Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики





ТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Учвопросы

1.Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики

2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики

Лит-ра

1Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их содержание // Вопросы экономи­ки. 1994. № 12. С. 4-13;

2.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация. М.: Финстатинформ, 2002.

 

Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики

Многие методологические и теоретические проблемы обеспечения эконо­мической безопасности нашли решение в опубликованных работах1. Настоя­щая глава опирается на уже выработанные и обоснованные концепции, схе­мы и модели и ориентирована на анализ и обоснование теоретических подхо­дов к решению проблем экономической безопасности в ключевом сегменте экономики - отраслях реального сектора.

Учитывая сложность исследования данной проблемы, ниже предлагается разработанная авторами принципиальная схема «Основы методологии эконо­мической безопасности в реальном секторе экономики страны» (табл. 8.1), в которой систематизированы основные этапы и направления решения ком­плекса проблем по созданию системы обеспечения безопасности в реальном секторе экономики.

Данная схема может быть дополнена разделом «Инжиниринг экономической безопасности», представляющим собой новые механизмы обеспечения безопас­ности и операционные схемы для практического применения в современных конструкциях информационно-технологического обеспечения этого процесса.

Необходимо критически подойти к построению схем обеспечения экономиче­ской безопасности на основе традиционной триады: «интересы - угрозы - защи­та»2. Использование ее (при всей ее правомерности) несколько ограничивает

концептуальное видение проблем экономической безопасности в различных сферах, сужает возможности выработки системы необходимых практических мер в этой области.



Интересы- это только часть широкого спектра объектов национальной безо­пасности, причем субъективно выделяемая и динамично связанная с реализуе­мой экономической и социальной политикой, которая во многом - результат влияния отдельных групп людей и партий (на базе социально-политических предпочтений), к тому же это достаточно динамичная категория, которая мо­жет либо революционно преобразовываться, либо эволюционировать.

Угрозы- это один из многочисленных деструктивных факторов безопасно­сти, который имеет широкий диапазон негативных проявлений, в частности опасность, кризис, кризисная ситуация, катастрофа, деструкция, деформаци­онные процессы и др. К этому надо добавить, что угрозы в контексте триады безопасности постоянно трансформируются: в течение короткого времени они могут превращаться из реальных в потенциально деструктивные и наоборот.

Защита- часть мер, связанная с обеспечением стабильного и нормального развития экономики. С некоторым допущением можно утверждать, что лю­бые механизмы и инструменты, ориентированные на обеспечение устойчиво­го развития экономики, могут рассматриваться как меры по защите экономи­ческой безопасности.

Не претендуя на окончательность, но опираясь на трактовку безопасности в качестве глобального проекта нового века, можно использовать следующую схему проекта: стратегические объекты жизнеустойчивости общества, экономи­ки, государства - деструктивно-негативные тенденции развития ключевых сфер жизнеустойчивости - позитивная деятельность по отладке механизмов и инстру­ментов регулирования цивилизованного развития общества и государства.

При относительной аморфности данной схемы в широком плане она, как нам представляется, отражает реальный спектр отношений в развитии эконо­мики и общества, ориентированный на снижение уровня потенциальных угроз цивилизованному развитию, а также на ликвидацию возможных и требующих оперативной реакции деструктивных отклонений в развитии экономики и госу­дарства. Обеспечение безопасности реализуется в диапазоне выживаемость -стабильное развитие, и ближайшая ключевая задача - активная трансформация

и ускорение решения проблемы выживания и стабильного, устойчивого суще­ствования экономики и общества на цивилизованной основе.

Можно сказать, что в настоящее время Россия участвует в «конкурсе циви-лизационных проектов», один из которых - обеспечение безопасности. Цент­ральное звено этого проекта - реальный сектор экономики,ибо стабильность и цивилизация «спрятаны» не в процветании спекулятивно-финансового секто­ра, а в реальном производстве благ, эффективной работе, занятости населе­ния, удовлетворении его потребностей и сохранности жизни. Ниже предлага­ется принципиальная схема сущностной декомпозиции понятия «экономиче­ская безопасность реального сектора экономики» (рис. 8.1).

Взяв курс на построение цивилизованного демократического государства, Россия проводит реформы, в идеале ориентированные на обеспечение жиз­ненно важных национальных интересов. В ходе реформ экономика должна приобрести способность функционировать в режиме расширенного воспроиз­водства, в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, обеспечивающие воспроизвод­ство независимо от внешнего воздействия.



Реформы должны привести к реальному и цивилизованному вхождению в мировое экономическое сообщество, созданию рациональной структуры внешней торговли, обеспечивающей доступ отечественных товаров перераба­тывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимому уровню удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей).

Сложнейшая общественно-политическая и социальная обстановка, сло­жившаяся в России на рубеже веков, диктует необходимость рассматривать макроэкономические и межрегиональные тенденции и пропорции в плоско­сти их влияния на экономическую безопасность страны, прежде всего ее ре­ального сектора.

Геополитическое положение России, размеры ее территории, потенциал интеллектуальных и природно-сырьевых ресурсов, особенности самосозна­ния россиян таковы, что настоятельно требуют обеспечения адекватной под­держки ее исторически сложившегося международно-политического и воен­ного статуса.

При определении категории «экономическая безопасность» необходимо анализировать подходы, базирующиеся на оценке ее объективных сторон:

• качественное определение состояния экономики страны, которое, с точ­ки зрения общества, желательно сохранить либо развивать;

• возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жиз­ни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабиль­ность общества и государства;

• возможность и готовность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;

• способность поддерживать нормальные условия развития экономики, а также последовательную реализацию национально-государственных интере­сов России;

• уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, со­циально-политическую и военную стабильность при воздействии неблагопри­ятных факторов;

• способность эффективной адаптации экономики к изменяющимся усло­виям развития.

Каждая из указанных сторон, отражая определенные аспекты исследуемой категории, в целом не может быть принята в силу того, что она, во-первых,определяет какой-либо один аспект явления;

во-вторых,здесь экономическая безопасность рассматривается изолированно от процессов, порождающих не­обходимость защиты, противостояния и т.п.;

в-третьих,все они отражают данное явление в статическом состоянии, лишенном возможности развития.

Более продуктивны подходы к экономической безопасности через состоя­ние экономических отношений в целом, систему государственных гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от внут­ренних и внешних угроз. Ее объект (производственные отношения, выражае­мые через экономические интересы разного уровня) и субъекты (институты власти различного уровня) характеризуют экономику страны как единую си­стему. При таком подходе экономическая безопасность предстает как система отношений, прямо и непосредственно связанных с обеспечением нормально­го функционирования экономики страны и ее конкретных сфер.

В конце прошлого века доминировало традиционно-аналитическое пони­мание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военно-стратегического противостояния двух систем. Безопасность понима­лась как обеспечение жизнеспособности экономики страны в условиях воен­ных действий (больших или меньших масштабов). В то же время многолетний мировой опыт, в частности Японии - одной из сильнейших и одновременно безъядерных держав мира, - показывает, что мощь и национальная безопас­ность государства характеризуются прежде всего состоянием экономики стра­ны, ее финансовым могуществом.

Разновидностью и модификацией традиционного подхода стало понима­ние экономической безопасности как обеспечения выживаемости страны в случае природных бедствий или экологических катастроф. На Западе доста­точно широко распространен подход, в рамках которого экономическая безо­пасность трактуется как обеспечение живучести национальных экономик в условиях мировых экономических кризисов. Однако с сентября 2001 г. (после теракта в США), а также в связи с банкротством компании Enron (США) и ряда других на первый план стали выдвигаться такие аспекты безопасности в экономической сфере, как:

• противодействие экономической поддержке терроризма, раскрытие дви­жения финансовых потоков, связаных с этими действиями (одна из мер в этой области - раскрытие информации о подозрительных счетах, об отмыва­ нии криминальных денег и др.);

• обеспечение прозрачности экономической информации о вливании фик­тивных капиталов, коррупционных банкротствах и выявление нарушений, связанных с капитализацией, собственностью и др.

Вполне обосновано в настоящих условиях использование понятия «циви­лизованная безопасность», ассоциируемого с реализацией современных эф­фективных механизмов снижения уровня угроз в рамках устоявшихся регла­ментов социально-экономических отношений цивилизованного мирового рыночного сообщества.

Можно сказать, что наблюдаются трансформационные процессы в поня­тийно-практических трактовках экономической безопасности и в России. В частности, это касается введения в обиход (научный и практический) терми­на «экономическое обеспечение национальной безопасности», что можно рассматривать как придание большей важности проблемам экономической безопасности при выработке и реализации современной политики страны.

Мы не ставим перед собой задачу проведения углубленного анализа поня­тийно-категориальных проблем, связанных с экономической безопасностью, учитывая, что данная проблема достаточно широко анализируется в ряде опубликованных работ1, однако считаем необходимым определить свою пози­цию применительно к одному из аспектов этой проблемы, а именно к эконо­мической безопасности реального сектора экономики.

Влитературе, посвященной проблемам экономической безопасности, формулируются различные ее определения, причем в большинстве из них ак­цент делается на такие критерии, как устойчивость, экономический рост2, экономическая независимость3, защита национальных интересов, социаль­ная направленность политики4. Несмотря на различия в акцентах определе­ния понятия экономической безопасности, большинство из них обоснованно ориентированы на вышеизложенные критерии.

Сложность и многогранность категории «экономическая безопасность» предопределяются действием многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В решающей степени экономическая безопасность страны -функция от реализуемого политического и экономического курса. В связи с этим представляется, что существо проблемы наиболее полно отражает опре­деление экономической безопасности как устойчивого состояния активного развития, как основы стабильности национальной экономики, при которых она способна обеспечить:

а) эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социальной стабильности общества и государства;

б) технико-экономическую независимость, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

в) защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в условиях глобализационных тенденций.

Применительно к реальному сектору экономики в трактовку понятия эко­номической безопасности целесообразно включить следующие критерии: со­вокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивость, конкуренто­способность, эффективное использование потенциала, способность к динамич­ному экономическому подъему и характеризующих экономический суверенитет страны.Представленный комплекс критериев достаточно полно, как нам ка­жется, отражает содержание такой сложной категории, какой является эко­номическая безопасность реального сектора страны.

Анализ устойчивости и безопасности реального сектора1в одном контексте обусловлен их близостью и идеологической направленностью на обеспечение нормального, эффективного, цивилизованного развития реального сектора эко­номики (без кризисов, скачков, угроз, катастроф, кризисных рисков, опас­ностей). Они определенным образом дополняют друг друга при выработке ор­ганизационных и экономических мер и стратегических направлений разви­тия, обеспечении нормального воспроизводственного цикла экономического развития. Особенности их связаны со следующим.

Устойчивость - это категория экономических теорий развития общества, производства, государства, активно используемая в различных теоретико-методологических построениях и обоснованиях существующих и будущих процессов.

Безопасность-категория теорий, объясняющих кризисы, катастрофы, нега­тивные явления в социально-экономическом развитии. Гносеологические кор­ни этой категории (безопасность) находятся в военно-оборонной сфере, облас­ти обеспечения национальных интересов, а также частично в технико-техноло­гических системах и биологических сферах жизнеобеспечения человека.

Учитывая вышеизложенное, считаем обоснованным и целесообразным ис­пользование в системной связке этих основополагающих категорий, ориенти­рованных на поиск современной стратегии социально-экономического разви­тия общества, государства, экономики и ее ключевого сегмента - реального сектора.

В общей постановке понятие «экономическая безопасность» можно транс­формировать в понятие «устойчивость социально-экономического положе­ния». Устойчивость экономики, как будет показано в гл. 11, характеризует прочность и надежность ее базовых элементов, вертикальных, горизонталь­ных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

В эпоху глобальной деструкции общественных связей и отношений «лави­нообразная ломка социальных институтов и устойчивость к флуктуациям не­совместимы»2. Непринятие во внимание этих очевидных постулатов подверг­ло национальную безопасность страны катастрофическому риску. Реформа­торская элита не учла (а возможно, не могла учесть) положения, связанного со следующей аксиомой: «развитие и есть неустойчивость, и оно возможно только через нестабильность, случайность. Стадии возникновения устойчиво­сти и ее распада, равновесия и неустойчивости сменяют друг друга»1.

Развитие без угроз и кризисов по существу означает, что реальный сектор экономики в значительной мере может снизить непредсказуемость развития от подчинения слепым случайностям (или скрытым негативным последова­тельностям). Опорой в этом развитию экономики всегда служит надежность механизмов регулирования, инструментов законодательства, отвечающих объективным тенденциям развития экономики. «Естественные, максимально объективизированные решения, обладающие последовательностью и логич­ностью, способны противостоять слабым, хаотичным, неэффективным ме­рам и механизмам регулирования, которые являются скрытыми тормозами развития»2. Принимаемые в экономике решения могут только приблизить или отдалить выход реального сектора на траекторию устойчивого и стабильного развития, но не изменить целевую ориентацию.

Сложность достижения отношений асимптотического состояния, связан­ного с отсутствием внутренних катастроф и кризисов, преодолевается обес­печением устойчивости отдельных сфер экономики (отраслей производства) и ключевых ее субъектов (ячеек). История экономического развития характе­ризуется медленным уходом от простейшего устойчивого состояния экономи­ки, когда властвовал один критерий - выживание. В настоящих условиях многокритериальное^ оценок развития обусловливает и множественность форм существования, когда кризисы, угрозы, катастрофы становятся нормой общественно-экономического развития.И в этих условиях актуальной стано­вится задача предвидения этих неизбежных негативов развития и выработки мер по их смягчению (при невозможности полного устранения).

Эволюция теории экономической безопасности находит отражение в по­стулировании ряда следующих концептуальных положений:

• трактовка безопасности в плане экономического обеспечения националь­ной безопасности страны, а не как локализованного сегмента проблемы за­щиты государственных интересов;

• классическое разделение угроз безопасности на внутренние и внешние с приоритетом (в настоящих условиях) внутренних угроз (при этом необходи­мо иметь в виду, что грани между ними постепенно стираются);

• внерыночный генезис экономической безопасности, так как возникнове­ние проблем безопасности вызвано не только объективно присущими негати­вами рыночного регулирования, но и угрозами субъективно-функционального порядка, обусловленными просчетами регулирования (ошибки стратегии ре­формирования, допущение масштабной коррупции, криминализации и др.);

• необходимость определения пороговых значений индикаторов безопасно­сти для получения более жесткого инструментария выявления болевых точек развития экономики и использования количественных ориентировок при принятии государственных решений в области регулирования воспроизводст­венного процесса;

• отражение национальных интересов безопасности в сфере экономики при составлении прогнозов и программ ее развития.

При этом необходимо отметить, что содержательно-понятийная трактовка экономической безопасности пока находится в стадии становления, в науч­ной литературе встречаются различные ее толкования специалистами, что свидетельствует, с одной стороны, о важности и сложности проблемы, а с другой - о незавершенности методической проработки и необходимости даль­нейших исследований как в общетеоретическом плане, так и в теоретико-прикладном, направленном на решение проблем обеспечения безопасности в ключевых сегментах экономики, в частности в реальном секторе.

Особое внимание должно быть уделено необходимости учета,

во-первых,специфического характера объекта исследования,

во-вторых,особенностей угроз, трудно локализующихся в рамках одного сегмента развития экономи­ки страны.

Не все используемые технологии экономического регулирования могут иметь исторические аналоги. И одной из этих технологий является (в извест­ной мере) технология обеспечения (защиты) экономической безопасности страны, особенно ее реального сектора экономики. Целый ряд объективных и субъективных причин нарушил глобальную управляемость экономики, поро­дил затяжной кризис основных жизнеобеспечивающих ее сфер, что и обусло­вило необходимость постановки вопроса не только об общей экономической безопасности, но и о безопасности реального сектора - ее ключевого сегмента. В настоящее время речь идет не о локальных мерах по обеспечению экономи­ческой безопасности, масштабы явления требуют проведения целого комплек­са мер. Практически должна быть сформирована система безопасности реаль­ного сектора,которая могла бы обеспечить необходимый уровень безопаснос­ти, причем в таких ее сегментах, как продовольственная, энергетическая и, что особенно важно, техногенная безопасность. Именно на формирование этой системы и должны быть направлены усилия государства.






Date: 2015-07-27; view: 5267; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию