Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие на основе факторов производства
Одним из важнейших вопросов оценки экономического развития является критерий оценки экономического роста. На уровне национального хозяйства страны в целом может быть применен интегральный показатель «эффективности», который определяется по формуле: Э = ∆Д / ∆С + ∆К, Где ∆Д – прирост национального дохода; ∆С – прирост текущих затрат; ∆К – прирост капитальных вложений в производственные фонды. Отсюда: ∆Д =Э (∆С + ∆К). Доля показателя Э формирует вклад интенсивных факторов, а оставшаяся доля (1-Э)измерения прироста национальных доходов обусловливается увеличением затрат (∆С+∆К) и может рассматриваться как вклад экстенсивных факторов. Выбор оценочного критерия экономического развития предприятия является целью предпринимательской деятельности и средством достижения цели. Получение максимальной прибыли является очень важной задачей предприятия. Этого можно добиться за счет постоянного повышения уровня (эффективности) хозяйствования, причем различными путями. Для вновь создаваемого предприятия важно определить предполагаемый вид продукции, пользующийся спросом; характер конкуренции, объем инвестиций и их отдача и т.д. Для функционирующего предприятия значение имеет соотношение между затратами на производство продукции и ее ценой, складывающейся на рынке. Получение максимальной прибыли для предприятия малого и среднего масштаба может быть основной целью. Но для крупных структур и в длительной перспективе наращивание прибыли является одним из нескольких способов самоутверждению на рынке. Увеличение или снижение прибыли зависит от следующих главных факторов: - изменения в объеме продаж; - снижения (повышения) издержек производства и обращения (себестоимости продукции); -ценовые факторы. Наращивание объема продаж целесообразно в том случае, если предельная выручка (прирост выручки на дополнительную единицу продукции) растет быстрее, чем предельные затраты (прирост затрат на эту же единицу продукции). В обратном случае необходимо сокращать объем продаж или изменять структуру постоянных и переменных расходов за счет инвестиций. Приведенные факторы производства по-разному влияют на максимальную прибыль, которая является важнейшим финансово – экономическим показателем предприятия. Прибыль является абсолютным итоговым показателем экономического роста предприятия, а рентабельность относительным показателем прибыльности, характеризующим эффективность развития предприятия. Рентабельность выражает отдачу (полученный доход) на единицу вложений, затрат или хозяйственный оборот. Ее можно представит процентами или коэффициентами. Основная формула расчета рентабельности: Р = Д / С ∙ 100%, где Р – рентабельность, %; Д – доход (отдача) от вложенных средств; хозяйственный оборот; С – сумма вложений в хозяйственную деятельность. Классификация показателей рентабельности основана на величинах, стоящих в числители или знаменателе данной формулы. В числителе могут быть использованы: - валовый доход организации; - добавленная стоимость; - финансовый результат – брутто; - финансовый результат – нетто (прибыль до уплаты процентов и налогов); - общая прибыль; - валовая прибыль; - чистая прибыль; - поступления (приток) денежных средств. В знаменателе могут быть использованы: - сумма всего вложенного капитала (сумма активов организации); - собственный капитал; - заемный капитал; - стоимость производственных фондов (реальный капитал); - издержки производства и обращения; - выручка от продаж (хозяйственный оборот); - расход (остаток) денежных средств. Показатель рентабельности как отношение прибыли к издержкам производства и обращения распространен в зарубежной практике. В нашей стране этот показатель используется для оценки эффективности производства по ассортименту товаров и услуг, и ценообразования. В условиях рыночной экономике используется показатель рентабельности, определенный как отношение прибыли к хозяйственному обороту (выручке от товаров и услуг). Этот показатель еще называют коммерческой рентабельностью и используют не только для оценки результатов хозяйственной деятельности, но и для анализа факторов, влияющих на рентабельность к вложенному капиталу. Глава 14. Инновационная деятельность предприятия 14.1. Инновации и виды инновационной деятельности Экономическое развитие предприятия в современных условиях невозможно без инноваций. Инновацию определяют как сложный многогранный, многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельности от исследований до разработок и маркетинга. Инновация – это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно – конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства. В настоящее время масштабы выпуска инновационной продукции на промышленных предприятиях крайне незначительно, что не соответствует научно – техническому потенциалу страны. Инновационная активность непосредственно зависит от научно – технического потенциала предприятия, включающего: - научно – технические и инженерные кадры; - совокупность средств труда в области научных исследований (научное оборудование и технику в экспериментальных цехах, лабораториях и т.д.); - информационное обеспечение – нормативно – техническую, проектно – конструкторскую и технологическую документацию, отчеты, образцы новых продуктов и др. - систему организации научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ и управление ими на предприятии. Инновационная деятельность включает в себя не только собственно инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг. Можно выделить несколько основных групп инноваций. 1. По сфере приложения: - инновация продукции (что создается); - инновация процессов (на каком оборудовании и по какой технологии производится продукция); - инновация управленческих технологий, совершенствование управленческих процессов в целом (что необходимо сделать для поддержки инновационного производства). 2. По предмету: - инновации, создающие новые рынки или сектора рынка; - технологические инновации. 3. По степени новизны продукта (процесса). 4. По причинам создания. 5. По роли в процессе производства. 6. В зависимости от источника инновационной идеи. 7. По масштабам распространения. В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно – технической деятельности в отрасли и других факторов предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности: 1. Полный инновационный цикл (фундаментальные исследования – поисковые исследования – прикладные научно – исследовательские работы (НИР) – опытно – конструкторские работы (ОКР) – технологическая подготовка – промышленное освоение – производство – сбыт); 2. Поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленные освоения – производство – сбыт. 3. Прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт. 4. ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт. 5. Только промышленное освоение. 6. Только производство. Опытно – конструкторские работы – разработка и создание новых машин, оборудования, материалов, продукции, устройств, систем и методов их дальнейшего совершенствования. К основным этапам конструкторской подготовки относятся: - технологическое задание, которое составляется заказчиком или разработчиком (определяются основные потребительские свойства новой продукции, эксплуатационные параметры, прогнозируемый спрос, годовой объем производства); - технологическое предложение разрабатывается на основе исходных данных, полученных от заказчика. Сюда входит обоснование для разработки нового изделия, требования к технико-экономическим показателям изделия, предлагаемые конструктивные особенности, патентоспособность конструкции, сравнительные технико-экономические данные, ожидаемый экономический эффект; - технический проект определяет основное конструктивное устройство изделия и содержит комплект чертежей общих видов и сборочных чертежей узлов изделия. На этой стадии производится большое количество расчетов, связанных с обеспечением жесткости, надежности, а также расчет технико-экономической эффективности проекта; - разработка конструкторской документации включает техническую документацию по производству и эксплуатации нового изделия; - на основе документации изготавливается опытный образец и проводятся предварительные испытания. Затем происходит корректировка рабочей документации. Техническая подготовка производства в общем виде включает: определение маршрута прохождения деталей по цехам; составление плана проведения экспериментальных работ по новым технологическим процессам; разработку технических условий и технологических чертежей на заготовку; проектирование технологических процессов сборки и изготовление деталей и узлов; составление спецификаций на материалы, покупные полуфабрикаты, изделия и инструмент; проектирование и изготовление технологического оснащения; разработку технических норм времени, расхода материалов, инструмента, технологического топлива и энергии; изготовление опытной партии с одновременным устранением недостатков в конструкции и технологическом процессе; окончательную отладку технологического процесса на рабочих местах.
14.2. Организация и управление инновационной деятельностью
Переход к рыночной экономике обусловил ориентацию инновационной деятельности на конечный результат, на объединение его составляющих в эффективной организационной форме, располагающей необходимым финансовым потенциалом. Инновационная деятельность имеет следующие основные формы организации: - научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур, которые осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организовывают освоение и производство новой продукции и услуг; - временные творческие научные коллективы и центры, созданные для решения крупных и оригинальных научно-технических проблем; - государственные научные центры; - различные формы технопарковых структур (научные технологические и исследовательские парки, технополисы и т.д.). Управление инновациями может рассматриваться в следующих основных спектрах: - управление НИОКР (объект управления – непосредственно исследования и разработки); - управление инновационными проектами (объект управления – инновационные проекты); - управление внешними условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности. Инновационный проект – охватывает жизненный цикл новшевства от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукции. Он включает: НИОКР, технологическую подготовку, освоение производства продукции, развертывание серийного или массового производства и расчет по реализации продукции, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и прекращение выпуска продукции. Отличительными особенностями инновационного проекта, по сравнению с инвестиционным проектом, является: 1. Относительно меньшая достоверность предварительной экономической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта, что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора. 2. Участие высококвалифицированных специалистов и использование уникальных ресурсов, что требует тщательной разработки отдельных этапов всего проекта. 3. Возможность прекращения инновационного проекта без «физического связывания» инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь. 4. Вероятность получения представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов, что требует гибкости управления проектом. В управлении инновациями продукции решаются следующие задачи: - исследование рынка; - прогноз деятельности, характера и стадий жизненного цикла новой продукции; - исследование конъюнктуры рынков ресурсов; - анализ патентной чистоты; - выбор вариантов способа продажи новой продукции; - комплексный анализ затрат, цены, объема производства и продаж; - оценку эффективности проекта и его привлекательности для инвесторов; - анализ технических и коммерческих рисков; - выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке новой продукции, определение эффективной маркетинговой стратегии и др. Применительно к технологическим инновациям в сфере управления нововведениями возникают аналогичные проблемы и практические задачи. Инновационный процесс состоит из многих стадий и этапов, в выполнении которых участвуют различные службы и подразделения. Организовать работу необходимо так, чтобы она была выполнена в сжатые сроки и с наименьшими затратами. Для этого определяется предварительная экономическая эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей: - стоимость проекта с учетом источников его финансирования; - чистой текущей стоимости; - уровнем рентабельности капитала; - внутренней нормы рентабельности; - срока окупаемости капиталовложений. Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности разрабатывает инновационную стратегию. К основным ее элементам относят: совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий, создание и освоение новой продукции и процессов, повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала предприятия, совершенствование организации и управления инновационной деятельностью, достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преимуществ и др. Большое значение для осуществления инновационной деятельности имеет своевременное финансирование. Основными источниками финансирования являются бюджетные и внебюджетные средства. Под бюджетными понимаются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Из бюджетных средств финансируются крупномасштабные научно-технические проблемы. Это могут быть: централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закрепленные в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; государственные гарантии по инвестиционным кредитам. Внебюджетные средства включают: - собственные средства предприятий, осуществляющих инновационную деятельность (отчисления от прибыли, фонд амортизационных отчислений, фонд развития производства); - средства инвесторов (прямые вложения в денежной форме, в виде ценных бумаг, оборудования и других видов основных фондов, кредитные инвестиции, инвестиции в акции, облигации и др.).
Глава 15. Инвестиционная деятельность предприятия. 15.1. Классификация инвестиций и инвестиционная деятельность. Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения полезного эффекта. Рассмотрим классификацию инвестиций в соответствии со следующими классификационными признаками: 1. Объект инвестирования; 2. Фазы инвестиционного цикла; 3. Область инвестирования; 4. Форма собственности инвестиций; 5. Территориальный характер инвестиций; 6. Источники инвестиций. Субъектом инвестиций являются предприятия (организации), использующие инвестиции. В дальнейшем такое предприятие будет называться реципиент. Объектами инвестиций будут являться: 1. Строящиеся, реконструируемые, расширяющиеся предприятия, здания, сооружения (основные средства), предназначенные для производства новых продуктов и услуг. 2. Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентирующиеся на решение одной задачи (программы). 3. Производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств. Объекты инвестиций различают: - по масштабам проекта, по направленности проекта (коммерческая, социальная или связанная с государственными интересами), - по характеру и содержанию инвестиционного цикла, по характеру и степени участия государства (государственные капиталовложения, пакет акций, налоговые льготы, гарантии). Формы и состав инвестиций могут быть следующими: 1. Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, доли в уставных капиталах предприятия, ценные бумаги, кредиты, займы). 2. Земля. 3. Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка, инструмент и др. имущество. 4. Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежными эквивалентами (секреты производства, лицензии, патенты, товарные знаки, фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства). По составу инвестиции делятся на: 1. Капиталообразующие - обеспечивают создание и воспроизводство производственных средств (реальное инвестирование). 2. Портфельные инвестиции - помещение средств в финансовые активы. 15.2. Источники инвестиций. К источникам инвестиций относятся: 1. Собственные финансовые средства (накопленная прибыль, амортизационные отчисления), суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, а также другие виды активов (основные средства, земельные участки, промышленная собственность). 2. Привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми организациями, акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе). 3. Ассигнования из федеральных, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемых на безвозмездной основе. 4. Иностранные инвестиции, представленные в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений, т.е. в денежной форме международных организаций, а также частных лиц. Инвестиционная деятельность осуществляется путем вложения инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестирование начинается с расходования денежных средств, а финансирование предполагает наличие или поступление средств в начале осуществления соответственного проекта. Поэтому процесс инвестирования начинается с расходования собственных или заемных средств и предусматривает в будущем превышения доходов над сделанными для реализации проекта расходами. На Российском рынке представлены следующие группы инвесторов: - стратегические инвесторы – инвесторы, имеющие долгосрочные цели присутствия на инвестиционном рынке независимо от изменений инвестиционного климата. Стратегическому инвестору принадлежит полный контроль за производственной, финансовой и оперативной деятельностью. - венчурные инвесторы, такие инвесторы, которые не ставят долгосрочных целей завоевания рынка. Для этих компаний основной задачей является получение сверхвысоких доходов в течении короткого времени на посреднических, итоговых и финансовых операциях, что связано с повышенным риском. - портфельные инвесторы – инвесторы, осуществляющие инвестиции в ценные бумаги одного или нескольких предприятий, т.е. «портфель» ценных бумаг, и не трубующие полного управления деятельностью предприятия. Доход они получают от последующей продажи ценных бумаг предприятий, в которые инвестируются средства (например, стратегическому инвестору). Date: 2015-07-27; view: 384; Нарушение авторских прав |