Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие процесса обучения
Профессиональные качества персонала являются решающим фактором достижения максимального результата деятельности любого предприятия, его победы в конкурентной борьбе. Организация, имеющая высокий уровень профессиональной подготовки персонала, является хорошо управляемой, стабильной, готовой к внедрению новых технологий и методов работы. Поэтому процесс обучения персонала в современных условиях приобретает ключевые позиции в системе управления персоналом. Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено тремя факторами. ♦ Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации. ♦ Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации. ♦ Без современного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным. Профессиональные качества сотрудника определяются целым рядом факторов: общее базовое образование, специальное профессиональное образование, приобретенные навыки, стаж и опыт работы, а также личностными и социальными качествами. За укомплектование штата организации высокопрофессиональными работниками отвечает служба управления персоналом. Отметим, что, комплектуя штат, служба управления персоналом не всегда имеет возможность принимать на работу профессиональных специалистов, готовых сразу же приступить к выполнению своих должностных обязанностей. Причем эта проблема тем более значима, чем более высокотехнологичной или наукоемкой деятельностью занимается организация. В этой связи возникает необходимость профессионального специального обучения или переобучения работников. Проблема обучения возникает и при переходе организации на новый уровень деятельности или выпуск новой продукции. Под профессиональным обучением следует понимать процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда. Под тренингом персонала будем понимать периодическое повышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций. Для осуществления процесса профессионального обучения службе управления персоналом совместно с руководителями предприятия разных уровней необходимо определить его задачи. Существуют четыре пути определения задач обучения: - наблюдение за работниками, включая анализ их трудовой деятельности; - проявление внимания к мнению работников как об их собственном труде, так и о других работниках; - запрос мнения о потребностях в тренинге непосредственно у руководителей работников; - исследование проблем, стоящих перед работниками, как производственного, так и социального характера. Анализ качества выполнения работ и потребности в обучении работников осуществляется через определенный набор мероприятий, проводимых службой управления персоналом совместно с руководителями предприятия. ♦ Проверка соответствия работника должностным требованиям. ♦ Анализ экономической эффективности обучения. ♦ Проверка возможности сотрудника правильно выполнять работу. ♦ Установление нормативов деятельности работников. ♦ Устранение помех в организации труда. ♦ Практическое освоение навыков работы. ♦ Выбор наилучшего подхода к обучению. ♦ Изменение характера работы. ♦ Перевод или увольнение сотрудников. ♦ Создание условий для заинтересованности работника. Каждое из мероприятий позволит не только определить конкретные требования к процессу обучения, но и увидеть и устранить косвенные причины, снижающие производительность труда, не связанные с профессиональной подготовкой и квалификацией работника. Как правило, руководители предприятия отвечают за определение потребности в обучении, за его направленность и объем. А специалисты службы управления персоналом отвечают за подготовку, организацию и реализацию программы профессионального обучения. Организация процесса обучения во многом определяется размером организационной структуры. Крупные организации обычно имеют специализированные подразделения, занимающиеся обучением персонала. В штате этих подразделений могут работать как методисты, так и преподаватели. Небольшие организации решают проблемы обучения собственно силами службы управления персоналом. Можно выделить следующие основные обязанности специалистов службы управления персоналом при подготовке профессиональных работников: • изучение (определение) потребности работников организации в обучении и развитии; • участие совместно с высшим руководством организации в определении целей обучения; • определение и согласование с администрацией предприятия наиболее подходящей формы обучения (на рабочем месте, с отрывом от производства, ученичество, в форме наставничества); • разработка программ обучения или выбор программ, предлагаемых учебными центрами; • выбор организации, которая будет проводить обучение; • подбор или подготовка собственных преподавателей; • организация процесса обучения; • оценка эффективности обучения. Рассмотрим основные направления работы службы управления персоналом при организации процесса обучения персонала, которые непосредственно вытекают из подхода к обучению. 1. Определение потребности в обучении. 2. Постановка целей обучения. Среди основных направлений обычно выделяют следующие: достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала; повышение уровня трудовой мотивации персонала; информирование о целях, задачах, стратегии и политике организации. 3. Определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов. 4. Выбор или подготовка преподавателей. 5. Проведение комплекса подготовительных мероприятий по обучению. 6. Проведение обучения. 7. Оценка эффективности обучения. Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы. 1. Обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Данный принцип определяется рядом факторов: благоприятная обстановка для работы; убежденность в необходимости обучения, в том числе и материальная; убежденность в своих способностях; убежденность в профессиональном росте. 2. Обучение должно подкрепляться определенным вознаграждением. Это объясняется тем, что по достижении определенных результатов обучаемый должен быть поощрен (премирование, продвижение, увеличение зарплаты). 3. Обучение должно включать практику. Предприятию необходимы именно практические знания у обучаемого. 4. Представляемый материал должен быть осмыслен. Для эффективности учебного процесса используются специализированные материалы (примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельной работы). 5. Методы обучения следует разнообразить, сочетая традиционные и современные методы. То есть процесс обучения подкрепляется материально и технической базой. 6. Имеющийся материал должен быть осмыслен учащимися. Это означает, что на усвоение материала должно быть выделено достаточно времени. Закрепление усвоения должно сопровождаться контролем знаний и корректировкой процесса обучения по результатам промежуточного контроля. 7. Теорию следует приблизить к реальной рабочей обстановке. Обычно при комплектовании учебных групп возникает проблема различий у обучаемых в уровне образовательной базы. Эту проблему необходимо учитывать при комплектовании учебных групп. Более полный учет различий в уровне подготовки обучающихся позволяет добиться снижения расходов организации и более рационально использовать время работников, проходящих обучение. Эффективность обучения определяется рядом факторов и условий, которые оказывают влияние на способность обучающихся к усвоению материала. Среди этих факторов в первую очередь следует отметить: • учет содержания профессиональной деятельности слушателей; • четкая постановка задач обучения; • учет индивидуальных характеристик обучающихся; • характеристики изучаемого материала; используемые методы обучения; • опыт, квалификация и установки преподавателя1. Рассмотрим некоторые из методов обучения. 1. Ученичество - это метод тренинга и обучения, включающий как формальное аудиторное обучение, так и практический тренинг на рабочем месте (комбинация обучения на рабочем месте и вне работы). Этот метод имеет еще одно название - наставничество. Успех обучения во многом зависит от опыта и квалификации наставника. 2. Предварительное обучение - метод обучения в обстановке, имитирующей рабочую. 3. Обучение на рабочем месте - метод обучения в реальной рабочей ситуации с опытным работником или мастером. 4. Обучение вне рабочего места- метод обучения, который происходит в классных комнатах или где-либо еще. 5. Стажировка - метод обучения, который используется для обучения специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой работы. 6. Рабочая ротация - метод обучения, заключающийся в перемещении рядового работника, специалиста или руководителя с одного участка работы на другой внутри организации с целью ознакомления с новыми направлениями работы и разными подразделениями организации. Каждая организация имеет свой пакет требований к итоговым знаниям и навыкам, приобретаемым работником в процессе обучения. Поэтому выбор метода обучения - достаточно сложная проблема, которую рассмотрим подробнее в разделах 10.3. и 10.4. Классифицируют методы обучения и по технологии обучения. Существуют следующие технологии обучения. 1.Традиционные методы. К ним относятся: лекции, семинары, учебные видеофильмы. 2. Методы активного обучения. В методах обучения, использующих активные технологии, большое внимание уделяется практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений, а также развитию навыков групповой работы. Это дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами: - облегчает восприятие нового для слушателей материала; - шире используется опыт слушателей; - слушатели получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения. К активным технологиям обучения в настоящее время относятся следующие: • тренинги; • программированное обучение; • компьютерное обучение, включая Интернет технологии; • групповые обсуждения; • деловые и ролевые игры; • ролевое моделирование; • разбор практических ситуаций. Новизна активных обучающих технологий преследует одну цель - получение максимального результата при минимуме материальных и временных затрат. Современные обучающие технологии отличаются от классических своей максимальной направленностью не на группу обучаемых, а на конкретного человека. Это выражается в переходе от длинных общих курсов, продолжительных по времени и значительных по объему, к модульному обучению. Модульное обучение позволяет решать проблему получения конкретных знаний и навыков, привлекая для этого только необходимый объем информации, опуская ту информацию, которая является сопутствующей и не потребуется в дальнейшей работе. Личностная направленность современных обучающих технологий проявляется в гибких формах обучения, позволяющих обучаемому выбрать форму, удобную лично ему, с учетом всех частных особенностей. Например, формы дистанционного обучения, когда процесс обучения и контроля полученных знаний происходит без непосредственного личного контакта обучаемого и преподавателя. Такая форма обучения использует современные информационные технологии, включая Интернет. Современные активные обучающие технологии вовлекают обучаемого в сам процесс обучения, активизируя его сознание решением задач, формирующих. У него новые знания и навыки. Основной упор современные обучающие технологии делают на приобретение обучаемым навыков самостоятельной работы и самостоятельного углубления своих знаний. 3. Методы дистанционного обучения на основе информационного обеспечения. Эти методы явились следствием внедрения информационных технологий в образовательную сферу, что обеспечило развитие систем дистанционного образования. Система дистанционного обучения представляет собой автоматизированную специализированную оболочку, которая обеспечивает необходимый набор инструментов для индивидуального обучения, информационную поддержку учебных планов, тестирования и самотестирования для системы итоговых, контрольных мероприятий. Достоинством системы дистанционного обучения является то, что в нее можно поместить любой курс, любую обучающую программу и проводить дистанционное обучение, включая профессиональное образование, через Интернет практически в любых отраслях знаний. Во время работы с курсом обучаемый имеет возможность обмениваться электронной почтой с преподавателем. Преподаватель предлагает конкретный учебный план и имеет возможность наблюдать весь процесс работы обучаемого с учебным материалом, контролировать ход выполнения им лабораторных работ, вмешиваться в процесс обучения, а также назначать обучаемому дополнительные тесты, изменяя при необходимости условия сдачи экзаменов. Качество образования улучшается за счет привлечения высококвалифицированного кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе лучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам и профессиям. Организация процесса обучения предусматривает последовательный процесс проведения обучаемого от регистрации до выдачи итогового документа об образовании на базе поэтапного циклического развития образовательного процесса, снабжения учебными материалами, консультаций и тестирования. Информационные технологии, лежащие в основе различных моделей дистанционного обучения, предоставляют качественно новые возможности: - чрезвычайно оперативная передача на любые расстояния информации любого объема, любого вида, хранение ее в памяти компьютера нужное количество времени, возможность редактирования, обработки и распечатки; - интерактивность с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативная обратная связь в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; -доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, работа с этой информацией; - организация совместных телекоммуникационных проектов в режиме реального времени, компьютерных аудио- и видеоконференций; - обмен мнениями с любым участником данного курса, преподавателем, консультантами, возможность запроса информации по любой интересующей теме через электронные конференции. Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам. Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: обучающийся сам подбирает наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения. Также для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания. Информационные технологии дают возможность реализовать на порядок больше таких приемов. Например, обучаемый может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. 4. Методы профессионального обучения. К методам профессионального обучения относятся: обучение на рабочем месте; наставничество; стажировки; рабочая ротация. Метод профессионального обучения путем стажировок и ротаций имеет особое значение при подготовке руководящих кадров, определяя при этом кадровый и профессиональный потенциал работника.
Date: 2015-07-27; view: 419; Нарушение авторских прав |