Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль России





 

Состояние и развитие экономической науки в любой стране тем или иным образом связано с уровнем, достигнутым ее хозяйством, характером экономи­ческих проблем, стоящих перед обществом. Пробуждение экономической мысли в России тесно связано с образованием всероссийского рынка и возникновением мануфактур в XVII в.

Наиболее глубокий след в российских экономических воззрениях этого пери-ода оставил Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680 гг.). Он ратовал за укрепление Централизованного государства помещиков и купцов, разработал программу осуществления экономической политики России, написал «Новоторговый устав», направленный на защиту русских торговых людей.

Крупные экономические преобразования петровских времен были поддержаны экономистом Иваном Тихоновичем Посошковым (1652—1726 гг.), написавшим обстоятельный трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.), в котором он утверждал, что для изжития скудости и для обогащения государства и народа необходимо, прежде всего побороть празд­ность и привлечь к трудовой деятельности все трудоспособное население. Он призывал к строжайшей экономии как одному из важнейших источников богатства, и ут­верждал, что первостепенная задача государства состоит в проявлении за­боты о благе народа. Еще 270 лет назад Посошков призывал вывозить из России не сырье, а промыш­ленные товары, не ввозить из-за границы продукцию, которую Россия способна про­изводить самостоятельно, соблюдать баланс экспорта и импорта. И.Т. Посошков выступал за промышленное развитие России, признавая в то же время роль сель­ского хозяйства, крестьянского богатства, которое он называл «царственным». Но одновременно он был приверженцем крепостнической системы как основе государственного строя и оплоте хозяйства, в то же время рекомендовал ограничить крестьянские повинности, закрепить за крестьянами земельные наделы. В части налогообложения И.Т. Посошков предлагал заменить подушную по­дать поземельной, ратовал за введение особого налога в пользу церкви — десяти­ны.

Экономическая программа передовой части дворянства России представлена в трудах видного экономиста Николая Семеновича Мордвинова (1754—1845 гг.) и в проектах известного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперан­ского (1772—1839 гг.), которых можно назвать русскими представителями класси­ческой экономической школы. Писатели и философы А.Н. Радищев, А.Н. Гер­цен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов придерживались достаточно рево­люционных для своего времени экономических воззрений.

Так, в материалах и исследованиях, принадлежащих перу А.Н. Радищева (1749—1802 гг.), содержатся высказывания о стимулирующей роли торговли для промышленного развития России, о видах цен и их связи с полезностью, о видах договоров при торговых сделках, о стимулирующей и дестимулирующей роли на­логообложения, о содержании продажи, покупки, мены, услуги, уступки, займа, процентах и их норме.

Марксистские идеи научного социализма были глубоко восприняты в Рос­сии, анализировались и обсуждались народником М.А.Бакуниным (1814-1876 гг.), теоретиком Г.В.Плехановым (1856—1918 гг.), экономистом П.Б.Струве (1870—1944 гг.) и, ко­нечно же, крупнейшим последователем и воплотителем марксистских идей Вла­димиром Ильичом Лениным (1870— 1924 гг.).

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919 гг.) стал пер­вым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соеди­нения трудовой теории стоимости классической школы с теорией предельной полезности австрийской школы. Наиболь­ший вклад он внес в теорию рынков и кризисов, в анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных ос­нов кооперации. Основные работы Туган-Барановского: «Учение о предельной полезности», «Промышленные кризисы в Ан­глии», «Русская фабрика в прошлом и настоящем», «История развития русской фабрики», «Теоретические основы марксизма», «Социальные основы кооперации», «Социализм как поло­жительное учение».

Из числа ученых-экономистов и практиков, пытавшихся построить теорию социалистического планового хозяйства, исходя из возможности взаимодействия планового и рыночного хозяйства, наиболее известны Владимир Александрович Базаров (В.А. Руднев, 1874—1939 гг.) и Евгений Александрович Преображенский (1886—1937 гг.).

Особо необходимо выделить имена двух ученых-экономистов советского периода российской истории: Александр Васильевич Чаянов (1888—1937 гг.) и Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938 гг.).

А.В. Чаянова называют основоположником организа­ционно-производственного направления в российской экономической мысли, те­оретиком семейно-крестьянского хозяйства, внесшим огромный вклад в приклад­ную аграрно-экономическую теорию первой половины ХХ в. Его основные работы: «Очерки тру­дового хозяйства», «Организация крестьянского хозяйства», «Основные идеи и методы общественной агрономии», «Краткий курс кооперации», «Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации».


Но его научные идеи о развитии крестьянского хозяйства в России, о кооперировании расходились со сталинскими установками на прину­дительную коллективизацию сельского хозяйства, это стало причиной того, чтобы объявить талантливого ученого буржуазным экономистом, оборвать его научную карьеру и жизнь.

Подобная судьба и у Н.Д. Кондратьева, имя которого в настоящее время вошло в мировую экономическую науку, как одного из создателей теории больших циклов, длинных волн, представляю­щей, по существу, новое направление экономической мысли. Первые крупные исследования ученого относятся к области экономической динамики, конъюнктуры, планирования.

Советская экономическая наука второй половины XX в. известна своими до­стижениями в области экономико-математического моделирования. Весомый вклад в это направление внес академик Василий Сергеевич Немчинов (1894—1964 гг.), из­вестный своими работами в области статистики и математического моделирова­ния экономических процессов.

В числе лауреатов Нобелевской премии по экономике наряду с выходцем из России Василием Леонтьевым значится и академик Леонид Витальевич Канто­рович (1912-1986 гг.), вер­шиной творчества которого стало создание новой ветви математики, именуемой ли­нейным программированием и имеющей непосредственное приложение к эконо­мике.

Таким образом, развитие экономических концепций в России находится в общем русле этого процесса в мире. При этом российские ученые внесли свой, может быть еще не вполне оцененный, вклад в развитие отдельных вопросов эко­номической науки.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем особенность русского меркантилизма?

2. В чем причины первенства английской экономической мысли в ХVIIв.?

3. В чем сущность экономического либерализма, сформулированного в рамках классической школы?

4. В чем отличие теорий стоимости А.Смита и Д.Рикардо?

5. В чем суть первой методологической революции (маржиналистской) в экономической науке?

6. Кто является родоначальником теории потребительского поведения?

7. В чем отличие кембриджской школы от классической и австрийской?

8. Каковы причины возникновения институционализма?

9. В чем суть второй (кейнсианской) методологической революции в экономической науке?

10. В чем отличие кейнсианской и неолиберальной модели государственного регулирования экономики?

Список литературы

 

1. История экономических учений./ Под ред. В.Автономова: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 784с.

2. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с.

3. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 304 с.

4. Титова Н.Е. История экономических учений. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 288 с.


5. Ковалев И.И. История экономики и экономических учений. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2005. – 544 с.

6. Ядгаров Я.С. история экономических учений. – М.: экономика, 2006. – 296 с.

7. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2006. – 832 с.

 

ТЕСТЫ

 

1. Кто ввел в экономическую науку термин «политическая экономика»?

а) Адам Смит;

б) Антуан Монкретьен;

в) Пьер Буагильбер.

 

2. Что является объектом исследования меркантилистов?

а) производственный капитал;

б) ростовщический капитал;

в) торговый капитал.

 

3. Какую из категорий анализируют физиократы?

а) сельское хозяйство;

б) промышленность;

в) воспроизводство и реализацию общественного продукта.

 

4. Каких методологических принципов не придерживалась классическая школа?

а) универсальность экономических законов;

б) экономический либерализм;

в) протекционизм.

 

5. Кем (по К. Марксу) создается прибавочная стоимость?

а) торговцем;

б) капиталистом;

в) рабочим.

 

6. За счет, каких факторов (по К. Марксу) возрастает капитал?

а) средств труда;

б) рабочей силы;

в) средств производства.

 

7. Маржиналистская революция включает в себя:

а) введение в экономический анализ субъективно-психологических оценок;

б) введение в экономический анализ предельных величин;

в) макроэкономический подход к исследованию экономических явлений.

 

8. По предложению какого экономиста термин «политическая экономия» был заменен термином «экономикс»?

а) Джон Кейнс;

б) Альфред Маршалл;

в) Людвиг Эрхард.

9. Что, по А. Маршаллу, должна исследовать экономическая наука?

а) производительные силы;

б) политические пристрастие человека;

в) побудительные мотивы человека, воздействующие на его поведение в хозяйственной жизни.

 

10. Какие задачи ставили перед собой институционалисты?

а) доказать неспособность капитализма справится с внутренними противоречиями;

б) разработать программу перерастания капитализма в социализм;

в) доказать необходимость государственного регулирования экономики.

 

11. Укажите причины написания Д. Кейнсом работы «Общая теория занятости, процента и денег»:

а) монополизм в экономике;

б) необходимость выхода из «Великой депрессии»;

в) рост цен.

 

12. Чем, по Милтону Фридмену, объясняются изъяны в экономике:

а) объективными факторами, внутренне присущими капитализму;

б) некомпетентным вмешательством государства;

в) наличием безработицы.

 

13. Какие экономические категории использует М. Фридмен в своем учении против кейнсианства?

а) потребительская стоимость;

б) деньги;

в) предельная полезность.

 

14. Кто из русских экономистов является автором теории «больших циклов»?

а) Николай Дмитриевич Кондратьев;

б) Александр Васильевич Чаянов;

в) Леонид Витальевич Канторович.

 

15. Кто из представителей советской экономико-математической школы был удостоен Нобелевской премии?

а) Василий Сергеевич Немчинов;

б) Виктор Валентинович Новожилов;

в) Леонид Витальевич Канторович.

 

Тема 2. Основные проблемы экономической организации общества

 

План:

 

2.1. Тирада основных проблем экономического развития общества.

2.2. Решение основных проблем в различных экономических системах.

2.3. Базовые категории экономики.

2.4. Собственность как базовая категория экономической организации общества.

 







Date: 2015-07-27; view: 890; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию