Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние семьи на когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития Развитие психики представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики в данном случае будет характеризоваться необратимыми изменениями, направленностью т.е. способностью к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений на предшествующие и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (биологическая эволюция индивида) и в форме онтогенеза как формирования социокультурной истории человечества в целом. Задатки, способности, интелект, ум, «глубинный ум» - Т. Образовательные факторы влияют в процессе деятельности на указанные компоненты развития психики человека. Однако, в целом, развитие психики следует рассматривать, как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур (переход «внешнего» плана действий во «внутренний», духовный мир личности) этих деятельностей определяет формирование многоуровневых, базовых структур психики. Например, огромную роль в развитии психики играет процесс обучения. Он должен идти впереди развития, направляя его.
К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функции рационального познания. Слово «когнитивный» происходит от латинского cognitio, что переводится как знание, познание, изучение и осознание. Термин «когнитивный» существовал в психологии еще до появления когнитивной психологии, а с возникновением и развитием когнитивных наук стал использоваться как синоним терминам «ментальный», «внутренний», «интериоризированный», «умственный», «мыслительный» и т.д.. По мнению С. Рида понятие «когниция» относится к познанию, к взаимодействию человека с миром, к овладению им множеством разнообразных практических навыков. Это понятие связано свойством личности, которое проявляется в способности перерабатывать информацию на различных психических уровнях с целью получения знания. Основной составляющей когниции является язык. [4, с. 109] Понятие когнитивная психология появилось в 60–х годах XX века как раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики. Исследования когнитивной психологии связаны с исследованием памяти, внимания, представления информации, логического мышления, воображения и способности к принятию решения. [2, с. 65] В когнитивной психологии используются исследования и теоретические подходы основных областей психологии, включая нейронауку, восприятие, распознавание паттернов, внимание и сознание, память, репрезентацию знаний, воображение, язык, психологию развития, мышление и формирование понятий, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Существует несколько подходов к интерпретации понятия «когнитивная сфера». Часто это понятие используется для описания внешних условий когнитивного развития личности. В зарубежной психологии понятие «когнитивная сфера» используется для описания условий развития в процессе обучения, то есть в широком смысле. При этом рассматривается целый ряд характеристик: 1. когнитивная деятельность в процессе обучения; 2. взаимодействие с окружающей средой и формирование индивидуального стиля саморегуляции; 3. процесс интереоризации полученных знаний; 4. социокультурные факторы, оказывающие влияние на адаптацию к обучению; 5. механизм перцептивно–когнитивного развития; 6. механизм формирования индивидуального стиля обучения. [23, с. 124] Познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Когнитивные процессы, например восприятие, память, воображение, язык, мышление и решение задач, основаны на нервных структурах и процессах. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия познавательных психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. [18, с. 98] Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. [16] Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире. Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Одно из важных свойств внимания – его устойчивость, т. е. способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. [23, с. 93] Не менее значимы и такие особенности внимания, как его переключение и распределение. Переключение внимания – это способность переходить от выполнения одной деятельности к выполнению другой. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности человека на объекте, имеющие для него определённую значимость. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. [29] Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. [31] Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Это опосредованное познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Мышление является обобщенным познанием действительности, процессом познания общих и существенных свойств предметов и явлений. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. [13] По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное и наглядно-образное практическое мышление. Наглядно-действительное– процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта. Наглядно-образное – мыслительный процесс характеризуется опорой на представления и образы. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением протекает процесс воображения. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. Когнитивное развитие определяется рядом факторов: генетическими, особенностями протекания беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием социума, личностными особенностями родителей и ребенка. [5, с. 91] Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способностей в ходе взросления. [12] Существует несколько теорий когнитивного развития человека. Наиболее известной из этих теорий является концепция Ж. Пиаже, который рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс и теория А. Валлона, в которой развитие является прерывистой цепью реорганизаций. Ж. Пиаже выделил в развитии интеллекта 4 основные стадии: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15). [23] На стадии сенсомоторного интеллекта ребенка его развитие проявляется в действиях, то есть им осваиваются процессы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук). На дооперационной стадии дети усваивают речь, могут одним словом объединить предметы по существенным и несущественным признакам, поэтому их рассуждения кажутся нелогичными. На стадии конкретных операций дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах. На стадии формальных операций дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы, то есть у них уже сформирован интеллект взрослого человека. Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую — к социализированной. У Л.С. Выготского возникла другая точка зрения на этот вопрос: согласно его учению научение предшествует развитию. Для Л.С. Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение — основной пункт теории Л.С. Выготского и главный аспект расхождения между позициями этих двух теоретиков. [4, с. 124] По мнению А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства: 1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) – стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка. 2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т. д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции. 3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые получает ребенок, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу – можно увидеть ее лицо. 4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категорий). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида. 5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его «Я». 6. Учебная стадия (от 6 до 12-14 лет) – стадия, на которой ребенок опирается более на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка. 7. Стадия полового созревания. Ребенок сосредоточен на собственном «Я». Поиск большей независимости и своей индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс вещей и явлений, что развивает абстрактное мышление и логику суждений. [6, с. 201] Сравнение двух периодизаций развития – Пиаже и Баллона – позволяет выделить сходство и различия между ними. Сходство состоит в том, что характеристики особенностей когнитивного развития в детском возрасте тождественны. Отличие концепции А. Валлона от теории Ж. Пиаже определяется тем, что Баллон рассматривает когнитивное развитие как один из аспектов психического развития ребенка, тогда как Пиаже интересует только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления. Пиаже считает интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, по его мнению, развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Когнитивное, то есть умственное развитие – это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как память, восприятие, воображение, решение задач, логика и формирование понятий. Дошкольный возраст является периодом оптимальным для когнитивного развития. Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных психических процессов, овладением сложными манипуляциями с действиями и вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. В этом возрасте происходит развитие основных сенсорных систем, служащих базой становления всех психических функций. [5] Под когнитивным развитием понимается набор сложных структур, составляющих основу интеллектуальной деятельности. [21] К функциональным образованиям, обеспечивающим когнитивное развитие ребенка относятся сенсорные функции различных модальностей, операциональные механизмы способствующие появлению необходимой психической активности для этого, мотивационные механизмы, обеспечивающие и контролирующие деятельность и оценку окружающей действительности.
Date: 2015-07-27; view: 1105; Нарушение авторских прав |