Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность и виды адаптации





Понятие адаптации принадлежит к одному из наиболее широко употребляемых в самых различных науках. Проникшее в область общественных наук из биологии, оно отражает свойство организма приспосабливаться к изменениям как во внешней среде, так и внут­ри самого организма.

«Адаптация (от позднелатинского «adaptio») - приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существо­вания».

То есть это процесс, направленный на поддержание стабильно­сти и равновесия, он начинается в момент изменения стабильного состояния субъекта в одной среде и заканчивается при наступлении аналогичного состояния в другой. Приспособление же начинается с момента изменения внутри среды, перемены самой среды либо изменения самого субъекта.

Но если биологическая адаптация направлена на сохранение биосистемы, а организм и среда изменяются (через цепь случайных приспособлений) бессознательно, то социальная адаптация отлича­ется более высоким уровнем активности субъекта.

Социальная адаптация - это особая форма взаимодействия субъекта и среды. Этот процесс начинается при вхождении субъек­та в новую для него социальную общность и становлении его эле­ментом функционирующей части этой среды.

Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в со­циальную среду и превращения ее в его сферу деятельности, что предполагает следующие этапы:

- внедрение в среду;

- принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

- активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.

В процессе жизнедеятельности человек адаптируется ко мно­гим социальным средам: семье, учебным заведениям, новому месту жительства и т.д. Приступая к работе в какой-либо организации, человек вступает в процесс адаптации к трудовой деятельности, к этой организации, новому для него коллективу. Начинается про­цесс так называемой производственной адаптации.

Процесс производственной адаптации - один из наиболее сложных видов адаптации, суть которого состоит во включении работника в новую для него производственную среду, усвоении им производственных условий, норм трудовой деятельности, установ­лении и расширении взаимосвязей между работником и производ­ственной средой.

Многозначность понятия «адаптации» выражается и в том, что под адаптацией понимается не только процесс, но и результат. Ре­зультатом адаптации к предприятию является состояние соответст­вия между производственной средой (среда адаптации) и работни­ком (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает абсолютным. Кроме того, оно носит обратимый характер и в любой момент может быть нарушено, так как личность работника, его потребности и интересы претерпевают изменения, в то же время меняются и производственные условия.

Если рассматривать классическую для понятия «производст­венной адаптации» диаду «работник - организация», то есть осно­вания считать в ней определяющим элементом работника. Органи­зация в своем развитии более инертна по сравнению с работником, а возникающее несоответствие между интересами работника и организации обычно устраняется не путем изменения производст­венных условий в пользу работника, а путем его увольнения.

Структура производственной среды весьма сложна, она состоит из ряда относительно независимых и в то же время частично пересе­кающихся элементов: профессионального, психофизиологического, организационного, социально-психологического, экономического аспектов. Производственная адаптация - только часть адаптации к организации, так как в последней имеются и непроизводственные аспекты: адаптация к бытовым условиям, предоставляемым на пред­приятии, к непроизводственному общению с коллегами.

Объект производственной адаптации состоит из элементов, ко­торые могут рассматриваться на самых различных уровнях. Они достаточно условно разделены по блокам, в соответствии с кото­рыми выделены следующие аспекты адаптации.

Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, а последние приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.

Профессиональную адаптацию можно определить, с одной сто­роны, как приспособление человека к требованиям профессии, а с другой - как приспособление профессии (средств, условий труда) к требованиям и психофизиологическим возможностям человека.

Профессиональная адаптация содержит как объективный, так и субъективный аспекты. Здесь важно соответствие или рассогласо­вание между этими аспектами. В качестве объективных показате­лей профессиональной адаптации - выполнение должностных обя­занностей, норм выработки, квалификация работника, наличие специальных знаний и навыков. Субъективными показателями профессиональной адаптации выступают мотивы выбора профес­сии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения или сохранения профессии.

Профессиональная адаптация проходит два этапа: на первом идет формирование у работника положительного отношения к оп­ределенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда; на втором - овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в усло­виях конкретного производства, приобретение знаний, позволяю­щих быстро ориентироваться в различных производственных си­туациях, контролировать и программировать свои действия.

Психофизиологическая адаптация. Этот аспект отражает приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

Психофизиологическую адаптацию можно рассматривать как элемент и социальной, и биологической адаптации. Объектом адаптации в этом случае являются условия труда, то есть комплекс факторов производственной среды, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на работника: влияют на само­чувствие, настроение, дееспособность, а при длительном воздейст­вии - на утомляемость, трудоспособность, состояние здоровья. К этим условиям следует отнести: физические и психологические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабо­чего места, внешние факторы воздействия (шум, освещение и т.п.).

Социально-психологическая адаптация. Одновременно с ос­воением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.

В процессе социально-психологической адаптации происхо­дит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию об от­ношениях в коллективе и отдельных формальных и неформаль­ных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориента­циями.

При социально-психологической адаптации происходит взаи­модействие с коллективом организации в целом, вторичным (от­дел) и первичным коллективом (сектор, бригада).

Для нового работника характерна готовность адаптироваться в новой для него среде, то есть установка на формирование опреде­ленной степени слияния с новым коллективом. Социологи и психо­логи выделяют несколько ступеней социально-психологической адаптации, различающихся по степени общности адаптанта и кол­лектива. Социально-психологическая адаптация может «застыть» на любой из них.

Начальная ступень - внешняя переориентация, когда индивид не признает системы ценностных ориентации нового коллектива, но старается этого не подчеркивать и не вступать с ним в кон­фликт.

Вторая ступень - личность и коллектив обоюдно признают сис­тему эталонов поведения друг друга, но не меняют своих прежних позиций. Эта ступень, как и предыдущая, неустойчива: в конечном счете, начинает доминировать одна из сторон, либо адаптант поки­дает коллектив.

На третьей ступени личность воспринимает систему ценностей коллектива, но и он под ее влиянием изменяет свою систему цен­ностей.

Четвертая ступень - так называемая «ассимиляция». Индивид практически полностью внутренне принимает ценностные ориен­тации и взгляды членов коллектива и целиком перестраивает свои психологию и поведение.

Последняя ступень едва ли желательна, поскольку здесь лич­ность как бы растворяется в коллективе, отождествляясь с ним, теряет часть своей целостности. И с точки зрения влияния коллек­тива на нового работника она далеко не во всех случаях благопри­ятна, так как в коллективе могут господствовать нездоровые цен­ностные ориентации.

Социально-психологическая адаптация имеет достаточно слож­ную структуру, которая включает в себя познавательный, практи­ческий и эмоциональный аспекты. Познавательный аспект связан с получением новичком разнообразной информации о формальной и неформальной структуре коллектива. Практический - с непосред­ственным включением его в социальную жизнь предприятия. Эмо­циональный аспект выражается в формировании определенного уровня удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в их системе.

Социально-психологическая адаптация - это прежде всего адап­тация к негласным нормам внутри коллективных отношений. Вме­сте с тем существуют еще и формально закрепленные требования, к которым работник также должен адаптироваться, но уже в процес­се организационной адаптации.

Организационная адаптация. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организацион­ного механизма управления предприятием, местом своего подраз­деления и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформиро­ваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Здесь создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.

Экономическая адаптация. Экономическая адаптация тесно связана с другими аспектами адаптации. Например, каждая про­фессия отличается особыми способами материального стимулиро­вания, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации являются уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.

Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, заня­тиях спортом и т.д.

Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они на­ходятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управле­ния требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

Отдельные аспекты адаптации развиваются во времени крайне неравномерно, поэтому вряд ли можно говорить о достижении полной, абсолютной адаптации. Процесс адаптации никогда не бывает завершенным. Его отличительным свойством является не­прерывность. С этим положением тесно связаны понятия пределов, сроков и критериев адаптации. Конечным пределом производст­венной адаптации является производственная идентификация, то есть отождествление интересов работника и организации, своего рода их слияние. Такая цель неприемлема, ведь работник существует не только ради организации. С этой позиции адаптацию мож­но считать условно завершенной при одно направленности, бескон­фликтности целей, интересов работника и организации.

Кроме того, и субъект, и объект адаптации находятся в по­стоянном развитии. Их соответствие достаточно условно и в любой момент может нарушиться: адаптация имеет обрати­мый характер. Не случайно некоторые исследователи в понятие адаптации вкладывают «установление динамического соответ­ствия» между рабочим местом и адаптантом. Вероятно, дина­мическое соответствие может служить теоретическим крите­рием адаптации, то есть наиболее существенным признаком того, что адаптация в основном завершена и налицо состояние адаптированности субъекта, которое, разумеется, не является абсолютным.

Выделяют два вида адаптации: первичная и вторичная. Под первичной адаптацией понимается приспособление молодых кад­ров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заве­дений).

Вторичная адаптация предполагает приспособление работни­ков, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, на­пример, при переходе в ранг руководителя).

Первичная адаптация - процесс включения молодого поколе­ния в трудовую деятельность. В этот период молодежь впитывает накопленный производственный опыт предшествующих поколе­ний. Во-вторых, в этот период полученные ранее преимущественно теоретические знания воплощаются молодежью в практической деятельности.

Такое разделение не случайно, так как первичная и вторичная адаптации имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления.

В качестве основных целей первичной адаптации можно выде­лить следующие:

-включение молодежи в систему трудовой деятельности в об­щественном производстве;

-первичное распределение рабочей силы, которое никогда не бывает окончательным;

-социализация и профессионализация;

-замещение убывающих работников;

- профессиональный отбор и ориентация.

Последний пункт говорит о том, что трудовая адаптация берет на себя функции, которые ей не свойственны. Это объясняется в основном тем, что профотбор и профориентация еще не оконча­тельно оформились в социальные институты.

Их задачи решаются в ходе первичной производственной адап­тации, а зачастую и в ходе вторичной, в основном стихийно, мето­дом проб и ошибок.

Вторичная производственная адаптация имеет следующие цели (возможны взаимопересечения):

- перераспределение кадров;

- приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест;

- дальнейшая социализация и профессионализация;

- повышение уровня стабильности и сплоченности коллектива;

- совершенствование производственного климата.

Цели производственной адаптации тесно связаны с показате­лями адаптированности, так как обе категории характеризуют производственную адаптацию. Отличие в том, что показатели адаптированности характеризуют развитие личности адаптанта, а цели - результаты производственной адаптации с точки зрения общества в целом.

Этап адаптации является отдельным периодом в трудовой дея­тельности работника. Но и сам он подразделяется на определенные стадии, различающиеся степенью адаптированности работника, механизмами и методами управления адаптацией персонала.

Date: 2015-07-27; view: 1114; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию