Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ 1 16 page





 

Корень "рад" лежит в основе таких слов, как "радость", "рада" ("совет"), "радетель" (от "радеть" - "заботиться"), "радуга", "радение" ("страдание", в том числе "коллективноерелигиозно-обрядовое действие"), "радуница" (древнейший обычайпоминания умерших на могилах). Сюда же примыкают древнерусскиеимена Радомысл, Радогост, Радим (производное от Радимир).

 

Последний явился родоначальником восточнославянского племени радимичей. Ср. также: наименование древнего литовского княжеского рода - Радзвиллы и южнославянские женские имена Рада, Радмила. Современное имя Родион греческого происхождения: считается, что оно ведет свое происхождение от названия средиземноморского острова Родос; но, как только что было продемонстрировано, в основе этого наименования лежит общеиндоевропейский корень "род" - как и в названиибалканского горного массива Родопы. Из древнегреческой мифологии известно также имя Радаманта - сына Зевса и Европы,самого справедливого из всех людей. Он же - сопрестольник Крона, как именует его Пиндар, - царствует на Островах Блаженных, "овеваемых веяньями Океана (Ледовитого), гденескончаемо длится "золотой век".

 

В санскрите слова со значением "радости" находим в словах с глухим согласным звуком на конце ("д"ъ"т"): rata ("удовольствие", "наслаждение"); rati ("радость", "наслаждение", "покой"); (Рати - супруга Бога любви Камы); ratha ("радость", "наслаждение"). Одновременно rathaозначает "воина (сражающегося на колеснице)", "воителя" и "героя". Это значит, что русские слова "рать" и "ратник" берутначало отсюда и из общего для них и санскрита источника.

 

Какие же выводы следуют из краткого этимологического экскурса и исторических аналогий? Прежде всего обнаруживаются мифологические пары противоположных по функциям Богов Рудра и Родаси: разрушительного космического начала, с одной стороны; Рати - вместе с Камой выражающая радость и любовь, каквселенские силы, с другой стороны. Фонетические трансформацииобщей лексической основы "руд"""род"""рад"""рат" и стоящие заней значения содержат намек на древнейшее миросозерцаниеарийских и доарийских племен. Цепочка взаимосвязанных понятий: "небо и земля"""рождение человека и родовые узы" - главнейшиеиз всех человеческих связей. Носителями всех названных качеству древних индийцев оказываются генетически и этимологическиродственные боги: Рудра, Родаси, Рати.

 

В древнерусском и древнеславянском пантеоне находим аналогичные созвучные имена Богов со сходными или смещенными функциями: Род и рожаницы - женские ипостаси, Рода (при общемкорне "род" в результате чередования согласных "д" перешло в "ж"). Более подробные сведения о роли рожаниц сохранились вюжнославянском фольклоре. Так, по сербским верованиям, засудьбу ребенка отвечают четыре рожаницы: первая - Поренут,охраняет ребенка, пока он находится во чреве матери; вторая - Злата Баба [интересно сопоставить ее с русской северной Златой Бабой и Златогоркой Святогорова былинного цикла. - В.Д.], помогает при родах; третья - Жижа, покровительствует ребенку во время кормления грудью; четвертая- Жива, прядет ему жизненную нить, которую обрезает неумолимая Морзана29.

 

Итак, исходя из версии, что древнеславянское верховное Божество - Род является естественным продолжениемпротоарийских верований (развитием которых у древних индийцевстала ветвь Рудра (в дальнейшем ставшем ипостасью Шивы) - Родаси), - попробуем определить смысловые характеристики и возможные функции древнерусского первобога. Главные эпитеты Рудры в Ригведе - этого "рыжего кабана с заплетенной косой", который "сверкает словно яркое солнце, словно золото": "блистающий", "свирепый", "буйный", "убивающий"; далее, если исходить из значения слова raъdrб (относящийся к Рудре): "страшный", "ужасный", "дикий", "необузданный", "гневный"; сюда же можно присовокупить и значение других однокоренных слов: "кровавый", "вопящий".

 

Надо полагать, большую часть перечисленных свойств следует отнести и к богу Роду. Но Род, как и его прообраз - Рудра (в дальнейшем трансформировавшийся в Шиву), не есть носитель одних лишь негативных (разрушительных и угрожающих) качеств. Верховное космическое существо, почитаемое как хранитель самого святого в жизни рода, не может носить один лишь отрицательный заряд. Во все века, у всех народов такое Божество - средоточие необузданных сил хаоса и упорядочивающих потенций Космоса. Оно- в одном лице: ужас и радость, кара и милость, раздор и согласие, разрушение и созидание. Неспроста исходноесанскритское слово rуd-as, однокоренное имени русскогобога, означает "небо и землю вместе взятые". Следовательно, и Бог Род (олицетворявший крепость и благополучие проторусских племен) не мог не выполнять тех функций, которые вытекают из значения однокоренных слов: "радетель", "радость", "рада" ("совет", "согласие"). Вместе с тем все эти качества не есть нечто безжизненно вялое: радеть (заботиться) и достигать согласия можно и жесткими методами, а радость нередко бывает буйной. Точно так же акты, связанные с продолжением рода, также представляют собой неистовство и буйность как кульминацию эмоционального напряжения.


 

Как верховное Божество (что присуще всем без исключения мифологиям) Бог Род неизбежно выступает в форме космического жизнепорождающего начала. Космос - это всегда рождение иустойчивая преемственность в связях. Человеческая жизнь во всеммногообразии ее отношений - неотъемлемая частица Космоса,повторяющая его законы. Родовые узы - главное, что всегдапозволяло человеку утвердить себя как человека, приобрести опыти навыки, сохранить традиции, обычаи, зачатки идеологии иморали. Бог Род - та незримая сила, которая скреплялаотношение близких и дальних родственников и задавала ориентирыповедения. Родственные узы - не только сиюминутные отношениямножества лиц, живущих повсюду в данный момент. Родственные узы- временная категория, опрокинутая в прошлое и спроецированная в будущее.

 

Хранителем этой объективной временной преемственности поколений и выступает Бог Род. Как и другие аналогии Божества индоевропейцев, он несет ответственность за весь процесс космического зарождения и, главное, за ту генетическую упорядоченность сменяющих друг друга поколений, без которой вообще немыслимо устроение общественной жизни. Отсюда космизм как представление о закономерной упорядоченности всех сфер общественной жизни распространялся на политические, правовые и нравственные отношения. Такой подход и понимание неизбежно обнаруживаются во всех социально-этических концепциях древности, в том числе и получивших письменное закрепление -от Законов Ману и Артхашастры до Кодекса Юстиниана и Русской Правды.

 

Неизменными спутниками главного древнего Божества русского народа - Бога Рода выступают Рожаницы (рис. 108). Они олицетворяют женское животворящее начало и почитались в народе, начиная с позднего Каменного века, откуда дошли их глиняные изображения. В дальнейшем - практически до наших дней - сохранились обычаи чтить рожаниц. Раньше им приносились символические дары, устраивали в их честь массовые рожаничные трапезы, изображали рожаниц различными способами, в том числе и с помощью вышивки. Традиции вышивки, орнамента, узоров передавались от поколения к поколению точно так же, как и русская речь, устный фольклор, хозяйственные навыки. В стилизованных, хотя и весьма натуралистических вышитых изображениях рожаниц воспроизводится процесс родов - жизненно важный акт продолжения человеческого рода и одновременно великое таинство природы (рис. 109). Отсюда космический смысл всего связанного с рождением и сотворением. Отсюда же дожившее до ХХ века сближение рожаниц со звездами.


 

Рожающая женщина - повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в Старом и Новом Свете. Достаточно упомянутьнайденную в Малой Азии (Чатал-Хююк) глиняную статуэтку рожающейбогини (VI тысячелетие до н.э.), а также изображение рожающейсеверной женщины (Х - ХII вв.) (рис. 110) или ацтекской богини (XIV в.) (рис. 110-а), скульптурное изображение которойвоспроизведено на знаменитой фреске Диего Риверы и т.п. Культрусских рожаниц неразрывно связан с общечеловеческим культом Великой матери, повсеместно распространенным по всему Древнему миру. Прообразы Великой матери встречаются во всех древнейших цивилизациях, включая протославянскую (рис. 111), и уходят в самые глубины человеческого прошлого - вплоть до палеолита.

 

Символика Великой кормящей матери просматривается в гипертрофированных женских признаках (особенно грудей) многочисленных каменных статуэток, найденных на территории Евразии (рис. 112). Каждая из таких "венер" -обобщенно-собирательный символ женского естества - деторождения и детокормления. В дальнейшем символикаматеринского начала претерпела изменения. Была канонизирована, к примеру, многогрудость, что нашло свое законченное воплощение в классическом образе Артемиды Эфесской (рис. 113).

 

Важным для понимания жизнетворящих функций Бога Рода и рожаниц является истолкование космогонических мифов - и вчастности индоевропейских - как обобщенного опыта половойжизни, процесса зачатия и родов. С этой точки зрения космогониявообще сродни эмбриогонии, поэтому каждый человек носит в себеподсознательные сведения о собственной эмбриональной жизни,появлении на свет в процессе родов, а космогонический миф даетлюдям возможность косвенным образом снова пережить - черезмакроскопическую проекцию - свое прошлое внутриутробноесостояние и соответствующие ощущения30.

 

Перенос на Космос выводов из житейского сексуального опыта- это лишь одна сторона проблемы. Вторая же состоит в том, что в космическо-небесных силах видели и первоисточник сексуальной энергии - мужской и женской. В наибольшей степени данный аспект был развит в тайных оргиастических мистериях и ритуалах, а впоследствии получил отражение в многочисленных трактатах о любви - китайских, индийских, японских, арабских и т.п. По канонам христианским половая любовь всегда считалась чем-то греховным, требующим очищения и жесткой регламентации. Однако в народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви и властей, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом - небесные силы, которые якобы и обусловливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном, так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший о поэзии русских заговоров и заклинаний главу для "Истории русской литературы", называл это постоянным ощущением древней души любовного единения с природой31.


 

В народном сознании таинственная и правящая всем миром сила - могучая и которой "нет конца" - связывалась в основномс понятным каждому образом огня (пламени), его качествами ипроизводимыми им действиями: "ажги ты, сила могучая, ее кровьгорючую, ее сердце кипучее на любовь к полюбовному молодцу".

 

Стихия огня, скрывающая в себе все потенции любви, теснейшим образом сопрягается с силами небесными. "Зажечь горячую кровь и ретивое сердце", чтоб кипели они да горели, можно лишь встав "под утреннюю зорю, под красное солнце, под млад месяц, под частые ярые звезды". (При этом поминается и древняя Прародина мировых цивилизаций с полярной горой Меру посреди Вселенной: "Под частыми ярыми звездами стоит гора белокаменна..."32

В представлении многих народов Небо - не только часть или полное выражение Космоса, но и активная сторона космогонического или теогонического процесса. В большинстве древних культур Небо имело мужское обличие (редкое исключение- древнеегипетская мифология, где Небо - Нут - женского рода), оно наделялось мужской потенцией и представлялось с ясновыраженной мужской атрибутикой. В связи с распространенными сказаниями о браке Земли и Неба Млечный путь представлялся фаллосом Небесного Бога. Так, древние греки полагали, что Млечный путь - гигантский фаллос Бога Урана. Отголоскомобщеарийских воззрений может служить русская народная сказка из сборника "Русских заветных сказок" А.Н.Афанасьева о волшебном кольце, благодаря которому фаллос героя вытягивается на семь верст и достигает неба33. Аналогичные мотивы обнаруживаются в символике погребальных курганов, где наряду с отдельными небесными светилами воспроизводится весь Млечный путь в виде гигантского детородного члена (рис. 114).

 

Впрочем, имеются и другие объяснения и соответственно народные наименования Млечного пути. У индоевропейских народов со времени, зафиксированного в Гомеровой "Одиссее", небесная река из звезд именуется Повозкой (или Возом, или Телегой). Названий Млечного пути множество и у каждого народа - самыеразные, только в польском языке их зафиксировано около сотни. Усеверных народов Млечный путь - Лось, хотя у финно-угорскихсуоми, карелов, мордовцев, марийцев, коми, удмуртов, манси -это Путь Птиц (Путь Диких Гусей, Журавлиная Дорога). Унекоторых славянских народов Млечный путь именовался точно также: Гусиная (Журавлиная) дорога. Тюрки, арабы, иранцы, армяне,албанцы, венгры и балканские славяне именовали Млечный путь - Дорогой, устланной соломой, тунгусские народы - Лыжным следом, чукчи и коряки - Пыльной рекой; корейцы - Серебряной рекой; китайцы, японцы, вьетнамцы - Небесной рекой и т.д.

 

Укоренившееся в современном русском языке и обиходе название Млечного пути несомненно сопряжено с древними мифологическими представлениями о сказочной Молочной реке или благословенной стране, где текут молочные реки (Беловодье).

 

Интерес Голубиной книги к вопросу о происхождении утренней и вечерней зари обусловлен тем, что в общеарийской мифологической традиции зори представлялись плодом соития Неба и Земли (сама заря, то есть покраснение неба, воочию демонстрировала такой процесс соития).

 

В славянской и всей индоевропейской культуре особенно развит и распространен был культ утренней Зари (рис. 115), предвозвестницы дневного света (рассвет). По древнеиндийской традиции Утренняя заря (богиня Ушас) - дочьнеба. В славянском фольклоре утренняя заря зовется Оком (или окном) Божьим. "Зори утренни от очей Господних", -подтверждает Голубиная книга. Отсюда понятна однокоренная родственность слов "заря-зори" с лексическим гнездом: "взор"; "зоркий"; "зрак", "зреть", "позор", "зариться". Иначе: слова, означающие небесный или огненный свет (ср.: "зарево"), родственны словам со смыслом "видеть-глаз".

 

В русском языке и народно-поэтических воззрениях понятия "зари-зорьки" относятся к числу наиболее стойких и укоренившихся: от ласкательного эпитета "зоренька ясная" и сказочных имен Заря-богатырь, Иван-Зорькин (ср. также кличку животных - Зорька) до древнейших присловий и заговоров.

 

Владимир Даль приводит пример подобных народных представлений. Так, о Солнце говорили: "По заре зарянской катится шар вертлянский - никому его не обойти, не объехать".

 

Сохранился также текст заговора, с которым нагая бабка обносит нагого младенца вокруг бани. "Заря, зарина, заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные". По народным повериям, жизнь ребенка с момента рождения зависит от животворящей силы зари.

 

У восточных славян и русских Утренняя Заря, прогонявшая Ночь, считалась Девой-воительницей, Победительницей Тьмы и одновременно - Матерью Солнца, которое она в прямом смыслерожала каждый божий день, подобно тому, как птица сносит яйцо.

 

Такое представление восходит к самым глубинам протоарийского мировоззрения, впоследствии расщепившегося на самостоятельные, но во многом перекрещивающиеся индоевропейские мифологии. Рудиментами первичного миросозерцания (в Ригведе оно представлено концентрированно в виде Богини Утренней Зари - Ушас) можно считать такие русские сказочные образы, как Ненаглядная Красота, Марья Моревна, Царь-Девица, которые первоначально, как доказал А.Н.Афанасьев, были тождественны Богине Утренней Зари.

 

В фольклоре сохранились и другие осколки древнейшей общеиндоевропейской мифологемы: Заря - мать, Солнце - сын илидочь. "Без утренней зорюшки солнышко не взойдет", - гласитпословица. В Архангельской губернии записан заговор, обращенныйк ночному небу и утренней заре: "Заря-зорница, красная девица,сама мати и царица, светел месяц, часты звезды... Среди ночиприди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью-царицей". Вновгородской Хлудовской псалтири конца XIII века естьминиатюра: огнеобразная дева несет в руках Солнце, имя ее, какгласит подпись, "Зоря утрьняя"34.

 

Представление о жизнедарящей роли зари уходит своими корнями в самые глубины протоиндоевропейских верований. В Ригведе собрано около 20 гимнов, посвященных Богине утренней зари Ушас - создательнице света, воспламеняющей своими лучами Небо, своего отца, с которым Богиня находится в кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который был, есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас - гарантего неизбежного возрождения (в этом смысле в Ригведе она именуется "знаменем бессмертия").

 

Отзвук имен светозарных Божеств слышится в культурах разных эпох и народов: пророк Заратуштра (греч. Зороастр); женские восточные имена - Зара, Зарема, Зарина. Были попыткисблизить с общеиндоевропейскими корнями "зор - зар" (ср. укр.зирка - заря) имя древнеегипетского бога Осириса (Озириса),истолкованного как Зарид, т.е. Озаренный или Осиянный.

 

Взаимодействие между индоевропейской и семитско-хамитской культурами и мифологиями на разных отрезках исторического развития бесспорно. Бесспорны также древние контакты между этносами. Так, статуэтка Осириса была найдена в Томской области (а статуэтка Амона - в Пермской области)35. Что касаетсягенеологической связи, то следует отталкиваться от подлинного древнеегипетского звучания имени бога Осириса. В европейские языки вошел его древнегреческий эквивалент, который на древнеегипетском языке прочитывается как Усир (это при том, что в древнеегипетском письме гласные звуки отсутствуют).

 

Если сближать смысловое значение Осириса с озаренностью, то тогда напрашиваются и некоторые фонетические параллели: древнеегипетское имя Усир созвучно с древнеиндийским Ушас, а последнее приводит к русскому "ужас", что объяснимо только в том случае, если исходить из общеизвестных функций Бога Осириса как владыки Царства мертвых, царя Преисподней и главного судии на Страшном суде. Все становится на свои места, если вспомнить, что зори бывают как утренние, так и вечерние: первые приносят нарождение дневного света, а последние - его смерть. Можноподобрать еще одно объяснение тому на первый взгляднеобъяснимому факту, почему имя Богини Утренней Зари - Ушаспревратилось в русский "ужас": это - инцест (кровосмесительныйбрак) дочери с отцом - ужасное и преступное прелюбодеяние сточки зрения развитых родовых отношений.

 

Космическую сущность любви, о чем писали многие мыслители Запада и Востока, - в лапидарной форме выразил Данте: "Любовь,что движет солнце и светила". В русском народном мировоззрении (как и в мировоззрении других народов) обнаруживается инойаспект данной темы: сам человек оказывается сыном или дочерьюнебесных светил, тем самым образуя с ними небесно-космическуюсемью.

 

Впечатляющим носителем жизнетворящего начала природы выступает хорошо известный древнерусский и общеславянс-кий Бог- Ярило (рис. 116), олицетворяв-ший мужское естество и весеннее плодородие. Имя Ярилы, воплощавшего яростноедетородное (сексуальное) начало, одновременно сливалось с понятием "яркий", "яр", "яровой" (весенний). В конечном счете и сам Бог и его имя восходит к гиперборейским временам общеиндоевропейской этнической нерасчлененности и сопряжено с именем и функциями Бога Гермеса ("ярого месяца", о чем уже говорилось в предыдущей главе).

 

Весенний праздник Ярилы, доживший до ХХ века и детально описанный этнографами, по существу являлся исторически трансформированным на славянской почве хорошо известного дионисийского культа с непристойным органистическим действом. Аналогичным образом непременным атрибутом русского Ярилы был подчеркнут большой фаллос, сделанный из полена, а само празднество завершалось имитацией полового акта. В данной форме он является отголоском тех далеких древнеиндоевропейских верований, в соответствии с которыми для достижения плодородия и получения высокого урожая требовалось оплодотворить женщину на вспаханном поле.

 

Несмотря на подчеркнуто непристойный характер, Ярилин праздник отмечался в России повсеместно еще в начале ХХ века, правда, не в одни и те же дни. Вот доподлинные свидетельства современников. В Костроме отправляли похороны Ярилы во Всесвятское заговенье. Старик, одетый в изодранное платье, нес в гробу куклу Ярилы в виде мужчины с выпяченными наружу естественными частями. Пьяные женщины провожали куклу с рыданиями, а потом зарывали в землю. В Галиче и Кинешме Костромской губернии представителем Ярилы выбирали старика, упаивали вусласть и забавлялись над ним. (Все это отголоски древних дионисийских необузданных празднеств, непременным атрибутом которых было бесконтрольное употребление опьяняющих напитков.) Девушки устраивали вокруг пьяного деда, персонифицирующего Ярилу, веселые хороводы.

 

В Тверской губернии в первое воскресенье после Петрова дня девушки и парни собирались плясать и веселиться в честь Ярилы. Матери охотно отпускали своих дочерей на это гуляние поневеститься. Женихи высматривали невест, а невесты женихов. Общение носило более чем вольный характер. Во время разгула любовью занимались под ветвистыми деревьями. В некоторых местностях Казанской губернии поселяне обоего пола плясали в честь Ярилы на полях, где перед этим окропляли скот священною водою.

 

В Воронеже в Ярилин день люди всех возрастов и обеих полов, нарядившись, как в самый большой праздник, собирались с рассветом дня за городом на большой площади. Всеобщее разгулье выражалось в песнях и плясках. Из числа мужчин выбирали Ярилу, наряжали его в пестрое платье, украшали цветами, лентами и бубенчиками, лицо нарумянивали. Дети возвещали шествие Ярилы барабанным боем. Начинался всеобщий разгул, который обычно завершался страшным кулачным боем (заметим, что кулачный бой -одна из древнейших ритуальных игр индоевропейцев)36.

 

Русский корень "яр" происходит от древнеарийского "ар" и обнаруживает свои следы в глубинах тысячелетий и в культурах различных народов: арии, Арджуна (один из главных героев "Махабхараты"), Иран (русифицированное название страны: первоначально Арьянам - "страна ариев"); Аргус -древнегреческий тысячеглазый великан, персонифицирующийзвездное небо; Арес - древнегреческий Бог войны; Ярри -хеттский Бог войны; Эрос (Эрот) - древнегреческий Бог любви,одно из четырех космических первоначал.

 

Эрос и Ярила - разнозвучащие имена (с единой корневой праосновой) общего праиндоевропейского Божества, почитавшегосянашими далекими прапредками в те стародавние времена, когда ипротоэллины и протославяне были слиты в единый пранарод сединым языком и верованиями. Лишним подтверждением тому служитпроисхождение имени Геры - древнегреческой Богини, супруги Зевса. Яростно-мстительная и необузданно-вспыльчивая натура Геры - точное воплощение ее первобожественной сущности,связанной с яростью как космическо-природно-человеческой стихией. Но и само имя Геры первоначально звучало как Яра. Славянские имена Ярослав, Ярополк, Яровит генетически являются однокоренными имени Гера; точно так же и имя самого знаменитого древнегреческого героя Геракла генетически является однокоренным имени Ярилы и созвучным (фонетически и семантически) славянскому Ярославу.

 

Нет сомнения, что имена и древнегреческого Ареса (сына Геры), и хеттского Ярри возникли из одного и того же языкового и мифологического субстрата. Хетты - исчезнувшийиндоевропейский народ, живший во 2-м тысячелетии до н.э. в Малой Азии, на территории современной Турции. Русское и общеславянское слово "хата" ("дом") родственно аналогичному понятию в хеттском языке: корень входит в название самого народа - с учетом чередования гласных "о" и "е", а столица Хеттского государства именовалась Хата. Рядом с хеттской в Месопотамии существовала и развивалась шумерская и аккадская (ассировавилонская) культура. Шумерийцы говорили на языке, происхождение которого точно не установлено. Язык ассирийцев и вавилонян был семитским. Поэтому исключительный интерес представляет сходство и несомненное родство имен индоевропейских Богов войны, хеттского - Ярри (Иарри) идревнегреческого Ареса с акадским богом войны Эрром (Ирром). В конечном счете последний оказывается генетически родственным русскому Яриле.

 

Космическая сущность бога Ярилы обнаруживается при проекции календарно-обрядовых функций на природно-циклические процессы, которые, как известно, обусловлены космическими причинами: движением Земли вокруг Солнца при вращении самой Земли, что создает соответствующую картину звездного неба, движением Солнца относительно других звезд и наоборот, скрытых галактических факторов, и растянутых во времени соответствующих физических процессов, неизбежно влияющих и на земную жизнь.

 

Власть Богов над пространством и временем предполагала управление циклическими изменениями в природе: сменой времен года, месяцев, недель, суток, дня и ночи - что все вместе ипорознь увязывалось с круговоротом движения Солнца, Луны,планет и звезд. Отсюда вытекают и более обобщенные, по существуфилософские представления о "вечном возвращении", т.е.возрождении времени, и циклических круговоротах во Вселенной.

 

Все это в конечном счете привязывалось к космогоническому природотворческому акту, и в зависимости от биокосмических ритмов строились как летоисчисление, так и вся хозяйственно-бытовая жизнь: сельские работы, охота и рыболовство, водная навигация, праздники и обычаи37. В свою очередь исчисление суточного, недельного, месячного и годового времени возможно лишь на солнечно(лунно)-световой основе: световые циклы - объективный базис всякого календаря.

 

В индоевропейских языках есть группа понятий для обозначения годовых и вообще - временных циклов, в основекоторых лежит древнейший корень "яр" ("йар", "аэр")38. Онобразует древнеиранское (авестийское) слово "год", лежит воснове древнегреческого понятия, означающего "время года", ибезо всяких изменений воспроизводится в современном немецкомязыке: "йар" (Jahr) "год". В древнерусском языке слово "яра" означало лишь одно время года - весну, но вреконструированном прославянском языке этим словом обозначалсяцелый или, как говорили в народе, круглый год (кстати, одно източных определений цикличности времени и изменений в природе).

 

Отсюда и происходит имя древнерусского весенне-солнечного ижизнеродного божества Ярилы - хозяина времени и зачинателягода. Весной начинается пробуждение природы и отсчет новогоестественного жизненного цикла, устроителем и распорядителемкоторого выступает Ярило.

 

Современное русское слово "год" также древнейшего происхождения. Его лексическая основа восходит к санскритскому многозначному слову "gу", в первую очередь служащему дляобозначения понятий "бык" и "корова" (это значение сохранилосьв современном русском языке "говядина", образованного отустаревшего ныне "говядо", означавшего всякую крупную рогатуюскотину - быка, вола, корову), а также в производном от "говядо" и ставшем бранным слове "говно". Но санскритское "gу" означает также "звезды" и "лучи света" (и крометого, "речь" - откуда русское "говорить"), что, несомненно,раскрывает его космические корни и делает понятнымастрально-циклическое происхождение самого слова "год".

 

С неотвратимым воздействием неведомых космических сил (в том числе и астрально-природных циклов) связано понятие "рок", имеющее временнуе происхождение (ср.: "срок"). В древнерусском языке оно означало не только "судьбу" (как это имеет место в современном языке), но и "год" (в украинском языке это значение сохранилось и поныне). Этимологически понятие "рока" восходит к санскритскому слову "rac", где оно означает в первуюочередь "созидать", "творить", "создавать", "устраивать", "упорядочивать", что в целом соответствует пониманию Космосакак упорядочивающего начала. Но космическая сущность рокапредполагает наличие в нем неких непреодолимых законов в виденеизбежной судьбы. Роковая предопределенность - это вовсе небожеское предначертание. Это - несравненно большее, глубинноеи непостижимое. В мифологической традиции против рока и судьбыбессильны любые Боги. Вселенская неотвратимость рока определяетжизнь людей и ход истории. Как и другие космически насыщенныекатегории, рок связан с речью или ее эквивалентами. Само слово "речь" является производным от однокоренного ему слова "рок" (ср.: "реку", т.е. "говорю", "пророк"). К этому же лексическомугнезду примыкают слова "рокот" и "рык".







Date: 2015-07-27; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию