Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧАСТЬ 1 19 page
Явным особняком стоят самые мудрые из всех мифологических персонажей - змии и драконы. Однако всех их - и рыб, иземноводных, и пресмыкающихся - при желании можно совместить сархетипом яйца, так как икра рыб и амфибий - это всего лишьразновидность яиц, а змеи, как и птицы, вообще являютсяяйцекладущими.
Космическое яйцо - один из наиболее архаичных космологических архетипов, повсеместно распространенный уиндоевропейских, семитско-хамитских, финно-угорских,тунгусо-манчжурских, китайско-тибетских, полинезийских,африканских, индейских и других народов, что само по себесвидетельствует не только об их тесном взаимодействии, но и обылом родстве и общих мифологических воззрениях. Согласномифопоэтической традиции многих народов из мирового (космического) яйца возникает вся зримая Вселенная, мир Богов илюдей. В европейской традиции данная концепция в наиболееразвитой форме представлена у орфиков - последователеймифического Орфея.
Космическое яйцо древних мифологий имеет вовсе не метафорический, а реальный вселенский смысл, что косвенно подтверждают древнеиндийские и индуистские астрономические трактаты, именуемые "сиддханта". В самом древнем из них, предположительно написанном 5 тысяч лет тому назад, говорится о яйце Брамы - месте обитания Верховного Божества: онопредставляет собой шар из звезд поперечником свыше 18квадриллионов (18х1015) йоджан64, то есть около 4 тысячсветовых лет, что соответствует размерам некоторых галактик.
Уместно предположить, что в русле общеарийской идеологии, носителями и хранителями которой были профессиональные жрецы (впоследствии это - брахманы у индийцев, маги у иранцев,друиды у кельтов, волхвы у славян и т.д.), были распространены именно такие представления о Вселенной в виде Космического яйца, как это описывается в сохранившихся, к счастью, хотя и сильно "брахманизированных" письменных источниках. Ибо у всех других индоевропейских народов (включая и недошедшие части древнеиранской Авесты) систематизированные космологические знания были утрачены после уничтожения или вымирания языческих жрецов, не сумевших оставить преемников и обеспечить передачу древнейшего знания последующим поколениям.
В ведийской космогонии мировое яйцо - золотое. Это - то самое золотое яичко, которое сносит Курочка Ряба в известнойрусской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился,остался только закодированный образ-символ, передаваемый отпоколения к поколению и усваиваемый ребенком чуть ли не однимиз первых).
Расшифровка закодированной архаичной символики сказки о золотом яичке дана еще в знаменитом эссе Максимилиана Волошина "Аполлон и мышь" (1911), которое в свое время пленило о. Павла Флоренского (он так и написал: "плененный... мышью - Священник Павел Флоренский). Все дело в том, что и мышь и золотое яйцо - аполлонийские образы. Издревле известен культ Аполлона Сминфея (Мышиного) (см., напр., Иллиада, 1, 37 - 42), впитавшего память о древнейших исторических событиях, истинный смысл которых был неясен уже во времена Гомера.
Странное прозвище Аполлона предполагало победу над мышами. Победителем мыши, наступившим на нее стопой, изображен Солнцебог в известной скульптуре Скопаса. В память об этом совершенно непонятного с точки зрения современного обывателя события жрецы Аполлона держали при храмах белых мышей. На монетах троадской Александрии и о. Тендоса фигура мыши выбивалась перед фигурой сидящего или идущего Аполлона. А в храме, посвященном "Мышиному" Аполлону в Тимбре, совершались человеческие жертвоприношения65.
Аполлон - Бог Солнца, а золотое яйцо - его символ. Знаменитая коллизия ныне детской русской сказки: "мышка бежала,хвостиком махнула - яичко упало и разбилось" - закодированнаяинформация о борьбе Солнца с Мышью, в которой Аполлонпервоначально терпит поражение, так как олицетворяемое имзолотое яйцо оказалось разбитым. Волошин блестящепроанализировал на первый взгляд незамысловатый сюжет русскойсказки с символистской точки зрения, выявив глубинный смыслборьбы жизни со смертью: "Нет сомнения, что золотое яичко,снесенное рябою курочкой, - это чудо, это божественный дар.
Оно прекрасно, но мертво и бесплодно. Новая жизнь из него возникнуть не может. Оно должно быть разбито хвостиком пробегающей мышки для того, чтобы превратиться в безвозвратное воспоминание, в творческую грусть, лежащую на дне аполлонийского искусства. Между тем простое яичко - это вечноевозвращение жизни, неиссякаемый источник возрождений, преходящий знак того яйца, из которого довременно возникает все сущее"66.
Но Волошин и другие комментаторы прошли мимо другого - этносоциального - смысла борьбы Аполлона с Мышью, заключающегося в древнейшем противоборстве между двумяпервичными родоплеменными общностями на стадии расщепления иобособления языков и культур. В этом смысле Мышь - тотем тойдоиндоевропейской этносоциальной структуры, которая противостояла родоплеменной структуре, связанной с Аполлоном,тотемом которого был Лебедь.
Первоначально победил этнос, чьим тотемом была Мышь. Возможно и даже скорее всего, эта победа выражалась не в физическом истреблении людей или целого народа, а в вытеснении аполлонийской родоплеменной общности с ранее занимаемых северных территорий, что в конечном счете привело к продвижению и переселению прапредков эллинов на Балканы. В итоге же Аполлон и аполлонийцы могли считать себя победителями, ибо восторжествовала Жизнь, сохранилась Культура и возникла новая Религия. Потому-то Аполлон Сминфей представлялся эллинам Победителем Мыши и изображался наступившим на нее пятой.
Заставляет задуматься и установленный учеными еще в прошлом веке факт, что мышь выступала в качестве тотема у семитских племен67. Не свидетельствует ли это, что борьба Аполлона с Мышью (а быть может, тотемов Белой и Серой Мышей) отражает эпоху первоначального разделения индоевропейцев и семитов и вычленения их из некогда единой этнической общности? Что касается русского народа, то отголоски тотемических верований, связанных с мышью, сохранились и по сей день в некоторых обычаях и фольклорных сюжетах. Так, элементы принесения в жертву прослеживаются в поговорке, сопрягаемой с зубной болью или удалением молочного зуба: "Мышка-мышка, возьми зуб!" Оберегательные функции, присущие всякому тотему, явственно проступают в популярном сюжете русской сказки, где мышка помогает падчерице спастись от медведя: бегает от него с колокольчиком при игре в жмурки, где ставкой является жизнь ("Поймаю - съем!").
Еще один отголосок древнейших космологических представлений, закодированных в русских сказках, - яйцо, вкотором сокрыта Кощеева смерть, а точнее - тайна бессмертия.
Еще один популярный сюжет русского фольклора - золотое, серебряное и медное царства, каждое из которых возникает изяйца (и может опять в него свернуться).
Представление о Вселенной, как Космическом яйце, не было случайным. С точки зрения обыденного восприятия звездное небо окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца. Остальное также нетрудно домыслить: яйцо возникает не само по себе, а сносится несушкой, значит, и у Космического яйца должен быть свой Творец; яйцо существует не ради самого себя, а для произведения потомства, - значит, и Космическое яйцо -порождающее средоточие жизни и всего многообразия мира.
В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора, Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо - источник последующейжизни, света и тепла.
Потому-то среди многих народов распространены сказки о яйце как источнике жизни и Вселенной. Из глубокой древности идет обычай одаривать друг друга яйцами и величать их в священных песнопениях. Древнеримский обычай красить яйца Плутарх объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе его заключающего. У персов также был известен обычай приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где предполагалось строительство (существует предание, что Неаполь построен на яйце).
В иконографии Древнего Египта нередко встречается изображение яйца как атрибута Бога. Так, Солнцебог - Птаизображался с яйцом, символизировавшим Солнце: считалось, что Пта катает свое яйцо-Солнце по небу (любопытно совпадение имени древнеегипетского Божества Пта(х) и русского слова "птаха", что отнюдь не может считаться случайным совпадением - их роднит не только общее звучание, но и общая атрибутика, какой является яйцо).
В мифологии полинезийцев видимый мир олицетворяет курица, в которой скрывался создатель мира Бог Тангароа, впоследствии вышедший из яйца. Обломки этого яйца образовали полинезийские острова. Отголоски подобных космологических воззрений есть и в славянском фольклоре: по одному из вариантов украинской сказки, человек в войне птиц и зверей помог первым и в награду получил яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).
Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферы явственно обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ- многообразных юртах, эскимосских снежных хижинах иглу, легких тропических куполовидных постройках (например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в Южной Америке). К тому же в преданиях этих народов происхождение, конструкция, ориентация по частям света и внутренний интерьер таких жилищ однозначно связывается с космическими представлениями. Впоследствии космоархитектурная символика была перенесена на купола церквей, мечетей, гробниц, некоторых буддийских ступ и т.п.
Индоевропейская традиция (включая славянскую и русскую), выводящая миротворение из золотого космического яйца, восходит к арийским и доарийским временам. В Законах Ману - одном изсамых известных древнеиндийских литературных источников -космогенез начинается с истечения мужского семени в первичныйокеан. В результате появляется золотое яйцо - местопребываниетворца-прародителя Брахмы. Он-то и разделяет яйцо надвое:верхняя половина - небо, нижняя - земля, а между ними -воздух. Божественное прозвище Брахмы было - Лебедь-Калаханса (поэтому и космическое яйцо считалось лебединым). В санскрите kala-ha.nsa обозначает и лебедя и гуся. Из последнейчасти санскритского слова путем сложных трансформаций возниклои русское "гусь" (ср.: немецк. Gans - "гусь"). Отсюдаже и устойчивое словосочетание русского фольклора "гуси-лебеди". Интересно, что и название первичногокосмогенного океана сохранилось в современном языке в разныхобличиях. В Законах Ману он именовался Нара (n-ar-a) - "воды". К данной лингвистической основе восходят русские слова:нырять, нора, понурый, нерпа (норпа), нарвал, а также множестворазноязычных названий, связанных с водными источниками: реки в Индостане (притоки Инда); Нара (приток Оки) в Подмосковье, Нарва (Норова) - река и город, Нарым (приток Иртыша), Нарын (приток Сыр-Дарьи), озеро Неро, город Норильск (от "нор" - "омут", "яма с водой") (ср.: также монг. "нар" - "озеро"; коми "нюр" - "болото").
Безусловно, неоспоримое свидетельство древнейшего почитания у славян яйца как символа жизнепреемственности и космического возрождения - это обычай крашения и расписыванияяиц. Обычай, в настоящее время увязанный с христианской Пасхой,в действительности уходит в самые дальние глубины этническойистории славян и индоевропейцев. Археологи находят писанки (расписные яйца) в древних курганах; в форме народногодекоративного искусства они широко распространены у восточныхславян, особенно у украинцев.
Писанки донесли до наших времен свидетельство о древнейших космологических и космогонических представлениях. На яйцах воспроизводились солнечные и звездные знаки, а также более обобщенные символы, например трезубец (при направленности острия вверх он означал мужчину, человека и месяц; при положении острием вниз означал небо и облако), а также свастика (символ творческого активного начала жизни и огня). Звезды изображались восьмиконечными (что соответствовало небесным светилам) и пятиконечными (что соответствовало древнеарийскому символу Вселенной). Треугольник острием вверх испокон веков означал Шиву, а треугольник в обратном виде - острием вниз - Вишну; вместе они и составляли пятиконечную звезду, символизировавшую космическое единение68.
Закодированная формула "мир-яйцо" была настолько стойкой и неискоренимой, что пересилила христианскую догматику и проникла в церковную литературу - сначала в Византии, а затем и на Руси. В одной старинной рукописи читаем: "О яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу - скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля69.
Почему же священное и магическое значение приписывалось именно птичьим яйцам (хотя в природе известны яйца насекомых и рептилий, а млекопитающие, включая человека, наделены женскими яйцеклетками и мужскими семенниками)? При этом птичьи яйца почитались не всякие, а только тех птиц, с которыми человека связывали бытовые или магические отношения. Из верований разных народов известно отождествление птиц с душами людей. Многие птицы почитались как священные. Но в космогоническом плане творцами Вселенной (или уже земного мира) выступают, как правило, утки или гуси (лебеди).
Наиболее распространенным сюжетом является сотворение мира уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. В одних вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский) утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и творит земной мир. Изображения этого акта встречаются на многочисленных древних украшениях и орнаментах - вплоть дотрансформированного образа в узоре на белокаменном Георгиевскомсоборе в Юрьеве-Польском (1236 г.). По другому варианту,дошедшему через карело-финский эпос "Калевала", космическаяутка сносит шесть золотых яиц, роняет их в океан-море, а затем: Из яйца, из нижней части, Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный, Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось, Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился; Из яйца, из пестрой части, Звезды сделались на небе...
В космогонии Древнего Египта (гермопольская версия) бытовал аналогичный сюжет - только вместо утки выступал белыйгусь Великий Гоготун: он снес яйцо, из которого родился Бог Солнца, рассеяв тьму и хаос, что свидетельствует об общих мифологических воззрениях тех пранародов, которые положили начало и древним египтянам, и древним индоевропейцам, и древним финно-угорцам.
По древнеегипетским представлениям, изначальное Космическое яйцо было невидимым, так как оно возникло во тьме до сотворения мира. Из него в образе птицы появилось солнечное Божество, которое так характеризуется в подлинных текстах: "Я- душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито". В других текстах голос космотворящей птицы - дикого гуся Великого Гоготуна - прорезал бесконечное безмолвие хаоса, "когда в мире еще царила тишина". По одним источникам, яйцонесло в себе птицу света, по другим - воздух. В "Текстах саркофагов" говорится, что оно было первой сотворенной в миревещью.
Слава тебе, Атум, я - Два льва [Шу и Тефнут], дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей, ибо я яйцо, пребывающее в Небытии.
Я страж Великой опоры, отделяющей Геба [Землю]от Нут [Неба]. Я дышу дыханием, которым дышит он, Я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо - властелина вечрашнего дня.
Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским текстам, содержит воздух и может считаться Великой опорой, разделяющей землю и небо и одновременно соединяющих их. Космическое яйцо, содержащее дыхание, побеждает "вчерашний день" - время хаоса и небытия.
Птица, которая выступает творцом (демиургом) мира у разных народов, иногда меняет свое обличие. У североамериканских индейцев тлинкитов - это ворон, у якутов - ворон, утка исокол, у некоторых австралийских племен - орел-сокол70.
В русской традиции Птица-Космотворец - как правило, селезень (гоголь) или изредка какая-либо другая водоплавающаяптица (например, лебедь). Народ свято хранил в памятинаидревнейшие представления о сотворении мира. П.Н.Рыбников всередине прошлого века записал краткий христианизированныйвариант доарийской легенды у крестьян Заонежья (сам текстявляется типичным образцом народного двоеверия): "По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел гоголь, а другой черен гоголь. И тыми двумя гоголями плавалисам Господь Вседержитель и Сатана. По Божию повелению, по Богородицыну благословению, Сатана выздынул со дна моря горсть земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана наделал непроходимых пропастей, щильев и высоких гор. И ударил Господь молотком в камень и создал силы небесные; ударил Сатана в камень молотком и создал свое воинство. И пошла между воинствами великая война; по началу одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх сила небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино воинство, и попадало оно на землю в разные места: которые пали в леса, стали лесовиками, которые в воду - водяниками, которыев дом - домовиками; иные упали в бани и сделались банниками, иные во дворах - дворовиками, а иные в ригах -ригачниками"71.
Подробнейший анализ древнерусских, древнеславянских и других космогонических легенд дан в фундаментальном исследовании академика А.Н.Веселовского "Разыскания в области русского духовного стиха": XI. Дуалистические поверья о мироздании (СПб., 1889); ХХ. Еще к вопросу о дуалистических космогониях (СПб., 1891).
Древнейшие доарийские представления об участии птицы (утки) в сотворении мира сохранились в космогоническом апокрифе XVII в. из библиотеки Соловецкого монастыря. Текст христианизирован, но в нем настолько явственно присутствует добиблейский пласт, что в результате действующими лицами оказываются два Бога - христианский и дохристианский,выступающий в виде птицы - Селезня (гоголя). Поле действияапокрифа - мир до сотворения, когда в нем не было ничего,кроме воды (первичный космический океан), по которому и плавала Божественная птица. "И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз если Бог... Бог же рече: ты откуда бо? Птица же рече: от вышних. И рече Бог: дай же ми от нижних. И понре птица в море и согна пену, яко ил и принесе к Богу и взя Бог ил в горсть и распространи сюду и овоюду, и быть земля..."72. Интересно, что дохристианский Бог-Птица оказывается более могущественным, чем библейский Бог. Первому, а не второму дано достать и принести землю со дна океана. И именуется Бог-Птица в апокрифе Вышним (аналогично общеарийскому Вишну). За что библейский Бог, согласно апокрифу, и наименовывает своего конкурента Сатанилом, которого "престал над звездами", а там он "воевода небесным силам, надо всеми старейшина".
Данный сюжет, где народная космогония перемешана с библейской, встречался и фиксировался повсеместно - от Северадо Юга. Апокриф - сказание о творении мира уткой-гоголем -имел широкое хождение на Руси, куда он попал из Болгарии (интересно, что в самой Болгарии обнаружен лишьодин-единственный оригинальный список, в то время как в Россииизвестно их несколько). Однако было бы неверно ограничиватьлегенду о Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, какэто делали некоторые исследователи. Апокриф, как будет виднониже, опирался на древнейшие космогонические представления,прямого отношения к Библии не имевшие. Повсеместностьраспространения легенды о творении мира при участии птицы -практически на всех континентах земли - лучшее томудоказательство.
Свидетельством о нехристианском и дохристианском происхождении анализируемой легенды являются также описания и изображения славянских идолов. Некоторые из них, найденные случайно при земляных работах, срисованные, но впоследствии безвозвратно утраченные, - представляют собой существомужского рода с уткой на голове (рис. 125). Думается, что это иесть тот самый Селезень (Гоголь), которого позднее христианскиеортодоксы, искоренявшие язычество, отождествили с Сатанилом,ведущим свое начало от иудаистическо-христианского Сатаны.
Древнее космогоническое представление о творении мира птицей было чрезвычайно живуче среди славянского населения России. Ввиду исключительной важности данного текста, уходящего своими корнями в гиперборейские времена, приводим наиболее подробную из его записей - как она сохранилась в памятирусского сказителя. Текст записан от 79-летнего тюменскогокрестьянина Д.Н.Плеханова П.А.Городцовым (публикация в журнале "Этнографическое обозрение", 1909. No 1).
Сотворение мира "Изначала веков ничего не было: - ни неба, ни земли,ни человека, а была только одна вода, вода без конца и краю ибез дна, а поеверх воды была тьма тьмущая - безпросветнаятьма. И по этой воде плавал в лодочке Бог Салаоф. Плыл однажды Бог Салаоф в лодочке и сплюнул на воду слинку [т.е. слюну. - В.Д.] и вот - в том месте, где он сплюнул слинку, появился сам сатана Сатаниил, в человеческом образе. И как только сатана появился, так сейчас же вступил в разговоры с Богом, он сказал Богу: - Я - брат твой. Возьми меня с собою в лодочку". В лодочке хватило места и для двоих и потому Бог сказал сатане:- Садись. - Сел сатана в лодочку вместе с Богом и поплылидальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане: - "Хочу я сотворитьземлю. Нырни, сатана, в воду и достань оттуда земли". Сатанаобернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред этим сатанане благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным. Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не могдобраться до дна и не мог захватить земли, выбилсясатана из сил и вынырнул обратно и сказал Богу: - Не мог ядобраться до дна и не достал земли. - Тогда Бог опять сказалсатане: - Ныряй второй раз и достань из воды земли. - Сатанаоборотился птицей гагарой и вторично нырнул. Но и на этот разон не благословился, и потому он опять не достал дна и не добылземли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды исказал Богу: - Не мог я достать земли и не мог добраться додна, хотя нырнул куда как дальше прежнего. - Тогда Бог сказалсатане: - Ты потому не можешь достать земли, что ныряешь неблагословясь. - Благословись у меня, тогда достанешь дно ипринесешь земли. Ныряй в третий раз". Сатана на этот разблагословился у Бога, а затем оборотился птицей соксуном [особая порода широконосых уток. - В.Д.] и нырнул в третийраз. На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе вклюв земли и принес ее Богу и сказал: - Вот я принес тебеземли.- Давай сюда землю, - сказал Бог и взял землю из клюва птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и небольшуючасть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: - Сотворит Богсебе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примерусотворю свою особую землю.
Взял Бог землю и повелел из водной глубины явиться трем китам. И вот явились три кита, таких больших, что станешь на головы, так конца хвостов и не увидишь. Киты установились головами вместе, а хвостами в разные стороны. Тогда Бог положил землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять землю и сдавливать ее. Мял - мял Бог землю и сделал из нея вроденебольшой круглой и совершенно ровной лепешки; этулепешку-землю Бог положил на головы трех китов, и земля сталарасти, росла-росла и покрыла собою всех трех китов и всепродолжала расти. Трем китам стало уже не под силу держатьземлю, и тогда Бог повелел явиться из водной пучины еще четыремкитам и держать землю. Явились четыре кита, сомкнулись ониголовами с первыми тремя, а хвостами раскинулись в разныестороны и стали держать землю. С того времени и до наших днейземля держится на семи китах.
В то время как росла и ширилась земля на китах, - росла и ширилась также земля, оставшаяся во рту у сатаны, так что сильно раздуло щеки у сатаны. Бог это заметил и спрашивает сатану: - С чего это у тебя щеки-то раздуло? - И сатана должен был сознаться: - Виноват! Прости Господи: я утаил во рту немного земли.- Выплевывай землю изо рта! - приказал Бог. И сатана стал выплевывать землю. И там, где сатана плюнет, - появляютсявсякие дикие и нечистые места, - горы и овраги, лесныятрущобы, кочки и болота. До этого же земля была ровна и чиста иво всех отношениях прекрасна. Так Бог сотворил землю и весьмир.
Когда творение земли завершилось, тогда Бог задумал отдохнуть. Вытащил он лодочку из воды на землю, перевернул ее вверх дном, а сам улегся около лодочки и скоро уснул крепким сном. Сатана, при виде уснувшего Бога, замыслил недоброе дело,- он задумал погубить Бога. Сатана думал так: - Брошу я соннаго Бога в воду и утоплю его, и тогда - земля будет моя илодочка будет моя.
