Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа по характеру познавательной деятельности учащихся





По характеру организуемой познавательной деятельности различают 2 вида беседы: репродуктивную и эвристическую.

Эвристическая беседа

В системе методов проблемного обучения особое место занимает эвристическая беседа. Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической. Эвристическая беседа имеет двухтысячелетнюю историю, однако наиболее продуктивный период ее изучения начался с середины 50-х годов XX века в связи с разработкой концепции проблемного обучения. В общей педагогике ее исследовали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Плескацевич, С.И. Брызгалова; в частных методиках - В.И. Капинос, Н.М. Кудряшов (русский язык и литература), Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская (математика), Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер (история); в методике начального обучения - Н.Г. Каневская, Н.А. Погорелова. В результате этих исследований определились сущность эвристической беседы, ее структура, типы, функции, место в обучении младших школьников; разработана также система методических приемов, позволяющих практикующему учителю реализовать эвристическую беседу в своей педагогической деятельности.

Что представляет собой сущность эвристической беседы? «Эвристическая беседа, - пишет М.Н. Скаткин, - вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам»(21).

Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. "Эвристическая беседа - это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной учителем проблемы, - пишет И.Я. Лернер. (12) «Суть эвристической беседы в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов»(13). И еще: «Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги… Каждый из шагов или большинство их требует проявления каких-то черт творческой деятельности». (13)

Прежде чем рассматривать признаки эвристической беседы, приведем пример такой беседы, использованной на уроке в третьем классе (тема урока: «Природа степей»). (16)

На вопрос о том, какая в степи зима, ученик отвечает: «Зима в степи короткая и теплая». Однако этого ответа недостаточно, тем более, что ученик не может свой ответ обосновать. Путем эвристической беседы учитель подводит учащихся к пониманию причин, характеризующих времена года в данной природной зоне.

Учитель: Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов? Где зимой теплее и почему?

Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее, чем в тундре и в полосе лесов.

Учитель: Как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?

Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревает сильнее солнцем.

Учитель: Правильно. Какой из этого можно сделать вывод, какая зима в степи?

Ученик: Зима в степи более короткая и теплая, чем в тундре и в полосе лесов.

Учитель: Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимнего времени года - короткая и мягкая зима?

Учащиеся дают противоречивые ответы.

Учитель: Постараемся вместе ответить на этот вопрос. Посмотрим на карту. Что вы можете сказать о территории зоны степей?

Ученики: Территория степей большая…

- Степь вытянута с запада на восток.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, одинаковы ли будут климатические условия в западной и восточной частях степи?

Ученик: Климатические условия будут различны.

Учитель: Где будет теплее, в западной степи или в восточной?

Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.

Учитель: Где же зима будет мягче, теплее и менее продолжительная?

Ученик: Зима будет менее холодной и менее продолжительной, конечно, на западе, в западных степях, чем на востоке.

Учитель: Итак, вернемся к вопросу, поставленному в самом начале.

Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимы - короткая и мягкая?


Учащиеся дают отрицательный ответ.

Учитель: Почему не подходит? Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся дают полный ответ.

Учитель: А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степной полосе?

Ученик: Короткая, мягкая в западной части степей и более суровая на востоке.

Как видим, данная беседа, развертывающаяся в условиях, когда учащимся ответ неизвестен либо он неточен (неполон, ошибочен), представляет систему логически взаимосвязанных вопросов, сопровождающихся цепочкой ответов. Вопросы соединены не механически, но расположены так, что каждый последующий логически вытекает из содержания ответа на предыдущий. Ответ же представляет собой часть решения задачи и является отдельной мыслительной ступенькой.

Подытоживая изложенное, выделим основные признаки эвристической беседы:

а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;

б) все вопросы взаимосвязаны;

в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;

г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;

д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.

Весьма важно для более полного понимания природы эвристической беседы вскрыть ее структурно-функциональные особенности. Очевидно, что основными структурными элементами эвристической беседы становятся вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос.

Приведенный выше пример беседы структурно выглядит как цепь вопросов и ответов на каждый из них, приводящих в результате к какому-то общему выводу.

Движение в эвристической беседе к последующему, новому шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос.

Если на вопрос учителя следует ошибочный ответ, то учитель с помощью контрвопросов вскрывает в ответе ученика ошибку, подводит к самостоятельному отысканию верного ответа и только потом ставит новый вопрос.

Между шагами, как и внутри самого шага, могут быть высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа «покажи на карте», «прочти оба предложения и скажи», «проанализируй поступок», «вспомни», «отыщите», «составьте рассказ - описание» и т.п., играющих вспомогательную роль. Эти замечания - не что иное, как вопросы, правда, выраженные не в вопросительной форме. Например, задание - «Посмотрите вновь на карту и назовите формы поверхности, характерные для степей», -аналогично вопросу: «Какие формы поверхности характерны для степей? (природоведение, 3-й класс); требование - „Расскажите о последних минутах жизни Матвея Кузьмина“ - аналогично вопросу „Как прошли последние минуты Матвея Кузьмина?“ (чтение, 3-й класс).

Эвристическая беседа вовсе не закована в жесткую броню последовательно и непрерывно чередующихся вопросов и ответов: в нее включаются высказывания отвечающих, могут быть введены цепи вопросов, требующих объединяющего ответа, а также оценочные суждения и т.п.

Таким образом, основным элементом эвристической беседы является вопрос. Вопрос эвристической беседы - это мыслительная задача, решение которой открывает учащимся путь к дальнейшему отысканию истины. Благодаря вопросу мысль ученика находит выход там, где ему уже казалось невозможным найти новое решение. Каждый вопрос эвристической беседы, следовательно, есть шаг по направлению мысли к достижению определенной цели. Постановка нового вопроса всякий раз вызывает потребность искать выход из ситуации, что, в свою очередь, вызывает актуализацию в прежних знаниях материала, необходимого для ответа на выдвинутые вопросы.


Вопрос и ответ органически связаны между собой и имеют ряд точек соприкосновения, расположенных на линии единого для них предмета, хотя функции у них совершенно противоположные: вопрос определяет предмет искомого, ответ определяет найденное его содержание.

В эвристической беседе ответ на вопрос представляет не только результат знаний, но и процесс овладения знаниями. И каждый новый вопрос указывает на имеющуюся незаконченность знаний учащегося и выражает побуждение к пополнению недостающих знаний. Ответы как структурный элемент эвристической беседы - это „собственные“ ответы учащегося: ученик не видел их готовыми в учебнике и не слышал в рассказе учителя. Они „вырабатываются“ в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученику фактов и обобщений с помощью собственных усилий.

Главная её функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит учащихся к определённым выводам. Учащиеся при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. д. В эвристической беседе учитель ставит проблему и расчленяет её с помощью вопросов таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой беседе раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся - соотнесение ответа с вопросом и каждого шага поиска с другими, контроль за достаточностью доказательства и т. д.

Коллективная форма беседы при учёте мотивов учащихся создаёт атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощи, развивает познавательные и творческие способности.

Репродуктивная беседа доступна детям дошкольного возраста, эвристическая может проводиться (при необходимом уровне развития учащихся) в начальных классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2-3, постепенно удлиняясь до 10-12 в ст. классах.

Беседа любого вида можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению её экспромтом (репродуктивной - если учащийся не готовы к связному изложению, эвристической - когда они затрудняются в решении проблемной задачи). При этом от учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.


Репродуктивная беседа

Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом).

Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности и адресованы в основном к памяти учащихся. Например: «Кто автор песни (композитор)? Кто автор текста песни (поэт)? Когда написана песня? Каково содержание песни? Какие события отражены в песне? и т.д.

Продуктивные - требуют не только припоминания, но и активного мышления учащихся: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключений и прочее, т.е. предполагают применение полученных знаний. Можно выделить следующие виды продуктивных вопросов:

на сравнение;

установление причинно-следственных связей;

определение цели действия, явления, процесса;

подведение конкретного под общее; применение общего к конкретному;

на классификацию предметов и явлений, на доказательство, объяснение, альтернативное решение и др.

Вопросы учителя должны быть доступными для понимания учащимися и вместе с тем достаточно сложными; определёнными по содержанию, краткими по форме; предполагать чёткий ответ, быть связанными с темой в целом.

Выводы

педагогический требование беседа начальный школа

Беседа применяется на уроках всех типов и сочетается с практической работой учащихся. Репродуктивная беседа может быть проведена по любой теме, эвристическая - требует отбора тем и вопросов, по которым можно поставить доступную учащимся и целесообразную на этом этапе обучения проблему, развернуть её, показать (хотя бы частично) её противоречивость. Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач.

Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

Большое влияние на эффективность беседы оказывает психологический климат в коллективе учащихся, педагогический такт учителя. Необходимо вовлекать в беседу всех учащихся, добиваться активности слабых, молчаливых, поощряя их, задавая иногда дополнительные, наводящие вопросы. В ходе беседы нередко возникают (а могут и планироваться учителем заранее) дискуссии, которые приучают учащихся к аргументации и доказательствам.

Беседа - прекрасный метод обучения. С ее помощью закрепляются знания, представления детей об окружающем мире, осуществляется влияние на их речь: активизируется словарь, совершенствуется грамматика. Беседа имеет большое значение в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей. С детьми ведется бесконечный разговор о природе, интересных фильмах, наших знаменитых героях. Беседы о книгах усиливают эмоциональную отзывчивость на доброе и прекрасное. Этические беседы разъясняют в диалогической форме принципы и нормы морали.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Беседа - диалогический метод обучения, в ходе которого обучающиеся либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закрепляют и расширяют изученное ранее. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Различают беседы индивидуальные и фронтальные; в зависимости от конкретных целей и содержания учебного материала - эвристические, сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие.

Существуют два способа построения беседы: рассмотрение частного вопроса с последующим переходом к обобщениям; обсуждение общего вопроса, а на основе его - частных. Выбор того или иного способа зависит от содержания темы, подготовленности курсантов и слушателей, педагогического мастерства военного преподавателя. При этом важно помнить, что поучительной и полезной беседа получится лишь при активном участии и обучающихся и педагога.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с предшествующими занятиями. Особенно ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач. Беседа бывает более убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией натуральных предметов и их изображений.







Date: 2015-07-27; view: 4813; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию