Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в образовательной организации





Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов.

Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью.

Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях.

Педагогическое взаимодействие - это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, воздействовать на него: причём, вызванная реакция определяет в свою очередь новую реакцию взаимодействующего.

Педагогический потенциал субъект-субъектного взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования всей системы образования, для углубления профессионализма учителя, для формирования новой концепции взаимодействия "педагога и ученика".

Процесс взаимодействия следует рассматривать как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслами деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Содержание учебной деятельности предполагает активное участие учащихся в этой деятельности, поскольку предусматривает творческую переработку полученной информации с целью более глубокого её усвоения. Современная социокультурная ситуация, для которой характерны повышенный интерес к развитию школы и отдельной личности, к интеллектуальной свободе человека, к раскрытию его творческого потенциала, к формированию критичности и самокритичности, активности и инициативы, обуславливает новый подход к профессиональной компетентности учителя.

Учащийся сегодня рассматривается как субъект образовательных изменений, соучастник педагогического процесса, творческая личность, а не как объект внешних воздействий и влияний.

Назовем различные подходы к организации педагогического взаимодействия:

-деятельностный (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов и видов деятельности. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.);

-личностно ориентированный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной позиции);

-акмеологический (ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности. Учитель и ученик, находясь в творческом взаимодействии и сотрудничестве, обеспечивают успех друг другу в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности);

-аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);

-системный (это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы).

Позиция педагога при осуществлении субъект-субъектного взаимодействия предполагает:

1. Проявление ценностного отношения к личности учащегося

-заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого ученика;

-«считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него;

-оценка действий учеников отделяется от личного отношения к нему педагога;


-акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности;

-акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение.

2. Реализацию учителем новых педагогических функций (ролей)

-учитель как собеседник;

-учитель как человек, создающий условия для учения;

-учитель как исследователь;

-учитель как психотерапевт;

-учитель как эксперт.

3. Акмеологическая направленность профессиональной деятельности и общения.

Субъектная позиция ученика во взаимодействии с учителем предполагает:

- Самостоятельность - способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе целей, и в выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами;

- Активность - стремление ученика выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований и ситуации и ролевых предписаний, предпочтений;

- Готовность к выбору как осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности, поведения. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение своих целей и способов их достижения.

В процессе педагогического взаимодействия необходимо создавать условия для развития субъектной позиции учеников.

Таковыми условиями являются:

1.Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников

-обращение к их ранее накопленным знаниям и умениям;

-стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания

-создание ситуаций нравственного выбора;

-обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы);

-организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта.

2.Развитие активности учащихся в учебной деятельности:

-поощрение инициативы;

-создание ситуаций выбора;

-организация проектной деятельности

Перечисленный комплекс социально-педагогических условий обеспечивает эффективность субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися. Способность организовать конструктивное субъект-субъектное взаимодействие - один из значимых показателей профессиональной компетентности учителя.

 







Date: 2015-07-27; view: 2232; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию