Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие процесса обучения





Профессиональные качества персонала являются решающим фактором достижения максимального результата деятельности лю­бого предприятия, его победы в конкурентной борьбе. Организа­ция, имеющая высокий уровень профессиональной подготовки пер­сонала, является хорошо управляемой, стабильной, готовой к вне­дрению новых технологий и методов работы. Поэтому процесс обучения персонала в современных условиях приобретает ключе­вые позиции в системе управления персоналом.

Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурен­тоспособности предприятия и организационного развития обуслов­лено тремя факторами.

♦ Обучение персонала является важнейшим средством дости­жения стратегических целей организации.

♦ Обучение является важнейшим средством повышения цен­ности человеческих ресурсов организации.

♦ Без современного обучения персонала проведение организа­ционных изменений сильно затрудняется или становится невоз­можным.

Профессиональные качества сотрудника определяются целым рядом факторов: общее базовое образование, специальное профес­сиональное образование, приобретенные навыки, стаж и опыт ра­боты, а также личностными и социальными качествами.

За укомплектование штата организации высокопрофессиональ­ными работниками отвечает служба управления персоналом. Отме­тим, что, комплектуя штат, служба управления персоналом не все­гда имеет возможность принимать на работу профессиональных специалистов, готовых сразу же приступить к выполнению своих должностных обязанностей. Причем эта проблема тем более зна­чима, чем более высокотехнологичной или наукоемкой деятельно­стью занимается организация. В этой связи возникает необходи­мость профессионального специального обучения или переобуче­ния работников.

Проблема обучения возникает и при переходе организации на новый уровень деятельности или выпуск новой продукции.

Под профессиональным обучением следует понимать процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда.

Под тренингом персонала будем понимать периодическое по­вышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций.

Для осуществления процесса профессионального обучения служ­бе управления персоналом совместно с руководителями предприятия разных уровней необходимо определить его задачи.

Существуют четыре пути определения задач обучения:

- наблюдение за работниками, включая анализ их трудовой дея­тельности;

- проявление внимания к мнению работников как об их собст­венном труде, так и о других работниках;

- запрос мнения о потребностях в тренинге непосредственно у руководителей работников;

- исследование проблем, стоящих перед работниками, как про­изводственного, так и социального характера.

Анализ качества выполнения работ и потребности в обучении работников осуществляется через определенный набор мероприя­тий, проводимых службой управления персоналом совместно с руководителями предприятия.

♦ Проверка соответствия работника должностным требова­ниям.

♦ Анализ экономической эффективности обучения.

♦ Проверка возможности сотрудника правильно выполнять ра­боту.

♦ Установление нормативов деятельности работников.

♦ Устранение помех в организации труда.

♦ Практическое освоение навыков работы.

♦ Выбор наилучшего подхода к обучению.

♦ Изменение характера работы.

♦ Перевод или увольнение сотрудников.

♦ Создание условий для заинтересованности работника.

Каждое из мероприятий позволит не только определить конкрет­ные требования к процессу обучения, но и увидеть и устранить кос­венные причины, снижающие производительность труда, не связан­ные с профессиональной подготовкой и квалификацией работника.

Как правило, руководители предприятия отвечают за определе­ние потребности в обучении, за его направленность и объем.

А специалисты службы управления персоналом отвечают за подго­товку, организацию и реализацию программы профессионального обучения.

Организация процесса обучения во многом определяется раз­мером организационной структуры.

Крупные организации обычно имеют специализированные под­разделения, занимающиеся обучением персонала. В штате этих подразделений могут работать как методисты, так и преподаватели.

Небольшие организации решают проблемы обучения собствен­но силами службы управления персоналом.

Можно выделить следующие основные обязанности специали­стов службы управления персоналом при подготовке профессио­нальных работников:


• изучение (определение) потребности работников организа­ции в обучении и развитии;

• участие совместно с высшим руководством организации в определении целей обучения;

• определение и согласование с администрацией предприятия наиболее подходящей формы обучения (на рабочем месте, с отры­вом от производства, ученичество, в форме наставничества);

• разработка программ обучения или выбор программ, предла­гаемых учебными центрами;

• выбор организации, которая будет проводить обучение;

• подбор или подготовка собственных преподавателей;

• организация процесса обучения;

• оценка эффективности обучения.

Рассмотрим основные направления работы службы управления персоналом при организации процесса обучения персонала, кото­рые непосредственно вытекают из подхода к обучению.

1. Определение потребности в обучении.

2. Постановка целей обучения. Среди основных направлений обычно выделяют следующие: достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала; повышение уров­ня трудовой мотивации персонала; информирование о целях, зада­чах, стратегии и политике организации.

3. Определение содержания, форм и методов обучения и необ­ходимых ресурсов.

4. Выбор или подготовка преподавателей.

5. Проведение комплекса подготовительных мероприятий по обучению.

6. Проведение обучения.

7. Оценка эффективности обучения.

Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следую­щие основные принципы.

1. Обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Дан­ный принцип определяется рядом факторов: благоприятная обста­новка для работы; убежденность в необходимости обучения, в том числе и материальная; убежденность в своих способностях; убеж­денность в профессиональном росте.

2. Обучение должно подкрепляться определенным вознаграж­дением. Это объясняется тем, что по достижении определенных результатов обучаемый должен быть поощрен (премирование, про­движение, увеличение зарплаты).

3. Обучение должно включать практику. Предприятию необхо­димы именно практические знания у обучаемого.

4. Представляемый материал должен быть осмыслен. Для эф­фективности учебного процесса используются специализирован­ные материалы (примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельной работы).

5. Методы обучения следует разнообразить, сочетая традици­онные и современные методы. То есть процесс обучения подкреп­ляется материально и технической базой.

6. Имеющийся материал должен быть осмыслен учащимися. Это означает, что на усвоение материала должно быть выделено достаточно времени. Закрепление усвоения должно сопровождать­ся контролем знаний и корректировкой процесса обучения по ре­зультатам промежуточного контроля.

7. Теорию следует приблизить к реальной рабочей обстановке.

Обычно при комплектовании учебных групп возникает про­блема различий у обучаемых в уровне образовательной базы. Эту проблему необходимо учитывать при комплектовании учебных групп.

Более полный учет различий в уровне подготовки обучающихся позволяет добиться снижения расходов организации и более ра­ционально использовать время работников, проходящих обучение.

Эффективность обучения определяется рядом факторов и усло­вий, которые оказывают влияние на способность обучающихся к усвоению материала. Среди этих факторов в первую очередь сле­дует отметить:


• учет содержания профессиональной деятельности слушателей;

• четкая постановка задач обучения;

• учет индивидуальных характеристик обучающихся;

• характеристики изучаемого материала; используемые методы обучения;

• опыт, квалификация и установки преподавателя1. Рассмотрим некоторые из методов обучения.

1. Ученичество - это метод тренинга и обучения, включающий как формальное аудиторное обучение, так и практический тренинг на рабочем месте (комбинация обучения на рабочем месте и вне работы).

Этот метод имеет еще одно название - наставничество. Успех обучения во многом зависит от опыта и квалификации наставника.

2. Предварительное обучение - метод обучения в обстановке, имитирующей рабочую.

3. Обучение на рабочем месте - метод обучения в реальной рабочей ситуации с опытным работником или мастером.

4. Обучение вне рабочего места- метод обучения, который происходит в классных комнатах или где-либо еще.

5. Стажировка - метод обучения, который используется для обучения специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необ­ходимым для выполнения новой работы.

6. Рабочая ротация - метод обучения, заключающийся в пере­мещении рядового работника, специалиста или руководителя с одного участка работы на другой внутри организации с целью оз­накомления с новыми направлениями работы и разными подразде­лениями организации.

Каждая организация имеет свой пакет требований к итоговым знаниям и навыкам, приобретаемым работником в процессе обуче­ния. Поэтому выбор метода обучения - достаточно сложная про­блема, которую рассмотрим подробнее в разделах 10.3. и 10.4.

Классифицируют методы обучения и по технологии обучения. Существуют следующие технологии обучения.

1.Традиционные методы. К ним относятся: лекции, семина­ры, учебные видеофильмы.

2. Методы активного обучения. В методах обучения, ис­пользующих активные технологии, большое внимание уделяется практической отработке передаваемых слушателям знаний, на­выков и умений, а также развитию навыков групповой работы. Это дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными мето­дами:

- облегчает восприятие нового для слушателей материала;

- шире используется опыт слушателей;

- слушатели получают возможность более четко увидеть моде­ли эффективного и неэффективного поведения.

К активным технологиям обучения в настоящее время относят­ся следующие:

• тренинги;

• программированное обучение;

• компьютерное обучение, включая Интернет технологии;

• групповые обсуждения;

• деловые и ролевые игры;

• ролевое моделирование;

• разбор практических ситуаций.

Новизна активных обучающих технологий преследует одну цель - получение максимального результата при минимуме мате­риальных и временных затрат. Современные обучающие техноло­гии отличаются от классических своей максимальной направлен­ностью не на группу обучаемых, а на конкретного человека. Это выражается в переходе от длинных общих курсов, продолжитель­ных по времени и значительных по объему, к модульному обуче­нию. Модульное обучение позволяет решать проблему получения конкретных знаний и навыков, привлекая для этого только необ­ходимый объем информации, опуская ту информацию, которая является сопутствующей и не потребуется в дальнейшей работе. Личностная направленность современных обучающих технологий проявляется в гибких формах обучения, позволяющих обучаемо­му выбрать форму, удобную лично ему, с учетом всех частных особенностей. Например, формы дистанционного обучения, когда процесс обучения и контроля полученных знаний происходит без непосредственного личного контакта обучаемого и преподавате­ля. Такая форма обучения использует современные информаци­онные технологии, включая Интернет. Современные активные обучающие технологии вовлекают обучаемого в сам процесс обу­чения, активизируя его сознание решением задач, формирующих. У него новые знания и навыки. Основной упор современные обу­чающие технологии делают на приобретение обучаемым навыков самостоятельной работы и самостоятельного углубления своих знаний.


3. Методы дистанционного обучения на основе информа­ционного обеспечения. Эти методы явились следствием внедре­ния информационных технологий в образовательную сферу, что обеспечило развитие систем дистанционного образования. Система дистанционного обучения представляет собой автоматизиро­ванную специализированную оболочку, которая обеспечивает необходимый набор инструментов для индивидуального обуче­ния, информационную поддержку учебных планов, тестирования и самотестирования для системы итоговых, контрольных меро­приятий.

Достоинством системы дистанционного обучения является то, что в нее можно поместить любой курс, любую обучающую про­грамму и проводить дистанционное обучение, включая профессио­нальное образование, через Интернет практически в любых отрас­лях знаний. Во время работы с курсом обучаемый имеет возмож­ность обмениваться электронной почтой с преподавателем.

Преподаватель предлагает конкретный учебный план и имеет возможность наблюдать весь процесс работы обучаемого с учеб­ным материалом, контролировать ход выполнения им лаборатор­ных работ, вмешиваться в процесс обучения, а также назначать обучаемому дополнительные тесты, изменяя при необходимости условия сдачи экзаменов.

Качество образования улучшается за счет привлечения высоко­квалифицированного кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе лучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам и профессиям.

Организация процесса обучения предусматривает последова­тельный процесс проведения обучаемого от регистрации до выдачи итогового документа об образовании на базе поэтапного цикличе­ского развития образовательного процесса, снабжения учебными материалами, консультаций и тестирования.

Информационные технологии, лежащие в основе различных моделей дистанционного обучения, предоставляют качественно новые возможности:

- чрезвычайно оперативная передача на любые расстояния ин­формации любого объема, любого вида, хранение ее в памяти ком­пьютера нужное количество времени, возможность редактирова­ния, обработки и распечатки;

- интерактивность с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативная обратная связь в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;

-доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, работа с этой инфор­мацией;

- организация совместных телекоммуникационных проектов в режиме реального времени, компьютерных аудио- и видеоконфе­ренций;

- обмен мнениями с любым участником данного курса, препо­давателем, консультантами, возможность запроса информации по любой интересующей теме через электронные конференции.

Современные средства позволяют существенно повысить сте­пень учета эргономических требований к распространяемым в се­тях учебным материалам.

Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: обу­чающийся сам подбирает наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Из психологии известно, что результат соб­ственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения. Также для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает инди­видуальные приемы работы и запоминания. Информационные тех­нологии дают возможность реализовать на порядок больше таких приемов. Например, обучаемый может по своему усмотрению ил­люстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным.

4. Методы профессионального обучения. К методам профес­сионального обучения относятся: обучение на рабочем месте; на­ставничество; стажировки; рабочая ротация.

Метод профессионального обучения путем стажировок и рота­ций имеет особое значение при подготовке руководящих кадров, определяя при этом кадровый и профессиональный потенциал ра­ботника.

 







Date: 2015-07-27; view: 419; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию