Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение трезвенного образования и воспитания





Вместе с распространением трезвости увеличивается информационная база по антиалкогольному вопросу. Религиозные общества трезвости рассматривали трезвость более широко, чем представители светских обществ, которыми трезвость понималась только как не употребление алкоголя. Среди них были как те, кто ратовал за полное воздержание, так и те, кто говорил об умеренности потребления. По этому вопросу в 1911-1912 годах между двумя выдающимися, всемирно известными русскими учеными академиками И.П. Павловым и В.М. Бехтеревым возник спор. Лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов утверждал, что алкоголь опасен в любых количествах [40]: более поздние исследования неоднократно подтвердили справедливость его суждений [3].

С ростом числа борцов за трезвость увеличивается количество выпускаемой литературы и, соответственно, авторов. Приводим список авторов публикаций о трезвости и борьбе с пьянством в конце XIX - начале XX веков, составленный по обзору журнала «Русская школа» за период с 1890 по 1916 годы: А.Г. Авчинников, П.С. Алексеев, С. Ананьина, Д.М. Березкин, Бодриллар, П. Булгаков, Д.Г. Булгаковский, Бунге, А.И. Вержбицкий, Гаупе, Гонзер, И. Горбунов-Посадов, Л.И. Дембо, Джювет, Гелениус, Ф.А. Желтов, Л.А. Золотарев, М. Ильина, К. Кенига, Э. Крепилин, О. Курке, Д.М. Лавров, Е.В. Ландышев, Л.

Линдрум, В. Лукьянская, А.Н. Мендельсон, М.Новиков, О. Ланг, А. Пакин, СП. Петровский, П. Пейверинт, Н. Пошмин, И.Г. Пыжов, В. Рахманов, В, Савихин, И.В. Сажин, П. Саломатин, С. Семенов, П.Ф. Сергеев, В. Смирнова, И. Старинин, Н.Э. Сум, Л.Н. Толстой, А. Трюке, М. Успенский, С. Успенский, Фок, Антипов, К. Фомушкин, А. Форель, Францман, Френсис, М. Хелениус, П. Хотымский, А. Шилов.

Особо отметим начало подготовки в России специалистов «по трезвости». К примеру, такую подготовку вели «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом», «Общество: Друзья трезвости», «Общество трезвости студентов» и другие, которые за нехваткой специалистов в России приглашали в качестве преподавателей зарубежных деятелей [36; 63]. Так, например, в 1901 году члены последнего подготовили и провели в каникулярное время бесплатные курсы трезвости на шведском языке в Гельсингфорсе для учительниц сельских школ. Курсы состояли из лекций профессора Холсти, доктора Хелениуса, бесед г-жи Солберг и пробных уроков трезвости, данных г-жей А.Трюгг группе детей, прений и собраний, на которых рассматривались вопросы образования и деятельности обществ трезвости и т.д. Лекторы и ораторы обстоятельно доказывали с медицинской, моральной и религиозной точек зрения вред не только пьянства, но и умеренного употребления алкоголя. Они настаивали на необходимости энергичного распространения идея абсолютной трезвости и введения преподавания трезвости во всех финляндских, а затем российских учебных заведениях по примеру Англии, Бельгии и других стран.

Известно, что в России конца XIX начала XX веков существовали параллельные системы образования: светская и религиозная, каждая из которых готовила трезвеннические кадры для работы по своему профилю с молодежью и взрослым населением страны. По призыву Св. Синода с 1909-1910 учебного года стали проводиться противоалкогольное просвещение и подготовка к трезвенной пастырской деятельности в духовных семинариях (А.Л. Афанасьев, В.А. Михайлов, В.А. Цыганков, др.). В декабре 1913 - январе 1914 годов прошел I Всероссийский учительский съезд по вопросам народного образования, на котором рассматривался вопрос «школьного алкоголизма». Вскоре, Министерством народного просвещения Российской Империи было издано правительственное распоряжение «О введении гигиены (и сведений о вреде алкоголизма) в учительских институтах, семинариях и др. учреждениях, подготавливающих учителей» от 10 января 1914 г. за № 1397. В нем приписывалось преподавание учащимся старших классов гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года [58].

Обзор по распространению трезвой жизни посредством образования написал И. Диомидов [29], который указал, что вопрос о борьбе с пьянством в школе возник в последней четверти XIX столетия «вследствие небывалого распространения массового алкоголизма, сказавшегося не только в среде взрослого населения, но и среди подростков, едва переступивших детский возраст» [29, с.114]. На это обратили внимание учителя-новаторы (Рачинский, Штевен), ко торые своими силами старались бороться с пьянством посредством школы. Благодаря личной инициативе педагогов, которые сами были убежденными сторонниками и проповедниками трезвости, были заложены основы теоретической и практической педагогической деятельности. В начале следующего столетия общественное внимание было обращено на появление «детского» или «школьного» алкоголизма.


А. Коровин, изучил эту проблему и установил, что знакомство с употреблением спиртных напитков большей частью начинается в детстве. Это открытие привело к усилению мер борьбы с пьянством, особенно в среде учащейся молодежи. В Москве возник «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом»; в разных столичных и провинциальных учебных заведениях начали учреждаться союзы трезвости среди учителей и учащихся. Были организованы периодические антиалкогольные курсы для учителей низших и средних школ, в чем, наряду с общественными организациями, деятельное участие приняло и правительство. Такие курсы были открыты «Обществом охранения народного здравия», «Московским кружком деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом», духовным ведомством, а также министерствами народного просвещения и путей сообщения, последним - для педагогического персонала железнодорожных начальных народных училищ. Все указанные мероприятия имели своей целью воспитать в детях сознание вреда, причиняемого человеку пьянством.

В качестве примера, по которому можно судить о результатах деятельности, И.Диомидов показывает, как сейчас бы сказали, «школу-комплекс» - Сергиевскую школу трезвости, которая была создана по инициативе иеромонаха Сергиевой Пустыни, находящейся вблизи Петербурга, о. Павла Горшкова. «Это был энергичный и неутомимый деятель, вложивший все свои силы и незаурядные организаторские способности в дело борьбы с пьянством посредством школы, в короткое время сумел призвать к жизни целый ряд разнообразных просветительных учреждений», первым из которых стала школа грамоты, открытая им на народные пожертвования в 1905 году [29, с. 115]. Впоследствии школа, вмещавшая вначале 7-10 детей, была преобразована в Общество первой всероссийской сергиевской школы трезвости, в состав которой вошли:

· образовательные учреждения - две начальные школы для девочек и мальчиков, которые ежегодно посещали свыше 200 детей;

· комиссия по устройству народных воскресных общеобразовательных чтений (с 1904 по 1913 годы чтения посетило 31.170 чел.);

· народная библиотека (в ней в 1913 году было 5.521 книг, причем с 1904 по 1913 годы было произведено 19.384 выдачи);

· антиалкогольный музей.

Кроме того, при школах были организованы питательные пункты с бесплатными обедами для бедных (с 1906 по 1913 годы было выдано 160.429 обедов). При школах для мальчиков безвозмездно осуществлял свою деятельность приют, в котором содержались несколько взрослых, лишившихся трудоспособности вследствие пьянства.

В этой школе-комплексе образовательные учреждения занимали главное место среди всех объектов просвещения, преследующих общую цель - распространение среди народа начал трезвой жизни посредством образования. Они отличались от других образовательных учреждений тем, что в них на всех уроках применительно к задачам каждого предмета преподавали основы трезвости. На Всероссийском съезде по борьбе с пьянством основатель заведения определил задачи, преследуемые Сергиевской школой трезвости: «Целью школы я поставил не только обучение детей грамоте, но и предохранение их всеми силами от порока пьянства. Вся система воспитания в школе состоит в том, чтобы убедить учащихся во вреде, причиняемом крепкими напитками. Она проводится в антиалкогольном преподавании, которое внушает детям отвращение к спиртному. В школе дети обучаются по наглядному методу при помощи картин. Между прочим, картины эти касаются и антиалкоголизма. Они вывешиваются в классе и объявляются детям» [29, с. 115-116]. В соответствии с этим в школах в число обязательных предметов преподавания были включены так называемые уроки трезвости, на которых кроме общедоступных бесед и чтений дети знакомились со свойствами алкоголя и действием его на организм человека, а также с пагубным влиянием пьянства на нравы и благосостояние народа.


Для преподавания основ трезвости в школах использовали наглядные пособия в виде всевозможных моделей, картин и показательных таблиц. На уроках всех предметов учебного курса детям внушали начала трезвой жизни. Учебными пособиями для педагогического персонала при обучении детей трезвости служили соответствующие курсы и школьные хрестоматии, а также руководство по методике преподавания трезвости. Такое обучение детей трезвости предполагало со стороны педагогического персонала глубокую веру в свое дело. Кроме того, в основу организации Сергиевской школы трезвости было положено начало трудового воспитания. Наравне с прохождением учебного курса, дети в зимнее время обучались ремеслу (сапожному, столярному, переплетному и рукоделиям), а в летние месяцы под руководством опытных инструкторов занимались огородничеством и садоводством. В школах особое внимание уделялось и физическому воспитанию детей.

В результате такой деятельности, выпускники Сергиевской школы трезвости имели прочные навыки к трезвой и трудовой жизни. И. Диомидов сообщал, что десятилетнее наблюдение за 77 бывшими воспитанниками и воспитанницами Школы показало: за этот период только один начал употреблять спиртные напитки, тогда как все остальные вели трезвую жизнь и занимали хорошие места или имели самостоятельное дело. На 10-й год своей деятельности Сергиевская школа трезвости получила официальное признание Царя и Государственной Думы.

Опыт школы показывает, что правильная систематическая работа по формированию трезвости и трезвого образа жизни дает устойчивые и эффективные результаты. Конечно, в условиях 21 века с его мощными информационными потоками задача усложняется, но тем не менее её можно решить, используя современное знание и включая в процесс формирования трезвости родителей, семью и общественность.

 







Date: 2015-07-27; view: 424; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию