Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5684Стр 1 из 18Следующая ⇒
Отчёт о водном (катамараны) путешествии 5 категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту: верховья р. Урик – Верхний (Хара - Жалгинский) каньон р. Урик – Амбартагольские Щёки – р.Б. Белая, совершенном с 9-го июля по 22 июля 2000г. Руководитель: Айбатулин Р. Т. (Москва) Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5684 Содержание: 1. Паспорт маршрута; 2. Состав группы; 3. Выбор маршрута; 4. Заброска – выброска; 5. График движения группы; 6. Техническое описание; 7. Итоги, выводы и рекомендации
Вид путешествия: водный.
В выборе района путешествия во время разработки маршрута сомнений не возникло – всех привлекал Восточный Саян, а конкретно – Бурятия. Этот район удобен тем, что практически на все реки возможна автомобильная заброска, что актуально для тех, у кого нет возможности выкладывать изрядное количество денег за вертолет, или кому неохота тащиться на место излюбленного времяпрепровождения на своих двоих с тяжеленным рюкзаком за плечами. К тому же вы убиваете несколько зайцев одновременно, наслаждаясь сплавом по достаточно бурной реке, хорошей компанией, красотой гор, очарованием Байкала. Почувствовать последнее очарование можно как до маршрута, так и после (вернуться по Транссибу с места финиша до Иркутска всего несколько часов). Обстановка с местными жителями - бурятами, по последним данным, не обещала возникновения каких бы то ни было проблем, по сравнению с теми же тувинцами, которые, по слухам, нападают на туристов с применением даже огнестрельного оружия. Сложнее было с выбором реки. Искали хорошую "пятерку". Исходя из этого, отпадали реки бассейна Оки; хотя связка Жомболок-Ока и классифицируется как 5 к.с., но уж больно не хотелось резать катамараны о застывшую лаву в русле, да и порогов серьезных на реке всего три. Китой идти интересно с прохождением Моткиных щек, а не с обносом, так называемых "непригодных для сплава участков реки" или 45-ти километровым переходом на Онот, но это уже "шестерка", а мы к ней пока не готовы. Классический маршрут по Урику (от Зун-Холбы) тоже не привлек нашего внимания - больно простой, хотя считается "пятеркой". К счастью, достопочтенный Николай Михайлович Рязанский как-то в разговоре упомянул, что Урик идти интересно с верховьев. Мы это вспомнили и совершили экскурсию в библиотеку турклуба на Таганке, где и наткнулись на свежие отчеты Демидова и Климина по Урику с прохождением верхнего Хара-Жалгинского каньона. Сомнения отпали сразу - идем на Урик с верховьев.
Исходным пунктом маршрута является г.Слюдянка или г. Иркутск. Из Москвы до Иркутска добирались на поезде. Можно ехать и до Слюдянки, чтобы сэкономить деньги на автомобиль от Иркутска до поворота на пос.Монды в селе Култук, но один из членов нашей команды летел самолетом и удобней было встретиться в Иркутске, т.к. синхронный приезд в Слюдянку тех, кто едет на поезде и тех, кто летит, невозможен (мы пробовали так сделать и пересмотрели все варианты поездов и самолетов - кому-то надо было ждать в лучшем случае 5-6 часов, а то и полдня-сутки). Из поездов удобен фирменный № 9/10 "Москва-Иркутск": плацкарт стоит примерно 550 руб., чуть больше чем в пассажирских или скорых поездах, зато комфорт и сравнительно небольшое время в пути (77 часов) вам обеспечены. Самолёт с фиксированным билетом в оба конца обошёлся порядка 250$ (время в полёте около пяти часов). Заказанная из Москвы в каком-то АТП машина не приехала (может, потому что воскресенье, а может по другой причине), но мы легко нашли на вокзале другого водителя, который согласился добросить нас до пос. Монды на своей пассажирской "Газели" за 3000 руб., что на 500 руб. меньше, чем запрашивало АТП. Чистое время в пути примерно 5 часов. Найти транспорт в Слюдянке также, по словам шоферов, проблем не составляет и стоить это будет на треть дешевле. Дважды в неделю из Иркутска с автовокзала в Монды ходит автобус, но существует большая проблема с билетами. Об автобусном сообщении между Слюдянкой и Мондами мы выяснить забыли, по словам местных, оно существует, но довольно нерегулярное. В самом посёлке договориться об аренде машины для заброски на реку довольно легко, там у многих местных есть свои ГАЗ-66. Нам удалось договориться на 2000 рублей с группы. Дорога на Урик – это около100км по грунтовке "Монды-Орлик" и 50км по практически бездорожью вверх по р.Улзыте и через перевал. Выброситься можно с дороги "Инга-Голуметь". Рейсовый автобус из Инги (5 км влево по дороге) ходит через день в 7 утра (вероятно меняется). Можно также попытаться найти машину в Инге, но грузовых машин там 1-2, да и те обычно сломаны, но есть много легковушек. Также возможно договориться с водителем вышеупомянутого автобуса (в Ингу он приезжает около семи вечера накануне отъезда), чтобы он сделал только для вас вечером дополнительную ходку (нам это обошлось в 800 рублей с группы; обычный билет стоит 40 р). Время в пути 2,5 часа. Другой вариант – плыть 15- 20 км ниже по течению Б.Белой до автомобильного моста и уезжать с трассы "Онот-Голуметь". Из Черемхово можно уехать без проблем на запад, в Москву, либо же ехать на несколько дней на Байкал и уезжать из Иркутска.
09.07.2000 В 8:00 большая часть группы (6 человек) фирменным поездом "Байкал" прибыла в Иркутск. В 10:45 по местному времени (разница в 5 часов) на читинском поезде, отбывшем из Москвы на 7.5 часов раньше, приехал Алексей, а чуть позже самолетом - Вадим, рейс которого был задержан на 2.5 часа. Заказанная из Москвы машина не появилась (может, потому что воскресенье, а может по другой причине), но мы легко нашли на вокзале другого водителя, который согласился добросить нас до пос. Монды на пассажирской "Газели" за 3000 руб. с группы, что на 500 руб. меньше, чем планировалось по заказу из Москвы. На полпути из Иркутска в Слюдянку наша машина, по всем законам подлости начала греться, и часа два мы потеряли в каком-то придорожном кафе, пока водитель разбирался, в чем дело. Перед поворотом на Монды, трасса выходит на берег Байкала, там, на смотровой площадке можно полюбоваться прекрасными пейзажами. Дорога в хорошем состоянии, в основном, асфальтовое покрытие, временами грунтовые участки. К семи вечера были в Мондах (чистое время в пути примерно 5 часов). Небо затянулось тучами, пошел мелкий дождь. Все готовились к безрадостной ночёвке под селением, но командир не оставлял надежд добраться до реки сегодня же. В посёлке нашли добровольца, готового подвезти нас до Урика на УАЗике, но за 600 руб. с человека. У нас глаза полезли на лоб от такой наглости. Но на наше счастье отыскался ГАЗ-66, хозяин которого запросил 2000 руб. с группы. Итого: за всю дорогу на двух машинах - по 650 руб. с человека. Ориентиром двора хозяина ГАЗ-66 служит большой гараж с железными воротами в начале посёлка справа от дороги по ходу движения. К сожалению, имени шофёра мы не запомнили, но если найдёте по ориентирам, советуем ехать с ним (человек добропорядочный). Дорога от Монд до реки, на наш взгляд, описанию не подлежит: в основном, грунтовая, временами асфальтовое покрытие; живописные места, сказочные горы в долине Иркута, дождь, чередующийся с солнцем, и дорога... Дорога такая, что в кузове люди вместе с рюкзаками подпрыгивали сантиметров на 50, переворачивались и падали обратно. Но лучше плохо ехать, чем хорошо идти, и мы вполне с этим согласны. До места добрались уже в темноте (чистого времени часа 3), поблагодарили любезного водителя: хороший попался мужик, многие не повезли бы в сумерках по такой дороге, точнее по бездорожью последние 30 километров, после того, как дорога поворачивает направо в долину реки Улзыта с трассы Монды-Орлик. Кстати УАЗ бы там не проехал, особенно после дождя. 10.07.2000 Встали поздно - в 10:00 - и ошалели, увидев дорогу, по которой ехали вчера: камни, завалы и колеи, размытые так, что определить, с какой стороны мы приехали было достаточно сложно. С утра Вадим наловил кучу хариусов, которая была успешно съедена в обед. После завтрака занялись сборкой катамаранов. Река протекает в широкой долине. По краям долины, поросшие лесом горы, безлесные холмы, вдали и по сторонам – горы, гольцы, кое-где со снежниками. Пойма реки поросла мхом, карликовыми кустарниками: береза, ольха и т.п. По берегам, на склонах холмов, в основном, лиственница. До берега около 0.5 км. Выплыли только в 20:00 (можно было остаться и здесь, но уж очень хотелось встать на воду). Первые километра 2 река течет в узком, довольно глубоком русле межгорной котловины с болотистыми берегами. Далее начинаются разбои и мелководные шиверы. Все чаще приходится проводить суда вручную, хотя местные говорили, что неделю шли дожди, и что вода стоит высокая. Дно – крупные камни, и передвигаться по камням тем, кто в мягкой обуви, несладко. Через 1,5- 2 км такого "сплава" решили встать на правом берегу у подножья безлесого холма, вблизи лиственничной рощицы. Главное за день было сделано – мы на воде. Место для ночевки на этом участке реки найти очень сложно - берега сильно заболочены или сложены сплошь из камней, как Красная площадь. 11.07.2000 С утра, просмотрев реку чуть дальше по течению, решили стартовать чуть ниже места вечерней чалки (метров 700 по берегу), т.к. река в этом месте сильно разливалась по мелкому каменистому руслу. Характер реки постепенно меняется: долина реки сужается, появляется возможность для сплава. Такая возможность сохраняется недолго, после 15 минут сплава река вновь разливается на камнях, требуется постоянная проводка судов. Солнечно и жарко. Остановка на обед на правом берегу, между камней обнаружили слежавшийся снег - фирн. Большую часть из 5 км, пройденных до обеда, шли пешком, фактически волоча суда по камням. После обеда вновь проводка судов. Через 1.5 км после обеденной стоянки в Урик впадает правый приток - река Хара-Нур. После впадения притока начинается 2-ой участок реки - "Дикий Урик". Появляются выраженные пороги – сужение русла, большой уклон, сливы, валы, быстроток среди валунов. Один из запомнившихся порогов – порог у проволочного моста через реку. Слалом по быстрой струе, пара-тройка сливов до 0,8 метра, последний, непосредственно под мостом. Проходили без просмотра по струе, лавируя между камней, чалились после моста. Через 150 м. после моста река поворачивает влево и начинается порог: 150-м "горка" с большим уклоном и с множеством камней в русле. Прижим к "троллейбусу" на левом берегу. Далее на протяжении 1,2 км крупные шиверы. Слалом между камней. После левого поворота в русле два больших острова. Заходим между ними и чалимся к левому на недлинном участке быстротока. Травмы судов для второго ходового дня значительны: у ката-2-1 (командирского) 8-ми см. разрез кармана вдоль трубы левого баллона, поломка лопасти весла у кат-2-2 и 40-ка см. разрыв шкуры в носовой части правой гондолы кат-4; баллон, по счастью, цел. 12.07.2000 Вынужденная полуднёвка - занимаемся ремонтом судов. Выплываем только после обеда. Погода постепенно портится, то и дело моросит дождь, холодно. Быстрая струя, валы, сливы, слалом между полуобливными камнями. По описанию (здесь и далее ссылаемся на отчёт Демидова - №5589, по которому мы собственно и готовились к маршруту) на "Диком Урике" должны быть пороги: "Предбанник", "Баобаб", "Заминка", "Трехслойный", "Монумент", и даже были приведены их описания. Честно говоря, мы шли, просматривая все с ходу. Впереди тандемом две двойки - лёгкие и маневренные, они разведывали фарватер, страховали друг друга и одновременно тяжелую, гружёную четвёрку. Река представляет собой сплошную шиверу. Выделяли пороги скорее по описанию, чем на самом деле: на наш взгляд, наши предшественники переусердствовали, подробно описывая пороги. В целом этот участок можно назвать слаломной "четверкой". Выделяется лишь порог "Монумент" прямо перед впадением притока р. Хара-Жалги длиной около 200 метров. (Здесь и далее описания препятствий, соответствующие увиденному нами, взяты из того отчёта – нет надобности описывать заново то, что прекрасно описано; где-то мы вносили свои коррективы и поправки). Порог начинается участком слалома между подводными камнями. Основная струя идет по центру и заканчивается пологим сливом высотой 1 м. В 10 м. за сливом лежит огромный плоский камень, делящий русло на две неравные протоки. За камнем уклон резко увеличивается. Левая, более широкая, протока образует несильный навал на береговой выступ, а затем круто падает, прорываясь через гряду острых зубьев. Правая протока уже и мельче. Основная струя огибает камень слева, резко уходит под правый берег, а затем на середину русла в косые ворота из двух крупных камней. Ширина ворот около 4-х метров, на нижний камень навал воды, на выходе из ворот в середине полупритопленный "клык". Решили встать на ночлег перед порогом, оставив его прохождение на утро, т.к. за порогом начинался "Хара-Жалгинский" каньон, в который лезть вечером не хотелось, а перед порогом на правом берегу была хорошая полка для палаток. Повреждения в этот день оказались незначительными (1 или 2 небольших пореза оболочки). Идем по графику, сделав за два с хвостиком дня два участка реки: "Верхний Урик" и "Дикий Урик", и подошли к самому сложному участку реки – "Хара-Жалгинскому" каньону. 13.07.2000 Утро выдалось очень тяжёлым в психологическом плане - впереди каньон, преодолеть который мы собирались за два дня. Успешно проходим "Монумент". Зачаливаемся сразу за ним на правом берегу перед порогом "Отпадный". В конце быстротока по центру русла стоит огромный плоский камень. В 10 м за ним - остров. Левая протока более широкая и чистая, но в конце острова она сваливается на центр русла мощной горкой через гряду торчащих зубьев. В правой протоке - мелководный слалом между обливными камнями. Двойки шли левой протокой, прижимаясь к левому берегу, лавируя между камней. Четвёрка решила не рисковать своей потрёпанной шкурой и пошла по правой, пару раз застряв на камнях. Далее, на протяжении 1,5- 2 км сплошные шиверы, сливы до 1.5 м, жесткий слалом. Шли тандемами со взаимостраховкой. По описанию порог "Ловушка" через 500 м после "Отпадного", и мы чуть ли не каждую шиверу с берега просматривали (благо берега это позволяли – отвесные стены подходят непосредственно к воде только на участке перед вдп. "Филосовский камень" и на выходе из каньона), узнавая "Ловушку" в каждой второй, и радуясь, что все довольно легко проходится. Но зря мы так рано радовались. На правом повороте реки перед очередной шиверой, зачалившись на правом берегу, заметили, что в конце её как-то страшно все клокочет и бурлит - это и оказалась "Ловушка" (просмотр по левому берегу). Длина порога около 80 м. Сразу за правым поворотом гряды камней с обоих берегов концентрируют поток в середине русла, образуя мощную, круто спадающую горку, в которой лежит свежий обломок скалы левого берега. За обломком образуется улово около 6 м., в конце которого лежит " троллейбус" - проход справа в ворота шириной около 2,5 м. Пройдя ворота струя устремляется к правому берегу, образуя несильный навал на выступ скалы. По отчёту Демидова для них здесь был габаритный непроход, но наши суда по габаритам пролезали везде - осталось выработать линию движения. Планировали пройти под левым берегом, оставляя обломок скалы справа, но не учли наличие небольшого улова перед самым обломком, в итоге - левый баллон первой двойки попал туда, затормозился и кат кормой вынесло на центр реки. Но ничего страшного не происходило - струя сама вынесла судно правее обломка, и мы благополучно свалились кормой в слив. Вторую двойку постигла та же участь. Экипаж К-4, проанализировав наши ошибки, загодя целился носом правее обломка. Страховка порога, как и просмотр, осуществляется по левому берегу. После порога довольно большое улово, где можно выловить попавших в беду. Сразу за уловом на левом повороте реки порог "Поворот" (просмотр по левому берегу). Длина 30 м. На правом берегу многолетний завал высотой 10 м. Высота завала дает представление о возможном подъёме воды в случае паводка. Струя разделена на две части полуобливной косой из крупных камней. Справа слив с двумя зубьями шириной около 3-х м с мощным навалом на скальный выступ правого берега. Слева мелководная серия из трех узких сливов по 1 м каждый. Экипаж первой двойки прошел слева, остальным двум этого показалось мало, и они полезли под правым - тоже удачно, не считая выломанной кницы у К-2-2. Вещи обносили по левому берегу, просмотр и страховка там же. Внимание! Через 100 м. после порога "Поворот" на правом берегу небольшая полка, на которой можно остановиться на ночлег или ремонт. Через 400м. спокойно текущей воды после порога "Поворот" – вдп."Пирамида". Больше до конца каньона нормальных мест для ночёвки нет! Понимая, что до конца дня мы каньон полностью не одолеем, решили заночевать на указанной выше полке, тем более, что ремонта по мелочам хватало всем, особенно старенькой, трещавшей по всем швам четвёрке. 14.07.2000 Ещё с вечера просмотрели "Пирамиду". Водопад с падением примерно 4,5 м. Слева мелководный слив с плиты, загрязненный большими валунами внизу. Основная масса воды потоком 1,5 м. шириной бьёт под правый берег. Обнос (около 100м) по крупнокаменистой осыпи левого берега проходит по нагромождению крупных валунов, обломков скал, с риском поломать ноги в расщелинах. Дождь. Камни очень скользкие. Сразу за сливом водопада за валуном левого берега есть небольшое улово, в которое по очереди спускалось судно, загружалось и отплывало, давая место другому. Всего метров 10 отделяет водопад от следующего порога "Первый поцелуй". Протяжённость около 150 м. Представляет собой серию узких (до 2,5м) ворот, расположенных в шахматном порядке, со сливами до 2-х метров. Сразу за порогом бомы с левого и с правого берегов и единственный в каньоне участок стоячей воды длиной около 300 м. Первым прошёл К-2-1, страхуя затем остальных. Порог "Проводка" расположен в конце участка стоячей воды. Длина около 100м. Сложный порог, с рядом препятствий "криминального" характера, состоящий из двух ступеней. Первая ступень начинается пологим треком от левого берега к правому. На заходе "грязный" слив высотой около 2-х м. Затем серия сливов высотой до 1,5 м., следующих один за другим, проход осложняется бревном, расклиненным в середине порога и торчащим в сливе зубом. И как кульминация первой ступени - основная струя бьет в скальную стенку с отрицательным уклоном. Вторая ступень - серия из трех сливов: первый около 2-х м., второй и третий - примерно 1,5 м. После третьего слива небольшая, но жёсткая бочка. Обнесли каты в небольшую ложбинку левого берега и по очереди грузились и отплывали, сразу попадая во вторую ступень порога. Камни очень острые! По неосторожности во время погрузки из-под ноги выкатился камень и с высоты примерно 80 см. чиркнул по баллону в совершенно непотёртом, свежем месте. Итог - 2-х см. порез, как бритвой. Хорошо внутренний баллон не пострадал. Пройдя вторую ступень, все каты зачалились в большом улове под левым берегом. Полезли на скалу, надеясь увидеть следующее препятствие - водопад "Философский камень". Пройти по берегу возможности нет, т.к. река входит в глубокий каньон шириной 6- 8 метров и высотой отвесных стенок метров 30. Со скал ничего увидеть не удалось, а лезть высоко в гору давало мало шансов на удачу, зато много - поскользнуться на мокрых камнях. Решили плыть наобум с максимумом осторожности, зная по описанию, что перед водопадом можно как-то зачалиться. Вперёд выслали флагманскую "командирскую" двойку. В метрах 100 от "Проводки" на резком левом повороте и находится водопад. Он образован огромным валуном, перегораживающим весь каньон. Вода уходит частично под валун справа, частично потоком 0,8 м шириной под скалу левого берега. Из-за подпора воды этой естественной плотиной-валуном течения в ущелье практически нет, только непосредственно у валуна есть засос в левый поток, но он недостаточно силен, поэтому возможна чалка к валуну, с последующей переброской катамаранов через него силами экипажей. Катамараны надо опускать или бросать с высоты примерно 2- 2,5 м. Так мы и сделали, за 30 мин. по очереди перетащив суда: двойки гружённые, четверку разгружали. Сразу за водопадом в огромном улове полно хариуса, как в аквариуме. В конце улова необходимо пристать к правому берегу для просмотра следующего порога. На выходе из улова порог "Избавление". Длина порога метров 40. Слалом между камнями и небольшие сливы. Заходили по центру, потом смещались вправо, прямо под скалой правого берега ныряли в слив. За порогом на участке быстротока необходимо зачалиться, лучше на правом берегу для просмотра и возможного обноса порога "Последнее пристанище". Представляет собой слив во всю ширину реки с навалом на огромный камень в центре русла сразу за сливом. По нашему мнению, если прижиматься к самому правому берегу, то возможно пройти порог, не врезавшись в камень, но справа в сливе огромная бочка, и мы не решились туда сунуться. Скорее всего, мы остановились чисто психологически - начало маршрута, "шестёрочный" каньон, до конца не прочувствовали воду..; к концу маршрута мы бы пошли в такого рода порог без сомнений. Но, тем не менее- обнос метров 50 по камням правого берега. Через 200 м. порог "Рок-н-ролл". Начинается сразу после скального коридора. Можно выделить три ступени: 1-я - лавирование между камнями - проход ближе к левому берегу; 2-я – посередине - слив примерно 1 м. со скальным обломком – "петухом", слева и справа – русло засорено камнями; 3-я - два слива с интервалом 2 метра. Сливы 3-й ступени узкие около 2 м. Почти габаритный непроход, хотя чисто теоретически каты везде и влезали, но для осуществления этого на практике надо очень постараться, а малейшая ошибка ведет к расклиниванию судна поперек бурлящего потока. К-2-2 проскрёбся вдоль правого берега, К-2-1 и К-4 прошли по основной струе ближе к левому берегу, перескочили лагом через "петух" в сливе 2-ой ступени и траверсировали струю слева направо перед 3-ей ступенью. На "петухе" К-4 сломал продольную трубу в районе заднего болта и вынужден был зайти в улово левого берега, отчего траверс оказался достаточно напряжённым. Далее - проводка катамаранов (метров 25) под правым берегом практически до следующего порога каньона. Общая длина всех трёх ступеней – метров 100. Порог "Харакири". Просмотр, обнос вещей и страховка по правому берегу. Берега - крупнокаменистая осыпь. Длиной метров 150, хаотичное нагромождение камней, с частыми сливами порядка 1 метра каждый. Генеральная линия движения - вдоль правого берега. На выходе из порога лежит огромный камень, делящий поток на две примерно равные части, предпочтительнее правая. Пройти можно, и успешно пройдено нами на разгруженных катамаранах (в конце порога все шли правее центрального камня). Левый баллон притирает к камню, но несильно и с него смывает. При прохождении К-4 сломал вторую продольную трубу. После "Харакири" остаётся пройти скальный коридор (~200 м.) с двумя несложными сливами примерно по 1,5 м. с плит, перегораживающих почти всё русло. Ночевали сразу на выходе из каньона на правом берегу. Все были довольны тем, что каньон пройден, и позволили себе вечером немного расслабиться. Пока это был первый по-настоящему тяжёлый день. 15.07.2000 С утра идёт сильный дождь. Собрались, подремонтировались и выплыли только часам к трём. Сегодня проходим четвёртый участок реки: Урик до начала "Амбартагольских щёк". Не опасный, но технически напряженный участок реки. Основные препятствия - шиверы, прижимы и разбои. Начинается после выхода из Верхнего каньона и заканчивается перед входом в "Амбартагольские щеки". Шли не спеша. Погода холодная, но дождя нет, виды прекрасные. Вода после дождей всё поднимается и идти по реке довольно интересно, хотя и препятствия на этом участке не очень серьёзные. Отдельно можно выделить пороги "Три бандита" (крупные валуны в струе – большая сложность может возникнуть только для крупногабаритных судов, "двойки" и небольшие "четвёрки" обходят всё без проблем) и "Змейка" непосредственно перед "Щёками", в большую воду представляющий собой поток метров 100 с мощными валами, бочками и почти затопленными валунами. Ориентир – правый берег скальная стенка. В малую воду обнажаются валуны. Проходили, стараясь залезть в каждый слив и каждую бочку. После порога необходимо зачалиться на пологом левом берегу. Здесь хорошая стоянка. Впереди ущелье "Амбартагольские щёки". Ориентира как такового нет - просто река постепенно входит в ущелье, видно как нарастает мощь. По левому берегу проходит тропа обноса вещей (известно, что некоторые группы обносятся целиком, но тогда я не понимаю, зачем идти на речку, чтобы обносить основные препятствия). Тропа идет не вдоль берега, а наверх, через перевал, срезая поворот реки. Советуем Вам, если Вы не поздно зачалились и решили идти ущелье без вещей, сделать это с вечера, чтобы не тратить сил понапрасну поутру – они Вам пригодятся на воде. Пока же мы спорили, идти "Щёки" с грузом или же разгруженными, начало смеркаться. Решили, что утро вечера мудренее и принялись ставить лагерь. 16.07.2000 На утро всё же решили вещи обнести. Дорога в одну сторону с рюкзаком занимает около часа. Обратно соответственно где-то на треть меньше. Тропа очень хорошая, набитая, нигде не исчезает. Пожалели, что не отнесли вещи с вечера: необоснованно потратили силы перед сплавом. У судов собрались где-то к 13:00. Погода тёплая и солнечная. Ущелье "Амбартагольские щёки" - трёхкилометровое очень серьёзное и опасное препятствие, представляющее собой в среднюю и большую воду один большой мощный порог, увенчанное наскальными табличками. Весь просмотр и страховка происходит по левому берегу, и только последний небольшой участок (4-я ступень) по правому, т.к. левый обрывается скалой высотой метров 20. У нас имелась лоция ущелья из отчёта Демидова, но, во-первых, у нас уровень воды был порядка на два выше, чем у них, а, во-вторых, подробно описывать пороги ущелья нам кажется нецелесообразным, поскольку перед прохождением обязательна разведка каждого препятствия, да и, грубо говоря, невозможно: как точно опишешь хаос воды и камней на протяжение почти трёх километров. В основном - это слалом в мощном потоке между солидных валунов, с бочками и валами. Снова повторимся - всё требует тщательного просмотра и обдумывания основных и запасных вариантов прохождения. Прохождение происходит, и было произведено нами "ступенями", от улова к улову, откуда просматривали дальше участок реки до очередного улова. Вперёд пускались более сильные "двойки", которых страховали с берега трёмя "морковками", за ними по уже проложенному фарватеру пускали "четвёрку", которую страховали соответственно ещё и с воды. Соглашаясь в большинстве своём с отчётом Демидова, мы также можем условно выделить четыре ступени. Первая, протяжённостью метров 700-800, слалом в мощном потоке, изобилующем сливами, бочками, пенными ямами. Она же самая широкая, местами до 40- 50 метров. Проходили, прижимаясь ближе к левому берегу в два приёма, делая промежуточную чалку в улове, примерно в середине ступени. Вторая ступень короче, метров 250. Струя концентрируется в центре, в русле обливные и полуобливные камни. Разогнавшись, поток упирается в несколько крупных камней в центре русла и поворачивает под правый берег, где находится косой 1,5 метровый слив, а заканчивается прямым водопадный сливом, высотой более 1,5 м с навалом на скалу правого берега. Ниже последнего слива вся правая часть русла забита крупными камнями и образует почти плёсовый участок. Под левым берегом достаточно крупный улов прямо перед началом крутого левого поворота реки. Пройдено нами по заранее намеченной траектории почти без ошибок. Третья ступень на наш взгляд самая сложная. Протяжённость метров 700. Участок начинается слабым быстротоком перед крутым левым поворотом реки. Далее струя разгоняется, образуя пологий слив высотой 1 м с косой бочкой ближе к центру русла. В 20 м за ним стоит крупный камень-волнорез, на котором струя режется пополам. Через 5 - 6 м - мощный 2-х метровый слив водопадного типа через всю левую половину русла. За камнем струя упирается в огромный валун и сваливается вправо и влево валуна, перпендикулярно основному сливу. На валун идет навал с отбойником. За сливом левые две трети русла перегорожены грядой камней. Струя уходит вправо. На протяжение 150 м поток разгоняется вдоль скальной стенки правого берега, образуя дорожку тугих валов, после чего упирается в несколько крупных полуподводных камней и резко уходит под левый берег крутой 20 метровой горкой. В конце горки два огромных скальных обломка образуют ворота шириной 3,5–4,0 метра. Перед правым камнем несколько полуподводных камней, на которые идет мощнейший навал воды. На уровне ворот левый берег обрывается в воду крутой скалой, навал несильный. Далее гряда крупных камней, отходящая от левого берега (здесь же удобно делать страховку и чалку), смещает поток ближе к правому берегу. В конце гряды - горка из двух сливов 1 и 1,5 м высотой. В 30 м за последним сливом у правого берега достаточно большое улово. Прохождение возможно, точно попадая в скальные ворота, из-за вышеуказанного навала попасть носом весьма проблематично, поэтому была выработана такая тактика: перед горкой суда через левый борт разворачиваются кормой, оказываясь прямо около левого берега и тем самым, избегая навала, скатываются кормой в ворота. Это и было успешно проделано всеми судами. Четвёртая ступень, на наш взгляд, самая простая из всех и короткая (метров 120). Основная струя, разгоняясь, идёт под левым берегом, разбавленная обливными камнями, заканчиваясь сливом с бочкой и последующим довольно сильным навалом сначала на правый валун, а затем на выступ левого берега. Это последний порог ущелья, за ним следуют ещё метров 500 шивер средней сложности до поляны на левом берегу, куда мы перенесли наши вещи. Просмотр четвёртой ступени по камням правого берега. Прохождение проблем не вызвало. Поляна на левом берегу в конце ущелья как нельзя лучше подходит не только для ночёвки, но и для днёвки с баней. Погода, на редкость, весь день стояла солнечная. Все участки "Щёк" пройдены успешно, судам ущерба не причинено. 17.07.2000 По идее, дневку надо было бы делать здесь, после прохождения ущелья, но решили всё-таки дойти до водопада. Этот участок сложности не представляет – в основном, длинные, неглубокие шиверы, только вначале несложный порог Амбарта-Гол, который проходили без просмотра. Первые километры – система проток и островов, выбирали, где глубже. Солнечно. Шли медленно, любуясь пейзажами, несколько раз вылезали на берег размять ноги и поболтать. Перед водопадом, река входит в скальный каньон "Водопадный". Он очень красив - невысокие, 8- 10 метров, скалы красного цвета по обоим берегам. Препятствий в каньоне нет, но надо быть настороже - впереди (в конце каньона) водопад. Ориентиром может служить галечная коса с правого берега, левый берег - скальная стенка. Перед самым водопадом крупный, диаметром метров 70, галечный остров. Нужно зачалиться перед островом или оплыть его и чалиться сразу за ним. С воды виден резкий перепад высот и водяная пыль, поднимающаяся над водопадом. Обнос по тропе правого берега, метров 200-250. Водопад очень красив – вода падает отвесно, затем заворачивается и разбивается в пыль внизу о камни. Высота и ширина водопада 10 метров. Хорошие места для стоянки есть и до, и после водопада. Мы встали за водопадом. 18.07.2000 Днёвка. Баню решили делать перед водопадом. Дров для бани в округе. Погода отличная, все хорошо отдохнули. Собрали и пожарили грибов. Девушки после бани приготовили блины. На поляне за водопадом что-то типа музея водного творчества. По описанию ребят из Новокузнецка в 2-х километрах от водопада, ниже по течению, впадает левый приток - р.Хоньчин, на который они забрасывались вверх на три километра для прохождения каньона, по описанию очень интересного. Командир и оператор хотели на дневке взять "двойку" и пойти туда, но команда остановила их в целях их же личной безопасности и для помощи в подготовке бани. Как оказалось не зря, но не из-за безопасности, а наоборот. Когда на другой день мы все вместе доплыли до Хоньчина и поднялись пешком по тропе левого берега реки километра на три-четыре, мы увидели, что там ничего нет особенного (может быть, воды в притоке было мало) и тащить суда наверх не имело смысла. 19.07.2000 С утра снова идёт дождь. Сегодня решено дойти до следующего большого препятствия реки - "Чёртового ущелья". Это около 25 км. Через 1 км пристали к левому притоку р.Хоньчин, и часа 2,5 потратили на вышеупомянутую разведку реки. Отплывали под всё усиливающимся дождём, холодно. Километров через 5 у небольшого левого притока, в перерыве между дождём, пообедали, после чего Вадим минут за 20 наловил 5 ленков по 500 грамм каждый. Идём, не спеша, "вразвалочку". Препятствия этого всего участка реки - шиверы, прижимы, тянет, максимум, на байдарочную "тройку". Ближе к вечеру подплываем к стрелке р.Урик и р.Даялык (крупнейший правый приток реки). После него, собственно, и начинается "Чёртово ущелье". Здесь на левом берегу домик егерей (самих егерей на месте не оказалось) с большим столом на воздухе и навесом над ним. Есть и баня. Решили встать недалеко от дома, используя стол, мангал, навес и кострище для вечерних посиделок. Шел дождь, и все это оказалось как нельзя кстати. 20.07.2000 Наутро распогодилось. Вода после поднялась. Сегодня идём "Чёртово ущелье". Река сжимается с обоих берегов красивыми скалами – это начало ущелья. Дальше Урик течёт практически в скальном коридоре. По лоции Коссовского, которую использовал в своём отчёте А. Демидов, в ущелье около полутора десятков порогов и примерно столько же шивер, причём некоторые из порогов требуют просмотра (особенно самый опасный порог нижнего Урика - "Чёртики"). По нашей воде (выше средней/большая) "Чёртово ущелье" - это большие валы (до 2,5м), бочки, валуны полностью или полузатопленные, в мощном потоке воды. Идти очень интересно. Иногда на гребне волны становится жутковато (для судов небольших объёмов). Ищем для просмотра порог "Чёртики". Но все прошли с ходу, и где был именно он, так до конца и не поняли, но что мы прошли его поняли, увидев на левом берегу заброшенный посёлок, у которого и сделали небольшую передышку. Далее препятствия несколько упрощаются, но основной характер остаётся таким же. Ущелье заканчивается очень красивым "Красным каньоном". На выходе из него на левом берегу, на полочке, сделали обед. В принципе, вся спортивная часть позади. Впереди нас ждёт 60-70 километровый участок относительно спокойной воды, иногда разбавленный несложными шиверами и перекатами, до пос. Инга - выхода с маршрута. Обидно, что все так быстро закончилось. Для большого летнего "пятёрочного" похода некоторым показалось недостаточно насыщенно. После обеда идти уже совсем не так интересно, хотя кое-где еще попадались шиверы с разбросанными по широкому руслу крупными валами и небольшими бочками, в которые лезли сами для остроты ощущений, хотя можно идти, не замочив штанов. Ближе к вечеру стали искать место для ночёвки, но ничего хорошего не попадалось, то кочки, то болота, то камни. Прошли после обеда ещё около 20 км и на правом берегу, за небольшим мысом, нашли хорошую стоянку, видимо местных рыбаков, поднимающихся сюда из Инги на моторках. Вечером снова ловили ленка. 21.07.2000 Впереди еще километров 40 муторной гребли. Время отпусков у людей еще не вышло, поэтому, ещё, будучи в Иркутске 09.07.2000, мы заранее узнали, по каким дням отправляется теплоход в бухту Песчаная (нам хотелось пару дней провести на Байкале), и выходило, что ближайший рейс 23.07.2000 в 10:00, а потом перерыв три дня. Тогда было принято решение дойти сегодня до конца сплавной части маршрута во что бы то ни стало, чтобы 22.07. вечером уехать в Черемхово и ночью сесть в поезд на Иркутск. Это оказалось трудно, но осуществимо. До обеда палило солнце, и плыть по плёсам было совсем тяжко. Хотя плёсы – название весьма условное – вплоть до впадения Урика в Б.Белую сохраняется довольно быстрое течение. Пообедали на песчаной косе левого берега, там же встретили первого за всё время сплава человека - колоритного местного аборигена, невысокого коренастого мужичка лет под 50. После обеда с гор стали надвигаться тучи, и пришлось быстрее заработать веслами в попытке уйти от них. Справа проплыли какой-то поселок (по описанию Хужир или Шанхар), из которого, по описанию, уехать нормально невозможно, и даже не стали чалиться. Потом пошел град, да такой сильный, что пришлось прятать руки и надевать каски, но плечи всё равно побило. За густой пеленой града не было видно и на 10 метров вокруг. Минут десять укрывались под деревьями. Как зимой - все вокруг белое. Сильно похолодало. После этого плыли на автомате, без разговоров, сжав зубы. Немного погодя, нас накрыл основной фронт, и начался ливень. Благо, что мы уже доплывали. И вот под дождём вливаемся в р. Большая Белая. Еще минут 20 по ней и на левом берегу перед остатками деревянной стенки, не доходя, до горы чалимся. Отсюда надо выбираться в Черемхово. Все устали, но довольны. К ночи небо проясняется. Как мы поняли уже на другой день, удобнее проплыть метров 500 дальше, и делать антистапель у подножия горы, где дорога подходит непосредственно к реке. 22.07.2000 Наутро командир с одним из членов группы пошли в Ингу искать машину. День солнечный - вещи сушатся прямо на глазах. Найти машину в субботу непросто: у местных - легковые, есть в селе пару грузовых, но они были сломаны, к тому же мы попали в период сенокоса, и многие отказывались ехать даже за приличные деньги; дачники же обратно поедут только в воскресенье. Нам посоветовали поймать рейсовый автобус, который приедет из Черемхово около 18:00. По плану он должен ехать обратно завтра утром, но с шофером можно договориться на дополнительный рейс. Так мы и сделали, это обошлось нам всего 800 руб. с группы. От реки до Инги километров 7. Автобус можно поймать в любом месте трассы. И вот, мы с просушенными вещами в 20:00 садимся в автобус, в начале одиннадцатого вечера - на вокзале в Черемхово. В 3 часа ночи поезд на Иркутск. На вокзале у вещей обязательно оставляйте дежурного, полно подозрительных личностей от мала до велика. Из Черемхово можно уехать и на запад, в Москву, без заезда в Иркутск. Два дня на Байкале - отдельная песня. Жаль только, деньги кончались. Бухта Песчаная очень красива. Обратно, в Москву, ехали порознь: кому-то двух дней у "Священного Моря" показалось мало, и они задержались ещё, кто-то спешил на работу и улетел самолетом.
1. В целом маршрут достаточно сложен и интересен как в спортивном, так и в эстетическом плане. Был пройден нашей группой по запланированному графику без всяких эксцессов и происшествий, даже, можно сказать, идеально. Для хорошо подготовленной и организованной группы вполне хватит 10-ти дней (без днёвок) для прохождения всего маршрута. 2. Категорийность маршрута (5 с эл. 6) на наш взгляд несколько преувеличена и не превышает 5к.с. (если не брать в рассмотрение случай очень большого паводка, когда препятствия-негабариты станут проходимы, но в таком случае это будут по-настоящему экстремальные препятствия). 3. Маршрут очень удобен, относительно многих других саянских речек, в плане подъезда и выезда (в обоих случаях – автомобиль). 4. Самые основные препятствия реки сконцентрированы на отдельных участках ("Хара-Жалгинский" каньон, ущелье "Амбартагольские щёки"), в меньшей степени на "Диком Урике" и в "Чёртовом ущелье". "Хара-Жалгинский" каньон в малую и даже среднюю представляет собой ряд сложных препятствий в совокупности с рядом негабаритов и непроходов. Амбартагольские Щеки"- мощное, сложное и опасное препятствие (о чём свидетельствует ряд наскальных табличек по берегам), контрастирующее по своему характеру с "Хара-Жалгинским" каньоном. В малую воду, вероятно, сложность этого участка несколько уменьшится. Хорошая тропа для обноса вещей и возможность просмотра практически всего участка по левому берегу несколько облегчает его прохождение. Все остальные препятствия реки можно смело отнести к категории "хорошей четвёрки", где для опытной группы всё должно идтись с наплыва. 5. В ремнаборе группе должно быть достаточно клея и материала для вероятного ремонта судов после прохождения верховьев реки и иметь в связи с этим хотя бы 1 день в запасе (хотя мы успевали чиниться по вечерам). 6. Рекомендуем также запастись дополнительным днём для частичной проводки судов на 13-ти километровом участке "Верхнего Урика" в низкую воду. 7. "Хара-Жалгинский" каньон следует проходить за два дня (с ночёвкой перед вдп. "Пирамида"). 8. При прохождении "Амбартагольских Щёк" правильнее было бы обнести вещи с вечера и стать лагерем на большой поляне в конце ущелья, т.к. наш вариант (с утра – обнос вещей, потом – прохождение) отнял определённое количество сил, так необходимых перед экстремальным сплавом.
Date: 2015-08-15; view: 345; Нарушение авторских прав |