Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 5. Представьте себе, что вы – классный руководитель





Представьте себе, что вы – классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока на киносеанс и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, а в ответ-молчание» Что Вы будете делать? Аргументируйте свою позицию.

 

Решение: В школьной жизни бывают такие нарушения, к сожалению. Итак, надо выбрать метод воздействия. Классика: от чего зависит этот выбор. Например, очень важный фактор – конкретная ситуация, важно учитывать конкретный возраст детей, даже то, какой это классный коллектив – на какой стадии сплочения находится. В зависимости от этого подобрать метод воздействия. Может быть, не стоит выяснять зачинщика? В конце концов, насильно в кино никто никого не вёл. К чему это может привести? Вспомним фильм «Чучело». Мало того, что наказали весь класс, так ещё и пострадала девочка. И были другие последствия: ярко проявилось предательство, подлость, ложное товарищество. Если подростки (особенно подростки в силу специфики своего возраста) не захотят назвать инициатора, не будете же их пытать, поощрять стукачество и пр. Они это могут не сказать даже учителю, которого уважают. Учитывать возраст воспитанников. Уважать их чувства и права. Кстати, бывает и так, что идея побежать в кино приходит сразу нескольким ученикам одновременно. Если виновник сам признается – хорошо, если нет – оставить на его совести. Хотя опять же всё решает конкретная ситуация, возраст, индивидуальность ученика.

Задание 6. Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание».

«Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду». М. В. Гамезо



«Воспитание – есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные (рассматриваемые обществом в каждый исторический период его развития как социально значимые позитивные) ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т. д., выраженное отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру». А. В. Петровский

«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду». Л. Д. Столяренко

«Педагогическая воспитательная деятельность – это преднамеренное создание условий становления личности, и она всегда предполагает собственную активность воспитываемого лица. На высших стадиях эта активность приобретает сознательный характер и превращается в целенаправленную и планомерную деятельность по самовоспитанию». Т. В. Габай

«Суть проблемы воспитания заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств». М. А. Холодная

«Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности». И.Н. Логинов

Решение: Среди перечисленных определений наиболее важный акцент – это, конечно, передача опыта молодым поколениям с тем, чтобы им не приходилось заново всё изобретать. Вызывает возражение положение о подготовке к жизни и труду. Ученик, ребёнок, подросток уже сегодня живёт, работает в меру своих сил, занимаясь в первую очередь достаточно тяжёлым трудом – учебным (некоторые педагоги относят это к трудовой деятельности), уже сегодня надо помогать ему решать возникающие проблемы, адаптироваться к жизни в обществе. Безусловно, воспитание помогает формировать, шлифовать у воспитанника те ценности, которые присущи данному обществу. В перечисленных выше определениях нет различия в запланированной, целенаправленной специально организованной деятельности в специальных учреждениях специально подготовленными людьми и незапланированным воздействием воспитания, когда воспитывает «каждый квадратный метр земли» (по А. Макаренко). Кроме того, в ФЗ «Об образовании в РФ» важное значение уделяется патриотическому, гражданскому воспитанию. Это не просматривается в данных определениях. Ничего в них не говорится об особенностях национальных систем воспитания, народной педагогики. Между тем, мы живём в многонациональной стране.

 

Задание 7. Изучите педагогическую ситуацию и подготовьте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю? Должен ли классный руководитель обратиться за помощью к учителям-предметникам, работающим в этом классе?



Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом.

Решение: Ситуацию надо проанализировать, всесторонне изучить. Найти ответ на главный вопрос: почему.Почему девочка так относится к предмету, учителю. В зависимости от ответа на этот вопрос и действовать, выбирая тот или иной метод воздействия, учитывая конкретную ситуацию, возраст девочки, уровень её подготовленности по данному предмету, особенности семьи и т.д. В первую очередь работать с девочкой (беседовать анализировать жизненные ситуации, находить примеры, убеждать, привлекать и пр.), обязательно поддерживать тесную связь с родителями (для осуществления целенаправленного постоянного воздействия), можно привлечь школьного психолога. Хорошо, если в такой работе поможет т.наз. «малый педсовет» - учителя-предметники, работающие в данном классе. И всё же, может быть, дело в учителе. Помочь учителю изменить свою педагогическую позицию.

 

Задание 8. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»

7. __________________________________________.

Решение: Не надо думать, что ученики ничего не понимают во взрослых делах. Они чувствуют сердцем. Почему надо думать, что они не могут проявить человечность? Даже посочувствовать. Конечно, перед учениками хочется выглядеть сильным. Но не надо дерзить, а ответы 1, 5, особенно 3, нехороши. Мы учим не только предметам, но и жизни. Наши уроки несут не только дидактический, но и мощный воспитательный эффект. В конечном итоге мы воспитываем Человека. Ему не чуждо сострадание. Ничего страшного, если учитель скажет 6 – Ты очень внимательный, спасибо за заботу. Нельзя говорить о гуманном воспитании, не будучи самому гуманистом.

 






Date: 2015-07-27; view: 2688; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию