Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный конфликт





Горноспасатели работают в очень тесной связи друг с другом, представителями других ведомств и пострадавшими. Выполнение профессиональных задач сопряжено с постоянным поддержанием взаимодействия. В условиях ЧС межличностные контакты отличаются эмоциональной насыщенностью, напряженностью, что может способствовать возникновению конфликтов. Они негативно влияют, как правило, на всех его участников. В коллективе конфликты могут привести к серьезному снижению эффективности взаимодействия при решении общих профессиональных задач. Не всегда можно избежать конфликтной ситуации, однако можно постараться разрешить ее или уменьшить негативные последствия.

Существуют различные виды конфликтов, но мы с вами поговорим об одном из них – социальном конфликте. Это такой процесс взаимодействия, характеризующийся:

– противодействием участников конфликта;

– возникновением негативных эмоций и чувств.

Конфликт обязательно включает в себя эти два компонента. Если участники конфликта не испытывают негативных эмоций при противодействии или у них возникают негативные эмоции, но они не вступают в противодействие, – это предконфликтная ситуация.

Предконфликтные ситуации в жизни человека возникают достаточно часто. В тех или иных ситуациях нам необходимо отстаивать свои права, свою точку зрения. При отстаивании позиций мы вынуждены противодействовать. Но такое противодействие может проходить по-разному: в некоторых случаях оно приводит к появлению конфликтов, в других – к более урегулированным отношениям. Несомненно, предпочтительным является не допускать возникновения конфликтов.

Причины возникновение конфликтов могут быть различными. Это могут быть причины объективные (например, столкновение духовных интересов людей, недостаток определенных материальных благ), социально-психологические (например, атмосфера соревнования и конкуренции в коллективе, непродуманное распределение ролей, разные критерии оценки результатов деятельности) и личностные (например, высокая конфликтность людей, неспособность посмотреть на ситуацию со стороны).

Мы с вами говорили о том, что желательно не допускать возникновения конфликтов. Это связано с тем, что конфликты могут оказывать существенное негативное влияние на различные сферы жизни, особенно если они длительны и часто повторяются. В той или иной степени конфликты в коллективе оказывают влияние на:

– состояние участников конфликта;

– межличностные отношения участников;

– общий климат коллектива;

– профессиональную деятельность каждого из участников;

– совместную профессиональную деятельность (если это коллеги).

Последствия конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными.

К отрицательным последствиям конфликтов относятся:

– затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

– усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

– противодействие, которое наносит урон профессиональной деятельности;

– проявление конкуренции по отношению к другим лицам;

– уменьшение взаимодействия вплоть до полного исчезновения;

– снижение общего фона настроения и эффективности деятельности у участников конфликта.

Положительные последствия конфликта могут выражаться в:

– поиске и выработке приемлемых решений;

– снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

– эмоциональной разрядке;

– психологическом обновлении отношений;

– возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

Конечно, если конфликт уже возник, лучше, когда последствия носят конструктивный характер для участников. Для этого необходимо, чтобы общение участников конфликта было эффективным:

– участникам нужно проанализировать ситуацию;

– понять ситуацию со стороны оппонента;

– совместно найти решение;

– использовать навыки бесконфликтного общения.

Для того чтобы проанализировать конфликтную ситуацию, необходимо обращать внимание сразу на несколько компонентов. Существует два уровня конфликта: объективный и субъективный.

К объективному уровню конфликта относятся:

– предмет конфликта (то есть из-за чего он возник);

– основные участники конфликта (основные противодействующие участники);

– второстепенные участники конфликта (те, кто явно или неявно поддерживает основных участников конфликта);

– факторы среды (внешние условия, в которых протекает конфликт).

Но это далеко не вся картина конфликта. Очевидно, что у каждой из конфликтующих сторон есть свое представление о конфликте и о его участниках. Это субъективный уровень конфликта. К нему относятся:

– внутренний образ конфликтной ситуации каждого участника (стороны, участвующие в конфликте, всегда предвзяты – положительные качества приписываются себе, а отрицательные – оппоненту);

– потребности сторон (что в действительности необходимо оппонентам; потребности не всегда осознаются участниками);

– опасения сторон (также могут быть неосознанными);

– позиции конфликтующих сторон (о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта – требования, претензии);

– состояние участников во время конфликтного взаимодействия;

– индивидуально-психологические особенности участников, их личностные качества (например, насколько долго человек может выдерживать значительное напряжение в конфликтной ситуации, умеет ли он перестраиваться по ходу ситуации и пр.).

Date: 2015-08-15; view: 3553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию