Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельности ребенка?
К таким проектам можно отнести программы, планы, маршруты, взаимосвязанные между собой относительно конкретного ребенка. Подчеркнем, что следует различать образовательные проекты самого школьника и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательной деятельности ребенка и реализацию его индивидуальных проектов. Средством реализации индивидуальной жизненной траектории являются программы и планы самовоспитания, развития жизненно важных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка или решения индивидуальных, жизненно-важных проблем. А средством самостоятельного выстраивания индивидуальной образовательной траектории ребенка являются индивидуальные образовательные программы, планы, индивидуальные проекты. Реализацию индивидуальной жизненной траектории ребенка обеспечивают проекты, отражающее жизненные цели и перспективы, а индивидуальной образовательной траектории – образовательные цели и интересы. Покажем взаимосвязь проектов развития ученика на примере его образовательной деятельности. Индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов развития школьника. Она предполагает принятие ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по реализации намеченного, рефлексию своей деятельности и достижений. При этом образовательная деятельность должна стать для ребенка активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. Программаотражает основные концептуальные образовательные, профессиональные, жизненные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла. В ней определены основные направления или виды деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения. Так, например, можно предложить следующую структуру программы индивидуальной образовательной деятельности старшеклассника: 1. Кто я? Какой я? (Мое представление о себе). 2. Мои цели и задачи: - перспективные жизненные цели; - ближайшие цели и задачи. 3. Мои планы: - предполагаемое направление (профиль) образования в старшей школе; - планируемый уровень профессионального образования после окончания школы; - профессия, которая меня интересует; - предполагаемое учебное заведение после окончания школы. 4. Моя программа действий на ближайший период: - самопознание возможностей и склонностей; - обучение; - дополнительное образование; - участие в общественной деятельности; - развитие качеств, необходимых для реализации моих жизненных планов; - кто и в чем мне может помочь. Программа конкретизируется индивидуальным планом, представляющим собой документ, в котором обозначен перечень конкретных дел, действий, а также порядок, место и время их выполнения. Индивидуальная образовательная программа, план связаны с индивидуальным образовательным маршрутом. Проблема построения индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе образования в последнее время активно разрабатывается отечественными учеными (В.П. Беспалько, С. А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, М.В. Кларин, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицина, И.С. Якиманская и др.). Маршрут показывает этапы движения ребенка в соответствии с поставленной целью и задачами каждого этапа. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». Мы разделяем эти понятия, соглашаясь с теми, кто под индивидуальным образовательным маршрутом понимает замысел школьника относительно его собственного продвижения в образовании. Это проект, который конкретизирует образовательную программу и планы учащегося. Он представляет собой определение этапов, которые ребенок предполагает целенаправленно пройти сам, или совместно с педагогами, или при их поддержке, при этом используются соответствующие ребенку образовательные технологии и средства. Однако любой проект – это замысел, который в ходе его реализации претерпевает изменения, предусматривает корректировку и уточнения, обусловленные различными обстоятельствами, неплановыми влияниями и трудно управляемыми воздействиями внешней среды. В результате реализации образовательных проектов (программы, плана, маршрута) выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая понимается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» (А.В. Хуторской). Это процесс, идущий от ребенка, который находится в активном творческом состоянии и самодвижении при взаимодействии с окружающей действительностью. Индивидуальная образовательная траектория – это реально пройденный путь учеником по достижению намеченной образовательной цели, а жизненная траектория – по достижению жизненных перспектив. Н.Н. Сутаева рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.[15] С. А. Вдовина связывает индивидуальную образовательную траекторию с обучаемостью и мотивацией учащегося. Она считает, что индивидуальная образовательная траектория – это проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемого во взаимодействии с педагогом[16]. Для построения индивидуального маршрута и реализации личностного потенциала в образовательном процессе человеку необходимы определенные умения. Базовое среди них – «умение учиться». Оно включает понимание того, что такое учеба, что означает знание, умение анализировать ситуацию, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, использовать и презентовать информацию (включая самостоятельную работу в библиотеке, умение работать с данными и др.). Итак, к основным проектам образовательной деятельности школьника можно отнести: - индивидуальную образовательную программу; программу самообразования; программу развития качеств, необходимых для будущей профессии, и т.д. - индивидуальный образовательный план; индивидуальный план профориентации; индивидуальный план подготовки к экзамену по профильному предмету и т.д. - индивидуальный маршрут освоения программы, построения деятельности, развития профессионально важных качеств и т.д. При этом могут составляться программы и планы освоения детьми конкретных учебных тем, видов деятельности, социальной роли, которые имеют для ребенка особое значение, план действий для выполнения конкретной работы на уроке, при решении личностно-значимой проблемы. Все проекты тесно взаимосвязаны и могут конкретизироваться в соответствующей ситуации. Подчеркнем, что проектирование и реализация индивидуальных проектов ребенка, в частности, программы, связано с разработкой и реализацией программы психолого-педагогического сопровождения деятельности школьника. Эти программы взаимосвязаны по содержанию и процессу их создания. Date: 2015-07-27; view: 380; Нарушение авторских прав |