Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На этапе разработки деловых проектов снижения уровня конкретных угроз⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
при появлении реальных сигналов формирования определенной угрозы осуществляется проектная, детальная разработка схемы снижения угроз (в объеме технико-экономического обоснования проекта). Здесь приводятся примерные схемы снижения уровня угроз безопасности (рис. 8.5-8.7). Практически предложение о разработке схем снижения уровня угроз безопасности в реальном секторе связано с необходимостью перехода к новой организации действий в области защиты экономики от различного рода угроз. Эта новая организация в отличие от ранее (и в настоящее время) реализуемых подходов, связанных в основном с анализом, выявлением угроз и относительно робкими попытками включения мер по их нейтрализации в документы по реализации экономической политики (прогнозы, программы, бюджет и др.), ориентирована на выработку комплекса мер, применимых к данной угрозе, ресурсно обеспеченных и контролируемых. Это означает переход государственной экономической политики от пассивного приспособления к рыночным условиям к стратегии активного воздействия на рынок путем повышения конкурентоспособности продукции, формирования спроса на нее, контроля за техническим прогрессом и др.
Пороговые значения (индикаторы) безопасности реального сектора экономики и организация их мониторинга. Формирование эффективной системы безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово-экономических процессов в стране. Очевидная сложность заключается в разработке точных критериев и уровней пороговых значений экономической безопасности. На первый план сегодня выдвигаются инструменты учетной политики и наблюдения (мониторинга) при явно неадекватной ситуации в экономике страны, слабой подготовленности органов государственного управления к этой принципиально новой форме регулирования экономических процессов, предполагающей наличие определенных объективных предпосылок. Это касается прежде всего информационной базы и профессионального сопровождения (речь идет не о «сырых» массивах данных, накопленных в избытке и беспорядочно, а об информации, структурированной под задачи мониторинга и управления экономикой неадминистративными методами). Нет необходимой законодательной базы для отдельных видов и методов государственного регулирования, некоторые наиболее действенные инструменты регулирования существуют на уровне подзаконных актов, нормативных документов исполнительной власти. Крайне медленно и непоследовательно создается единая система учета и информационного обеспечения органов государственного управления. Формулирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны. Необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиций национальных интересов. Критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или ее отдельных областей. Она свидетельствует, прежде всего, о необходимости оперативного вмешательства органов управления для изменения опасных тенденций. Поэтому установление критических точек деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил. В связи с этим из множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Таким образом, под пороговыми значениями экономической безопасности понимаются предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития и приводит к формированию кризисных тенденций в области производства и уровня жизни населения. Вместе с тем пороговые значения - не единственный инструмент характеристики национальных интересов страны в области экономики и угроз экономической безопасности. Не менее важно их качественное описание, тем более что не все интересы и угрозы экономической безопасности могут быть достаточно полно раскрыты количественно. Пороговые значения реального сектора и его отраслевого уровня - дальнейшая детализация национальных интересов в области производства и угроз экономической безопасности в этой сфере. Они характеризуют такие стороны экономической безопасности, как продовольственная, топливно-энергетическая, инфраструктурная, технологическая и т.д. В значительной мере здесь отражаются проблемы жизнеобеспечения. В эту же группу должны войти пороговые значения, характеризующие угрозы, стоящие на границе между экономическим и другими аспектами безопасности, например демографическим, оборонно-промышленным, а также угрозу в виде недостаточности стратегических запасов и др. Некоторые пороговые значения этой группы, включенные в соответствующие доктрины безопасности (например, энергетическую, продовольственную, оборонно-промышленную), утверждаются теми органами, которые принимают сами доктрины. Особенно сложен вопрос о количественных параметрах пороговых значений. Выработка методических подходов к определению количественных параметров оказалась сложной проблемой, учитывая весьма жесткую критику по этому поводу. Можно согласиться с такими аргументами против количественного расчета пороговых значений, как их слабая конкретная ориентация, спорность используемых методик расчета и др. Одно несомненно: данные пороговые значения - реальный сигнал о неблагоприятном положении, призыв к действию, и это главное. Прежде всего рассмотрим некоторые исходные методические подходы, применимые при определении количественных параметров пороговых значений. Первый. При определении ряда пороговых значений широко используются не только расчетные методы, но и методы аналогий, экспертных оценок, постановки целевой задачи. Второй. Сейчас фактические данные по большинству параметров хуже предлагаемых нами пороговых значений, но важно, чтобы пороговые значения не повторяли фактических данных. Иначе теряется всякий смысл. Пороговые значения еще не означают наступления катастрофы, а указывают зоны опасности. Третий. Многие пороговые значения определялись в процентах ВВП. Определено и пороговое значение по объему самого ВВП. При этом исходными для определения порогового значения по объему ВВП предложены показатели уровня жизни населения. Таким образом, для большой группы пороговых значений исходными, по сути, стали индикаторы уровня жизни населения. Это очевидное достоинство применяемых сейчас подходов к решению этой важной проблемы, что обусловливает необходимость продолжения работы в этом направлении. Ориентировочный перечень пороговых значений экономической безопасности реального сектора: • объем ВВП; • объем промышленной продукции; • сбор зерна; • доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной • доля затрат в ВВП на оборону; • инвестиции в основной капитал; • отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения - нефти; - каменному углю; - природному газу; - железной руде; - золоту и драгоценным металлам; • доля инновационной продукции во всей промышленной продукции (в %); • уровень использования производственных мощностей; • показатели уровня производства на градообразующих предприятиях, характеризующие степень обеспечения нормальной жизни города; • уровень износа основного капитала и особенно оборудования, угрожаю щего массовым выходом производственных мощностей из оборота; • уровень технологического отставания производства; • уровень конкурентоспособности продукции; • оценка серьезных перебоев в поставках извне сырья, топлива и электроэнергии и повышения цен на них; • наличие квалифицированных кадров работников в главных отраслях производства. Отдельные пороговые значения безопасности реального сектора экономики уже использовались в оперативной деятельности Совбеза и Правительства РФ. Научно-методологическим обоснованием формирования перечня пороговых значений должно стать формулирование критериев, требованиям которых должен отвечать этот перечень. Пороговые значения экономической безопасности должны: • достаточно полно количественно отражать национальные интересы страны в области экономики и наиболее вероятные угрозы экономической безопасности; • отражать сущностные, а не второстепенные черты этих интересов и угроз экономической безопасности; • отражать балансовые взаимосвязи и взаимозависимости между пороговы ми значениями, характеризующими различные интересы и угрозы экономической безопасности; • обеспечивать возможность межстрановых и межрегиональных сопоставлений; • соответствовать действующей в стране системе статистического учета. При разработке системы показателей необходима проработка еще одного аспекта формирования системы - периодичности их разработки и представления. Целесообразно предусмотреть разработку дифференцированных перечней показателей на кратко- и среднесрочную перспективу; первые, в свою очередь, должны быть подразделены на месячные, квартальные и годовые. Составы таких перечней, очевидно, не будут совпадать, и в связи с этим потребуется изложить схему их взаимодействия (степень конкретизации по отдельным направлениям, периодичности и т.д.). Решение этих вопросов имеет прямое отношение к созданию организационно-информационной базы мониторинга и поэтому требует специальной разработки. Другая группа проблем, связанных с организацией мониторинга, относится к обоснованию системы показателей на региональном уровне. Показатели, отслеживаемые в территориальном разрезе, должны сопрягаться с показателями федерального уровня по содержанию и срокам представления; вместе с тем их перечень будет, по-видимому, гораздо меньшим, поскольку не все проблемы макроуровня могут анализироваться по регионам. Кроме того, составы региональных показателей могут различаться из-за неодинаковой актуальности и значимости отдельных территорий, наличия в них специфических проблем. Обоснование схемы «мониторинг - программа действий по нейтрализации угроз». В настоящее время накоплен опыт в области организации мониторинга безопасности в различных народнохозяйственных сегментах. Однако эта работа ориентирована только на информационный аспект обеспечения безопасности, а на практике наблюдается разрыв между получением информации об угрозах в отдельных областях и конкретными мерами по их нейтрализации, что снижает действенность даже хорошего информационного обеспечения. В связи с этим и предлагается приступить к исследованиям и разработкам современных информационных технологий безопасности с их жесткой ориентацией на программно-проектное реагирование при подготовке мер по снижению угроз безопасности. Для этого предлагается реализовать принципиальную схему «мониторинг - программа действий по нейтрализации угроз безопасности», в которой стадия получения информации соединяется со стадией предварительного реагирования на выявление угрозы путем выработки определенных схем, алгоритмов и программ (ориентиров) будущих действий. С налаживанием современной информационно-технологической безопасности реального сектора должно быть обеспечено поточное поступление данных по ключевым воспроизводственным сферам развития, включая: • контроль и анализ поступающих данных; • активное наблюдение за всеми аспектами ситуации, складывающейся в производстве; • оперативную и точную оценку, обнаружение симптоматических признаков в реальном секторе еще только зарождающихся негативных явлений и тенденций; • предварительное определение путей преодоления негативных воздействий на экономику. При этом должны быть необходимые механизмы и инструменты (методическое обеспечение, ресурсы, квалифицированный резервный персонал), оперативное использование которых может обеспечить возврат реального сектора, его отдельных сегментов и отраслей в состояние равновесия, дальнейшего поступательного развития. Оперативный тонкий, контурный настрой экономики при возникновении в ней различных возмущений сбалансированного режима функционирования с помощью экономических регуляторов может производиться отработанными приемами по заранее составленным алгоритмам и программам. Мониторинг многократно облегчает быструю переналадку обстановки при возникновении таких форс-мажорных ситуаций, как внезапный хозяйственный кризис, экономическая блокада, взвинчивание ввозных таможенных пошлин, забастовки, стихийные бедствия, крупные катастрофы, террористические действия, массовый наплыв беженцев, социальные пертурбации и т.д. Благодаря оперативности получения и объективности информации становятся возможными несравненно более быстрое выявление причин перекосов, разрывов и определение последовательности шагов по нормализации положения. В алгоритм программы должны закладываться более частое предоставление сведений, повышение их дробности, изменение характера маневренных приемов с ухудшением обстановки. Так, программы могут составляться с учетом изменения при необходимости приоритетности решения стратегических задач, диверсификации действий, упрощения технологических процессов, снижения норм производственного потребления, перенесения сроков или снятия с производства изделий определенных видов. В программы могут закладываться резервные схемы производства продукции с меньшим транспортным радиусом, более широкое использование местных ресурсов, новые точки расположения запасов, детальная информация об их расходовании и о поддержании на складах остатков в установленных размерах, проведение других необходимых мобилизационных и инженерно-технических мероприятий. В программы должны включаться и параметры-директивы, которые при тревожной ситуации дополнительно передаются федеральным, региональным органам управления. Использование данного подхода позволит облегчить нахождение функциональных зависимостей взаимосвязанных экономических процессов, анализ их как следствия синтеза многообразных причин и в то же время как причины многих других явлений и мер по эффективному устранению тех из них, которые имеют негативные последствия. Данный подход обеспечит сочетание агрегированных параметров возможных угроз с разработкой прогнозно-модельных схем их устранения. Date: 2015-07-27; view: 1070; Нарушение авторских прав |