Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формальные теории смысла жизни





Философия как знание о всеобщем стремится найти ответ о смысле жизни всех людей, о смысле человеческого существования как таковом. Поэтому очень часто философы отказываются давать конкретное определение смысла и целей жизни, ограничиваясь указанием его формальных признаков. Так, И. Кант считал, что нельзя сказать, в чем заключается счастье человека, но можно сказать, что он должен делать, чтобы заслужить счастье. Для этого ему необходимо исполнять свой долг, руководствуясь принципом: «ты должен, следовательно, можешь». В чем конкретно состоит этот долг, каждый решает самостоятельно.

Метафизика воли Ф. Ницше. В отличие от Шопенгауэра, Ф. Ницше (1844 - 1900) рассматривал самоутверждение в качестве положительного свойства человеческого характера. Более того, воля к власти расценивалась как главное условие сохранения здоровой личности. В противоположность ей слабые личности, не способные защитить себя и свои интересы, отстаивают точку зрения, согласно которой самоутверждение аморально. Благодаря этому они навязывают свою волю сильным личностям, развивая в них комплекс вины. Сильный человек должен осознать свои интересы в качестве единственной цели поведения. Поэтому ему следует преодолеть как моральные, так и религиозные ограничения. Для этого необходимо понять, что «Бог умер», то есть то, что нет никакой высшей инстанции, способной указать смысл и правила человеческого сущ0ествования. Отсюда возникает новое требование ницшевской философии – «переоцени ценности». Это означает, что индивид должен выстраивать свою ценностную структуру не вокруг Бога, а вокруг самого себя. Тот, кому данный процесс удался в полной мере, преодолевает чувство своей конечности и греховности и превращается из человека в «сверхчеловека», то есть существо, сопоставимое по своей значимости с Богом.

Понятие и предмет аксиологии. В переводе с греческого термин «аксиология» означает учение о ценностях.В настоящее время данное понятие аксиология применяется для обозначения области междисциплинарных исследований, посвящённой познанию ценностных ориентиров человека. Другими словами, в состав аксиологии входит целый ряд философских дисциплин и разделов некоторых общественных наук, посвященных исследованию различных видов ценностей. К числу дисциплин входящих в состав аксиологии относится: этика, эстетика, социология ценностей, правовая аксиология, аксиология религии, аксиология культуры т. д.Сам термин «ценность» является многогранным, в нём можно выделить:

1. Предметный аспект, в котором ценность рассматривается как вещь, качество или свойство характера;

2. Идеальный аспект, который фиксирует ценность как идеал, к которому стремится человек и природа;

3. Нормативный аспект, в котором ценность выступает в качестве требования к человеку, предмету или ценностям;

4. Смысловой аспект фиксирует значимость предметности для человека Включение данных понятий в систему ценностей отражает многообразие и сложность человеческого опыта и предполагает его деление на положительный и отрицательный.

В самом общем виде ценности могут быть определены как свойства предмета, способные удовлетворить потребности социального субъекта (человека, группы людей, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков т.д., и всегда носят конкретно-исторический характер. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, не существенного. Эти ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Основное их содержание – убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетические, религиозные принципы, представления о благе, счастье и т.п. Именно ценностно-смысловые структуры представляют наибольший интерес для социального познания

Современная научная картина мира. Современная научная картина мира включает в себя три важнейших аспекта: учение о микромире – то есть учение об элементарных частицах, учение о макромире, описывающее процессы, протекающие во Вселенной и учение о взаимодействии человека и природы.Современные представления об элементарном строении Вселенной формируются в рамках квантовой теории Резерфорда-Бора, согласно которой атом имеет электромагнитную природу и излучает энергию определенными порциями – квантами. Строение атома подобно устройству Солнечной системы, поэтому его принято называть планетарным. Согласно планетарной теории атома, в его центре находится ядро, вокруг которого вращаются положительно и отрицательно заряженные электроны. Специфика современных представлений о микромире заключается в том, что в них атом рассматривается во-первых, в качестве бесконечно делимого, во-вторых – в качестве имеющего не вещественную, а энергетическую природу.Макропроцессы, протекающие во Вселенной, описываются в рамках теории относительности, выдвинутой А. Эйнштейном. Согласно этой теории, Вселенная имеет динамический характер и расширяется в пространстве. При этом существует гипотеза, что гравитационные поля могут остановить этот процесс и заставить Вселенную сжиматься. Таким образом, современная наука отказывается от статичного понимания Вселенной.Взаимоотношения человека и мира в современной научной картине мира рассмотрены в рамках так называемой синергетической концепции, которая ориентирует человечество на гармоничное сосуществование с природой.

Основные направления аксиологии. Все проблемы аксиологии могут быть сведены к одному вопросу: обладают ли ценности свойствами вещей или же они являются субъективными. В зависимости от его решения выделяют следующие направления аксиологии: 1. Натуралистический психологизм – согласно данному направлению ценности имеют эмпирические происхождения, т.е.они возникают в процессе взаимодействия между людьми и природой. Другими словами, ценности это форма обобщения эмоциональных переживаний, которые формируются в учении софистов. 2. Аксиологический трансцендентализм – философское направление полагающее, что ценности это идеальные объекты, существующие в общечеловеческом сознании изначально,они только проявляются в опыте. Другими словами, понятия «добро» или «красота» возникают не потому что люди сталкиваются с красивыми или добрыми явлениями, а потому что они присутствуют в душе с самого начала и сознание проецирует их на людей, процессы и события. Формирование данного направления началось с учения Канта. 3. Аксиологический онтологизм – учение полагающее, что ценности обладают независимым от сознания существованием. Содержание ценностных ориентиров в исторической эпохи может быть различным, но человек не может существовать без представлений о красоте, зле и т д. Сами по себе добро, зло, совершенство представляют собой категории, т.е. объективно существенные общие понятия. Человек открывает эти категории постепенно, но сами по себе они существуют в виде ценностной системы, которая имеет для человека обязательный характер. Представителем данного направления были Платон, Вл.Соловьев, Н. Гартман

Характерные черты современной философии. Важнейшими характерными чертами современной философии следует признать:

1. Антидиалектизм – характерная черта философской мысли, для которой характерен отказ от понимания диалектики в качестве системы знания и метода познания;

2. Эпигонство – характерная черта мышления, проявляющаяся в зависимости от предшествующих моделей постановки и решения задач;

3. Синтетизм – тенденция в развитии современной философии, которая заключается в возникновении различных учений на стыке различных направлений и школ.

Основными направлениями современной философии следует признать:

1. Сциентизм – философское направление полагающие, что наука является главным предметом философского познания, также эталоном человеческой духовности;

2. Антисциентизм – философское направление, отрицающее положительное значение доминирования науки в духовной и социальной жизни. По своему характеру сциентизм и антисциетизм генетически связаны с главными направлениями постклассической философии рационализмом и иррационализмом. Подлинным связующим началом современной философии является общее для сциентизма и антисциентизма проблемное поле. Важнейшими проблемами современной философии следует признать проблемы интерсубъетивности, коммуникации и языка.

Специфика античного и средневекового понимания ценности. Несмотря на то, что ни одна эпоха не может обойтись без ценностей, само понятие «ценность» сделалось предметом философской рефлексии только в середине 18 века в творчестве И.Канта. До этого момента в трактовке ценностей не присутствуют два важнейших аспекта: оцениваемого и оценивающего, которые позволяют современным исследователям говорить о «субъективных» и «предметных» ценностях.Так, греческое слово «аксиос» - достойный, от которого произошло понятие «ценность» было лишено всякого момента оценки. О каком либо сущем можно сказать как о достойном тогда и только тогда, когда оно само за себя «говорит». Когда все сущее раскрывает истину своего бытия через свою природу, то сущность всякого сущего является наивысшим, наилучшим благом как таковым. Например, добродетель женщины заключается в том, чтобы быть матерью, мужчине – быть доблестным.Столь же неверно было бы говорить о «ценностях» в средневековой культуре. Согласно христианскому мировоззрению божественное совершенство полагает меру благости и достоинства всему сущему. Сущее в целом имело характер иерархии, вселенской «лестницы», венчаемой Творцом, на ступенях которой располагались все сотворенные вещи. Высота положения каждой из этих вещей определялась мерой божественного в ней. Таким образом, термин «ценность» в античности и средневековье имеет иное, противоположное современному звучанию.

Аналитическая философия. В ХХ столетии позитивистская традиция продолжила свое развитие и предстала в двух основных формах – неопозитивизме и лингвистической философии. Данные философские направления чаще всего объединяют термином «аналитическая философия». Использование данного термина объясняется тем, что оба направления применяют один и тот же метод – анализ – и исследуют один и тот же предмет – язык. Теперь рассмотрим различия в понимании предмета и метода в обоих направлениях аналитической философии, но прежде укажем их общую направленность.В аналитической философии в целом язык рассматривается в качестве центрального предмета познания, поскольку адекватное выражение результатов познания невозможно без учитывания лингвистических средств выражения его результатов. Кроме того, важность роли языка заключается в его единстве с мышлением, поскольку человек мыслит на определенном языке. На этом основании аналитика провозглашает невозможность осуществления последовательного осмысленного философствования вне его лингвистической критики. С точки зрения аналитиков, представители классических форм идеализма и материализма, не учитывающие роли языка в познании, допускают существование предметов, не существующих в реальности, таких, например, как идеальные сущности или материя. Наличие такого рода предметов в философском лексиконе объясняется неправильным употреблением языка.

Кантовская и неокантианская интерпретация ценностей. Многие исследователи полагают, что современное понимание ценностей берет свое начало в учении И.Канта. В критической философии И. Канта (1724-1804) особое значение имеют имманентные свойства разума, которое в сфере моральных отношений между людьми реализуется как воля, устанавливающая закон нравственного поступка, исходя из свободной причинности. По словам исследовательницы творчества И.Канта П.П. Гайденко, «сфера нравственности… устанавливается свободным законодательством, т.е. принципами, которые человек устанавливает сам, но которым, поскольку они носят всеобщий характер, он подчиняет свою волю, а потому автономия (самозаконность) воли есть основа ценностей». Т. о., ценности не относятся к сфере сущего, т.е.не существуют сами по себе, но полагаются и, следовательно, принадлежат сфере должного в качестве требований, повелений, целей.Единичные вещи, определяемые только идеей, т.е исходя из принципов чистого разума, Кант называет «идеалами». По Канту: «Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во всей их чистоте суть идеи. Но мудрец … есть идеал, т.е. человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости». Отсюда следует, что если ценности являются всеобщими установлениями разума, то идеал есть конкретное воплощение этого установления и прежде всего конкретный прообраз того или иного поступка.С понятием «ценности» неразрывно связано понятие «нормы», начало разработки, которого можно обнаружить у основателя баденской школы неокантианства В. Виндельбанда (1840-1915). В своей статье под названием «Кант» Виндельбанд видит задачу философии в том, что она должна довести до сознания нормы, которые придают мышлению ценность и значимость. А поскольку подлинной целью познания выступает истинность, то таким образом понятие истины получает ценностное измерение. И хотя мир ценностей, с точки зрения Виндельбанда, относится к идеальной сфере, независимой от эмпирических данных, судьба истины неизбежно оказывается в руках человека. Тем самым, нормы как вид ценностей мыслятся зависимыми от сознания. Выяснение роли ценности в социально-гуманитарном познании восходит к творчеству Г. Риккерта (1863-1936) и М. Вебера (1864-1920). Риккерту принадлежит заслуга определения цели социально-гуманитарного знания в целом и исторических наук в частности, которая состоит в выявлении не всеобщего, а индивидуального. Но тогда возникает вопрос: «что в сфере индивидуального является объективным и общезначимым, позволяющим говорить об истории и других формах гуманитарного знания, как о науке. Риккерт отвечает: «Лишь то, что «имеет культурную ценность или находится в отношении к ней. Таким образом, объективность общественных и культурологических наук находится в прямой зависимости от «системы общезначимых ценностей». (15, с. 464) При этом, если Риккерт рассматривал ценности и их иерархию как нечто надисторическое, то Вебер трактует ценности как установку той или иной исторической эпохи.

). Психоанализ. Среди многочисленных школ и течений, входящих в сциентическое, т.е. ориентированное на науку, направление современной философии, выделяется школа психоанализа, основанная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно Фрейду, психическую жизнь человека нельзя сводить к сознанию. В психике, помимо сознательных, протекают и бессознательные процессы. Бессознательное проявляет себя, когда человек совершает описки, оговаривается, видит странные сны и галлюцинации. По Фрейду, бессознательное имеет сексуальный характер. Подавление сексуальной энергии – либидо – с помощью внутренней цензуры приводит к формированию комплексов. Главными из них являются: у мальчиков Эдипов комплекс – сексуальное влечение сына к матери и у девочек – комплекс Электры – влечение дочери к отцу. Задачу психоанализа Фрейд видел в установлении причин психического заболевания и в создании психологических условий, способствующих обнаружению больным сил для преодоления своих проблем.Один из ближайших учеников Фрейда, Альфред Адлер (1870-1937) отказался от сексуальной интерпретации бессознательного, полагая, что сексуальность сводится к борьбе индивида за самоутверждение в обществе. Согласно Адлеру, не существует и принципиального различия между сознанием и бессознательным, признаваемого Фрейдом. Стремление к социальному признанию движет человеком на всех уровнях сознания. Однако часто данная борьба заканчивается поражением индивида. Если после этого он оказывается способным в том или ином виде продолжать борьбу, то остается нормальным человеком. Но индивид бессознательно может спровоцировать психическое расстройство и стать центром внимания других людей, тем самым он одерживает воображаемую победу. Таким образом, Адлер отказывается от понимания больного психическим заболеванием в качестве невинной жертвы.

Date: 2015-07-27; view: 958; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию