Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики
ТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Учвопросы 1.Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики 2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики Лит-ра 1Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их содержание // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13; 2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация. М.: Финстатинформ, 2002.
Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики Многие методологические и теоретические проблемы обеспечения экономической безопасности нашли решение в опубликованных работах1. Настоящая глава опирается на уже выработанные и обоснованные концепции, схемы и модели и ориентирована на анализ и обоснование теоретических подходов к решению проблем экономической безопасности в ключевом сегменте экономики - отраслях реального сектора. Учитывая сложность исследования данной проблемы, ниже предлагается разработанная авторами принципиальная схема «Основы методологии экономической безопасности в реальном секторе экономики страны» (табл. 8.1), в которой систематизированы основные этапы и направления решения комплекса проблем по созданию системы обеспечения безопасности в реальном секторе экономики. Данная схема может быть дополнена разделом «Инжиниринг экономической безопасности», представляющим собой новые механизмы обеспечения безопасности и операционные схемы для практического применения в современных конструкциях информационно-технологического обеспечения этого процесса. Необходимо критически подойти к построению схем обеспечения экономической безопасности на основе традиционной триады: «интересы - угрозы - защита»2. Использование ее (при всей ее правомерности) несколько ограничивает концептуальное видение проблем экономической безопасности в различных сферах, сужает возможности выработки системы необходимых практических мер в этой области. Интересы - это только часть широкого спектра объектов национальной безопасности, причем субъективно выделяемая и динамично связанная с реализуемой экономической и социальной политикой, которая во многом - результат влияния отдельных групп людей и партий (на базе социально-политических предпочтений), к тому же это достаточно динамичная категория, которая может либо революционно преобразовываться, либо эволюционировать. Угрозы - это один из многочисленных деструктивных факторов безопасности, который имеет широкий диапазон негативных проявлений, в частности опасность, кризис, кризисная ситуация, катастрофа, деструкция, деформационные процессы и др. К этому надо добавить, что угрозы в контексте триады безопасности постоянно трансформируются: в течение короткого времени они могут превращаться из реальных в потенциально деструктивные и наоборот. Защита - часть мер, связанная с обеспечением стабильного и нормального развития экономики. С некоторым допущением можно утверждать, что любые механизмы и инструменты, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики, могут рассматриваться как меры по защите экономической безопасности. Не претендуя на окончательность, но опираясь на трактовку безопасности в качестве глобального проекта нового века, можно использовать следующую схему проекта: стратегические объекты жизнеустойчивости общества, экономики, государства - деструктивно-негативные тенденции развития ключевых сфер жизнеустойчивости - позитивная деятельность по отладке механизмов и инструментов регулирования цивилизованного развития общества и государства. При относительной аморфности данной схемы в широком плане она, как нам представляется, отражает реальный спектр отношений в развитии экономики и общества, ориентированный на снижение уровня потенциальных угроз цивилизованному развитию, а также на ликвидацию возможных и требующих оперативной реакции деструктивных отклонений в развитии экономики и государства. Обеспечение безопасности реализуется в диапазоне выживаемость -стабильное развитие, и ближайшая ключевая задача - активная трансформация и ускорение решения проблемы выживания и стабильного, устойчивого существования экономики и общества на цивилизованной основе. Можно сказать, что в настоящее время Россия участвует в «конкурсе циви-лизационных проектов», один из которых - обеспечение безопасности. Центральное звено этого проекта - реальный сектор экономики, ибо стабильность и цивилизация «спрятаны» не в процветании спекулятивно-финансового сектора, а в реальном производстве благ, эффективной работе, занятости населения, удовлетворении его потребностей и сохранности жизни. Ниже предлагается принципиальная схема сущностной декомпозиции понятия «экономическая безопасность реального сектора экономики» (рис. 8.1). Взяв курс на построение цивилизованного демократического государства, Россия проводит реформы, в идеале ориентированные на обеспечение жизненно важных национальных интересов. В ходе реформ экономика должна приобрести способность функционировать в режиме расширенного воспроизводства, в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, обеспечивающие воспроизводство независимо от внешнего воздействия. Реформы должны привести к реальному и цивилизованному вхождению в мировое экономическое сообщество, созданию рациональной структуры внешней торговли, обеспечивающей доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимому уровню удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей). Сложнейшая общественно-политическая и социальная обстановка, сложившаяся в России на рубеже веков, диктует необходимость рассматривать макроэкономические и межрегиональные тенденции и пропорции в плоскости их влияния на экономическую безопасность страны, прежде всего ее реального сектора. Геополитическое положение России, размеры ее территории, потенциал интеллектуальных и природно-сырьевых ресурсов, особенности самосознания россиян таковы, что настоятельно требуют обеспечения адекватной поддержки ее исторически сложившегося международно-политического и военного статуса. При определении категории «экономическая безопасность» необходимо анализировать подходы, базирующиеся на оценке ее объективных сторон: • качественное определение состояния экономики страны, которое, с точки зрения общества, желательно сохранить либо развивать; • возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства; • возможность и готовность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз; • способность поддерживать нормальные условия развития экономики, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России; • уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность при воздействии неблагоприятных факторов; • способность эффективной адаптации экономики к изменяющимся условиям развития. Каждая из указанных сторон, отражая определенные аспекты исследуемой категории, в целом не может быть принята в силу того, что она, во-первых, определяет какой-либо один аспект явления; во-вторых, здесь экономическая безопасность рассматривается изолированно от процессов, порождающих необходимость защиты, противостояния и т.п.; в-третьих, все они отражают данное явление в статическом состоянии, лишенном возможности развития. Более продуктивны подходы к экономической безопасности через состояние экономических отношений в целом, систему государственных гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ее объект (производственные отношения, выражаемые через экономические интересы разного уровня) и субъекты (институты власти различного уровня) характеризуют экономику страны как единую систему. При таком подходе экономическая безопасность предстает как система отношений, прямо и непосредственно связанных с обеспечением нормального функционирования экономики страны и ее конкретных сфер. В конце прошлого века доминировало традиционно-аналитическое понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военно-стратегического противостояния двух систем. Безопасность понималась как обеспечение жизнеспособности экономики страны в условиях военных действий (больших или меньших масштабов). В то же время многолетний мировой опыт, в частности Японии - одной из сильнейших и одновременно безъядерных держав мира, - показывает, что мощь и национальная безопасность государства характеризуются прежде всего состоянием экономики страны, ее финансовым могуществом. Разновидностью и модификацией традиционного подхода стало понимание экономической безопасности как обеспечения выживаемости страны в случае природных бедствий или экологических катастроф. На Западе достаточно широко распространен подход, в рамках которого экономическая безопасность трактуется как обеспечение живучести национальных экономик в условиях мировых экономических кризисов. Однако с сентября 2001 г. (после теракта в США), а также в связи с банкротством компании Enron (США) и ряда других на первый план стали выдвигаться такие аспекты безопасности в экономической сфере, как: • противодействие экономической поддержке терроризма, раскрытие движения финансовых потоков, связаных с этими действиями (одна из мер в этой области - раскрытие информации о подозрительных счетах, об отмыва нии криминальных денег и др.); • обеспечение прозрачности экономической информации о вливании фиктивных капиталов, коррупционных банкротствах и выявление нарушений, связанных с капитализацией, собственностью и др. Вполне обосновано в настоящих условиях использование понятия «цивилизованная безопасность», ассоциируемого с реализацией современных эффективных механизмов снижения уровня угроз в рамках устоявшихся регламентов социально-экономических отношений цивилизованного мирового рыночного сообщества. Можно сказать, что наблюдаются трансформационные процессы в понятийно-практических трактовках экономической безопасности и в России. В частности, это касается введения в обиход (научный и практический) термина «экономическое обеспечение национальной безопасности», что можно рассматривать как придание большей важности проблемам экономической безопасности при выработке и реализации современной политики страны. Мы не ставим перед собой задачу проведения углубленного анализа понятийно-категориальных проблем, связанных с экономической безопасностью, учитывая, что данная проблема достаточно широко анализируется в ряде опубликованных работ1, однако считаем необходимым определить свою позицию применительно к одному из аспектов этой проблемы, а именно к экономической безопасности реального сектора экономики. В литературе, посвященной проблемам экономической безопасности, формулируются различные ее определения, причем в большинстве из них акцент делается на такие критерии, как устойчивость, экономический рост2, экономическая независимость3, защита национальных интересов, социальная направленность политики4. Несмотря на различия в акцентах определения понятия экономической безопасности, большинство из них обоснованно ориентированы на вышеизложенные критерии. Сложность и многогранность категории «экономическая безопасность» предопределяются действием многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В решающей степени экономическая безопасность страны -функция от реализуемого политического и экономического курса. В связи с этим представляется, что существо проблемы наиболее полно отражает определение экономической безопасности как устойчивого состояния активного развития, как основы стабильности национальной экономики, при которых она способна обеспечить: а) эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социальной стабильности общества и государства; б) технико-экономическую независимость, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний; в) защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в условиях глобализационных тенденций. Применительно к реальному сектору экономики в трактовку понятия экономической безопасности целесообразно включить следующие критерии: совокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивость, конкурентоспособность, эффективное использование потенциала, способность к динамичному экономическому подъему и характеризующих экономический суверенитет страны. Представленный комплекс критериев достаточно полно, как нам кажется, отражает содержание такой сложной категории, какой является экономическая безопасность реального сектора страны. Анализ устойчивости и безопасности реального сектора1 в одном контексте обусловлен их близостью и идеологической направленностью на обеспечение нормального, эффективного, цивилизованного развития реального сектора экономики (без кризисов, скачков, угроз, катастроф, кризисных рисков, опасностей). Они определенным образом дополняют друг друга при выработке организационных и экономических мер и стратегических направлений развития, обеспечении нормального воспроизводственного цикла экономического развития. Особенности их связаны со следующим. Устойчивость - это категория экономических теорий развития общества, производства, государства, активно используемая в различных теоретико-методологических построениях и обоснованиях существующих и будущих процессов. Безопасность-категория теорий, объясняющих кризисы, катастрофы, негативные явления в социально-экономическом развитии. Гносеологические корни этой категории (безопасность) находятся в военно-оборонной сфере, области обеспечения национальных интересов, а также частично в технико-технологических системах и биологических сферах жизнеобеспечения человека. Учитывая вышеизложенное, считаем обоснованным и целесообразным использование в системной связке этих основополагающих категорий, ориентированных на поиск современной стратегии социально-экономического развития общества, государства, экономики и ее ключевого сегмента - реального сектора. В общей постановке понятие «экономическая безопасность» можно трансформировать в понятие «устойчивость социально-экономического положения». Устойчивость экономики, как будет показано в гл. 11, характеризует прочность и надежность ее базовых элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. В эпоху глобальной деструкции общественных связей и отношений «лавинообразная ломка социальных институтов и устойчивость к флуктуациям несовместимы»2. Непринятие во внимание этих очевидных постулатов подвергло национальную безопасность страны катастрофическому риску. Реформаторская элита не учла (а возможно, не могла учесть) положения, связанного со следующей аксиомой: «развитие и есть неустойчивость, и оно возможно только через нестабильность, случайность. Стадии возникновения устойчивости и ее распада, равновесия и неустойчивости сменяют друг друга»1. Развитие без угроз и кризисов по существу означает, что реальный сектор экономики в значительной мере может снизить непредсказуемость развития от подчинения слепым случайностям (или скрытым негативным последовательностям). Опорой в этом развитию экономики всегда служит надежность механизмов регулирования, инструментов законодательства, отвечающих объективным тенденциям развития экономики. «Естественные, максимально объективизированные решения, обладающие последовательностью и логичностью, способны противостоять слабым, хаотичным, неэффективным мерам и механизмам регулирования, которые являются скрытыми тормозами развития»2. Принимаемые в экономике решения могут только приблизить или отдалить выход реального сектора на траекторию устойчивого и стабильного развития, но не изменить целевую ориентацию. Сложность достижения отношений асимптотического состояния, связанного с отсутствием внутренних катастроф и кризисов, преодолевается обеспечением устойчивости отдельных сфер экономики (отраслей производства) и ключевых ее субъектов (ячеек). История экономического развития характеризуется медленным уходом от простейшего устойчивого состояния экономики, когда властвовал один критерий - выживание. В настоящих условиях многокритериальное^ оценок развития обусловливает и множественность форм существования, когда кризисы, угрозы, катастрофы становятся нормой общественно-экономического развития. И в этих условиях актуальной становится задача предвидения этих неизбежных негативов развития и выработки мер по их смягчению (при невозможности полного устранения). Эволюция теории экономической безопасности находит отражение в постулировании ряда следующих концептуальных положений: • трактовка безопасности в плане экономического обеспечения национальной безопасности страны, а не как локализованного сегмента проблемы защиты государственных интересов; • классическое разделение угроз безопасности на внутренние и внешние с приоритетом (в настоящих условиях) внутренних угроз (при этом необходимо иметь в виду, что грани между ними постепенно стираются); • внерыночный генезис экономической безопасности, так как возникновение проблем безопасности вызвано не только объективно присущими негативами рыночного регулирования, но и угрозами субъективно-функционального порядка, обусловленными просчетами регулирования (ошибки стратегии реформирования, допущение масштабной коррупции, криминализации и др.); • необходимость определения пороговых значений индикаторов безопасности для получения более жесткого инструментария выявления болевых точек развития экономики и использования количественных ориентировок при принятии государственных решений в области регулирования воспроизводственного процесса; • отражение национальных интересов безопасности в сфере экономики при составлении прогнозов и программ ее развития. При этом необходимо отметить, что содержательно-понятийная трактовка экономической безопасности пока находится в стадии становления, в научной литературе встречаются различные ее толкования специалистами, что свидетельствует, с одной стороны, о важности и сложности проблемы, а с другой - о незавершенности методической проработки и необходимости дальнейших исследований как в общетеоретическом плане, так и в теоретико-прикладном, направленном на решение проблем обеспечения безопасности в ключевых сегментах экономики, в частности в реальном секторе. Особое внимание должно быть уделено необходимости учета, во-первых, специфического характера объекта исследования, во-вторых, особенностей угроз, трудно локализующихся в рамках одного сегмента развития экономики страны. Не все используемые технологии экономического регулирования могут иметь исторические аналоги. И одной из этих технологий является (в известной мере) технология обеспечения (защиты) экономической безопасности страны, особенно ее реального сектора экономики. Целый ряд объективных и субъективных причин нарушил глобальную управляемость экономики, породил затяжной кризис основных жизнеобеспечивающих ее сфер, что и обусловило необходимость постановки вопроса не только об общей экономической безопасности, но и о безопасности реального сектора - ее ключевого сегмента. В настоящее время речь идет не о локальных мерах по обеспечению экономической безопасности, масштабы явления требуют проведения целого комплекса мер. Практически должна быть сформирована система безопасности реального сектора, которая могла бы обеспечить необходимый уровень безопасности, причем в таких ее сегментах, как продовольственная, энергетическая и, что особенно важно, техногенная безопасность. Именно на формирование этой системы и должны быть направлены усилия государства. Date: 2015-07-27; view: 7905; Нарушение авторских прав |