Взял сатана Бога и понес его к берегу. Но по мере приближения сатаны к воде земля перед ним все росла и ширилась, а вода перед ним все убегала да убегала. Так сатана и не мог донести Бога до воды. Повернул тогда сатана в другую сторону и понес Бога к другому берегу земли, думал, не удастся ли бросить Бога с другого берега земли. Но и там повторилась та же история. Тогда сатана положил Бога на прежнее место, около лодочки, как будто бы он и не касался Бога.
Земля и поныне держится на семи китах и висит на воде. Земля продолжает расти и теперь, - и когда она вырастет иувеличится настолько, что и семь китов не в состоянии будутдержать ее, - тогда киты уйдут в воду; земля разсыплется ипровалится в водные бездны. Тогда и наступит конец мира.
Говорят, что это время уже недалеко".
Известны и другие варианты. Один из них - более лаконичный - записан в конце прошлого века в Смоленской губернии собирателем русского и славянского фольклора В.Н.Добровольским. В записи и публикации неутомимого этнографа зафиксирована драгоценная деталь. Черт выступает в образе лебедя, и Бог заставляет его трижды нырять на дно моря за песком, чтобы сотворить сушу73. Здесь же приводится еще одна редкая русская космогоническая легенда о происхождении Луны из Солнца. "Прежде было два солнца, но Бог, разгневавшись на одно из них, наслал змея, который так высосал солнце, неугодное Богу, что оно стало совершенно бледным - и зовется оно с техпор уже месяцем и светится только ночью"74. Понятно, что на протяжении тысячелетий в процессе этнической дифференциации многие первоначальные мифологические сюжеты и образы трансформировались, обрастали новыми подробностями или, напротив, утрачивали старые. Однако исходные моменты народная память удерживала цепко.
Теперь уже трудно установить, какой космогонический образ древнее - утка (гоголь) или лебедь. Скорее, и тот и другойвыступали тотемами различных родов или племен. Несомненно одно:древнейшие представления о сотворении мира на стадиинедифференцированной культурной и языковой общности народов Евразии были связаны с водоплавающей птицей и первичным Океаном, который в конечном счете является космическим океаном. Для подтверждения сказанного приведем еще раз финский - теперьпрозаический - вариант легенды о сотворении мира.
"Был гоголь на море; вместо воздуха был только туман. Дух сатана является гоголю: "Для чего ты здесь на море?" Гогольсказал: "Я птица водяная, ведь мое место на море". - "Но чтоже ты здесь на море, когда нет земли?" - "Где же взять землю,раз она вовсе не существует!" - "Земля ведь находится на днеморя. Раз ты водяная птица, сходи за землею на дно". Гогольпогружается на дно моря и несет земли в клюве. У него осталосьея мало, так как вода смыла часть ее. Дух сатана говорит: "Сходи еще раз, принеси побольше". Гоголь принес еще. "Сходиеще и приучись носить побольше". Гоголь сходил третий раз ипринес еще больше. Они сделали себе участок земли на море иначали жить там.
Очутился дух Божий среди них. "Откуда у вас здесь земля?"- "Гоголь сходил на дно моря". - "Начнем вместе творить, разу вас есть земля..." Злой дух взял земли в рот, отделяя частьее для своей земли. Бог все говорит: "Должно быть больше земли,так как здесь она еще не вся". Злой дух клянется: "Больше нет".
Бог настаивает на своем и говорит: "Открывай рот". Там и нашли землю. "Смотри, здесь ведь есть земля; для чего ты клялся, что ее нет?" Тот выплевывает землю на север, где из нея стали расти камни, скалы, горы75.
Отголоски древнейших представлений о Космическом яйце находим и в некоторых украинских космогонических сказаниях76 (а архаичный украинский фольклор - он одновременно и фольклор Киевской Руси, то есть всех населявших ее народов - великороссов, малороссов и булоруссов). Так, по одной излегенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичногошара (аналог Космического яйца). Из яиц же появляются и люди. Date: 2015-07-27; view: 323; Нарушение авторских прав |