Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация исследования и описание методик
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания, то есть у детей 3–4 лет еще слабо осознают свои личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. в возрасте 5–6 лет уже могут давать себе оценку. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Произвольность познавательных процессов лишь начинается в 3 года, а заканчивается только к подростковому возрасту. Поэтому при диагностике детей младшего дошкольного возраста стоит это учитывать и использовать методики, рассчитанные как на произвольный, так и на непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Такой подход позволяет оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики. Р.С. Немов предлагает для диагностики познавательных процессов дошкольников от 3 до 5 лет использовать методы диагностики восприятия, воображения, образно–логического и наглядно–действенного мышления, диагностику речи. Методы диагностики восприятия у дошкольников: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?» Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки». Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру». Методы диагностики памяти: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Методы диагностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?»,«Раздели на группы». Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежи фигуры». Методы диагностики речи: «Назови слова», «Расскажи по картинке». Предложенные методики позволяют получать показатели психологического развития, выражаемые в 10–бальной шкале, при этом показатели в 8–10 баллов соответствуют о наличии у ребенка выраженных способностей, 4–7 баллов – соответствие норме развития, 0–3 балла – свидетельствуют об отставании от нормы. Все остальные методики можно применять уже только конкретно к определенным периодам дошкольного возраста: от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет. Так как развитие детей 3 и 5 лет очень сильно различается, то сравнивать развитие стоит лишь по одинаковым возрастным периодам. При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, – межличностного общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог. Цель данной работы: исследовать когнитивное развитие дошкольников в возрасте 3–5 лет из полных и неполных семей. Объект исследования: когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Предмет исследования: влияние полноты семьи на когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Гипотеза: на когнитивное развитие дошкольника в возрасте 3–5 лет оказывает влияние полнота семьи: уровень когнитивного развития детей в полной семье выше, чем в неполной. Для исследования решено было создать выборку из детей 4–5 лет, так как их развитие более высокое, по сравнению с 3 годами и дети уже обладают определенным вниманием, памятью, восприятием, воображения и мышления, а также их речевое развитие много выше, чем у 3–х леток. Выборку составили 26 человек 4–4,5 лет средней группы МДОУ № 37 г. Владивостока. Дети в дошкольном возрасте еще не способны долго сосредотачиваться на каком–либо виде занятий, поэтому исследование детей не может проводиться более 15 минут. С учетом этих особенностей детей 4–4,5 лет и была подобрана батарея тестов для исследования когнитивного развития. Для исследования были использованы методики: 1. Методика «Чего не хватает на рисунках?» Данная методика направлена на исследование восприятия. Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рисунке в приложении А. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. При поведении этой методики с помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. 2. Методика «Проставь значки». Данная методика направлена на оценку переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунке в приложении Б и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: где S — показатель переключения и распределения внимания; N — количество геометрических фигур, просмотренных и по меченных соответствующими знаками в течение двух минут; n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. 3. Методика «Вырежи фигуры». Эта методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры (приложение В). В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого рисунок предварительно разрезается его на шесть квадратов. 4. Методика «Узнай фигуры». Эта методика предназначена для исследования узнавания – вида памяти, который в онтогенезе развивается одним из первых. Это развитости этого вида памяти зависит становление и других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами. Стимульный материал к методике и критерии оценки результатов представлены в приложении Г. 5. Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Проведение всех методик укладывается в заданное время. Исследование детей проводилось в дневное время до и после обеда с каждым ребенком индивидуально. Сведения о полноте семьи были взяты у воспитателей по каждому ребенку. Распределение выборки по полу в группах детей из полных и неполных семей представлено на рисунке 1. Рисунок 1 – Распределение выборки по полу Итак, в выборке 16 человек из полных семей и 10 человек из неполных семей, из них из полных семей 9 мальчиков и 7 девочек, а из неполных семей 4 мальчика и 6 девочек. Согласно данным от воспитателя из неполных семей 6 семей разведены и воспитанием занимается мама и бабушка с дедушкой, дети видятся со своими отцами как минимум 1 раз в месяц; в 4 семьях детей воспитывают матери–одиночки с бабушками, из них в 2 семьях детей воспитывает одна мать. Для определения различий в когнитивном развитии у дошкольников из полных и неполных семей был применен метод U критерия Манна–Уитни, который является мощным методом для определения различий по двум независимым выборкам. Алгоритм применения критерия представлен в приложении Е. Вычисления проводились с помощью программы Excel.
Date: 2015-07-27; view: 1508; Нарушение авторских прав |