Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История трезвости в России
Т.И.Авдонина делает заключение, что с момента появления водки в России трезвый образ жизни становится для русских людей предметом особой значимости и «объектом оценки» [1]. Мы думаем, что трезвость как нравственная, а значит, и ценностная категория была присуща русскому человеку издавна. Можно сказать, что трезвость, а вместе с ней и трезвение, и трезвенность являлись отличительной чертой русского народа. Тому мы находим ряд косвенных подтверждений в литературных источниках [24; 34; 56; 59; 69]. Несмотря на то, что в широких слоях населения родиной изобретения водки считается Россия, исследователь истории водки В.В.Похлебкин документального подтверждения этому не обнаружил и указал, что в течение 250 лет в русских летописях нет упоминания о пьянстве [53]. Если учесть, что в те времена драки, воровство иные неблаговидные поступки в назидание потомкам отражались в летописях как нечестивые, то можно предположить, что эти годы - период становления трезвой, высоконравственной, православной жизни русского народа. На это время как на особый период в истории России указывает и Д.М. Балашов. Так, исследуя баллады, он приходит к выводу, что время сложения этого жанра - XIV-XV века. При этом он обращает внимание на «совпадения» в работах Д.С. Лихачева, где показан значительный перелом, перестройки культуры в эти же исторические отрезки времени, и на труды СБ. Веселовского, где речь идет об особенностях строения хозяйства Московской Руси, о решительном повороте в системе хозяйствования и т.д. Писатель сообщает, что на этот же период приходятся известные виды бревенчатых рубок (более 50), искусное изготовление ювелирных изделий, формирование всех видов обработки металлов и т.д. «Какие-то особые это были времена», - подытоживает Д.М. Балашов в беседе с Л.Н. Гумилевым [27]. Для нас это является очередным доказательством того, что были времена, когда русский народ жил трезвой жизнью, а трезвость культивировалась как ценностная категория русского человека. С тех пор, как на Руси началась торговля спиртным [37], население боролось за сохранение трезвости, причем формы были разнообразны: от воспитательных до протестных. Тот же В.В.Похлебкин указывает на «кабацкий бунт», который произошел в 1648 году. В нем участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежало к духовенству [53]. Несмотря на эти волнения, в 1652 году было принято решение о введении винной монополии [54]. Таким образом, спаивание из разряда частнособственнического переходит в разряд государственный. Историк Ф.Ф. Болонев отмечает, что почти все социальные и экономические преобразования, а также религиозные реформы на Московской Руси, а позднее и в России претворялись в жизнь насильственным путем, самыми жестокими и жесткими мерами, которые ни тогда, ни теперь ничем не были оправданны. Как пишет ученый, они были нужны только «тиранам и властолюбцам для утверждения их честолюбия и их мнимого превосходства, безропотного подчинения трудового народа их власти». В таких случаях населению обычно приказывали покорно повиноваться, а не размышлять, в противном случае начинались «массовые репрессии инакомыслящих с применением самых изощренных методов насилия, дабы подавить любое противодействие, непослушание, от кого бы то оно ни исходило» [18, с.10-11]. Великий реформатор России император Петр I вместе с западными реформами активно насаждал употребление алкоголя и табака. Устраивались балы, на которых его участников буквально принуждали пить вино и водку. Также внедрялось и курение табака. Поэтому Петра I можно по праву считать не только реформатором России, но и алкоголизатором. Повсеместное внедрение спиртного в российскую среду, огромный вред, наносимый им здоровью и условиям жизни людей, вызывали как стихийное, так и организованное движение народа за сохранение трезвости. Народные массы, вдохновляемые религиозными воззрениями, рассматривали трезвый образ жизни в первую очередь как духовно-нравственную ценность, а затем, как средство, с помощью которого можно уберечь свое здоровье, потомство от пьянства, нищеты, болезни; получить семейную экономическую выгоду; улучшить состояние здоровья домочадцев и условия жизни родственников; дать образование детям, тем самым, изменив их гражданское и политическое положение в обществе. После Отечественной войны 1812 года, декабрьских событий 1825 года, а также в результате многолетней борьбы народа за трезвую жизнь в России вызрели условия для официального учреждения в 1854 году первого Общества трезвости. Разночинцы, народники были активными участниками этого движения. Борцы с «ненавистным режимом» создавали общества трезвости в крестьянской среде и призывали коллективно отказываться от употребления вина. Результатом их деятельности стало первое массовое, хорошо организованное выступление, которое выразилось в погроме питейных заведений. Историки обозначили этот бунт как «первое трезвенническое движение», которое в 1858-1861 годах охватил 32 российские губернии. Последствием того стали массовые аресты и закрытие трезвеннических организаций. Несмотря на то, что бунт был усмирен войсками, винный откуп вскоре отменили. Писатели-демократы Герцен, Чернышевский и другие поддержали крестьянский антиалкогольный бунт как выступление пролив существующей политической системы и трактовали это, как способность народа к самостоятельным и решительным действиям. Благородный порыв отрезвления народа был поддержан молодой провинциальной российской интеллигенцией, которая, обеспокоенная ростом народною пьянства, стала организовывать общества трезвости по всей стране. Например, как указывает Л.П. Бердников, в г. Енисейске в 1864 году такое общество было организовано молодым врачом М.Ф. Кривошапкиным и стало одним из первых легальных обществ трезвости в стране [14]. Мы полагаем, что одним из веских аргументов в пользу создания трезвеннических обществ в России стала защита диссертации И.М.Сеченовым, посвященная влиянию алкоголя на организм, главы, которой были опубликованы в периодической печати [40]. Этот научный груд стал хрестоматией дня трезвенников многих поколений. После коронации последнего русского царя Николая II, с 1894 года Министерство финансов стало курировать общества трезвости, которые, благодаря финансовой поддержке государства, развернули свою активную деятельность по всей Российской империи. Члены обществ открывали библиотеки и школы, читали лекции, разрабатывали методики уроков трезвости, выпускали книги, газеты, открывали музеи, театры и т.д. [1; 6; 9; 24; 47; 58; 69]. Из обзора литературы можно понять, что за трезвость боролись как религиозные, так и светские общественные деятели. Если первые рассматривали трезвость как личное убеждение, которое характерно черте характера, то вторые использовали трезвенническое движение как способ борьбы против существующего режима. Об этом говорит, к примеру такой факт: на 1-ом Всероссийском съезде но борьбе с пьянством, который проходил с 29 декабря 1909 года по 6 января 1910 года в Петербурге, большевики выступили с программой, в которой связывали пропаганду трезвости с борьбой за реализацию классовых целей [64]. В отличие от них, религиозные трезвенники, в частности, староверы, для того, чтобы сохранить трезвый уклад, шли на многие лишения и гонения. Известно, что долгие годы староверов семьями и родами изгоняли с обжитых мест и ссылали в Сибирь, на Дальний Восток и т.д. Так, под действием различных условий - религиозных, политических, климатических и других - по прошествии лет сформировался, как указывает М.И. Шилова, новый феномен «сибирский характер» [65], одной из отличительных черт которого, на наш взгляд, была трезвость [18]. Сравнение имеющихся данных начала XX века, когда за трезвость боролись как рационалисты, так и идеалисты, говорит не в пользу эффективности материалистического воззрения на природу пьянства. Так, к 1900 году удалось организовать в России 15 городских и 10 фабрично-заводских обществ трезвости и 140 церковноприходских братств трезвости [1; 69]. К примеру, только одно православное братство трезвости иерея Л.В.Рождественского в Санкт-Петербурге после 5 лет существования насчитывало в своих рядах более 72 тысяч постоянных членов, тогда как в подобных «светских» обществах и кружках было по 10-15 человек. А.Л.Афанасьев указывает на эффективную работу именно религиозных обществ трезвости, которые в Сибири почти все (96,4 %) были церковными [10], и приводит данные относительно кружков, обществ, союзов трезвости учащихся и студентов в Российской империи в 1906-1916 годах [11]. Date: 2015-07-27; view: 506; Нарушение авторских прав |