Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ученика





 

На примере конкретного ученика попытаемся показать, как осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащегося (К.С.) в течение нескольких лет (7-10 классы).

Важнейшее направление и исходное условие успешного взаимодействия педагога с учеником на всех этапах его обучения в школе – диагностирование индивидуальных и личностных качеств, обученности и обучаемости учащегося. Особенно важно осуществлять всестороннюю и систематическую диагностику на старшей ступени обучения с целью выявления образовательных и профессиональных возможностей, интересов и склонностей ребенка.

Результаты диагностики учитываются на каждом этапе взаимодействия с учеником. На педагогическом консилиуме классный руководитель, психологи доводят до учителей-предметников всю необходимую информацию о К.С., обращая внимание на превалирующую сферу деятельности Ч-ЗН, участники консилиума разрабатывают рекомендации по индивидуальной работе с учащимся.

Систематически (раз в полугодие) проводятся собеседования с родителями и К.С. при участии классного руководителя и психолога с целью информирования о динамике развития и определения своевременных мероприятий по решению возникших проблем, корректировке и реализации индивидуальной образовательной программы и определению роли родителей в этом процессе. Результат собеседования - определение или уточнение будущей профессии, элективных курсов на пути к ней.

Сам ученик непосредственно участвует в составлении индивидуальной образовательной программы, корректируя её и внося изменения в конце каждой четверти.

В ходе предпрофильной подготовки были выявлены интересы и возможности учащегося и сформированы его профессиональные устремления. К началу 10 класса на педагогическом консилиуме была определена модель обучения К.С. – углублённая предметная.

Чтобы спрогнозировать дальнейшее обучение Сергея К. и оказать помощь в постановке ближайших целей, классный руководитель помогает ему в составлении индивидуально-образовательной программы на основе выявленной модели обучения, особенностей его познавательного стиля, психолого-педагогической характеристики, социального заказа семьи и индивидуально-образовательных потребностей самого учащегося.

При совместной встрече классного руководителя с учеником и его родителями уточняются задачи на ближайший период, например:

Задачи для Сергея:

- определить ряд учебных предметов, знание которых необходимо для будущей профессии, и изучать их углубленно;

- продолжить заочное обучение по математике и физике при «Олимпе»;

- научиться составлять компьютерные программы;

- развивать в себе творческое отношение к труду;

- развивать коммуникативные качества характера.

Задачи для учителей-предметников:

- осуществлять индивидуальную работу с Сергеем по предметам с учетом его профессиональных планов;

- осуществлять углублённое изучение математики, физики, информатики;

- показывать перспективность выполняемой работы;

- через создание ситуации успеха воспитывать уверенность в себе.

 

Задачи для родителей:

- осуществлять ненавязчивый контроль за деятельностью сына;

- создавать в семье атмосферу дружелюбия;

- использовать похвалу за сделанное, поощрять сына при новых достижениях;

- отказаться от грубого давления на ребенка;

- не проявлять излишней критичности к деятельности сына.

В индивидуальной образовательной программе К.С. намечает для себя планы на будущее, которые могут меняться. Так, в 10 классе его интересовала профессия программиста, а на начало 11 класса его мнение дополнилось, но осталось в этой же сфере – системный администратор и программист. В ИОП учащийся прописывает свои сильные и слабые стороны, которые учитывает при обучении в течение 10,11 классов.

В процессе учебной деятельности у Сергея К. возникает проблема, связанная с нехваткой времени, так как юноша, отличаясь активностью, хочет участвовать в школьных олимпиадах, в работе многих элективных курсов, в заочном обучении по математике и физике при «Олимпе». Чтобы решить эту проблему, мы (учитель, классный руководитель и Сережа) распределили вторую половину дня по минутам. Сергей стал жестко следовать этому расписанию. Не все сразу получалось, но постепенно юноша перестал опаздывать, стал почти все успевать.

Другая проблема – стеснительность, недостаточная сформированность коммуникативных качеств у юноши. Чтобы Сергей смог преодолеть это, его вовлекли в работу школьного театра. И оказалось, что юноша очень артистичен. Он смог пересилить свою скованность и с большим успехом сыграл в спектаклях по пьесам Островского. Мало того, сейчас Сергей хорошо декламирует, с успехом справляется с ролью ведущего на школьных вечерах.


Для отслеживания своих результатов обучения по предметам, факультативам и курсам по выбору Сергею выдаётся маршрутная книжка, в которой сначала К.С., а затем и учитель оценивает пройденный модуль по каждому предмету. Это помогает обучающемуся отследить пробелы в знаниях и вовремя их ликвидировать, а педагогу проследить ещё и его самооценку. В ИОП каждую четверть 10 и 11 класса учащийся вносит изменения.

Как оказывалась помощь Сергею К. в его профессиональном и жизненном самоопределении?

Первым шагом в этом направлении было определение стиля мышления юноши. Мы выявили, что у него доминирует концептуальный стиль мышления. По Климову это соответствует сферам человек-знак, человек-природа. В результате собеседования с учителями и родителями мы выяснили, что С. К. хочет стать программистом. Классный руководитель познакомил его и родителей с психограммой и профессиограммой этой профессии, с предметами, которые надо сдавать для получения высшего образования. Педагог рекомендовал ему съездить вместе с родителями в те учебные заведения, где эту профессию можно получить. Выяснили, что ее можно приобрести в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, РГОТУПС, ЯрГУ им. Демидова и др. Наконец, обсуждается наличие общежития при вузе, необходимой суммы денег у родителей, их настрой.

Главная цель классного руководителя - воспитать у Сергея уверенность в себе.

В течение обучения в старшей школе классный руководитель поддерживает тесную связь с его родителями. Юноша воспитывается в полной семье. Родители заинтересованы в успешной учебе сына. Им была представлена информация об особенностях познавательного стиля Сергея, его психолого-педагогических данных. Родители были проконсультированы, как помочь сыну в овладении необходимым объемом знаний для приобретения избранной профессии, в преодолении возникающих при этом проблем. Классный руководитель посоветовал родителям создавать благоприятную обстановку для развития сына, подчеркнул, что только осуществляя ненавязчивый контроль за деятельностью сына, создавая в семье атмосферу дружелюбия, используя похвалу как эффективный метод поощрения, отказываясь от грубого давления и излишней критичности к деятельности сына, можно стать его союзником, партнером и другом.

Для проявления и развития способностей каждого учащегося необходимо множество условий, самое главное из которых – умение окружающих, и, прежде всего, учителей, вовремя разглядеть их и помочь им реализоваться. В помощь учителям-предметникам классный руководитель и психолог составляют характеристику основных свойств ученика.

В ходе работы по предмету учителя ведут индивидуальную работу с учащимся, направляя и корректируя его действия.

Большое значение для Сергея К. имеет ситуация успеха, материальный стимул, перспективность, практическая направленность того или иного задания.

Для развития устной и письменной речи и успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку Сергей занимался на элективном курсе «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров», углубленно изучал математику – элективные курсы: «Модуль» и «Параметр»; информатику – элективный курс «Основы программирования»; физику – элективный курс «Решение задач повышенной трудности».


Учителя-предметники используют способности юноши к индивидуальным творческим заданиям практического содержания с объяснением от частного к общему, от схемы – к образу.

Сергею необходима математика для дальнейшего образования: он выбрал профессию программиста, но не исключает и профессию учителя информатики. Поэтому юноша ставит для себя главную задачу – углубить и расширить математические знания и совершенствовать свою письменную и устную математическую речь.

На занятиях создаются условия для усвоения тем каждого модуля в своем темпе, предлагаются дифференцированные задания по теории и практике для работы в классе и дома, а также индивидуальные задания повышенного и высокого уровня, контролируется качество выполнения заданий, обращается внимание на рациональные способы их выполнения. При работе с Сергеем используется прием опережающего обучения, поэтому он активно помогает учителю в проведении уроков как в роли консультанта, так и в роли учителя. Например, при изучении первого модуля по алгебре и началам анализа «Тригонометрические функции» Сергей работал по плану прохождения темы со всем классом, при этом выполнял задания повышенного уровня в соответствии с темой урока. Обсудив результаты работы, решили включить в его план изучения второго модуля «Тригонометрические уравнения» самостоятельное освоение темы «Обратные тригонометрические функции» из профильного уровня, с которой он справился на «отлично».

В следующем модуле («Преобразование тригонометрических выражений») была увеличена доля его самостоятельности: он самостоятельно изучал новый материал (выводы формул и их применение), решал дома и на уроках задания из технологической карты на оценку «5», выполнял промежуточный контроль в виде самостоятельных работ, сдал зачет по теме (теория и практика), потратив на это 13 часов из 18 по плану, а оставшееся время до контрольной работы выполнял задания повышенного и высокого уровня по материалам из ЕГЭ и вступительных экзаменов в технические вузы. Роль педагога при этом - консультационная.

При решении заданий высокого уровня необходима была письменная аргументация логических шагов или поиска рационального способа решения задания с целью развития у К.С. письменной математической речи. При изучении тем геометрии больше внимание уделяется развитию его устной математической речи: он доказывал теоремы, предварительно изучив их дома, представлял результаты группы, или был в роли судьи, эксперта работы другой группы, или предлагал свой способ решения задачи, или проводил урок в своем классе.

В первом полугодии Сергей выбрал курс по математике «Модуль», который помог ему расширить и углубить свои знания по решению уравнений и неравенств и построению графиков функций, содержащих знак модуля. Он подготовил компьютерную презентацию по теме «Построение графиков функций, содержащих знак модуля» и выступил с ней перед одноклассниками на занятии. Во втором полугодии он выбрал курс «Знакомьтесь: параметр», который помог ему в организации исследовательской деятельности как на уроках математики, так и на уроках информатики. Сергей самостоятельно разобрал тему «Исследование неравенств вида ах2+вх+с≤0, ах2+вх+с≥0 с начальными условиями» и подготовил компьютерную презентацию в двух электронных видах с пошаговым и возвращающимся просмотром и в форме презентации.


К.С. второй год занимается во Всероссийской заочной многопредметной школе при МГУ имени М.В. Ломоносова на отделении математики по системе «Коллективный ученик». Он добросовестно выполняет задания, самостоятельно изучает новый материал, которого нет в школьном курсе, помощь педагога при этом минимальна.

Сергей принимает активное участие во внеклассной работе по математике: подготовил презентацию «Проценты в нашей жизни», был членом команды в игре между старшеклассниками «Математика и бизнес», занял 2 место в школьной олимпиаде и 4 место – в районной олимпиаде по математике. На научно-практической конференции выступал с исследовательской работой по теме: «Фракталы и компьютерное моделирование».

Он принял участие в апреле 2007 года во второй открытой областной олимпиаде школьников по математике и криптографии, по результатам которой награжден похвальной грамотой за высокие результаты.

В 11 классе Сергею необходимо обратить внимание на совершенствование его письменной математической речи, так как он не всегда грамотно аргументирует этапы решения задачи. Совместно с Сергеем составлена образовательная программа по математике (см. табл. 3).

Таблица 3







Date: 2015-07-27; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию