеризующий чистую выгоду, получаемую человеком от покупки данного товара или услуги. Количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называют функцией спроса. В самом общем виде функция записывается следующим образом: где Qd — величина спроса на рассматриваемый товар i; P1,...Pi,...Pn — цены рассматриваемого и других товаров; Е — ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров; R — денежный доход потребителей; N — количество потенциальных покупателей; Т — вкусы и предпочтения потребителей; X— другие факторы, влияющие на спрос товара. Если все факторы, кроме цены рассматриваемого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: где Qd — величина спроса на товар i, Pi — цена анализируемого товара L Обратная зависимость цены от величины спроса называется соответственно обратной функцией спроса и имеет вид Pi = Pd(Qd). Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая другая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами: • табличным; • аналитическим (через уравнение). Например: уравнение может иметь вид для линейной функции спроса для степенной функции — где а,b,с,е — соответствующие коэффициенты; Р — цена товара. • графическим. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов рынка — закона спроса. Если цена на какой-либо товар сокращается и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса на данный товар возрастает. Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов — эффекта дохода и эффекта замещения. Очевидно, что сокращение цены на рассматриваемый товар оказывает двойственное воздействие на поведение покупателя.
Рис. 3.1. Кривая рыночного спроса на пылесосы С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить то же количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у него остается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода). С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом, что опять-таки ведет к росту величины спроса на товар (эффект замещения). Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует. Данный парадокс впервые был описан в монографии английского экономиста Роберта Гиффена (1837—1910). Исследователь обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века рост цен на картофель вызвал не сокращение, а, напротив, увеличение спроса на картофель. Гиффен связал это с двумя обстоятельствами: 1) со значительной долей расходов на данный продукт в бюджете наиболее бедных семей, что обуславливало сильный эффект дохода на картофель, 2) с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на которые обычно возрастает с падением доходов населения (отрицательный характер эффекта дохода). Повышение цен на картофель привело к значительному падению реальных доходов населения, сокращению покупок прочих товаров и к еще большему увеличению спроса на картофель, чтобы выжить и не умереть от голода. В нормально функционирующей рыночной экономике парадокс Гиффена (как называется подобная ситуация) встречается крайне редко в силу того, что на большинство отдельных товаров покупатель тратит относительно небольшую долю своего бюджета. Большие же эффекты дохода чаще бывают у нормальных (например, жилье), а не у относительно худших товаров. При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар. Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров. Так, на рассматриваемом нами рынке пылесосов снижение цены со 180 до 150 у.е. привело к росту величины спроса с 3 до 5 единиц продукции. На графике (рис. 3.2) подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки А в точку В.
Рис. 3.2. Изменение величины спроса
Рис. 3.3. Изменение (увеличение) спроса
Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов. Графически это отражается смещением кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает). Так, активная рекламная компания фирм-производителей может вызвать рост спроса на пылесосы, при этом кривая спроса сместится вправо вверх (рис. 3.3). Отождествление происходящих в реальной экономике изменений в спросе с изменениями величины спроса приводят порой к появлению «мнимых» исключений из закона спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между динамикой цен и объемами продаж: • при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей; • когда цена является признаком качества для потребителя; • когда цена служит мерилом престижности товара и т.д. Во всех этих случаях на потребителя воздействуют неценовые факторы, в то время как закон спроса может быть выявлен лишь при неизменности последних. Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют: 1) вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах (на рис. 1.3. сдвиг кривой спроса вправо); 2) доходы потребителей. Воздействие данного фактора является двойственным и зависит от характеристики товара. Для подавляющей группы качественных товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество (относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса. На графике кривая спроса смещается влево; 3) число потребителей. При прочих равных условиях чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар; 4) цены на другие товары. Изменение цен на взаимосвязанные товары также относится к группе неценовых факторов, так как предполагает неизменность цены основного товара. Условно различают товары: — нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки; — заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе; — дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар. Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на дополняющие товары и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара. • Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 1970—1980-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал повышение спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.) • Рост цены дополняющего товара, напротив, ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. 5) экономические ожидания потребителей. Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) могут привести к сокращению спроса и сместить кривую рыночного спроса влево. Общее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием всех ценовых и неценовых факторов. До сих пор при рассмотрении факторов спроса мы исходили из независимости потребительских вкусов, полагая, что спрос человека на товар не зависит от потребности в нем других людей. Однако это не всегда справедливо. В зависимости от того, какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют две специфические разновидности рыночного спроса: — функциональный спрос, обусловленный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами; — нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов. Нефункциональный спрос в свою очередь делится на: 1) спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют а) эффект массового потребления (или эффект вагона); б) эффект сноба; в) эффект показательного потребления; 2) спекулятивный спрос; 3) нерациональный спрос. Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами. Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Эффект массового потребления, или эффект вагона
Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта — главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект. Эффект сноба (рис. 3.5) характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос.
Рис. 3.5. Эффект массового потребления, или эффект вагона
Эффект показательного потребления отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Данное явление было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом (1857—1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса». Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Как уже отмечалось ранее, эффект показательного потребления не противоречит закону спроса. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется (рис. 3.6), но сама кривая спроса под воздействием эффекта сдвигается вправо. Это обусловлено тем, что в глазах потребителя аналогичные товары — один с низкой ценой Р1 (не престижный), а другой с высокой ценой P2 (престижный) — являются различными товарами с различными кривыми спроса соответственно d(P1) и d(P2). Рис. 3.6. Эффект показательного потребления Применительно к эффекту показательного потребления цена товара выступает в качестве «неценового» фактора. Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается путем смещения кривой спроса вправо. И, наконец, нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами, жвачками, орешками и т.п. Все рассмотренные эффекты могут быть количественно оценены посредством коэффициентов эластичности. Вместе с тем для каждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальными потребителями (внешние, или экзогенные эффекты равны нулю). То есть для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий, в конечном счете, ее функцию.
Date: 2015-07-27; view: 1524; Нарушение авторских прав |