История о корове иудеев
Все, что мы узнали до сих пор о сынах израилевых из суры Аль-Бакара, было изложено очень коротко и скупо. Случай же с коровой иудеев, о котором говорится в рассматриваемых аятах, в противоположность всем другим событиям, описан довольно подробно. Возможно, это объясняется тем, что история с коровой упоминается в Коране только однажды.
Кроме того, в этой истории имеется много поучительных моментов, нуждающихся в подробном объяснении. Одним из таких моментов, который отчетливо прослеживается на всех этапах этой истории, является та настойчивость, с которой иудеи искали оправдания своему нежеланию следовать Божественным предписаниям. Что также демонстрирует степень их веры в откровения Моисея (ДБМ). Но самое важное во всей этой истории – это яркое и убедительное доказательство возможности Воскрешения.
Из текста самого Корана и из комментариев к нему ясно, что речь идет о таинственном убийстве одного из иудеев, убийца которого был неизвестен.
Между племенами иудеев возник спор по поводу того, кто мог совершить это преступление. Каждое племя обвиняло соседей и настаивало на невиновности своих членов. разрешить проблему и рассудить спорящих попросили пророка Моисея (ДБМ). С одной стороны, преступление было совершено тайно и найти убийцу с использованием средств, обычных для того времени, было невозможно. С другой стороны, взаимные обвинения могли привести к серьезным волнениям и беспорядкам среди иудеев. В конце концов, милостью Божьей и с помощью чуда, смысл которого будет раскрыт ниже, Моисей (ДБМ) решил эту сложную проблему.
Начало этой истории описывается в Коране следующим образом:
«[Вспомните,] как сказал Муса народу своему: 'Воистину, повелевает вам Бог заколоть корову'. Спросили они: 'Не шутишь ли ты с нами?' Ответил он: 'Уповаю на Бога, чтобы не оказаться в числе невежд [, над людьми издевающихся]'».
Смысл ответа Моисея в том, что сеять раздоры и смеяться над людьми –дело невежд и глупцов, а посланник Аллаха не может принадлежать к числу таких людей.
* * *
Когда иудеи осознали, что Моисей (Муса) не насмехается над ними, а говорит вполне серьезно, то «…Сказали они: 'Призови к нам Господа твоего, чтобы объяснил Он нам, какова она [корова эта]'».
Фраза 'Призови к нам Господа твоего', которую иудеи повторили несколько раз, содержит в себе своего рода замаскированное оскорбление и насмешку. Создается впечатление, что, по их мнению, Бог Моисея (ДБМ) отличается от их собственного Бога.
Однако в ответ на их требование «…Ответил Муса: 'Говорит Он, что не старая и не телочка, нечто среднее между тем и другим'».
Чтобы не дать им возможность придумывать все новые отговорки и откладывать выполнение повеления Аллаха, Моисей (ДБМ) добавляет:
«Поступайте же так, как велено вам».
Но иудеи продолжают упорствовать: «Сказали они: 'Призови к нам Господа твоего, пусть укажет Он нам, какого цвета она'».
«Ответил Муса: 'Воистину, говорит Он, что желтая корова эта, без пятен, радует тех, кто глядит [на нее]'».
В любом случае, это должна была быть очень хорошая корова красивой масти. Ее прекрасная яркая расцветка должна была вызывать всеобщее восхищение.
Удивительно, что иудеи не удовлетворились и этим ответом и продолжали искать отговорки, каждая из которых делала выполнение ими своего долга все более трудным.
Существует предание, согласно которому имам Риза (ДБМ) как-то сказал, что для заклания подошла бы любая корова, но иудеи все глубже и глубже увязали в ненужных мелочах. И чем больше они вдавались в детали, тем больше Аллах сужал поле их действий, наказывая за упрямство в выяснении несущественных подробностей. Моисей же (ДБМ), действуя по наитию свыше, все это время постепенно подводил их к тому, чтобы они купили корову у очень набожного и праведного человека, который вполне заслуживал такого почета. Им пришлось заплатить огромные деньги, поскольку только у этого человека была корова, отвечавшая всем условиям, причем сумма была настолько велика, что едва не отвратила их от совершения жертвоприношения.[106]
* * *
«Сказали они: 'Призови к нам Господа твоего, чтобы объяснил Он нам, какова же она, ведь похожи для нас все коровы одна на другую. И тогда, если соизволит Всевышний, непременно будем мы на пути верном'».
* * *
И снова: «Ответил Муса: 'Воистину, говорит Он, что корова эта не приучена пахать пашню или крутить колесо оросительное, не имеет изъянов и без отметины [какой-либо]». Сказали они: «Теперь ты [, похоже,] правду говоришь'».
Затратив много усилий, они нашли, наконец, нужную корову: «Закололи они ее, а ведь чуть было не уклонились они от [жертвоприношения] этого».
* * *
Следом за подробным пересказом всей истории с коровой Коран предлагает ее повторное краткое изложение, уместившееся буквально в двух аятах.
«[Вспомните,] как убили вы человека и препирались относительно убийцы. А ведь раскрывает Всевышний то, что утаиваете вы».
* * *
Повелели Мы: 'Ударьте по убитому какой-либо частью коровы закланной [и после того, как воскреснет он, узнаете вы имена душегубов]'. Так воскрешает Создатель мертвых и являет вам знамения Свои, - быть может, образумитесь вы».
* * *
В последнем аяте рассматриваемой части суры рассказывается о жестокосердии иудеев. В нем говорится, что все знамения Аллаха, все чудеса, сотворенные для них Моисеем (ДБМ), ничуть не смягчили сердца иудеев, которые оставались твердыми как камень и даже тверже камня, ведь из-за страха перед Всевышним даже скалы иногда исторгают воду или раскалываются на части.
«Ожесточились потом сердца ваши и стали как камень и даже еще жестче. И, воистину, есть камни, из которых бьют родники, есть такие, которые раскалываются и воду исторгают, и есть такие, которые от страха пред Богом низвергаются [с вершин горных]».
Итак, сердца ваши жестче камня, поскольку не истекает из них даже тоненькая струйка страсти, любви или знания, и не трепещут они от страха перед Аллахом. завершающие слова аята гласят: «Ведает Он о том, что вершите вы».
В них - скрытая угроза сынам израилевым и всем тем, кто уподобляется им в своих делах и поступках.
* * *
Сура Аль-Бакара (Корова)
Date: 2015-07-27; view: 989; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|