Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новоевропейская картина мира





Термин «эпоха Нового времени» может использоваться в широком и узком значениях. В широком значении этот период времени с XVII по XIX век включительно, а в узком – это XVII столетие. В данной лекции термин «эпоха Нового времени» используется в узком значении.Исходным моментом в создании новоевропейской картины мира явилась критика античных и средневековых представлений о космосе как о замкнутой сфере и о Земле как о центре Вселенной. Теоретической базой этой критики послужили изменения в методологии исследования природы. Ели раньше знания о мире формировались на основании данных органов чувств, то теперь приоритет отдавался построению математизированных теорий, которые в дальнейшем проверялись с помощью экспериментов. При этом сам эксперимент принципиально отличался от опыта, поскольку осуществлялся в искусственных условиях и был нацелен на выявление скрытых свойств вещей. Картина мира, созданная великими учеными XVII века – Галилеем, Кеплером, Декартом и Ньютоном с помощью математизированного естествознания и экспериментального метода, выглядела следующим образом. Бог создавал мир, приводил его в движение и больше не вмешивался в его развитие. Данная форма отношений Бога и мира получила наименование деизма. Сам мир понимался как бесконечная во времени и пространстве Вселенная, существующая по законам механики и подчиняющаяся теории всемирного тяготения. Сущность данной теории сводилась к утверждению, что все те «независимо от их свойств… испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними». Теория всемирного тяготения позволила Ньютону объяснить причины и траектории движения тел Солнечной системы.Законы механики были применимы и для объяснения человека, в результате человеческое тело представило в качестве искусно созданного Богом механизма, подчиненного причинно-следственным отношениям. Более того, тело переставало пониматься в качестве начала, подчиненного душе, напротив, психическая жизнь стала рассматриваться как продолжение физиологических процессов.

Виды объяснения социальных отношений. Обычно выделяют три подхода к объяснению причин объединения людей в единое целое, в общественный организм. Первый из них может быть обозначен как натуралистический. В нем общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных, и в конченом итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), расовой и генетической спецификой человека (Э. Уилсон, Р. Докинс). С точки зрения натуралистов общество представляет собой результат «эксперимента» природы, поэтому человечество не должно замыкаться рамками планетарного существования, но должно стремиться «уйти» в Космос и там начать новый виток эволюции (К. Циолковский и др. космисты).Другой подход может быть назван «идеалистическим». Идеализм в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде чем что-либо сделать, они мысленно представляют цель духовной, экономической или другой деятельности. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению в какой-либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе производно от сознания и определяется им. Данный подход подчеркивает значение идеального начала в процессе консолидации общества, которое выражается как в виде религиозных учений и политических идеологий, так и в виде деятельности государственных и культурных лидеров. Такая точка зрения характерна как для Канта и Гегеля, так и для французских философов Конта и Дюркгейма. Материалистический подход к пониманию общества заключается в признании объективных основ его существования и развития. Однако объективные основы развития общества усматриваются в нем не в духовной субстанции, а в материальных условиях развития общества, прежде всего, в развитии производства. Развитие общества в марксизме предстает как естественный исторический процесс, развивающийся по своим объективным законам. Многообразные социальные противоречия, прежде всего, в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.

Характерные черты новоевропейской философии. Под новоевропейской философией понимают философскую мысль западной Европы XVII столетия. Значение новоевропейской философии заключается в том, что она заложила фундамент современной науки и рационалистической культуры. Важнейшими характерными чертами новоевропейская философия является:

1.Сциентизм – мировоззренческая установка, согласно которому наука признается высшей формой познания и главным средством решения проблем стоящих перед человечеством.

2.Методологизм – характерная черта философского знания, признающая разработку научной методологии, главной задачей философии. Эпоха Нового времени предложила два основных научных метода: дедукцию(умозаключение от общего к частному) и индукцию (умозаключение от частного к общему).

3. Антропоцентризм – характерная черта философского знания, согласно которого человек является главным предметом философствования. С точки зрения новоевропейской философии познавать природу и поклоняться Богу нужно только для того, чтобы улучшить жизнь человека.

4. Деизм – учение, согласно которому Бог создаёт мир, но в дальнейшем не вмешивается в ход его развития. Создание деистической концепции позволило новоевропейской философии обезопасить научное познание от вмешательства со стороны теологии.Основными направлениями новоевропейской философии стали: эмпиризм и рационализм. Согласно эмпиризму главным источником истинного знания является опыт (эмпирия). Человеческое знание есть обобщение данных органов чувств. По своему характеру эмпирическая философия ориентирована на естествознание. Рационализм, напротив полагал, что главным источником истинного знания является сознание человека. Истинное знание получается путем выведения частных положений из общих положений. По своему характеру рациональная философия была ориентирована на логику и математику.

Место социально философии в системе общественных наук. В настоящее время при анализе явлений общественной жизни применяются так называемые конкретные социологические исследования. К ним прибегают при изучении экономических, социально-бытовых, политических и других явлений и процессов. В этой ситуации задача социальной философии заключается не в том, чтобы детально отразить все процессы общественной жизни, но в том, чтобы, создавая ту или иную идеальную модель развития общества, способствовать установлению сущности общественных явлений. Необходимость определения сущности исследуемых явлений и выяснения их связей с другими явлениями заставляют представителей различных общественных наук: истории, социологии, политологии, социальной психологии обращаться к положениям социальной философии. Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими исследования, формулируя подходы и принципы их изучения. Эффективность этой помощи зависит от содержания социальной философии, степени ее проникновения в суть общественных процессов.

Эмпиризм. Бэкона. Английский мыслитель и ученый Ф. Бэкон (1561 - 1626) является одним из родоначальников новоевропейской философии в целом и одного из ее направлений - эмпиризма – в частности. Термин «эмпиризм» произошел от латинского «эмпирия» - опыт, означал философское учение, полагавшее, что истинное знание достижимо только в опыте. По мысли Ф. Бэкона, подлинно научное знание должно опираться на чувственное, опытное и экспериментальное постижение природы. Основными препятствиями на пути его обретения являются так называемые идолы познания. К ним Бэкон причислял:

1. «Идолы рода» - заблуждения, возникающие из-за проекции на явления природы свойств человеческого разума. Так, занимаясь исследованием природных процессов, не следует искать в них какой-либо целесообразности. Они существуют не ради той или иной цели, но в силу тех или иных причин.

2. «идолы пещеры» - заблуждения, вызванные искажениями нашего восприятия вещей. Например, больному человеку вещи могут представать не в таком виде, в каком они существуют на самом деле. Для исправления этих заблуждений нужно сопоставлять восприятия, полученные в различных условиях и согласовывать свой личный опыт с опытом других людей.

3. «идолы рынка» - заблуждения, связанные с неправильным употреблением слов. По мнению Бэкона, многие недоразумения возникают от того, что люди употребляют термины, за которыми не стоят конкретные явления и процессы. Поэтому настоящему ученому необходимо сопоставлять значение слов с реальными положениями дел.

4. «идолы театра» - заблуждения, порожденные слепым поклонением перед авторитетами прошлого. Под авторитетами прошлого Бэкон имел ввиду Аристотеля, взгляды которого к началу ХVI века безнадежно устарели, но продолжали рассматриваться схоластической философией в качестве истины в последней инстанции.По Бэкону, подлинно научное знание основано на индуктивных умозаключениях, в которых выводы образуются путем обобщения отдельных фактов. Индуктивное знание английский ученый сравнивал с деятельностью пчел. Подобно пчеле, перелетающей с цветка на цветок и перерабатывающей нектар в мед, ученый получает знания на основании фактов и добытые им с помощью опыта и эксперимента. Таким образом, теоретическое познание ставилось Бэконом в прямую зависимость от эмпирических методов исследования.

Основные принципы социальной философии. Социальная философия может способствовать развитию научного знания, только, если при анализе и объяснении общественных процессов она исходит из научных принципов, к которым можно отнести:

1). Принцип социального детерминизма, который, рассматривая общество как целостную систему, особое значение придает причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет главное содержание научного познания.

2). Принцип историзма, рассматривающий все общественные явления и процессы в их постоянной динамике. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. из той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие.

3). Принцип перехода от абстрактному к конкретному, который заключается в анализе реальных процессов и явлений, исходя их понимания смысла развития исторического процесса в целом.

) Сенсуализм Джона Локка. Наибольшее развитие новоевропейский эмпиризм получил в учении другого английского философа Джона Локка (1632 - 1704). Согласно Локку, человеческое сознание до опыта представляет собой «чистую доску» и поэтому знание любой степени абстракции в конечном итоге имеет своим основанием данные органов чувств. Признавая опыт в качестве единственного источника знания, Локк различал внешний и внутренний виды опыта.Внешний или физический опыт, опираясь на ощущения, представлял внутреннему или психическому опыту сведения о вещах. Эти сведения Локк называл первичными и вторичными качествами. Первичные качества были свойствами самих вещей, к ним относились величина, протяженность и характер движения вещей. Вторичные качества – напротив, не принадлежали самим вещам, но являлись состояниями самого познающего субъекта, к ним Локк относил вкус, запах, цвет.Внутренний или психологический опыт был связан с деятельностью разума, который с помощью памяти, ассоциативного и абстрактного мышления, на основании чувственных восприятий образовывал представления и понятия. Последнии позволяли человеку ориентироваться в мире, но не могли помочь ему раскрыть сущность мира, т.е. выявить его основу или субстанцию. Поэтому Локк отказывался от определения характера мира, т.е. установления его идеальности или материальности.

) Общество как система. Общество – это совместная жизнь людей, активно взаимодействующих между собой ради удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения этих потребностей, исходя из существующих условий жизни. Данные отношения носят объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Деятельность людей и их общественные отношения составляют содержание общественного бытия как реального процесса их общественной жизни.Можно выделить объективную и субъективную стороны общественного бытия. Субъективная сторона общественного бытия людей - это их сознание и воля. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К объективной стороне общественного бытия относится состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Рационализм Рене Декарта. Французский философ и ученый Р. Декарт (1596 - 1650) был основоположником рационалистической традиции, отрицавшей основные принципы эмпиризма. В первую очередь, рационализм в лице Декарта отверг зависимость человеческого мышления от данных органов чувств. Согласно французскому философу, сознание представляет собой предварительное условие для получения каких-либо чувственных восприятий. Поэтому главным критерием существования чего-либо являлось его доступность мышления. Отсюда высказывание Декарта: «я мыслю, следовательно, существую».Кроме того, человеческий разум обладал содержанием, не выводимым из ощущений. Таким чисто теоретическим знанием являются такие науки, как алгебра, геометрия, механика. В качестве основных принципов образования данного вида знания Декарт признавал следующие требования: 1). Исходить из самоочевидных для разума истин; 2). Разделять сложную проблему на составные части; 3). Двигаться от решения простых проблем к решению более сложных; 4). Совершать проверку в цепи рассуждения с целью обнаружения пропущенного звена.Данные принципы легли в основание онтологии Декарта. Согласно французскому философу все явления можно разделить на явления внешнего и внутреннего мира. Для того, что бы установить основание или сущность явлений нужно мысленно удалить из них то, что их различает, т.е. форму, тогда останется то, что их объединяет и то, без чего они существовать не могут. Если удалить форму из явлений внешнего мира, то останется протяжение. Если в свою очередь удалить форму явлений внутреннего мира, то останется мышление. Таким образом, в основании мира лежат две субстанции протяженность (материя) и мышление (идея). Над ними возвышается третья, подлинная и единственная субстанция – Бог, но при объяснении функционирования явлений реального мира можно ограничиться понятиями материи и идеи.

Материально-производственная сфера жизни общества.о бщество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих своей целью поддержание своей жизни. Одним из средств достижения этой цели является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жилье и т.п. труд как социальный феномен относится к материальной сфере общества. Труд обеспечивает человеческое общество не только продовольствием и средствами производства, но и правовыми нормами, научными теориями, этическими и эстетическими ценностями, которые включены в практическую деятельность. Поэтому труд можно определить как целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества.Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. В марксистской философии производительные силы состояли из средств труда, к которым относили различные орудия, машины, комплексы машин и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками, позволяющими приводить их в действие. В современной философии к указанным подсистемам производственных сил добавляют технологический процесс, с помощью которого осуществляется управление производством и производственно-экономическую инфраструктуру. К последней относятся транспорт, дороги, производственные помещения, коммунальное хозяйство. К производственным следует отнести и науку, которая в наше время приобрела особое экономическое значение. Это заметно, прежде всего, в новых, наукоемких отраслях промышленности – в производстве компьютеров, электронной, оптической техники, полимеров.Таким образом, структура производительных сил включает в себя: 1). Работников производства; 2). Научное знание; 3). Средства труда; 4). Технологию производственного процесса; 5). Производственно-экономическую инфраструктуру.Ключевое место в системе производственных отношений занимает собственность или имущественные отношения. Отношения собственности бывают разных видов – владения, невладения, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма собственности – интеллектуально-духовная: на произведения искусства, научные открытия и т.д. При социально-философской характеристике отношений собственности не следует переоценивать роли насилия в ее возникновении и укреплении.

Пантеизм Б. Спинозы. Влияние научного, в первую очередь математического знания на новоевропейскую философию можно проследить на примере другого представителя рационализма Б. Спинозы (1632 - 1677). Так, в качестве метода философствования им был избран метод доказательства теорем, заимствованный из геометрии. По мнению голландского мыслителя, последовательное выведение философских положений из самоочевидных истин должно было придать философии в целом строго научный вид.Исходным утверждением Спинозы является положение о том, что основа мира – субстанция или бог – должна иметь причину в самой себе, поскольку все вещи в мире обусловлены и имеют причину своего существования в чем-то другом. С этим связана главная задача философии Спинозы – вывести существование вещей из единой субстанции. Согласно голландскому мыслителю, субстанция разворачивается в многообразие предметов с необходимостью и эти предметы, или модусы, принадлежат к двум основным свойствам или атрибутам субстанции – протяжению и мышлению. При этом организация и взаимосвязь вещей строго соответствует закономерностям человеческого мышления. Отсюда философ делает следующий вывод: «порядок и связь вещей такой же, какой порядок и связь идей». Таким образом, для того, чтобы понять устройство мира, нужно постигнуть устройство мышления, а поскольку вещи и мысли возникают из единого источника – субстанции, то путем правильного построения теории можно создать истинную картину мира. В последствие данный принцип соответствия вещей и идей стал основным принципом рационализма и получил наименование принципа тождества бытия и мышления.Что касается субстанции или Бога, то она получила у Спинозы ярко выраженный пантеистический, а следовательно, безличностный характер. Благодаря этому, главной формой отношения к абсолютному бытию стало не поклонение, как это было в эпоху Средневековья, но научное познание.

Социальная сфера жизни общества. В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда, и отношения собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как: классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри его социальную структуру. Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей не статическое, а скорее динамическое, что выражается в их активном взаимодействии по поводу удовлетворения потребностей и реализации интересов. В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, а также представители таких социально-демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать о национальных общностях.Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим, он становится представителем другого класса и профессиональной группы. Проблема функционирования социальной структуры взаимодействия различных социальных групп связаны с проблемами гражданского общества. Последнее было определено Гегелем как относительно независимая сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Гегель исходил из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее». Таким образом, представленное Гегелем идея общезначимости права, есть, по сути, идея правового государства. Гражданское общество в современной социальной философии обычно понимается как социальный порядок, в основу которого положены интересы и права гражданина и при котором каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которой он будет приносить обществу и на основании чего будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

Спиритуализм Г. В. Лейбница. Другим представителем рационализма был немецкий философ и математик Г. В. Лейбниц (1646 - 1716), который настаивал на том, что в своей сущности мир имеет духовную природу. Если рассматривать мир внешним образом, рассуждал Лейбниц, то он предстает в виде совокупности простейших частиц вещества – корпускул, соединенных в неорганические и органические тела. Но если попытаться представить себе мир изнутри, то он будет выглядеть как совокупность духовных единиц – монад.Монады – это различные формы психической жизни от зачатков представления до полного осознания себя. Одной из высших монад или форм психической жизни является человек, наивысшей – Бог. Будучи наиболее совершенной формой мышления, Бог обладает правильным восприятием мира и поэтому, согласно Лейбницу, мир фактически существует в сознании Бога. Бог атом своего мышления создает все другие монады, которые после этого существуют вечно. Кроме того, Бог указывает каждой монаде ее место в мироздании, благодаря чему в мире, согласно Лейбницу, царит «предустановленная гармония». Поэтому немецкий философ утверждал, что реальный мир есть лучший из миров. Наличие же зла в мире объяснялось с одной стороны, односторонностью человеческого взгляда, а с другой – неверием индивида в конечное торжество божественного замысла. Таким образом, с Бога снималась ответственность за несовершенство реальности.

Политическая система общества. Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер. Она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявление существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевания, поддержание и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан. Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государственные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы (прежде всего суды); государственный арбитраж, политические партии и движения; общественные организации – профсоюзные, молодежные и другие, защищающие интересы определенных социальных и профессиональных групп, связанные с реализацией их политический прав и свобод. Все эти государственные, политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.

Картина мира эпохи Просвещения. В исторической науке XVIII столетие получило наименование эпохи Просвещения. Это объясняется тем, что большинство мыслителей и ученых этого времени полагало решить острые социально-политические проблемы путем перенесения принципов рациональности из сферы науки и философии в сферу общественной жизни. Как и в предшествующую эпоху, картина мира в XVIII столетии имела механистический характер. Вместе с тем, в ней произошли существенные изменения, связанные с появлением таких феноменов, как атеизм и материализм. Отрицание существования Бога привело к тому, что некоторые мыслители этого времени признавали в качестве абсолютного начала материю. Под материей понимали совокупность простейших элементов вещества – карпускул, которым изначально была присуща способность к движению и которые взаимодействовали между собой по законам механики. Материя не нуждалась в идеальном начале, поскольку сама обладала способностью порождать различные формы неорганической и органической природы. Этот принцип развертывания скрытых возможностей материи получил наименование эволюции.Человек, будучи биологическим существом, должен был расстаться с иллюзиями по поводу своей сверхъестественной природы. Все религиозные представления объявлялись философами Просвещения: во-первых, результатами заблуждений и психических расстройств, а во-вторых – средством господствующих слоев общества держать в повиновении народные массы. Идеал социально-политического устройства мыслители 18 века видели в светском государстве, построенном на принципе равенства всех граждан перед законом.

Понятие общественного сознания. Под общественным сознанием следует понимать коллективную духовную деятельность людей, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.п. Общественное сознание формируется в процессе мыслительной деятельности социальных групп, поэтому его не следует смешивать с индивидуальным сознанием. Поэтому в общественное сознание не входит интуитивное, априорное и апотериорное виды знания. В общественном сознании можно выделить познавательные формы, связанные с деятельностью по получению, переработке и хранению знаний и ценностные формы – направленные на создание нравственных и эстетических правил поведения и творчества человека. Данное разделение следует признать условным, поскольку познавательная деятельность общества связана с ценностными ориентирами, а ценностное сознание базируется на результатах общественного познания.

). Характерные черты философии эпохи Просвещения. Под философией эпохи Просвещения понимают философскую мысль XVIII столетия для которой характерны следующие черты:

1. Атеизм – учение отрицающие существование Бога. Эпоха Просвещения является первой подлинно – атеистической эпохой.

2. Натурализм – способ мышления, согласно которому общество и человек рассматриваются в качестве продолжения природных процессов.

3. Рационализм – учение о разуме как о главном средстве познания и принципы организации социальной и культурной жизни человека.

4. Антиклирикализм – отрицание положительной роли религии и церкви в социально-политической жизни.

5. Механицизм – учение, согласно которому принципы классической механики являются универсальными законами развития природы, человека и общества.

Значение философии эпохи Просвещения заключается в том, что она заложила основы буржуазной культуры. И послужила непосредственной причиной Великой Французской революции.

Date: 2015-07-27; view: 1641; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию