Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение и этимология термина «философия»





1.

Термин «философия» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов: «филио» - любовь и «софия» - мудрость, таким образом, философия – это любовь к мудрости. По преданию, этот термин впервые употребил Пифагор, который предпочитал называть себя не мудрецом, поскольку мудростью, по его мнению, обладает лишь Бог, но «любомудром», философом. По мнению Пифагора, одни люди, «подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Таким образом, согласно Пифагору, философия представляет собой попытку человека с помощью собственного разума обнаружить истину.Личностный характер философского знания привел к тому, что не существует единого, общеобязательного определения философии. Так, одни мыслители, например, Аристотель, Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс,Э.Гуссерль признают философию особого рода наукой, познающей наиболее общие принципы бытия и познания. Другие, в частности Шеллинг, полагают, что философия представляет собой особого рода интеллектуальное искусство. Третьи, например, Л. Витгенштейн и представители аналитической школы, видят задачу философского знания в очищении языка науки от лишенных значений терминов и тем самым настаивают на терапевтическом х

2). Экзистенциализм. Ученик Гуссерля М. Хайдеггер (1889-1976) стал основоположников другого антисциентического направления западноевропейской философии – экзистенциализма. Данный термин происходит от латинского слова «экзистенция» - существование и используется Хайдеггером для обозначения человеческого способа существования. Применяя феноменологический метод, немецкий философ описывает не жизнь сознания, но бытие человека среди окружающих его людей и вещей. При этом он использует такие понятия – экзистенциалы, как «страх», «забота», «ужас» и др. В целом человеческое существование определяется Хайдеггером, как бытие-в-мире, а его смысл – как бытие-к-смерти. Если индивид имеет мужество быть перед лицом смерти, то он вырабатывает свой неповторимый стиль жизни – подлинную экзистенцию. Если он испытывает страх перед собственной смертью, то пытается его заглушить погруженностью в бесконечные дела и безумный образ жизни.Философское творчество Хайдеггера породило два направления в экзистенциализме – религиозное и атеистическое. Религиозный экзистенциализм, представленный К. Ясперсом (1883-1969), выделяет три вида бытия: 1. бытие-в-мире, под которым понимается совокупность предметов и способы ориентации человека в ней; 2. экзистенцию – способ существования индивида, который находит свое адекватное выражение в философствовании. Последнее, в отличие от науки, порождает не «знание», но согласие с самим собой – «удовлетворенность»; 3. трансценденцию – способ бытия Бога, который охватывает как предметное, так и человеческое бытие. Мыслить трансценденцию адекватным способом нельзя, поэтому религиозное сознание заменяет ее рядом символов и рассматривает последнее как нечто подобное вещам.арактере философии.

 

2.

Понятие и структура мировоззрения. Мировоззрение– система обобщённых взглядов человека на мир и на своё место в нём. С помощью мировоззрения формируются основные ценностные ориентиры, стратегии и нормы поведения человека в мире. Благодаря мировоззрению человек не только устанавливает сущность природных и социальных предметов, процессов и явлений,но и выражает своё отношение к ним. Существуют различные типы отношений человека(субъекта)к миру (объекту). Важнейшими из них является: познание, поклонение, художественная, правовая,моральная оценка. В связи с этим мировоззрение может быть: научным, философским, религиозным, эстетическим, этическим, юридическим и т.д.Но какой бы характер не носит мировоззрение, в нём различают 3 основных уровня: мироощущение, миропредставление, миропонимание. На уровне мироощущения отношение человека к миру выражается с помощью различных эмоций. На уровне миропредставления человек выражает своё отношение к миру с помощью различных символов, образов т.е. представлений. На уровне миропонимания отношение к миру человек выражает с помощью отвлечённых понятий и категорий. Основная задача мировоззрения в социальной и культурной жизни заключается в создании целостной картины мира, которая позволила бы человеку соединить имеющиеся у человека знания встроенные в систему

Постмодернизм. В настоящее время постмодернизм представляет, пожалуй, самое влиятельне направление современной философии. При этом оно не поддается однозначному определению. Во многом это связано с тем, что постмодернизм представляет собой ряд направлений, действующих на базе основных направлений западноевропейской философии: феноменологии, экзистенциализма, структурализма, марксистской франкфуртской школы, аналитической философии, психоанализа. Общим для постмодернистских течений является то, что они используют ряд сходных методологических процедур, имеющих конечной целью критику как указанных направлений, так и западноевропейского способа мышления в целом. Поэтому данный феномен философской мысли получил наименование постмодернизма, что значит «следующий за современностью». Одной из первых форм постмодернизма стал так называемый постструктурализм, сложившийся как реакция на идеи и методологию лингвистического, антропологического и социокультурного структурализма. Под структурализмом обычно понимают теоретическое учение, распространившееся сначала в лингвистике, а затем антропологии и других науках и ставящее своей целью изучение структур – закономерных взаимоотношений между различными элементами. Так, основатель структурной лингвистики Ф. де Соссюр (1857 - 1913) рассматривал закономерности отношений между знаками в различных языковых системах, а французский антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908) исследовал правила родственных связей и социального устройства в первобытных обществах. Общий вывод многочисленных и разнообразных структуралистских исследований заключается в признании подчиненного положения человеческого индивида по отношению к различным языковым, социальным, бессознательным, мифологическим или иным структурам. На фоне этого вывода вполне логичным выглядит утверждение французского мыслителя М. Фуко (1926 - 1984), провозгласившего «смерть человека». В противоположность структуралистам, постструктуралисты полагают, что в структурах помимо рационального момента присутствует иррациональный момент, который проявляется в таких феноменах, как случай, страсть, желание господства и т.д. Благодаря этому структуры могут разрушаться, перестраиваться и тем самым порождать в мире подлинное новое. Воплощением иррационального начала в мире является человек, который, хотя и включен в структурные связи, но, тем не менее, способен их изменить. Поэтому в противоположность структуралистам постструктуралисты выдвинули лозунг: «структуры не выходят на баррикады».По мнению французского постмодерниста Ж. Дерриды (р. 1930), присутствие и рационального, и иррационального моментов в структурах выражается в наличии двух типов мышления – мышления тождества и мышления различия. Если первый из них концентрирует свое внимание на элементах структуры и благодаря этому формулирует вполне определенное знание, то второй – напротив, нацелен на установление различия между элементами и потому носит преимущественно критический и «игровой» характер. Современную культуру Деррида оценивает как господство первого типа мышления, выразившееся в излишнем «логоцентризме» западной цивилизации. Опасность апелляции к разуму Деррида видит в подавлении человеком своих желаний, творческих порывов и в подчинении их жестким социальным и государственным структурам. Выход из создавшегося положения Деррида, как и другие постмодернисты, такие, как М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гваттари видят в так называемой деконструкции - особой мыслительной и социальной практике, нацеленной на разбор и переустройство самых различных структур с целью обретения человеком подлинной свободы и реализации своего творческого потенциала.

 

Основные исторические типы мировоззрения. Важнейшими историческими формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия, научно-философское мировоззрение.Мифология представляет собой совокупность различных преданий о богах и героях. Как и любая другая форма мировоззрения, мифология стремится объяснить возникновение, развитие и смысл существования мира. Это объяснение даётся мифологическим мировоззрением с помощью понятия сверхъестественного. При этом сверхъестественные силы не противопоставляются миру, природе, а помещаются в нём. По этой причине сверхъестественное начало в мифологии имеет зооморфный и антропоморфный характер. Второй исторической формой мировоззрения является религия, в которой объяснение природы и общества определяются с помощью сверхъестественного, но теперь оно отделяется от мира, противопоставляется ему и мыслится как личностное начало-Бог. Таким образом, религия является более рациональной формой мировоззрения,нежели мифология. Третьей исторической формой мировоззрения является философия. На первых этапах своего развития,т.е до выделения из неё науки, она объясняла мир с помощью понятия идеального. Под идеальным началом понимается умопостигаемые предметы, существующие независимо от человеческого сознания. Например, абсолют, материя, дух, субстанция единая. Таким образом, понятие идеального генетически возникают из понятия сверхъестественного и представляют собой его рационализацию. Четвёртой исторической формой мировоззрения является научное мировоззрение. Ряд исследователей полагают, что его корректнее было бы называть научно-философским мировоззрением, поскольку сама наука не является мировоззрением и стремится не выносить ценностных суждений, без которых мировоззрение невозможно. Таким образом, научно-философское мировоззрение, по сути, является философским мировоззрением, основанным на базе научных данных.

Философская мысль Киевской и Московской Руси. Первые шаги русских философов связаны с переосмыслением религиозных идей и их приспособлением к русской действительности. Первым русским мыслителем считается первый русский митрополит Иларион Киевский, написавший «Слово о законе и благодати». В нём он доказывает, что славянские народы не ниже других народов, и, восприняв православную веру способны реализовать замысел Божий на земле, который заключается в распространении христианства и спасении души. Для своего времени основная идея «Слова о законе и благодати» является, передовой, поскольку отрицает превосходство, какого либо одного народа над другими. Необходимо подчеркнуть, что уже в первом произведении русской мысли можно обнаружить зачатки трех основных характерных черт, которые будут свойственны русскому философствованию в дальнейшем. Онтологизм «Слова» заключается в рассмотрении содержания Божественного Откровения в качестве объективного начала, которое постепенно усваивается человечеством. В свою очередь историзм произведения Илариона заключается в уникальном и целенаправленном понимании событий индивидуальной и коллективной истории человека, в её пронизанности связующим смыслом – идеей спасения. Наконец, идеологичность концепции «Слова» заключается в стремлении обнаружить историческое предназначение славянских народов.Одним из важных событий социальной и духовной жизни Московского государства в 15 веке стал спор иосифлян и нестяжателей о допустимости монастырям владеть землями и принимать богатые пожертвования. Решение данной социальной проблемы потребовало ответа на вопрос о природе человека, о соотношении в нём практического и созерцательного ума.Главный идеолог нестяжателей Нил Сорский, будучи представителем созерцательно-мистического течения в русском монашестве (исихазма), подчеркивал необходимость всецелого обращения к внутренней жизни. Поэтому человек понимается у Нила Сорского исключительно как духовное существо, для которого жизнь представляет собой временное испытание. По этой причине обладание монастырей собственностью оценивается как обращение к миру и отвращение от Бога. В противоположность Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий подчеркивал двойственность природы человека, важность наличия у него как души, так и тела. Соответственно этому он признавал возможность познания Божественного Откровения духовным и естественным образом. Несмотря на то, что духовное познание доводит человеку знание о Боге адекватным образом, естественное познание также имеет право на существование. Отсюда следует, что хотя «внутреннее делание», т.е. молитва является главной обязанностью монаха, ему необходимо заботиться и о внешних делах: поддержании и украшении храмов, проповеди христианства, содержании паломников, прокормлении крестьян в неурожайные годы и т.д. Таким образом, наличие земельной собственности у монастырей признавалось не только допустимым, но и необходимым. Другим крупным событием русской духовной жизни 14-15 веков старца стало появление доктрины «Москва третий Рим». Так, старец Филофей в своём обращении к великому князю Василию IIIзаявил о том, что Московское государство обладает особой исторической миссией. Согласно Филофею христианская вера была искажена сначала в Риме, а затем в Константинополе. Русское царство является единственным православным государством, что свидетельствует о скором наступлении конца мира, поскольку это согласовывалось с видениями пророка Даниила. В связи с этим сохранение православия представляет залогом спасения на Страшном Суде и наступления Царствия Небесного. Следует подчеркнуть, что концепция «Москва третий Рим» имела не столько политическое, сколько религиозное и философско-историческое значение и придавала русскому сознанию силы в преодолении трудностей социального и внешнеполитического характера.

 

Специфика философского мировоззрения. Как уже было сказано, исторически философия представляет собой третью форму мировоззрения после мифологии и религии. Мифологическое мышление объясняло явления и процессы мира с помощью сверхъестественных сил, пронизывающих природу. В противоположность мифологии, религия четко отличие сверхъестественное начало от природы и персонализировала его. В результате этого возникло представление о Боге. Философия, несмотря на резкую критику мифологии и религии, трансформировало понятие сверхъестественного в понятие идеального, под которым стала понимать наиболее общие принципы, причины и закономерности развития мира. Таким образом, главное отличие философии от мифологии и религии состоит в ее более высокой степени рациональности.Основное отличие философии от научного познания заключается в том, что философское знание, в силу своего мировоззренческого характера, имеет антропоцентрическую природу, т.е. нацелено на установление места человека в мире. Наука, напротив, ставит своей целью раскрыть характер природных явлений безотносительно к человеку. Поэтому наука – это измеряющее и исчисляющее знание, тогда как философия – это знание осмысляющее. Таким образом, философия, несмотря на целый ряд сходств с наукой (рациональность, критичность, отношение к истине как к цели познания), обладает собственной спецификой. Как и любая другая форма мировоззрения, философия отвечает на вопросы о возникновении, развитии и цели существования мира, а так же о месте в нём человека. Но вместе с тем философия мировоззрения обладает рядом черт, отличающих его от других форм мировоззрения.

Социально-философские взгляды славянофилов. Наиболее ярким событием интеллектуальной жизни России в начале и середине XIX века стал спор между западниками и славянофилами о путях дальнейшего развития русской культуры и государственности. Данная полемика позволила разработать ряд идей, послуживших основанием для начала формирования отечественной философской традиции.Термином «славянофилы» принято объединять ряд русских общественных мыслителей, выступавших с критикой западноевропейской цивилизации и ратовавших за самобытный путь развития России. К числу славянофилов обычно относят: А. С. Хомякова (1804 - 1860), И. В. Киреевского, И. С. и К. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина, которые полагал, что главным недостатком европейской цивилизации является односторонность, которая выражается в духе индивидуализма и культе материального. В противоположность этому славянофилы полагали, что русскому сознанию присущ дух коллективизма, стремление к полноте и гармоничному сочетанию самых различных элементов, и, наконец, идеализм и врожденная духовность. Указанные ценности обладают приоритетом перед ценностями Запада, поэтому Россия должна идти собственным путем.Главным свойством русского человека является не разум, а любовь – чувство самопожертвования по отношению к близким и своей земле. Поэтому социальная организация должна базироваться не на принципе индивдуализма, но на принципе соборности. Под соборностью славянофилы понимали коллективное обсуждение социальных, политических и религиозных вопросов и добровольное подчинение меньшинства большинству. Устройство государства на принципах соборности противоречило как западноевропейской демократии, так и современному славянофилам русскому самодержавию.

 

Предмет философии. Одной из важнейших отличительных черт философского знания заключается в том, что философия концентрирует свои усилия не на познании функционирования фрагментов мира, т.е. на описании только биологических, только физических или только социальных процессов, но на их сущностном постижении и отношении друг к другу. При этом под сущностью следует понимать как значение предмета, постигаемое разумом и одновременно как важнейшие условие его существования. Отсюда следует, что сущность это одновременно и мысль и действенная сила, проявляющая себя в предмете. По отношению к предмету сущность играет двойственную роль: с одной стороны, она независима по отношению к чувственно-наглядным проявлениям предметности, а с другой реализуется в них. Постигая сущности различных предметов, устанавливая отношения между ними, философия раскрывает структуру любого рода бытия.Таким образом, главным предметом философии выступает всеобщее или абсолютное начало, представленное как в своём многообразии, так и в единстве.В свою очередь, под абсолютом понимают начало, которое все в себе содержит, и потому не нуждается в своем существовании ни в каком внешнем начале. Абсолютное начало с одной стороны, имеет идеальную природу и постигается только мыслью, а с другой проявляется в многообразии и законосообразности предметов, процессов и явлений. Таким образом абсолют является одновременно идеальным и реальным. Характеризуя абсолют, как реальность можно сказать только то, что он есть, поэтому абсолютная реальность получила наименование бытия. В бытии выделяют два момента – объективный – то, что служит предметом познания и субъективный – тот, кто осуществляет процесс познания. Объективное бытие иногда отождествляют с природой, субъективное – с человеческим способом существования.

 

6 ) Структура философского знания. Разделы философского знания получили наименование философских дисциплин или философских наук. Традиционно выделяют три дисциплины философии: онтологию, гносеологию и этику. Они составляют ядро большинства философских систем.Онтология, или теория бытия, исследует основные принципы устройства мира. В ее задачу входит решение проблем единства мира, закономерности или случайности его развития, соотношение идеального и материального в нем. Гносеология, или теория познания, раскрывает основные возможности, цели и методы постижения мира. К ней относятся решение проблем познаваемости мира, соотношения между познавательными способностями человека, установление критериев истинности.Этика, или теория поведения человека в мире. В ее задачу входит решение проблемы смысла человеческой жизни, определения нравственных ценностей, установление должного в поступках человека.Кроме того, в состав философской системы обычно входят: антропология (учение о человеке и его взаимоотношении с природой и обществом), социальная философия (учение о происхождении и закономерностях развития общества), аксиология (теория об этических и эстетических ценностях). Следует упомянуть и философию истории, философию науки, диалектику и логику. Для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД определённый интерес должна вызвать философия права – философская дисциплина посвященная осмыслению сущности права, структуре правовой реальности и правосознания, решению проблемы их соотношения и установлению их места в социальной и духовной жизни.

Социально-философские взгляды западников. Свои истоки западничество берет в творчестве П. Я. Чаадаева (1794-1856), который рассматривал всемирную историю как процесс религиозно-нравственного совершенствования человечества. При этом ведущая роль в данном процессе Чаадаевым отводилась западноевропейской культуре, которая сумела развить в себе уважительное отношение к человеческой индивидуальности. Гуманизм, по мысли русского философа, явился важнейшей ступенью осознания человеком своей духовной природы. Согласно Чаадаеву, Россия в силу географических условий находится вне всемирно-исторического процесса, поэтому в ней царит бездушие по отношению к людям и ей уготована роль полигона, на котором Божественное Провидение учит остальное человечество, как не следует поступать.Большинство западников отказалось от религиозных мотивов чаадаевской критики российской действительности, но сохранило идею превосходства западноевропейской культуры над русской. Поэтому Россия должна отказаться от своей самобытности, тормозящей ее развитие, в первую очередь, от крепостничества и клирикализма.Мировоззрение западников не представляло собой единого целого, представители данного направления придерживались самых различных направлений европейской философии, от абсолютного идеализма Гегеля до позитивизма и материализма. Наиболее известными представителями западничества являются: А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Каверин, В. Г. Белинский.

 

Основные направления философии Несмотря на то, что философия является личностным знанием в ней можно выделить определённые способы мышления, которые проявляются в различных философских системах. Данные способы мышления получили наименование направлений философской мысли. Важнейшими направлениями философии являются:

1) Объективный идеализм – философское направление полагающее, что умозрительное идеальное начало существует независимо от человеческого сознания и обуславливает существование физического и социального мира. К числу представленных объективных идеалистов относятся: Платон, Фома Аквинский, Г. В. Ф. Гегель, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк.

2) Субъективный идеализм- философское направление, полагающее приоритет идеального начала над реальным миром, но полагающее, что идеальное может существовать только в сознании человека. Принято различать солипсизм, сводящий реальность к продуцирующий деятельности индивидуального сознания и трансцендентализм -полагающий что реальность формируется общечеловеческим или абсолютным (божественным сознанием). Представителями солипсизма являлись: А. Шопенгауэр, Дж. Беркли. В свою очередь представителями трансцендентализма являлись: И.Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, П. Наторп, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Гуссерль, А.Б. Яковенко.

3) Материализм – философское направление полагающее, что вещественное природное начало обладает приоритетом перед идеальным началом и сознанием.**Представителями*материализма*в эпоху античности в материалистической историко-философской традиции считаются:*Демокрит,Тита Лукрецийее Кар,ееЭпикур. Эпоха Просвещения представлена следующими именами философов-материалистов:Д. Дидро,К.А. Гельвеций, П.А.Гольбах, Ж. О.Ламетри. Вульгарными материалистами в XIX столетии являются: Л. Бюхнер, Я.Молешотт, К.Фохт. Представителем антропологического материализма в том же столетии принято считать Л.Фейербаха. Основоположниками самого крупной школы диалектического материализма являются К.Маркс и Ф.Энгельс. В современной философии материализм представлен т. н. научным материализмом к которому относят У. ван О. Куайна, Дж. Б. Уотсона, Р. В. Селларса, Б.Ф. Скиннера.

4) Реализм – философское направление, полагающее, что материальное и идеальное начало представляют собой равносильные и равноценные составляющие мирового целого. Представителями реализма являются: Аристотель, И. Дунс Скотт,Б.Спиноза, И. Кант,А.Н. Уайтхед, Н. Гартман.

Философия всеединства Вл. Соловьева. Первым русским мыслителем, создавшим развернутую философскую систему, стал Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), учение которого получило наименование метафизики всеединства. Принцип всеединства рассматривается Соловьевым в трех основных разделах философии: онтологии, гносеологии и этики.В области онтологии всеединое выступает в качестве Абсолюта – все в себя включающего начала, в котором различается два момента: сущее, т.е. постоянное, неизменое начало, принцип единства и бытие – изменчивое начало, принцип множественности. Бытие связано с сущим с помощью Софии – божественного замысла мира, от которого реальный мир отклонился, но к которому он с неизбежностью должен прийти. В области гносеологии Соловьев продумывает принцип всеединства в виде идеи «цельного знания». С точки зрения русского философа, западноевропейский рационализм познает мир фрагментарно, поскольку разум изначально нацелен на разделение – анализ предмета. В противоположность этому «цельное знание» дополняет разум внерациональными средствами познания: волей (религиозной верой) и чувством (эстетическим восприятием).В области этики принцип всеединства раскрывается в виде нравственного идеала, к которому должен стремится человек и который представляет собой единство Истины, Добра и Красоты. Люди, сознательно реализующие этот идеал в своей повседневной жизни, реализуют замысел Бога и потому определяются Соловьевым как Богочеловечество.

 

Функции философии. Значение философского знания в жизни общества раскрывается с помощью определения его различных функций. Важнейшими из них являются:

1. Рефлексивная функция – позволяет осмыслять различные виды познавательной деятельности человека.

2. Критическая функция, направленная на проверку истинности любого рода знания, в том числе и философского. Она формирует у человека антидогматический и диалогический стиль мышления.

3. Методологическая функция позволяет сформировать теоретическую базу проведения исследований в самых различных областях.

4. Гуманитарная функция способствует формированию у человека общечеловеческих ценностей и идеалов и установлению индивидом смысла собственной жизни.

5. Образовательно-воспитательная функция – позволяет формировать у индивида целостную систему знания о мире и поведение в обществе.

Наличие у философского знания большого числа ролей выполняемых им по отношению к обществу и культуре позволяют говорить о нём как о важной составляющей социальной и духовной жизни общества.

Христианский экзистенциализм Н. А. Бердяева. Метафизика всеединства Вл. Соловьева послужила причиной возникновения религиозного течения в русской философии. В XX веке к этому течению принадлежали такие крупные мыслители, как С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин и многие другие. Одним из крупнейших представителей русской религиозной философии был Н. А. Бердяев (1871-1944), взгляды которого определяют как религиозный экзистенциализм.В области онтологии Бердяев заявил о себе как об убеждённом волюнтаристе. С его точки зрения в основании мира лежит божественная сила, которая обладает свободным и творческим характером. Бог у Бердяева имеет не личностный, а подчеркнуто сверхличностный характер, в своей сущности чуждый любой определённости. Бог порождает, а затем уничтожает вещи, демонстрируя тем самым превосходство духовного начала над физическим началом. В соответствии с этим антропология Бердяева существенно отличается от ортодоксальной христианской антропологии. Если для православного учения и христианства в целом главным для человека является способность осознавать свою греховность и одновременно зависимость от Бога, то согласно Бердяеву человек, будучи созданием Бога должен подражать своему создателю и быть, прежде всего творцом. Поэтому творчество в человеческой культуре выше религиозного поклонения.Бердяев подверг критике прогрессистский взгляд на будущее человечества. Согласно русскому философу, любая человеческая культура – это «великая неудача», поскольку человечество в принципе не может достичь Абсолюта. Греки пытались постичь абсолютную истину с помощью искусства, мусульманская культура – с помощью веры, западноевропейская – с помощью разума, но все эти попытки постигла неудача. Но эти неудачи Бердяев рассматривает как своеобразное доказательство существования Бога и божественного в человеке. Так, стремление человека раскрыть тайну смысла бытия и своего существования, служит доказательством его тоски по вечности, по Богу. С другой стороны, разрушение форм человеческой культуры в историческом процессе свидетельствует о том, что Абсолютное, божественное сознание реагирует на человеческие попытки понять его. Согласно Бердяеву, не только человек тоскует по Богу, но и Бог тоскует по человеку. Таким образом, трагедия человеческой истории – это средство проявления божественного, духовного начала в человеке.

Античная картина мира. Мир представлялся грекам в качестве упорядоченной совокупности вещей – космоса. В отличие от беспорядочного хаоса, в космосе все перемещения предметов осуществляются по предвечным законам, которые возвышались над волей богов и людей. Упорядоченное движение являлось следствием замкнутости космоса. Последний понимался греками чувственно-наглядно в качестве сферы, в центре которой находилась неподвижная земля, а вокруг нее совершали движение небесные тела – луна, солнце, планеты. Звезды казались древним неподвижными.Космос соединял в себе три важнейших характеристики: он был одновременно телесным, идеальным и божественным. Особенность телесного аспекта заключалась в том, что телом обладали как боги, так и идеальные предметы, например, числа. Идеальный аспект космоса представлял собой логический и смысловой каркас мира и выражался понятием логоса – объективного существующего разумного начала. Логос определял место каждой вещи в мире и являлся замыслом мира в целом. Божественный аспект космоса заключался в том, что божественное, душевное начало (пневма) существовало в самом мире, пронизывало собой вещи и приводило их в движение. Тождество божественного и природного начал получило наименование пантеизма, от греческих слов «пан» всё и «теос» – бог, т.е. «бог во всем».Таким образом, космос представлял собой совершенный, божественный организм. Для греков он являлся образцом для подражания, взирая на его совершенство, они пытались выстроить микрокосмос – собственную душу и собственное тело, а также свою общественную жизнь.

Диалектический материализм. Особенности развития русской политической истории в ХХ веке привели к тому, что самым влиятельным направлением отечественной философии стал марксизм, а именно его особая разновидность – диалектический материализм.Специфика русского материализма состояла в том, что он, в отличие от учения Маркса и Энгельса полагал возможность построения социалистического общества, минуя капитализм. Став с победой Октябрьской революции официальной идеологией, марксизм был вынужден предложить собственное решение всех основных философских проблем. При этом выяснилось, что в учении Маркса и Энгельса имелось большое количество пробелов, поэтому на плечи российских марксистов легла задача превращения диалектического материализма в целостную философскую систему.Большой вклад в детализацию философии диалектического материализма внесли две школы советского материализма московская и ленинградская. Московская школа по своему характеру была гносеологической школой и сконцентрировала свои усилия на разработке диалектики как метода и системы знания. Самым ярким её представителем являлся Э. В. Ильенков, который уделял много внимания сохранения в рамках марксистского учения понятия идеального. К сожалению, судьба Ильенкова сложилась трагично: после организованной травли он покончил жизнь самоубийством. Ленинградская школа напротив, являлась по своему характеру онтологической и признавала своей задачей развить учение о материи как о субстанции, ее важнейшими определениями признавались понятия сущности, качества и отношения. Подчеркивая субстанциальность материи, главный представитель ленинградской школы Тугаринов стремился сгладить субъективизм ленинского определения материи как отражения чувственной реальности. Отечественный мыслители внесли большой вклад в развитие марксизма как философии науки. В частности, логиком и философом А. А. Зиновьевым (р. в 1922), позже эмигрировавшим на Запад, на основе анализа центрального произведения Маркса «Капитал» была разработана особая логика научного познания. Им также были обоснованы принципы единства диалектики, логики и теории познания в диалектическом материализма. Еще одним оригинальным мыслителем-марксистом был М. К. Петров (1924 - 1987), преподававший в Ростове и создавший там вполне самостоятельную концепцию науки, на базе которой была осуществлена критика основных направлений западной философской мысли, в первую очередь, неопозитивизма и структурализма. Основной идеей Петрова являлась идея несводимости человеческой личности к комбинациям различных лингвистических, социальных, экономических и иных структур. Именно эта идея позволила Петрову предложить ряд оригинальных объяснений в области истории философии. В частности, он предположил, что возникновение античной культуры связано с появлением феномена пиратства, поскольку именно мореходство, торговля и морской разбой, неотделимые друг от друга в ту эпоху, способствовали формированию самостоятельно мыслящей личности.В целом же диалектический материализм представлял собой подобие схоластической философии в ХХ веке, в которой ответы на все вопросы уже даны и потому любая попытка мыслить самостоятельно, даже в рамках марксистской парадигмы, рассматривалась как ересь. Падение советской власти и идеологии привело к раскрепощению философского мышления в нашей стране.

Основные периоды и характерные черты античной философии. Под античной философией понимают совокупность философских взглядов древних греков и римлян. Хронологически античная философия охватывает 7 век до н. э.-6 век н.э. и разделяется на 4 основных периода:

1) Натурфилософский период античной философии длился с 7 по 5 век до н.э., егоо сновной проблемой являлось объяснение природных процессов.В греческом языке термин природа обозначается термином «физис», а в латыни «натура», отсюда и название первого периода развития античной философии. Основными школами данного периода являются милетская(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), элейская (КсенофанКолофонский, Парменид, Зенон Элейский), пифагорейская школы (Пифагор, Филолай, Архит), а также Гераклит Эфесский.

2) Классический период охватывал собой 5-4 века до н.э.важнейшей проблемой данного времени являлось проблема идеального начала. Основными представителями этого периода являлись софисты (Протагор,Горгий,Гиппий), Сократи различные сократические школы, Платон и Древняя Академия, Аристотель и парепатетическая школа.

3)Эллинистический период длился с 3 века до н.э по 4 век н.э, его основной проблемой являлась проблема обнаружения путей умиротворения души. Основными школами эллинистического периода является киники (Антисфен, Диоген Синопский), стоики (Зенон Китионский, Посидоний, Марк Аврелий, ЛуцийАнней Сенека), эпикурейцы(Эпикур, Тит Лукреций Кар),скептики (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик).

4)Неоклассический или поздний период(4-6 н. э)–его основными проблемами являлись: синтез учений Платона и Аристотеля и создание целостной языческой картины мира, способной противостоять христианству. Важнейшей школой данного периода следует признать неоплатонизм, представленный Плотином, Порфирием иЯмвлихом.

Русский космизм. Философия русского космизма представляет собой синтез науки, философии и религии, имеющей своей целью выяснить положение в космосе. Одним из крупнейших представителей этого направления был К. Э. Циолоковский (1857-1935), утверждавший, что целью эволюции является достижение сверхжизни – вечного существования. Человек представляет собой духовное существо, находящееся в теле, смысл его жизни заключается в постепенном преодолении природной ограниченности. Сначала это преодоление заключается в основании планеты Земля, затем в выходе в космос и общении с внеземными цивилизациями, и, наконец, в преобразовании плоти в «лучезарное тело».Другой представитель русского космизма, В. И. Вернадский (1863-1945) сформировал понятие ноосферы. Согласно Вернадскому, предназначение человека в мире заключается в преобразующей деятельности разума, который трансформирует материальные предметы в духовные. Итогом этой деятельности служит появление ноосферы – сферы разума, которая, подобно биосфере, пытается охватить всю планету, а затем – выйти в космическое пространство.

Милетская школа и Гераклит. Первоначально греческая философия делала акцент на исследовании телесного аспекта космоса, поэтому первый период ее развития получил наименование натурфилософии (философия природы). Различают раннюю и позднюю натурфилософию. Для натурфилософии в целом характерна проблема единства мира, которая выразилась в поиске первоначала (архе), из которого возникло все сущее. Ранняя натурфилософия решала эту проблему положительно и полагала в качестве архе одно начало. Данный подход получил наименование монизма. Каждый из представителей милетской школы – Фалес (конец VII – первая половина VI в. до н. э.), Анаксимандр (VI в. до н. э.) и Анаксимен (VI в. до н. э.), а также Гераклит Эфесский (544 или 540 – 380 гг. до н. э.), предлагал конкретную стихию в качестве архе. Так, Фалес считал, что все возникло из воды, Анаксимен – из воздуха, Гераклит – из огня. Анаксимандр полагал в качестве архе – апейрон (беспредельное). Для древних греков рассмотрение стихий в качестве основания или субстанции мира являлось самоочевидным по своей истинности познавательным приёмом в силу следующих обстоятельств. Во-первых, архее представлялось таким же самоочевидным предметом как и явления природы: небо (воздух), солнечный свет (огонь), почва (земля) или море (вода). Во-вторых, поскольку небо, солнечный свет, почва или море производили органические и неорганические предметы, выбор стихии обосновывался ее способностью породить из себя другие стихии, а также конкретные вещи. В третьих, необходимостью определить устойчивое основание изменчивых явлений, придающее целостность миру и выражающего его сущность.Самым ярким представителем ионийской натурфилософии следует признать Гераклита Эфесского. Согласно Гераклиту в основании лежит динамическое вещественное начало, которое одновременно является и разумным началом – огнём-логосом. Все предметы и процессы реального мира представляют собой проявление данного начала: «Этот мир не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет мерами возгорающимся и мерами потухающим огнём». Динамика изменения реального мира определяются логикой взаимоперехода противоположностей, которая позднее получила наименование диалектики.

Определение.онтологии В переводе с греческого слово «онтология» означает учение о сущем, Этим термином принято обозначать одну из главных дисциплин философии. В её задачи входит описание окружающего нас мира и выяснение места человека в нем. В отличие от специальных наук, исследующих определенные срезы действительности, онтология познает мир как целое. Например; если физика, химия, биология изучают только физические, химические или органические процессы, то онтология интересуется тем, что лежит в основании всех этих прцессов.Общим для всех процессов, протекающих в мире, является присутствие в них единых принципов, выраженных с помощью философских категорий. Такими категориями выступают понятия бытия, сущности, существования, качества, количества, причины, необходимости и многие другие. Целью онтологии является упорядочение этих категорий в единую, целостную систему.Онтологию не следует понимать односторонне, как учение об объективно существующем мире. Для большинства современных онтологических концепций свойственно познание душевного мира человека в качестве неотъемлемой частицы универсума. Значимость психических переживаний для объективного существования можно подтвердить следующим примером. Душевный мир одного человека, каким бы фантастичным он ни казался, может стать реальностью для миллионов людей и планеты в целом. Так, внутренние переживания Адольфа Гитлера стали объективной реальностью для человечества. Поэтому современная онтология исходит из равноправия объективной и субъективной сфер бытия.

Элейская школа. Представители элейской школы Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс в противоположность милетцам, предложили не качественный, а количественный подход к решению проблемы единства мира. Так, Парменид (ок. 540 г. до н. э.), определяя архе, которое он называет бытием, подчеркивая его количественную характеристику, говорит о том, что оно едино. Кроме того, он указывает на умозрительный, идеальный характер архе: «быть и мыслить одно и то же». Важность элейского подхода к решению проблемы единства мира заключается в том, что оно обосновало возможность познания природы с помощью разума. Если скрывающаяся за чувственными вещами сущность мира не телесна, а идеальна, то постигать мир можно не чувствами, а разумом. Данный вывод можно признать первым шагом теоретического мышления, поскольку он признавал наличие у рационального мышления предмета, отличного от предмета чувственного познания. Непосредственным следствием элейского учения о бытии стало открытие и обоснование математического мышления.

) Методы.онтологии В качестве методов исследования в онтологии традиционно используют гипотетико-дедуктивный и диалектический методы. В гипотетико-дедуктивном методе категории не просто перечисляются, но выводятся друг из друга. Наиболее яркими представителями гипотетико-дедуктивного метода в онтологии можно считать Р. Декарта и Б. Спинозу. Но наиболее древним из всех методов, применяемых в онтологии, безусловно, является диалектический метод. Её главным принципом следует считать совпадение противоположностей, позволяющий понять мир как единство в многообразии. Самыми яркими диалектиками являются Платон, Плотин, Фихте и Гегель. Из современных философов диалектическим методом для построения онтологии пользовались Б.Кроче, Дж. Джентиле, А.Ф. Лосев. Помимо диалектики в онтологических концепциях XX столетия широкое применение получил феноменологический метод ЭГуссерля. В его задачу входит описание тех, способов, с помощью которых явления окружающего мира даются сознанию. Этот метод использовали создатели наиболее известных онтологических учений в прошедшем веке М. Хайдеггер, М. Шелер, Н. Гартман.

Пифагорейская школа. Пифагорейцы во многом совместили количественный и качественный подходы к решению проблемы единства мира. Они отводили роль архек числам, которые соединяли в себе как минимум пять характеристики.Например, арифметический аспект числа 3 заключался в том, что тройка возникала в результате суммы единицы и двойки. Геометрический аспект был связан с неотделимостью для греческого мышления арифметического значения от геометрических построений. В силу этого тройка изображалась как треугольник. Физический аспект присутствовал в числе потому, что оно не отделялось от чувственных предметов. Символический аспект следовал из геометрического. Тройка являлась символом устремленного ввысь огня. И наконец, теологический аспект заключался в том, что числа отождествлялись с богами, так тройка признавалась числом Зевса.Понимание числа в качестве идеального принципа пронизывающего собой все предметы, процессы и явления мира позволила пифагорейской школе снять противоречие между теоретическим и чувственным познанием, обнаруженное элейской школой.

Место в философской системе. Онтология не имеет строго зафиксированного положения в философской системе. Так, по отношению к гносеологии она может занимать доминирующее, т.е. главенствующие позиции, рассматривается как нечто вторичное по отношению к ней или напротив - как нечто с ней тождественное. Эти сложные взаимоотношения двух дисциплин объясняются их претензиями на центральное положение в философских системах. По отношению к этике и эстетике онтология играет роль их теоретического обоснования. Их отношения можно определить так; для того, чтобы понять, каким образом следует жить в мире, нужно выяснить законы, по которым он существует.

Плюрализм Эмпедокла. Характерной чертой поздней натурфилософии следует признать онтологический плюрализм – полагание основанием мира множественного начала. Данная концепция возникла для решения затруднения, с которым столкнулся онтологический монизм, свойственный ранней натурфилософии: он не мог объяснить, как именно осуществляется процесс порождения вещей первоначалом. Решение этой проблемы поздние натурфилософы видели в рассмотрении структуры субстанционального начала.Первый представитель поздней натурфилософии Эмпедокл (490/487/482 – 430/424/423 гг. до н. э.) признавал в качестве основы мира или субстанции четыре первоначала – землю, огонь, воздух и воду и две стихии – любовь (филия) и вражду (нейкос). С точки зрения греческого философа, не существует рождения и смерти вещей, поскольку нет небытия. Вещи появляются в результате сгущения и исчезают в результате разряжения указанных первоначал. При этом главными причинами, заставляющими первоначала соединяться, являются вражда и любовь.Концепция Эмпедокла представила архе не в виде самотождественного начала и не в виде совокупности элементов, но в виде единого целого, имеющего части и функционирующего по определенным принципам.

Этапы развития. Онтология как термин был введен в употребление довольно поздно, поэтому круг проблем, связанный с познанием бытия, первоначально имел другие наименования. Самыми известными синонимами онтологии являются: натурфилософия, метафизика, логика. Изменение наименования дисциплины свидетельствует о смещении акцента исследования. Так, предметом натурфилософии являлась природа, предметом метафизики - идеальное начало, предметом логики - законы бытия и мышления. Последний термин применяется представителями немецкой классики в более широком значении, нежели в наше время, и его следует понимать как логику бытия. В целом все исторические формы онтологии представляют собою этапы конкретизации ее предмета. В начале истории философии,он понимается чувственно - наглядно, как природа, затем отвлеченно, как идея, и на современном этапе - как единство материального и духовного, раскрывающее себя в человеческом бытии.

). Натуралистический дуализм Анаксагора. Подобно Эмпедоклу, Анаксагор (500 – 428 гг. до н. э.) отрицал возможность возникновения одних вещей из других. Это означало, что все видимые изменения в мире происходят из смешения и разделения внутри субстанционального начала. При этом само архе Анаксагор представлял в виде совокупности качественно определенных элементов – гомеомерии и упорядочивающего их ума (Нуса).Гомеомерии представляют собой комочки вещества, содержащие различные качества. По отношению к вещам, гомеомерии играли роль семян. Первоэлементы являлись пассивной вещественной массой, нуждающейся в оформлении. Такой упорядочивающей силой Анаксагор признает Нус (Разум), указывающий каждой гомеомерии и каждой вещи ее место в космосе. Одним из главных достижений Анаксагора следует признать рассмотрение им разума в качестве, рядоположного с вещественными первоэлементами началом. Данное утверждение означало, что натурфилософия осознала невозможность объяснения природы посредством её самой. Для этого ей понадобилось допустить объективное существование разума, т.е. объективного начала. Тем самым, были созданы предпосылки перехода античной философии на идеалистический период своего развития.

Бытие. Категория «бытие» является исходной, наиболее общей, а потому и наиболее многозначной категорией онтологии. Данное понятие служит для обозначения свойств, присущих всем явлениям, процессам и вещам. Поэтому под бытием в данном случае понимается не весь мир, но его основа, то, что присуще любому явлению. Тогда вопрос о бытии будет звучать как вопрос о единстве мира, о единстве всего существующего. Ответом на него будет служить полагание в качестве связующего основания универсума материального, идеального или духовного начала. Каждый из этих ответов имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим варианты решения онтологической проблемы.Сторонники первого варианта полагают, что единство мира заключается в его материальности. При этом сама материя понимается в качестве объективной реальности, состоящей из полей, элементарных частиц, атомов, молекул и т.д. Все предметы, которые претендуют на право быть признанными в качестве существующих, должны иметь материальную природу. Благодаря этому отвергаются в первую очередь объекты религиозного опыта, к ним относятся - Бог, душа и др. Одним из главных затруднений материалистического подхода к решению проблемы бытия является невозможность сведения к материальному началу психических и духовных феноменов.Противники материализма рассматривают в качестве связующего основания мира идеальное начало. Под ним они принимают не только человеческую мысль, но объективно существующий замысел любой вещи, ее модель. В этом случае подлинно существующим будет являться не мир наглядно - чувственных предметов, но теоретический план мира. Полагая единство мира в его идеальности, сторонники данного подхода не могут объяснить причин перехода самодостаточного идеального начала в природу.Последователи третьего варианта во многом близки по своим взглядам к идеалистам, многие из них считают себя таковыми. Единство мира они полагают в универсальном сознании, порождающим из себя все многообразие вещей. Это универсальное, мировое сознание может пониматься по - разному: как личностный Бог, как общечеловеческая познавательная способность, как индивидуальное ego (эго). В каждом из указанных вариантов существует опасность признания реального мира в качестве иллюзии, порожденной сознанием. Представителей данного направления философии в зависимости от акцентов в их учении называют субъективными идеалистами, трансценденталистами, солипсистами, спиритуалистами;Помимо рассмотренных вариантов решения онтологической проблемы, в которых единство мира получает материалистическую, идеалистическую или, условно говоря, спиритуалистическую интерпретацию, существует и еще один подход. В нем единство мира заключается непосредственно в самом бытии, т.е. общим для всех явлений как материального, так и духовно - идеального порядка выступает их простое наличие, присутствие.

Атомизм Демокрита. Если плюрализм Эмпедокла сводился к разделению фактически единого бытия на четыре части, то Демокрит (V – IV вв. до н. э.) был подлинным плюралистом. Он представил первоначало в качестве совокупности неделимых вещественных элементов – атомов. Атомистической философии удалось сохранить основные достижения предшествующих философских учений. Так, атомы рассматривались в контексте учения о стихиях, поскольку их форма ставилась в зависимости от принадлежности к тому или иному архе. По этой причине атомы земли признавались кубическими, а атомы огня круглыми.Согласно Демокриту, весь окружающий мир представляет собой иллюзию, на самом деле существуют лишь атомы и пустота, в которой они соединяются друг с другом. При этом взаимодействие атомов подчиняется причинно-следственным закономерностям. Поскольку в сфере архе все законосообразно, то в реальном мире не существует ничего случайного. Случайность – это только незнание причины явления, в свою очередь неведение порождает эмоциональные переживания, которые возникают в связи с ложным представлением о самостоятельном существовании вещей. В этой ситуации задача философа заключается в обучении людей восприятию вещей исходя из их сущности. Благодаря чему они обретают способность к бесстрастному восприятию действительности.

Ничто, небытие. Необходимость обнаружения особой нейтральной точки, позволяющей адекватным образом рассматривать многообразие предметов, приводит к тому, что исходным понятием философствования может выступать категория «ничто». В этом случае онтология превращается в учение о небытии - меонологию (от греческого меон - небытие).Следует отметить, что понятия небытие и ничто являются исходными в первую очередь для восточной, а не для западной философской традиции. Термин "шунья" - (пустота) можно рассматривать как центральный в буддистском религиозном мировоззрении. Это понятие подчеркивает принципиальную иллюзорность мира, эфемерность любого рода явлений, предметов и процессов, а также надуманность всех противоречий, обнаруживаемых сознанием в окружающей реальности. Tем самым выясняется основная характеристика всех феноменов, она заключается в том, что на самом деле они не существуют. Результатом такого рода познания должно явиться окончательное успокоение сознания, его погружение в состояние нирваны. В свою очередь нирвана есть изначальная пустота, в которой предметы находятся в состоянии неопределенности, отсутствии границ, поэтому «ничто» нужно понимать как отрицание конкретности, как не нечто, как небытие.В западной философии можно выделить две традиции в понимании небытия. В первом случае небытие выступает в качестве неизвестного абсолютного начала мира. При этом оно понимается как наделенное божественными атрибутами. Здесь, можно говорить о фактическом отождествлении небытия со сверхличностным богом. Поэтому в данном варианте понимания небытия, последнее выступает в качестве «божественного ничто». Родоначальником такого подхода можно считать Анаксимандра, предложившего понятие «апейрона» -беспредельное. Далее абсолютизацию ничто можно обнаружить у софистов. В средневековой философии отождествление небытия с Богом встречается у Дионисия Ареопагита и под его влиянием у Дунса Скота Эригены, Мейстер Экхарта и других мистиков. В эпоху Возрождения к этой точке зрения близок Николай Кузанский, а в эпоху Просвещения встречается у Л.М. Дешана, открыто признававшего тождество Бога и Ничто. В философии XX столетия интерес к категории «ничто» возобновляется, во многом он объясняется желанием преодолеть ставшее классическим отождествление бытия с присутствием, наличием. Из мыслителей прошедшего столетия, уделявших внимание данному понятию, в первую очередь следует назвать М. Хайдеггера. Кроме того, к нему обращаются представители экзистенциализма и постмодернизма.Другим, наиболее часто встречающимся подходом к рассмотрению категории «ничто», является ее противопоставление категории «бытие». В этом случае более правильно будет употребление термина «небытие». Противопоставление бытия и небытия, как правило, требуется для объяснения динамики возникновения и гибели чувственно наблюдаемых вещей.Впервые небытие было рассмотрено в качестве равносильного бытию понятия в философии атомистов. Именно у них «пустота» выступает в качестве необходимого условия существования реальных тел. В дальнейшем «небытие» встречается как антитеза бытия у Платона. Где оно получает наименование инобытия идеального начала – меона. Смешение идеи с меоном приводит к возникновению вещи. Это понимание небытия было развито другими представителями античной философии, в первую очередь, Аристотелем и неоплатониками. По своему духу оно оказалось близким к христианскому объяснению возникновения мира из ничто с помощью божественного повеления, что получило свое отражение в творчестве Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Понятие антропологического поворота. В V веке до н. э. в развитии греческой философии происходят важные перемены. Философское сознание перестает рассматривать природу (физис) в качестве главного перелома познания и обращается к исследованию проблем человеческого существования. Данный переход от философии природы к философии человека получил наименование антропологического поворота. Главной отличительной чертой философской мысли данного периода явилась нацеленность на достижение конкретных практических результатов, которые выражались: в обучении человека правилам и приемам дискуссии, в умении выступать в народном собрании и защищать себя в суде. Кроме того, для философии антропологического поворота было характерно стремление к выработке конкретных рекомендаций по поводу того, к чему следует человеку стремится в жизни. Наиболее ярким событием философской жизни этой эпохи явилась полемика между учителями риторики – софистами и Сократом.

Субстанция. По своему значению понятие субстанции близко понятию бытия, но в отличие от него оно выступает основой не для любого рода существующего, а для конкретных явлений, вещей, процессов. При этом субстанция рассматривается как принцип воспроизводства различных форм и явлений. Существует три основных способа понимания субстанции: монизм, дуализм и плюрализм.В монизме (от латинского monus - один, единичный) основание мира представляется единым началом. Оно может пониматься как материя, идея или как единство материи и идеи, В истории философии представителями материалистического монизма являются представители французского Просвещения Гольбах, Ламетри, а так же Маркс, Энгельс. Примером идеалистического монизма могут служить онтологические концепции Платона, неоплатоников, Гегеля. Субстанция как единство вещественного идеального присутствует в учения Аристотеля, Бруно, Спинозы. Так, у Спинозы она есть совпадение двух свойств, качеств или атрибутов - протяжения и мышления.Наиболее ярким представителем дуализма - учения о двойственном характере мирового начала является Декарт. Фактически только у этого мыслителя можно встретить учение о двух параллельно существующих субстанциях - материальной и духовной. Результатом такого противопоставления духа, и материи стало понимание физического и психического процессов в качестве изолированных.Трудности, связанные с выведением многообразия явлений из единого основания, ведут к возникновению онтологического плюрализма - учения, признающего множественность субстанции. Так же, как и монизм, плюрализм может принимать как идеалистическую, так и материалистическую формы. Классическим примером материалистического плюрализма можно считать учения Демокрита, Эпикура и Лукреция, признававших существование атомов - неделимых вещественных частиц.Плюрализм в форме идеализма наиболее ярко представлен в монадологической концепции Лейбница. Вместо телесных атомов Лейбниц предлагает рассматривать в качестве субстанциального основания мира идеальные сущности - монады, представляющие собой энергетические центры. В XX столетии учение о монадах получило дальнейшее развитие в метафизике Н. Лосского, признававшего причиной существования конкретных вещей наличие т.н. «субстанциональных деятелей»Учение о субстанции, какую бы форму оно не принимало, всегда направлено на рассмотрение мира в качестве самодостаточного начала, обладающего способностью к воспроизводству своих форм.

Релятивизм софистов. По мнению софистов, в одной и той же вещи можно высказать два противоположных мнения, каждый из которых будет истинным. Например, истинным будут высказывания: «эта стена - белая» и «эта стена – не белая», если со временем стена побелена или испачкалась. Кроме того, софисты отметили зависимость знания от состояния человеческих чувств. Так, больному человеку сказанное кажется горьким или кислым. На основании подобных примеров софисты провозгласили относительность или релятивность истины. Принцип релятивизма лучше всего был выражен Протагором: «Как кому кажется, так оно и есть». Выход из создавшейся ситуации сами софисты видели в признании в качестве истины определенной договоренности между людьми. Позже данная концепция получила наименование конвенционализма.Отказ от признания существования общеобязательных истин привел софистов к прагматизации знания, т. е. к его использованию в личных целях. Наиболее ярко это выразилось в создании софистов – логических ошибок, обладающих доказательной слой. Пример – софизм «Рогатый»: «Можно ли потерять то, что ты не имеешь? – Нет, - Ты терял рога? – Нет, - Следовательно, ты их имеешь». В социально-политических условиях греческих городов-государств использование софизмов, а также различных риторических приемов позволяло получить реальную политическую власть. Тем самым философия из теоретического познания превращалась в средство политической борьбы.Социальная опасность учения софистов состояла в том, что оно превращает индивида в единственный критерий истины, освобождало его от каких-либо моральных ограничений. Итогом этого явилось использование софистики в качестве средства для обоснования тиранических устремлений отдельных личностей.

Сущее Если понятие бытия и субстанции акцентируют внимание на единстве мира то, категория «сущее» рассматривает мир в его многообразии. Она объединяет собой все формы, способы и модусы бытия. Все многообразие существующего можно разделить на две сферы: объективную и субъективную.К первой сфере относится материальное и идеальное бытие. Вместе они составляют т. н. объективную реальность. Если к материальному бытию принадлежат существующие в пространстве и времени вещи, то к бытию идеальному обычно относят предметы математики и логики. Находясь во взаимодействии, материальное и идеальное начало образуют различные уровни бытия, которые иногда называют слоями сущего (Аристотель, Фома Аквинский, Н Гартман, М. Шелер).Впервые учение о слоях сущего было разработано Аристотелем, выделявшим различные виды реальности, природу, идеальное и божественное бытие. В XX веке эта концепция получила переосмысление в онтологических системах М. Шелера. Н Гартмана. Так, Шелер считал мир порождением т.н. жизненного порыва, застывающего в конкретных формах неорганической и органической природы, человеческого существования, идеального и божественного бытия. Отличительной чертой концепции Шелера является утверждение, что бога следует рассматривать не как причину, а как результат развития мира. Слои сущего понимаются Гартманом и Шелером в качестве укорененных друг в друге. Так, растительная природа принципиально отличается от природы неорганической, но вместе с тем она черпает свои силы в ней или, другими словами, укоренена в ней. Тоже можно сказать и о взаимоотношениях растений и животных, человека и Бога.Если в объективном бытии идеальное и материальное начало рассматриваются как вполне самостоятельные начала, то в бытии субъективном их взаимодействие протекает более тесным образом. Человек по своему онтологическому статусу есть единство материального и идеально - духовного начал.В современной онтологии принято обращать внимание на то, что через человеческое бытие пролегает так называемый разрез сущего. Понятие разрезов сущего или бытия используется для обозначения противостояния неорганической природы и жизни, а так же для указания несводимости физической жизни к жизни биологической. Несмотря на то, что разделение слоев сущего осуществляется в человеческом бытии, сам человек остается целостным существом, совмещая в себе самые противоречивые моменты.

Средневековая картина мира. Средневековая картина мира имела ярко выраженный религиозный характер. Это объяснялось тем, что в ее основании лежали религиозно-мифологические представления библейской традиции. С этой традицией были связаны Священные Писания иудеев (Таннах), христиан (Новый Завет) и мусульман (Коран).Центральным понятием средневековой картины мира без сомнения является Бог, который представал в виде вечного и совершенного существа, творящего мир и человека ради дарования им радости существования. Для библейской традиции принципиальное значение имело различие между Богом и миром, которое в дальнейшем получило наименование теизма (от лат.теос - Бог). Это различие заключалось еще и в том, что Бог творил мир из ничего (креационизм, от лат. creatio - сотворение) и поддерживал своим вмешательством его существование (провиденциализм).Первые люди нарушают гармонию, существовавшую между Богом и миром, совершают акт неповиновения божественной воли и тем самым впускают в мир зло. Из сострадания к людям Бог стремится к их спасению (сотереология) и сначала через пророков сообщает правила, которыми им необходимо руководствоваться, а затем посылает в мир своего Сына. Последний воплощается в Иисусе Христе, который своей смертью искупает грехи мира и дает возможность всем верующим в него спастись на Страшном Суде (эсхатология)

Соотношение видов познания. История познания отражает противостояние и противоборство представителей различных точек зрения на роль чувственного или логического познания, на их соотношения в процессе познанияКак известно из истории филосо

Date: 2015-07-27; view: 2451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию