Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ 1 14 page





Таково представление, получившее отражение в письменной, достаточно поздней традиции. А еще раньше предки древних китайцев, как, впрочем, и многих других народов, считали, что солнц вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, то есть каждый день восходит новое Солнце. В китайском языке даже для обозначения разных понятий "день" и "Солнце" используется одно и то же слово "жи". В древнеегипетском письме идеограмма, означающая "Солнце", также служит одновременно и для обозначения "дня".

 

Отсюда вытекает, между прочим, что исчисление суточного времени можно вести не только в "днях", но и в "солнцах", и вместо привычного по нынешним меркам утверждения: "прошло столько-то дней" - вполне можно сказать: "прошло столько-тосолнц". Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в такназываемом ромбическом орнаменте. Встречающиеся повсеместно какна древней керамике, так и на современных вышивках ромбическиесетки с точкой внутри каждого ромбика, скорее всего, естьсолярно-календарные знаки, а вовсе не картина засеянного поля,как это видится некоторым современным исследователям.

 

Причин, объясняющих такое представление, несколько. Во-первых, объективно единое и единственное светило обретало множественность в зависимости от своего суточного и годичного поведения. Считалось, что зимнее Солнце не тождественно весеннему и, соответственно, летнему, что у дневного Солнца есть ночной двойник, который светит под землей, когда первое скрывается за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считались также утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды (Венера). Полная Луна и Месяц в большинстве древних мировоззрений также считались разными светилами.

 

Во-вторых, уместно предположить, что в условиях непрерывного распада и обособления родоплеменных общностей каждая из вновь образованных кланово-этнических единиц предпочитала внести элемент особенности и неповторимости применительно к своему верховному Божеству, дабы и объект поклонения был бы не таким, как у соседей-соперников. Отсюда испокон веков на разных территориях и в разных храмах или святилищах у одного и того же Божества (в том числе и у Солнца) были различные эпитеты, со временем превращавшиеся в самостоятельные имена.

 

Христианство, которое пришло на Русскую землю тысячу лет тому назад, застало здесь веру в разных языческих Солнцебогов. Главными из них были три - Дажьбог, Хорс и собственно Солнце,которое в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере - с Колой. Представление о трех Солнцах было настолько стойким и обыденным, что проникло даже в церковную литературу. В знаменитом "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона (сер. XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, ав одной из богослужебных миней того же времени оно именуется Тресветлым Тресолнцем. Но вернемся к дохристианскойэпохе.

 

Дажьбог (рис. 97) - сын Сварога, поэтому иногда именуется просто Сварожич. По смыслу и этимологии он - Бог Дающий, Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскому da ("дающий", "наделяющий"). Русские летописцысовершенно справедливо отождествляли его с эллинским Богом Солнца - Гелиосом. "Слово о полку Игореве" называет Дажьбожьими внуками всех русских людей.

 

Что касается второго Бога солнечного пантеона - Хорса, то здесь прослеживаются более глубокие инеожиданные связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где напримере развития и распространения тотема сокола былапродемонстрирована прямая этимологическая и культурологическаясвязь между древнерусским и древнеегипетским Солнечными Божествами - Хорсом и Хором (Гором).

 

Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным и даже чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий в основе имени Бога корень прочно прижился в современном языке: "хорошо", "хоромы" (производное слово - "храм"), "хоробрый" ("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорониться", "хорохориться"и др. Тот же корень входит также в название южнославянскогонарода хорваты, которые переселились на Балканы уже в новуюэру. Аналогичным образом словенцы, находившиеся в составе Австро-Венгрии, именовались хорутанами. В честь Солнца бога и Хорса наименован древнерусский крымский город - Хорсунь (Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь, по-видимому, от исконно русского наименования, хотя корень "херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя Бога Гермеса - Hermes). Более того, он уходит в глубьдоиндоевропейского прошлого и обнаруживается хотя бы в семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте явился Бог, - именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) - поназванию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай (см. Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой летописи, что имя одного из трех братьев - легендарныхоснователей Киева - тоже было Хорив. Удивительное это совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основесозвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий к общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий, относящихся к Солнцу, свету и благу ("хорошо!"). Потому-то данная корневая основа так часто встречается в теонимах различных религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно также вспомнить этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того же названия)15.

 

К этому же этимологическому гнезду относятся слова с корнем "хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а"). Вспомним Харит - благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,дочерей Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный смысл).

 

Того же корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.: украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный" однокоренные. Отсюда же слова "ухарь" и "харя" с диаметрально противоположными смыслами (последнее первоначально не имело ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи", "характер", а также название города Харьков, причем вполне допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении Харь-кiв образована, как и название Киева, от именидревнерусского князя - Кия.

 

Классический обрядовый танец - хоровод (у болгар он называется "хоро", у румын - "хора") имитирует солнечный круг и в старину несомненно был связан с поклонением Солнцу. Чтокасается происхождения имени Хорс и соответствующей лексическойосновы, то их нетрудно установить путем сопоставления ссоответствующими санскритскими словами. Аналогичный кореньфигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце"и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего Солнца - Xur-et. По сообщению Плиния, скифы персовименовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же иираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм. Этоттопонимический ряд может быть продолжен и в другихпространственно-временных измерениях: достаточно вспомнитьназвание столицы древнего тангутского государства - Хара-Хото,разрушенной дотла Чинзгисханом, или манчжуро-китайский город Харбин. Одна из народностей Тибета также именуется - хоро.

 

В древнерусских текстах встречаются намеки на еврейское происхождение имени и самого Бога Хорса. И не только потому, что в еврейских словах встречается созвучный корень. В одном из вариантов апокрифической "Беседы трех святителей" Перун называется эллинским Богом, а Хорс - жидовским. Комментируяданный пассаж, И.Е.Забелин писал: "Это [жидовство Хорса] подаетнамек на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именноу хазар, перешедших потом в Моисеев закон и оттого известныхбольше под именем жидов хазарских"16. Вполне возможно, что таконо и было: Хорсу поклонялись и хазары17, и славяне. Аобусловлено это было общими истоками их культур, верований и вконечном счете - языков. Подтверждение тому не однирусско-хазарские контакты и свидетельства современных имавторов. Оно обнаруживается и в культурах многих древнихцивилизаций, их космических воззрениях и языках.

 

Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным. В разное время, на разных стадиях разделения славянских народов количество верховных существ, сопряженных с Солнцем, менялось. Не менялось, однако, солярное мировоззрение русских людей. Арабские путешественники, побывавшие на славянских территориях задолго до введения христианства, застали и описали храмы Солнца, предназначенные не только для культовых отправлений, но и для астрономических наблюдений18. Однако почитание Солнечного семейства богов, которым пронизана вся жизнь русского народа, уходит корнями в незапамятные времена, к самым истокам становления древнерусской, древнеславянской и древнеарийской народности. Солнечные сюжеты обнаруживаются в древних захоронениях, а также на предметах (керамика, украшения), добытых при археологических раскопках в местах традиционного обитания славян.

 

Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входило составной частью в родоплеменные отношения. Еще в XII веке русские люди продолжали считать Солнце космическим членом своего рода, именуя себя внуками Дажьбога, что нашло отражение в "Слове о полку Игореве". Четыре князя - участники похода -именуются здесь просто "четыре Солнца". Те же представлениязапечатлены в фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева "Солнце, Месяц и Ворон Воронович" Солнце сватается к одной издевушек и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу вгости (родственные отношения также налицо). Посещают Солнце иего небесный дворец и другие герои, как, например, в сказке о Солнцевой сестре: "Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой сестрицы и закричал: "Солнце, Солнце! Отвори оконце". Солнцева сестрица отворила окно и царевич вскочил в него вместе с конем".

 

А русские дети еще в начале нынешнего века помнили доставшееся им от пращуров древнее представление о родственных узах человека и Солнца: Дедушка-солнышко, выгляни в окошечко, -поется в бесхитростной детской песенке.

 

О стойкости древних космологических поверий свидетельствуют этнографические исследования, проведенные в конце прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границе с Мценским уездом Орловской губернии. По общему мнению, Солнце- женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном из звезд (по другой версии - летает на собственных крыльях). Одежда его разноцветная и вся усыпана звездами. На ночь Солнцеуходит в свой дом, где у него есть мать, братья и сестры. Они сменяют Солнце при обходе неба, так как имеют такую же огненно-световую природу. Солнце, как женское лицо, ночью ездить боится, поэтому его сменяет братец-месяц. Если ночью все люди спали и везде было смирно, то утром Солнце взойдет радостное, веселое - и день будет хороший. Если же народ велсебя ночью несмирно, то солнце встанет пасмурное и днем будет плохая погода. (Здесь в наивной форме народного космизма содержится представление о взаимообусловленности состояния солнечной активности и поведения людей.) Некоторые утверждают, что Солнце не летает, а ездит на огромном коне, от которого происходят свет и теплота19.

 

Одно из древнеиндийских имен Солнечного Божества - Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало вкачестве животворящей силы, творящей законы, которымподчиняются все живые существа. В конечном счете путемметаморфоз звучаний и смыслов образовалось русское слово "сивый", означающее "сияющий", "ясный" (эквивалентом русского "ясного сокола" в сербском фольклоре выступает "сивый (сияющий)сокол с золотыми перьями"). У славян известна была также Богиня Сива, однако каких-либо развернутых сведений о ней не сохранилось. Одни знатоки мифологии отождествляют ее с Богиней Живой20, другие (исходя из смысла "седая", "белая") - с Селеной-Луной. С именами древнеиндийского бога Солнца Савитара и древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей вероятности, так или иначе связано и название части света - Север. Если так, тоданный факт служит лишним подтверждением теории Тилака о полярном происхождении индоарийских народов и полярной родине Вед. Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки является также составной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки.

 

Наиболее приемлемой, хотя и достаточно неожиданной представляется версия, согласно которой имя Сивы этимологически связано с именем знаменитого индуистского Божества - Шивы21,происходит от него по смыслу и функциям. Санскритское словозiva (Шива) имеет следующие смысловые значения: "дружественный", "добрый", "благосклонный", "целебный", а такжеозначает "благо" и "счастье". Следовательно, все этилексические значения по определению, так сказать, должны былибыть экстраполированы на функциональные особенности славянского Божества - Сивы. Однако и собственные неповторимые качества, выражающие единство созидательных и разрушительных сил вуниверсуме и воплощение космической энергии, - неизбежно должны были наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этотне мог не быть диалектически противоречивым и в силу происхождения самого образа Шивы, его истоки уходят в доарийские времена и верования коренных народов Индостана, создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен, которые поглотили культуру своих предшественников и заимствовали из нее множество образов и идей. Впрочем, если исходить из теории общего происхождения языков и культуры народов мира, - соприкосновение мифологий и идеологийсуществовало задолго до того, как протоиндоевропейские народы пришли в движение и распространились по всей Евразии. Так что вопрос о том, что первично и что вторично в мифологии, остается открытым. Косвенным подтверждением связанного являются имена верховных Божеств у других народов: урартский Бог Солнца iwini, хеттский Бог iu-nu и др.

 

Другие ведийские Боги также не исчезли бесследно из памяти русского народа, сохраняясь в словах, несущих подчас иную смысловую нагрузку, но тем не менее указывающих на древнейший первоначальный смысл. Во вводной части уже говорилось об этимологическом и семантическом родстве слов и понятий Вишну и (Все)вышний. Аналогичным образом имя еще одного великого Бога индоариев Индры сохранилось в русском фольклоре в форме фантастического Индрик-зверя - согласно Голубиной книге он "всем зверям отец".

 

Несомненный отпечаток общеарийской и доарийских верований и обрядов несут на себе знаменитые древнегреческие, а затем и древнеримские прорицательницы сивиллы (сибиллы). По античной традиции они считались пришлыми с Востока и владели всей мудростью мира, включая знание будущего. Имя сивиллы объединяет в себе образы сразу двух славянских Божеств - Сивы и вилы.

 

Вилы - славянские феи, прекрасные девушки с распущенными волосами и птичьими крыльями. Их главные функции - помогать обиженным, лечить людей и предсказывать будущее. Трансформацияобраза птицедев в русском фольклоре шла в двух направлениях: в сказках распространен мотив о птицах, обернувшихся девушками (и наоборот), в легендах же и сказаниях образ вил слился с близкими им по смыслу образами вещих полуптиц-полудев - Алконоста, Сирина и Гамаюна. Что касается архаичности имени сивиллы и связи его с доарийской традицией, то здесь представляется весьма вероятным этимологическое родство фонетического варианта имени сибилла и названия страны - Сибирь. Единая корневая основа "сиб" свидетельствует не только об общем происхождении, но и месте (территории) этого общего происхождения. В этом смысле топоним Сибирь может быть интерпретирован как "страна сибилл" или место, где обитают сибиллы-шаманки, а само слово "сибилла" будет означать "сибирячка" в его древнем звучании.

 

Предлагаемое объяснение происхождения названия Сибирь нисколько не противоречит общепринятому. Согласно существующей этимологической и топонимической концепции слово "Сибирь" тюркского или же монгольского происхождения. Однако, судя по всему, название "Сибирь" уходит своими корнями в те времена, когда протоиндоевропейские, прототюркские и протомонгольские языки не были расчленены и представляли единое целое. Корневая основа "сев-сив" обнаруживается и в самом понятии Север (первоначально - Сивер, так это слово звучало в русскихбылинах и поныне звучит в украинском языке и некоторых русскихдиалектах).

 

В древнерусском понимании мироустройства вселенский свет отделен от солнечного. "...В народном понимании существуют раздельно солнце и белый свет, как освещенное небо, вся Вселенная..." "Свет на всю Вселенную есть свет неосязаем, неисповедим... никто же бо может указати образа свету, но токмо видим бываеть". Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: "Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную". Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником "неисповедимого" света"22. Свет вселенский, небесный, носителем которого выступает Сварог, - первичен, емупринадлежит первородство в солнечносветовой иерархии. Всеостальное находится в подчинении светового космического начала.

 

Светобоги - распространенное явление в древнеславянском мире. Общеславянским Богом света был Световит (Святовит) (рис. 98), о котором уже говорилось в 1-й части в связи с происхождением культа Гермеса, восходящего к доарийской истории и верованиям нерасчлененных народов Евразии. Четырехликий фалло-герметический Световит смотрит в четыре страны (стороны) света, как бы распространяя на них свою власть. Одновременно он и средоточие, куда сходится с четырех сторон весь свет. Символика всесветности потрясает по своей простоте и емкости. Несомненный этимологический интерес представляет и вторая часть имени верховного Светобога. Корень "вит" имеет тот же смысл и происхождение, что и латинский vita - "жизнь" (а также "человеческий род" - "живущие").

 

Известны и другие древние Божества света. Из письменных источников практически ничего не известно о Белбоге (рис. 99). Между тем Божество это, известное у южных славян (а также у кельтов) с тем же корнем - Белин(ус), вне всякогосомнения, связано со светом. Неотъемлемый эпитет света -белый (одинаково относящийся к свету и как природномуявлению, и как к окружающему миру и Вселенной). В современномязыке произошло определенное смещение в значении понятия: "белый" прежде всего относится к соответствующему цвету,краске, хотя и здесь не утратило первоначального смысла - "светлый". Есть все основания полагать, что тот же смыслприсутствует в топонимах древних городов Белгород и Белград ("город света") и названии одного из ответвлений древнерусскойнации - белоруссы. В таком случае речь может идти о древнихцентрах со святилищами света и о народе, связывающем своепроисхождение или верования со светом. Особых сомненийпроисхождение русского слова "белый" не вызывает - позаключению языковедов оно исконно родственно древнеиндийским bh-as, bhati ("блеск", "свет"), последнее означает также "знание". В древних языках (например, в древнеисландском) слово "бел" употребляется также и в значении "огонь".

 

Однако этимологические изыскания приводят к еще более интересным языковым параллелям. У древних неиндоевропейских народов - шумерийцев, вавилонян, ассирийцев, оказывается, тожебыло верховное Божество по имени Бел с теми же функциями, что и Бел индоевропейцев. В шумеро-аккадской мифологии Бел выступает и как собирательное имя для главных Божеств - творцов Вселенной. В соответствии с этим и центральное Божество вавилонского пантеона - Бог Солнца и главный покровительгорода Вавилона - Мардук именовался греками Белосом. В космической битве Солнцебог Мардук-Белос победил Тиамат - воплощение первозданной тьмы и мирового хаоса. Интересно, чторусское слово "тьма" оказывается созвучным шумеро-аккадскому имени Тиамат, имеющему практически тот же самый смысл. От общесемитского Бела в дальнейшем возник хорошо известный читателю культ Ваала (Баала) - Бога плодородия и войны в Палестине, Сирии, Финикии, а затем через Карфаген распространившегося по всему древнему миру - от Египта до Испании. Его отголоски слышатся и в русском слове "балда". Другое имя, образованное от древнесемитского Бела путем многочисленных исторических и лингвистических трансформаций, - Вельзевул (имя дьявола, вошедшее в русский язык через древнееврейский). Все это лишний раз доказывает общность древних культур.

 

Содержание понятия "свет" не менее емко и многогранно; помимо собственно физического смысла, слово "свет" означает и весь окружающий мир вообще: "весь свет", "целый свет" (интересен устойчивый фразеологический оборот "свет во всей Вселенной", где свет выступает в качестве космообразующего начала мироздания). Применительно к человеческому обществу слово "свет" употребляется в различных смысловых оттенках: "высший свет" (отсюда понятие светский), "полусвет" и др. Где, в каком еще языке сыщешь имя Светлана (в старину известны были и мужские имена - Светлан, Светозар, сказочный Световик)? Илиупотребление слова "свет" в иносказательном смысле: свет ты мойясный, свет очей моих, светик, мой свет? Космическаяприобщенность, неотделимость от видимого мира небесных явленийотразилась и в ласкательных опоэтизированных именах,сохранившихся до наших дней: "солнышко", "звездочка", "зоренька", "месяц ясный". Можно, не колеблясь, утверждать: всяжизнь, душа и плоть русского человека с младенческих лет и досамой смерти была насквозь пронизана светом - в прямом ипереносном смысле. Окружающий мир во всех его знакомыхпроявлениях именовался "белым светом". Антиподом этого светабыл "тот свет", пугающий и манящий своей неизведанностью изапредельностью.

 

Животворящий свет не только олицетворял светлое космическое начало, но и связывал воедино весь пантеон языческих Божеств. И не только языческих. Древнее обожествление света переросло в новое религиозное миропонимание, которое немыслимо без таких словосочетаний, как "божественный свет". Важнейшее понятие любой религиозной системы "святой" образовано от слова "свет" и впитало в себя его содержание.

 

Метафоричность философской и богословской символики, которая выступает по существу как опоэтизированный язык науки, выразилась также в таких фундаментальных понятиях, как "свет истины", "свет знания" и производимого от них "просвещения", означающего процесс приобщения каждого к сокровищнице человеческого опыта - интеллектуального, нравственного,эстетического, хозяйственного, технического, военного,охотничьего и т.п. Великая миссия аккумуляции такого опыта ипередача его настоящим и будущим поколениям принадлежит Просветителям. Точно так же творческие акты в познании, открытия, результаты художественного поиска характеризуются емкими словами - "озарение", "вспышка".

 

Само слово "свет" древнейшего происхождения и восходит вместе с аналогичными понятиями других индоевропейских языков к санскритскому слову "зeta" (читается и произносится как "шьвета") и означает "белый", "светлый", "блестящий", отсюда ирусское слово "цвет".

 

Такая поливариантность значений понятия "свет" и множественность разнокоренных слов, приведших к своеобразной лексической "цепной реакции", объясняются той объективной обобщающе-смысловой ролью, которую всегда играл свет в жизни людей. Любая единичная вещь или группа предметов воспринимается как нечто обособленное, отдельно взятое. И только свет (как, впрочем, и тьма) является таким безлико-всеобщим началом, которое мгновенно охватывает, обволакивает, объемлет весь вещный мир, представая в виде естественной, доступной каждому, хотя и неизведанной природной стихии. О древности и значимости понятия "свет" для народного миросозерцания свидетельствует также поговорка - клятва со следами заклинания: "Чтоб мнесвету белого не видеть!" Наряду с общеиндоевропейскими корнями и словами "свет" и "бел" в русском языке глубоко укоренилась еще одна близкая по смыслу лексическая основа - "яс", в первозданном видеприсутствующая в словах "ясный" и "ясень". Понятие "ясный"имеет двоякое значение: 1) "чистый", 2) "понятный" и восходит ксанскритскому слову yaas - блеск (ср.: укр. "яскорка"- "искорка"). В процессе языкового развития корень "йас" ("яс") трансформировался в "ас" и "ес". В этих обличиях онвстречается в таких, к примеру, архаичных словах, как "есень" ("осень") - откуда фамилия Есенин; яство ("пища"),этимологически связанное с глаголом "есть" ("кушать"). Одно из названий "ячменя" - "ясмень" (откуда: "ясничек" - ячменныйхлеб, и "ясник" - ячменное вино).

 

Не меньший интерес представляет смысловая нагрузка, которую носил корень "яс" на разных исторических этапах. Прежде всего обращает на себя внимание устойчивое сочетание прилагательного "ясный" с существительным "сокол", символизирующим издревле Солнечное светило. "Ясный сокол" - непросто поэтический образ, в нем закодированы древнейшиепредставления и о Солнце, и о Солнцебогах, и о магической связилюдей с космическими законами. В сказках и былинах ясный сокол- оборотная ипостась героев, приобщающая их к иному - неземному и нечеловеческому - миру: на оборотничествепостроены сказки о Финисте Ясном соколе (или, как она оригинально именуется в варианте, записанном И.А.Худяковым в Рязанской губернии, сказка о Фенисто-ясно-сокол-перышке), а также былина о Вольге (Волхе Всеславьевиче).

 

Одно из древних названий сокола - "ясмен" (см. "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля). Корень "яс" входит и в название "ястреб" - другого рода хищных птиц,по виду наиболее близких к соколам и в древности, видимо,понятийно объединявшихся.

Общеиндоевропейский корень "yas" обнаруживается в словах "асы" - древнегерманские Боги, Ясна - главная часть Авесты, ясы - древнерусское название осетии, Яссы - название города в Румынии натерритории, где пересекались исторические пути славянских и романских народов - двух ветвей некогда единогоиндоевропейского пранарода. Наконец, отзвуки древнего космического миропредставления слышатся в исконно народном понятии "ясочка" - звездочка.

 

Имелись и другие Божества, чьи светозарные функции ставят их в один ряд Светобогов. Их соподчинение в настоящее время установить трудно. Однако нетрудно доказать, что такие древнерусские и общеславянские боги, как "Дый" (упоминается в "Хождении Богородицы по мукам) и Див из "Слова о полку Игореве", этимологически восходят к имени древнеиндийского Бога неба Дьяуста (dy-aus - "день", "сияющее дневное небо").

 

В древнерусских мифологических и фольклорных представлениях известную роль играла такая женская ипостась светлого Дня, как утренняя заря (и звезда - одновременно), Денница. Известно также понимание Денницы как падающейзвезды (именно звезды, поскольку представление, и тем болееправильное истолкование явления метеоритов, относится к болеепозднему времени). Так, в сборнике XV века "О земном устроении"имеется отдельная глава "О денницах", описывающая падающиезвезды, истолкованные как обломки небесного огня. Как и древнее "солонь", образ Денницы характеризует космическое животворящееначало, заключенное в свете, олицетворением которого выступаетбрачная пара День и Денница (Свет околоземный и Светкосмический). Но скорее всего, если восходить к праславянскимобщеарийским верованиям, все космические явления (включаяземлю, воду, небо, огонь) можно представить каксамозарождающиеся из света. Вячеслав Иванов считал Денницумифологическим существом мужского рода и отождествлял его схристианским и дохристианским Люцефером - одной из ипостасей Дьявола, однако дословно означавшем "Носитель света" (его сотканную из противоречий суть искателя истины гениально раскрыл Байрон в мистерии "Каин"). По Вяч. Иванову, Денница -фосфорически светящийся дух - первомятежник, внушающий человеку гордую мечту богоравного бытия; это тот самый "печальный демон - дух изгнанья", который "сиял" Лермонтову "волшебно-сладкой красотою"23.

 

В русском мировоззрении почитание женского космического начала в форме Девы (рис. 100) имеет длительную историю:от сказочных Птицедев до Пречистой Девы - светлого исветоносного Божества, впоследствии растворенного в культе Богородицы - хранительницы и покровительницы Руси, избравшей Россию своим последним домом. Имя Дева не могло не быть вцентре мифологического и религиозного притяжения хотя бы потому, что оно - одно из древнейших и важнейших понятийиндоевропейской культуры. Как известно, в санскрите devб означает "Бог", "жрец"; "владыка", "царь", а также: "небесный", "божественный". Соответственно dev-i - это "Богиня".

Date: 2015-07-27; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию