Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательную деятельность детей?
В свете ФГОС общего образования одной из важных идей обозначена индивидуализация образовательного процесса, которая реализуется через построение индивидуальной образовательной траектории ученика. В современных условиях модернизации образования предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению и воспитанию детей, что означает их активность и сознательность, формирование субъектной позиции, приобщение детей к проектированию своего жизненного пути. Индивидуализация предполагает отказ от среднего ученика, выявление и развитие лучших качеств его личности, учёт особенностей в организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирование и конструирование индивидуальных программ его развития, что обеспечивает развитие индивидуальности как уникальности, неповторимости и особенного в человеке. Индивидуальная образовательная траектория становится одной из главных характеристик, признаком индивидуализации. Данное понятие тесно связано с индивидуальной жизненной траекторией, являясь составной ее частью. Чаще всего понятие «траектория» отождествляют с понятием «путь». Так, например, Б.Г. Ананьев рассматривает жизненную траекторию как «последовательность событий жизни человека, его формирования как личности и субъекта деятельности в конкретном социальном и историческом контексте»[8]. Жизненный путь соотносится с развитием человека. Развитие, «определяемое на начальных этапах онтогенеза различными организменными факторами и факторами среды, постепенно сменяется само-детерминацией и созданием собственной среды развития»[9]. Н.В. Гришина отмечает, что «жизненный путь человека как субъекта деятельности – это овладение различными видами деятельности, развитие компетентности человека в учебной и трудовой деятельности, его психологической компетентности как субъекта общения. Жизненный путь личности – это становление человека как социального субъекта, овладение социальными ролями и расширение диапазона социальных ролей человека, последовательная смена социальных ролей и т.д.»[10]. По мнению Н.В.Гришиной, «описание жизненного пути человека как индивидуальности - это исследование его становления как субъекта собственной жизни. Индивидуальность, потенциально существующая в виде природных задатков, личностных особенностей человека, приобретаемого им социального опыта, может быть реализована только в становлении и в процессе жизненного пути. В этом смысле индивидуальностью не рождаются, но становятся. Именно поэтому индивидуальность может быть выражена в большей или меньшей степени (в том числе на разных возрастных этапах), поскольку субъектом своей жизни можно быть в разной степени - от фактического отсутствия субъектности в выстраивании своего жизненного пути, ограниченного адаптацией к существующим обстоятельствам»[11], до способности создавать собственную жизненную траекторию, свой мир. Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивал «субъектный вклад» человека в выстраивание своей жизни. «Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы – коллективы) – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни»[12]. Таким образом, речь идет о выстраивании человеком своей жизни, о возможности человека быть субъектом собственной жизни. Самостоятельность в принятии решений в жизненно значимых ситуациях, «способность действовать вопреки складывающимся обстоятельствам неизменно оказывается одной из характеристик успешного, зрелого, реализующегося себя человека, являющегося субъектом собственной жизни»[13]. Понятие жизненного пути (жизненной траектории) человека – тот фундаментальный концепт, который введен Б.Г. Ананьевым в отечественную науку, сегодня приобретает новое, более объемное звучание, включая не только смену возрастных этапов, раскрытие человеком своих возможностей, но и его экзистенциальный поиск смыслов собственного существования[14]. Важнейший аспект индивидуальной жизненной траектории – индивидуальная образовательная траектория. Гуманизация образования означает создание гибкой обучающей среды, делающей возможным личностный выбор ребенком образовательного пути, стимулирующий развитие индивидуальности, становление субъектного опыта, выстраивание собственных образовательных моделей. Для ребенка, особенно старшего возраста, актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, т.е. самостоятельного и осознанного выстраивания индивидуального образовательного пути. Это означает, что ребенку предоставляется возможность: -обоснованно определить цель образовательной деятельности; -выбрать способы, главные пути и средства достижения этих целей; -определить структуру, объем, глубину, степень сложности содержания образовательной деятельности; ее динамику и временные рамки; -подобрать формы, технологии и методы образования, источники и способы получения необходимой информации; -самостоятельно оценить свои достижения, проблемы и пути их решения; -получить внешнюю оценку своей деятельности педагогами, сверстниками и соотнести их с собственной оценкой; -обоснованно определить задачи, содержание, форму, объем, уровень сложности задания или самостоятельной работы; -выбрать способы представления своих образовательных достижений; -обратиться в нужный момент за поддержкой и помощью к педагогам, одноклассникам, специалистам; -уметь определить и изменить свою роль или позицию в деятельности на разных ее этапах (меня учат, учусь сам, обучаю других). Следует отметить, что большая часть учащихся, родителей хотят, чтобы процесс развития ребенка строился по собственной программе, а педагог при этом оказывал помощь в решении проблем, которые возникают у ребенка. Результаты опытно-экспериментальной работы в ряде учреждений подтверждают: целенаправленная педагогическая работа приводит к тому, что учащиеся хотели бы строить свое образование «от себя», делая его ориентированным на свои потребности. Подчеркнем, что родители также проявляют большую заинтересованность в том, чтобы образование ребенка строилось с учетом возможностей ребенка, его личных и профессиональных планов. В этом случае многие родители становятся активными союзниками педагогов, изменяется их отношение к учреждению, педагогу, они готовы к различным формам взаимодействия с педагогами и специалистами, одной из форм и результатов которого является разработка проектов развития ребенка или проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка. Приобретение учеником опыта самостоятельного продвижения, принятия самостоятельных решений, выработки им собственных стратегий образования и развития возможно при: - формировании образовательного и жизненного самоопределения, желании учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии; - осознании и понимании своих индивидуальных свойств, интеллектуальных, психологических, социальных возможностей; - адекватной самооценке своих образовательных и жизненных достижений; - овладении умениями и навыками самоорганизации; - рефлексивном отношении ребенка к собственной учебной, познавательной, трудовой деятельности, жизненным и образовательным достижениям. Приобретение ребенком опыта самостоятельного построения индивидуальной образовательной деятельности, осознанной реализации жизненной траектории требует специального сопровождения, которое осуществляется педагогами и специалистами общеобразовательных школ. На старшей ступени обучения особенно возрастает значимость проектирования образовательной деятельности учащегося, поскольку этот этап его жизни является наиболее важным в стратегическом построении и обеспечении всей будущей жизни, что обуславливает необходимость целенаправленных и согласованных действий участников педагогического процесса, педагогов, специалистов УДО, детей и их родителей. Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной деятельности школьника и его развития можно характеризовать: - как механизм, признак индивидуализации образовательного процесса; - как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории; - как способ взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; - как средство интеграции педагогических и учебно-методических средств школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных заведений.
Date: 2015-07-27; view: 368; Нарушение авторских прав |