Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Категория «развитие» как предмет изучения в психологии





Курсовая работа

Категория «развитие» как предмет изучения в психологии

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, группы 1845

Чистопашина Полина Александровна

 

 

Научный руководитель:

Носкова Наталья Витальевна доцент кафедры общей и прикладной психологии

 

Работа защищена:

«___»_____________20__г.

_______________________

 

Барнаул 2015г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.. 8

1.1. Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития. 8

1.2. Когнитивное развитие в раннем дошкольном возрасте. 17

1.3. Понятие семьи, ее роль в развитии психики ребенка. 23

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ.. 29

2.1. Организация исследования и описание методик. 29

2.2. Описание и интерпретация результатов исследования. 34

2.3. Проверка гипотезы.. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 39

Приложение А Стимульный материал к методике «Чего не хватает на рисунках?» 43

Приложение Б Стимульный материал к методике «Проставь значки». 45

Приложение В Стимульный материал к методике «Вырежи фигуры». 46

Приложение Г Стимульный материал к методике «Узнай фигуры». 48

Приложение Д Стимульный материал к методике «Что здесь лишнее?». 50

Приложение Е Алгоритм подсчета U – критерия Манна –Уитни. 52

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие личности представляет собой процесс формирования личности, как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.
Овладение действительностью у ребенка осуществляется в ходе деятельности при участии взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его, как личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущей данной личности. В качестве предпосылки и результата развития личности выступают его потребности.

Движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. На ряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности будет определяться типом группы, в которую она интегрирована.

Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только количественных изменений (увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств).

Соответственно, и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое – это так называемые новообразования.

К таким новообразованиям относятся, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков. В возрастной психологии само понятие «развитие» применяется относительно психики человека. Возрастное психическое развитие – это процесс становления психики (ее роста, развития) ребенка от момента рождения до созревания его как личности, наступления его социальной зрелости. Развитие отличается качественными преобразованиями, различными изменениями, возникновением совершенно иных механизмов, структур и процессов.

Если рассматривать развитие ребенка, то можно отметить, что в XXI веке дети имеют немного другое развитие, чем в XX. Быстрыми темпами изменяются технологии, появляются новые обучающие программы. Все это влияет на процесс развития ребенка как личности. И, конечно, немаловажную роль в развитии ребенка играет семья.

Овладевая миром человеческой культуры, человек постепенно усваивает вложенный в нее общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны взрослому. Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения. Несмотря на то, что тема влияния семьи на психическое развитие ребенка постоянно поднимается, она не достаточно изучена. В литературных источниках поднимается проблема влияния типа воспитания на самооценку, ценности и мотивацию ребенка. Все исследования касаются семей начала и середины XX столетия.

Психологи отмечают, что дошкольный возраст считается самым сензитивным для формирования когнитивной сферы человека. Ребенок в этом возрасте развивается интенсивно: растет словесный запас, формируются память, внимание, мышление. Так как семья является первейшим институтом социализации человека, которая дает первейшие уроки существования в обществе, то можно говорить об актуальности изучения влияния семьи на развитие ребенка. Современные семьи изучены недостаточно, не хватает литературы по исследованиям современных семей и их влияния на когнитивное развитие в дошкольном возрасте, поэтому данная тема является актуальной для исследования.

Цель данной работы: исследовать когнитивное развитие дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет из полных и неполных семей.

Объект исследования: когнитивное развитие в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: влияние полноты семьи на когнитивное развитие в дошкольном возрасте.

Задачи курсовой работы:

- Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме. Для этого необходимо проанализировать дефиниции понятия когнитивное развитие, определить особенности развития в раннем дошкольном возрасте от 3 до 5 лет, выявить семейные факторы, оказывающие влияние на когнитивное развитие ребенка.

- Провести эмпирическое исследование когнитивного развития детей в возрасте от 3 до 5 лет, выявить особенности детей из полных и неполных семей.

- Дать рекомендации по полученным результатам.

Гипотеза: на когнитивное развитие дошкольника в возрасте 3–5 лет оказывает влияние полнота семьи: уровень когнитивного развития детей в полной семье выше, чем в неполной.

Методы исследования:

1. анализ психологической литературы;

2. тестирование;

3. методы математической статистики и обработки данных.

Практическая значимость работы заключается в применении полученных данных для коррекции когнитивного развития дошкольников из разных типов семей и понимания влияния полноты семьи на развитие познавательных функций.

Date: 2015-07-27; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию