Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧАСТЬ 1 13 page
* * * Под воздействием космических сил и ударами стихий русская и мировая Гиперборея канула в Лету, оставив о себе смутные воспоминания в памяти народов, либо являющихся прямыми потомками и наследниками Счастливой страны, либо живших по соседству и соприкасавшихся с древними хранителями и носителями высоких знаний и культуры, включая астрономические представления и космическое мировоззрение. Рядом обитали иные племена - их уровень развития был значительно ниже. Именно оних нам известно по результатам многолетних археологическихраскопок. Соприкасающиеся разноуровневые цивилизации - несообщающиеся сосуды. Высокоразвитые достижения современнойтехнически развитой цивилизации и сегодня не оказываютнепосредственного влияния на уровень развития, обычаи, культуруи мировоззрение племен, обитающих где-нибудь в джунглях Амазонки или Новой Гвинеи (хотя случаи эпизодических контактов между дикими аборигенами и цивилизованными путешественниками оставляют след в памяти тех и других). Так было и в прошлом.
Мировосприятие первобытного человека, конечно же, отличалось от мифологизированной идеологии более развитых цивилизаций и культур, соседствовавших с первыми. Далеко не всегда удавалось выразить развитое мировоззрение адекватным способом. Помноженное на примитивную технику, это приводило к результатам, которые воспринимаются современным человеком неоднозначно. Примером могут служить наскальные рисунки, обнаруженные на берегах Онежского озера. Богатство впечатлений первобытного художника-наблюдателя не вмещают скудные возможности изобразительного материала. События же, требовавшие своего отображения в наскальных рисунках (петроглифах), воистину космического масштаба (рис.89).
Гиперборея - древнейшая цивилизация Земли - оказала решающее влияние на все последующие социокультурные процессы,положив начало как протоиндоевропейской, так инеиндоевропейским общностям и культурам. Ее история стала такжеи началом предыстории русского народа. После гибели Гипербореинаши прапредки постепенно расселились по просторам Восточной Европы, не менее двух раз побывали в Передней Азии, достигнув Египта (в библейские времена и на волне скифского нашествия), с гуннами дошли почти до Атлантического океана и вернулись назад, основали мощнейшее государство средневековой и новой истории - Россию, вновь заселили и освоили Север Евразии и Сибирь. Русские всегда и вновь возвращаются на родину предков.
К сожалению, потомки не всегда помнят заветы прошлого, особенно если утеряны традиции передачи опыта и знаний от поколения к поколению. В древности существовали профессиональные хранители знаний и памяти народной - жрецы,старейшины рода, рапсоды, скальды, сказители и т.д.
Впоследствии появились письменные тексты. Но они ничто без живого озвучивания и истолкования. Тексты египетских фараонов и Бехистунская надпись Дария мало говорят созерцающим их праздным туристам, хотя высечены в камне на века и тысячелетия.
Я вижу призрак Световита Меж облаков, Кругом него - святая свита Родных Богов... Константин Бальмонт Из дальних Сварога садов Плывет пресветлый Бог богов! Николай Клюев Первобоги В древнерусском мировоззрении, прямом наследнике предшествующих эпох, впитавшем многие черты и образы общечеловеческой культуры, существовало множество Божеств, с именами которых связывался Космос, его устройство и происхождение.
Во всех древних мифологиях таких Богов, как правило, бывало несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишь по деяниям их всех вместе можно было составить представление о целостном мире во всех его проявлениях. Между Богами существовала строгая иерархия. Однако чем дальше в глубь времен, тем более размытой и противоречивой становится жесткая субординация. На ранних стадиях Боги и богоподобные существа нередко ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Именно в результате такой смертельной войны появляются победившие и поверженные или подчиненные Боги. В целом это отражало тысячелетние перипетии родоплеменной и этнической борьбы, которая получала конкретное отображение в борьбе идеологий в их мифологической оболочке.
Само слово "Бог" древнейшего происхождения: исходный корень легко обнаруживается в санскрите, где bhaозначает: "звезда", "созвездие"; "светило", "солнце", а bhбga - "счастье", "благополучие"; "красота", "любовь".
Отсюда и русское слово "богатство" как выражение достояния и счастья (в последующей интерпретации - даруемых Богом). Отсюдаже такие старинные, вышедшие из употребления русские слова, означающие "красоту", как "баса" - "краса", "баской" - "красивый". Первоначально древнеарийский корень bha соединял в себе значение "света" и "речи". По разысканиямкрупнейшего русско-украинского языковеда и мифолога Александра Афанасьевича Потебни (1835 - 1891), именноот древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь" произошли многие русские слова с корнем "ба": "баить" - "говорить", "баюкать", "баюн", "бас" - "низкий голос", "басить", "басня", "басма" - "заговор", "бахарь" - "говорун", "балагурить", "балагур". Кстати, само древнеиндийское слово bhбga, от которого ведет родословную русское слово "Бог", означает также "женские половые органы", а образованное от него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующий обряд и ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям, что является несомненным отголоском матриархальных отношений, древнейших верований и поклонения Великой Матери1.
Кого считать верховным Богом древних славян, а затем и русских язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства на Руси полностью подорвало прежние тысячелетние верования и в прямом физическом смысле уничтожило все материальные памятники языческой старины. Восстанавливать их приходится путем комплексной реконструкции, аналогий с родственными культурами, опираясь на скупые свидетельства некоторых письменных источников. Так, католические миссионеры оставили описания дохристианских Божеств и обрядов балтийских славян, впоследствии поголовно истребленных в ходе немецкой экспансии. Характерно, что древнеславянские идолы по замыслу повторяли известные трехголовые и многоглавые индуистские Божества (что свидетельствует об общем источнике их происхождения). Аналогичные идолы встречались и у древних германцев, в частности у скандинавов.
Сохранилось несколько подобных свидетельств. Одно из них- знаменитое описание дохристианского славянского святилища на острове Рюген близ побережья Балтийского моря - приводит И.Е.Забелин в Приложении к своему капитальному двухтомному труду "История русской жизни с древнейших времен". Описание это полностью приводится в книге Герхарда Меркатора - "Космография", написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелин придерживался точки зрения, не разделяемой ныне большинством ученых, согласно которой Рюген (Ругия) - это и есть древнее Русия (чередование "г"ъ"з"ъ"с" здесь, как в средневековомназвании Риги - Риза (Рыза). Вот лишь малый фрагмент изобширного отрывка, переведенного на архаический русский язык: "В том же граде три божнцы были наполнены идолов, а над всеминачальнейший был Святывит; а иной идол был о седьми лицах на единой главе; той опоясан седьмою сабли, а в левой руке имел меч голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом (Марсом)... Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и без меча, того называли Смирением... Третий идол имел на главе 4 лица, а пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, на правое колено приклякнул; того идола называли Богом царства того; имя ему было Поренитум"2.
К несчастью, до наших дней не сохранилось ничего из этой былой красоты и великолепия. Каменные изображения славянских идолов, изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны (рис. 90) (быть может, они не имели вообще ритуального назначения, а выполняли роль указательных, пограничных, межевых или памятных знаков). Подлинные же изображения настоящих русских, славянских, а также, кстати, германских и скандинавских богов, до нас не дошли, так как были уничтожены христианскими миссионерами. Кроме того, дерево, из которого они были сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течение веков и тысячелетий только в особых условиях. Представление о том, как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить по аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38), восседающим на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своими корнями он уходит в тот общий индоарийский источник, откуда вышли все славянские и индийские Боги.
Современная художница Надежда Антипова предприняла попытку воссоздать образы древнеславянских Богов - пятиглавого Поренута (рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) - оба они входили в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятся и другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1995.
Место пребывания Богов - небо во всей своей космической красоте и неисчерпаемости. Оно - обитель Солнца, Луны, мириад звезд, утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений- северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги, молнии и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,град и т.п. Это - самоочевидный факт, не требующий для своего осмысления особых умственных усилий. Но во всякое время, напротяжении веков и тысячелетий, небесное величие внушало восхищение, трепет, а подчас и страх, становилось объектом суеверного почитания и религиозного преклонения.
В рукописном служебнике с требником XVI века содержится вопрос, который духовник должен был задавать на исповеди: "Кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или зари?"3 Приведенные слова исповедника неотвратимо свидетельствуют о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, от которой нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предки по-прежнему поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, а официальная церковь усматривала в этом прямую угрозу собственной идеологии.
Спустя некоторое время, уже в пору правления новой династии, в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царя Алексея Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие люди мужского и женского пола позором, и в ночи чародействуют, солнечного восхода, первого дни луны смотрят, и в громовое громление на реках и озерах купаются, чают себе от того здоровья, и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, в XVII веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческого поклонения Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим на Руси считался Перун. Ответом на процитированный донос явился специальный царский указ, установивший наказание не только за волхование и чародейство, но и за пение "на улицах и на полях богомерзких и скверных песен", под которыми подразумевалось классическое народное обрядовое и лирическое творчество.
Между прочим, сразу же за появлением царского указа, как правило, следовали жестокие репрессии. В сборнике, откуда заимствован вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы и другие документы, красноречиво свидетельствующие о последствиях конкретных мер, принимаемых местными властями по отношению к приверженцам исконно народных традиций. Один из документов озаглавлен так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой, обвинявшейся в чародействе". В следующем документе просто констатируется смерть во время пыток обвиняемого в чародействе. Многих из обвиненных в чародействе после допросов "с пристрастием" сжигали на костре или в срубе. Чтение сохранившихся челобитных - занятие не для слабонервных. Однобесспорно: искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чемуступало западноевропейским инквизиторам.
Гигантское естественное театральное действие, ежедневно, ежечасно, ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах, имело своих постоянных героев, наделенных особыми чертами характера и собственными именами. Небо во всех своих ипостасях и личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось и почиталось как всеобъемлющий Бог, космических масштабов, охватывающий все живое и неживое и проявляющий на собственном теле-пространстве различные знаки, символы, заклания и письмена.
В заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, и любой человек вообще) нередко не просто призывал на помощь космические силы, но как бы сам стремился раствориться во вселенской стихии, уподобляясь небесным явлениям и как бы обретая их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцы подобных заклинаний, заимствованные из судейских материалов (судных дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие более древнее происхождение. Вот подлинные слова заговора: "...Облакаюся в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычуся частыми звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дай же мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение от облака-света, очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу от сильных то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшного грома храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогом неотвратимости исполнения заклинания может выступать космическая пятерица - "красное солнце и светлый месяц. белаязаря и светлая луна и частые звезды".
В народном мировоззрении небо вообще являлось одним из синонимов Космоса. Именно такое разъяснение содержится и в Словаре Владимира Даля: небо - это бесконечное пространство, "вся ширь и глубь Вселенной". Но не только в народноммиропредставлении - в науке и в философии понятия "Космос", "Вселенная", "Небо" на протяжении двух последних тысячелетийупотреблялись как идентичные. Самый знаменитый космологическийтрактат древности, принадлежащий Аристотелю и породившийнеобозримое количество подражаний и комментариев, - называется "О Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вродеследующей: "...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое] Целое и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос" используются как синонимы.
В славянской мифологии небо как выражение космической полноты и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)- одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Его происхождение теряется в глубине веков, однако этимологическиекорни обнаруживаются в санскрите, где svar означает и "небо", и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневойосновы - множество производных слов, среди них наиболее созвучное русскому Сварогу - svar-gб, означающее также "небо"; оно же - рай Индры, расположенный на вершине горы Меру, один из семи миров, в который переселяются души умершихправедников.
К этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем "вар", первоначально имевшим в древнерусском языке значение "жар", "зной", а также "кипящая вода, смола", - отсюда слово "варить" и все от него производные. Но здесь сама собойнапрашивается аналогия, точнее, несомненная связьдревнеарийского корня "вар" с именем величайшего из боговведийского пантеона - Варуны - вседержителя вселенной исамодержца над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна -несомненно один из источников представлений о законах Вселеннойу потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествахнеба и света в славянской мифологии. Космические же функции Варуны вкратце таковы: он - тот, кто сотворил мир и удерживает его, он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, укрепляет Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо; небо и земля подвластны ему; день и ночь - его одежда. Варуна дал движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз.
Сварог - отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога. "...Сего ради прозваша и Бог Сварогь, - отмечает Ипатьевская летопись (1114 г.), - и по семь царствова сынъ его именемъ Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".
Ипатьевская летопись именует Верховное древнерусское Божество Отцом Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляет с античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог - не только Бог Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог (Феост) научил людей ковать оружие (до той поры они бились камнями и палицами) и установил цивилизованные морально-правовые нормы, в частности моногамию в брачных отношениях: "...Установил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон -ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом и почитали египтяне". Здесь налицо прямое и внятное указание как на контакты между египтянами и праславянами, так и на общие корни их верований (о чем более подробно речь пойдет дальше).
Десять веков христианизации практически полностью вытравили имена старых языческих богов. И все же еще в конце прошлого века на юге России отмечались Зворожины (Сварожины) -совместная трапеза вокруг специально вырытого овального рва, споминанием предков и прославлением за чашей с хмельным медомдавно забытого Бога Сварога: "Щоб добра була Зворожина!". Обрядпредполагал избрание ведуньи - З(а)ворожьей Бабы, котораягадала всем желающим, предсказывала будущее и рассказываладетям сказку про волшебный языческий рай - Ирий.
А та Птица всем Птицам Птица! А куда она летит, туда и все. А летит она в Ирий славный, А перо у нее не простое, А Золотое!
Крестьяне в этом краю звали созвездие Стожары - Зворогами7. Из сказанного также видно, что исконно русскиеслова "ворожить", "ворожба", "ворожея" одного корня с именем Сварог и связаны с ним функционально.
Имя Сварог происходит от того общеарийского корня, который получил в санскрите звучание iзvara: 1) "бог", "всевышний"; 2) "господин", "повелитель"; 3) "хозяин", "владелец"; 4) "супруг" (от iз - "владеть", "властвовать", "управлять", "мочь").
Некоторые исследователи настаивают, что изначально Сварог именовался Исварог (что полностью соответствует древнеарийскому корню). Можно и дальше предположить, что в процессе языковой эволюции и разделения народов общеарийское понятие Божества - Исвара соединилось с общеславянским именем Рарог ("огонь" и, кроме того, "сокол"). Получилось Исвара Рарог (Бог Огонь), что в дальнейшем превратилось в более краткое имя - Сварог.
Интересна трансформация образа главного небесного Бога и его имени в мифологиях разных народов по мере их разъединения и самостоятельного развития. Общеарийский корень var и егомодификации присутствуют в именах трех небодержателейдревнеславянского, древнеиндийского и древнегреческогопантеона: Сварог - Варуна - Уран. Этимолог без трудаконстатирует здесь постепенную утрату первоидущих согласных ичередование гласных в корневой основе. Культуролог иметаисторик обратят внимание прежде всего на смысловуюидентичность всех трех понятий-имен, несмотря на последующуюдифференциацию функций.
Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с момента рождения зависела от того, что написано в "небесно-звездной книге". Сохранившееся по сей день выражение "родиться под счастливой звездой" - вовсе не результат позднихзаимствованных астрологических поверий, а исконно русскоепонимание неотделимости жизни индивида от космической жизнизвезды. В старинных свадебно-обрядовых песнях пелось: "звездыясные, сойдите в чашу брачную". Это значит, что счастьесупружеской жизни представлялось предопределенным звездами. Ине только счастье в смысле "совет да любовь", но и главное - всмысле многодетного брака, нетрудных (и не дай Бог -смертельных) родов.
В народном миропонимании издревле существовало сокровенное слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого понятием "Космос". Русскими синонимами данной общенаучной категории выступало не только понятие "мир", но и "лад". Лад - исконно русский Космос.
Само понятие Космос-Лад многозвучно и многозначно. Однокоренные слова и имена раскрывают полифункциональность древнего Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней сохранился архаический рефрен "Дид-Ладо", который современными слушателями воспринимается чуть ли не как междометие: А мы просо сеяли, сеяли Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
На самом деле перед нами древнейшее обращение (звательный падеж) к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца и Неба величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (отсюда иобращение - Дид Ладо). Отголоски былых верований онебесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян ещев прошлом веке8.
Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известна и Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном. Имеются описания ее изображений (впоследствии уничтоженных при введении христианства): молодая прекрасная женщина с золотоцветными волосами и венком из роз, одетая в русскую одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку она держала младенца - бога любви Леля9. В литовской мифологии и фольклоре также известна богиня Лада или Диди Лада (Великая Лада)10 (did - в литовском языке - корень в словах, означающий "большой, великий").
Следовательно, русский космос в древности через верховных богов Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но "лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.: "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля); отсюда: "ладный" - "красивый", "милый", "любимый". Корень "лад" образует также слова со смыслом "владеть", "власть".
Кроме того, слово "ладно" в древнерусском понимании означало также "равно", "одинаково" или, говоря научно-философским языком, - "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало всебя и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось на всю жизнь. Василий Белов совершенно справедливо и исключительно точно - в духе традиционного русскогомиросозерцания назвал свою известную книгу очерков народной эстетики и исконных обычаев - "Лад".
Археология языка предполагает археологию смысла и связи между смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой мысленную реконструкцию той невообразимо далекой эпохи, когда человечество (или цивилизованная часть его) представляла собой нераздельное целое - с единым языком, единой культурой,едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций иморали.
Поясним сказанное вначале на примере интересующего нас слова "Лад", означавшего на некоторых (но далеко не на всех) этапах общеславянского развития понятие "Космос". Слово "лад" (или слова с этим корнем) означает в ряде языков (словацкий, ирландский, древнерусский) другое понятие, близкое лишь по созвучию, - "лед". Налицо взаимотрансформация звуков "а" и "е". Слова "лад" и "лед", таким образом, оказываютсягенетически взаимосвязанными. Другими словами, на каких-тоочень древних этапах развития нерасчлененной индоевропейскойобщности они обозначали группу близких по смыслу понятий,которые впоследствии в процессе возникновения самостоятельныхязыковых, этнических и культурных структур дифференцировались итрансформировались.
Наконец, нельзя не коснуться одной из древнейших славяно-русских морфем, в которой, по мнению ряда самобытных маргинальных мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский, Я.Абрамов)11, сокрыто имя архаичного доязыческого Божества. Звали его Раз (Рас). (На этой основе С.Дружинин дажеосновал движение "разовцев", к которому примкнуло несколько единомышленников.) Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")- одна из широко употребительных морфем. Она так или иначе присутствует более чем в 350 словах русского языка. И еще около 3000 слов содержат ее в трансформированном виде: раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).
Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность слова "раз". "Единица", "начало счета", "фиксация временного мгновения" - эти значения понятия "раз" общеизвестны. Номорфема "раз" ("рас") входит еще и в состав такихсмыслозначимых понятий, как "разум", "разить", "разинуть", "разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать еетолько как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.
Археология языка и реконструкция смысла указывают на глубинные корни данного архаичного слова.
Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение, что морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс" -русский (откуда ведет свое происхождение и названиестраны - Россия). Но первичным все же следует считатьимя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в видена первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же деле Раз (Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память о которых сохранилась исключительно в языке и фольклорных текстах. Среди них - Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.
Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть совсем иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениям можно уловить и тот смысл, который слова и имена имели в далеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В русском языке морфема "раз", когда она выступает в форме префикса, имеет явственно выраженный расширительно-разделительный смысл. Вместе с тем отдельное слово "раз" означает "единицу" - монистическую по самой своейприроде. Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,так сказать, по определению выступать в качестве символадоязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.
А время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной степенью условности может быть названо "языческимпрамонотеизмом"12. Интересно, что в санскрите корневая основа ras выступает в смысле "владычества": rastra -это и "господство", и "государство", и "народ".
В архаическом сознании явления окружающего мира (включая, естественно, и космические) преломлялись особым образом и, не имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в мифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человеку было в значительной степени присуще наивно-целостное понимание окружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча Элиаде (1907 - 1986) - крупнейший западный исследователь донаучного мировоззрения свидетельствует, что человекархаического общества (в отличие от современного) "ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами"13.
Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологии имели под собой реальную, зачастую - обыденную основу. Так,ежесуточная смена дня и ночи воспринималась как борьба света сотьмой. К световой стихии относилось все, что связано сосветовым началом - от звезд на ночном небе и отождествляемых сними планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, - до земного инебесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этомсвет олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегдапобеждало темные силы (в народном сознании весна всегдапобедительница зимы, хотя о последней не говорят, что онапобеждает лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,косматые звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня (хотя он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,отогревал в холоде, защищал от диких зверей, помогал вприготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашлиотражение в представлении об адском огне (геене огненной).
Природно-циклические ежегодные изменения, известные как времена года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно - одноиз главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило, Солнечных Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякого другого великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое из которых имело вполне самостоятельное значение с непременным сокровенным смыслом. Например, в индуистской традиции -наследнице ведийских верований - насчитывается 108 сакральных имен Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическуюсущность14. Аналогичная ситуация наблюдается и в других архаичных культурах - варьируется лишь общее количество Солнц.
Так, по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10 Солнц, 9 из них впоследствии поразил из лука Великий Стрелок И (что, возможно, символизировало победу новой идеологии над старой).
Date: 2015-07-27; view: 340; Нарушение авторских прав |