Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы зачинов письменной работы
На экзамене выпускнику предстоит создать свой текст сочинения на основе прочитанного высказывания. Советуем никогда не начинать рецензию или эссе с местоименных фраз типа: “В этом тексте говорится...”, “Этот текст о...” Обдумайте зачин своей письменной работы, определив первоначально тему и основную идею авторского текста, Зачин — это первое предложение или первый абзац текста. Тип зачина зависит от жанра письменного или устного текста (например, зачин доклада и зачин эссе явно различаются), а также от намерений автора (целеустановки). Выделяются различные типы зачинов. Для такого жанра, как рецензия, характерен, например, зачин (вступление), в котором сообщаются сведения об авторе произведения, в нашем случае - об авторе предложенного текста. Например, рецензию на текст известного писателя и публициста ДГранина: “Даниил Гранин известен современному читателю как тончайший художник слова, писатель-гражданин. Его произведения заставляют задуматься над важнейшими общественно-политическими, философскими и нравственными проблемами. Интересны в этом смысле и публицистические очерки Гранина, собранные в книгу “Точка опоры”, где писатель размышляет о насущных проблемах современности...”. Предлагаем также образец зачина сочинения-рассуждения, написанного в жанре рецензии на основе художественного текста К.Г.Паустовского: “Писатель Константин Георгиевич Паустовский известен читателю прежде всего как великолепный мастер словесного творчества. Наряду с рассказами Пришвина, Бианки и Аксакова произведения Паустовского становятся известны нам с раннего детства. Паустовского очень увлекал язык, его богатства, позволяющие делать речь правдивой и точной. Темы его произведений были разнообразны: природа, жизнь и творчество людей литературы и искусства, замечательных людей прошлого и настоящего. “Я не знаю, что называется хорошим человеком,— писал Бунин. — Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчетно рвущееся из глубины сердца”. Размышление К.Паустовского об экзотике и романтике (а по сути об истинном и эфемерном счастье) перекликается со словами Бунина. По-настоящему счастливым, “хорошим” человеком можно назвал” того, кто неравнодушен к миру, кто “очарован жизнью”, “у кого есть душа”...” Если для рецензии предлагается портретный очерк или литературоведческая статья о писателе, поэте, то зачин может содержать сведения о герое предложенного текста. Например, так может выглядеть зачин рецензии на очерк С.3алыгина “Читая Гоголя”: “Много книг, статей, серьёзных исследований написано о великом русском писателе H. В. Гоголе, о его жизни и творчестве. Об этом размышляли и наши соотечественники, и зарубежные критики: Гоголем восхищались, Гоголя обличали, о Гоголе спорили. И до сих пор всё, что связано с его именем, окутано дымкой недосказанности, неразгаданности, таинственности и величия... В чём же разгадка творчества Гоголя? В чём величие его? На эти вопросы и пытается ответить в своём очерке “Читая Гоголя” известный писатель и публицист С. Залыгин...” Постановка проблемы (Умение правильно говорить и мыслить— неотъемлемое качество образованного человека). С постановки проблемы можно начать сочинение-рассуждение по тексту Г.Смирнова (см. текст 4 в гл. “Образцы сочинений”, стр. 74 - 76 данного пособия): “Ещё в глубокой ревности теоретиком красноречия, римским оратором Марком Фабием Квинтилианом было отмечено, что “есть такие краткие изречения, которые всеми приняты и употребляются... такие изречения не переходили бы из века в век, если бы всем людям не казались истинными”. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно этим образным выражениям, одному из важнейших экспрессивных средств выразительности - фразеологизмам, этим “перлам, самородкам и самоцветам родного языка”, как сказал о них известный русский лингвист А. Лефимов. Не секрет, что они прочно входят и в нашу разговорную речь, делая её выразительной, с удивительной меткостью передают сущность порою довольно сложных явлений. Как верно заметил Георгий Ратнер, ректор Самарской медицинской академии: “Фразеологизм, как луч солнца, ярко высвечивает суть дела”... Употребление образных выражений в нашей речи и есть тема размышления автора предложенного текста, написанного в рамках публицистического стиля”. Эмоциональное введение в тему или приём неожиданного начала (характерно для жанра эссе). Предлагаем пример подобного вступления к сочинению-рассуждению по тексту С.Залыгина, посвященному проблеме взаимоотношения человека и природы и отражению данной проблемы в литературе: “Маленький человек бежит по залитому солнечным светом цветущему лугу. Кудрявая головка мелькает в высокой траве. Вот он упал, но не заплакал, а засмеялся, крошечный Маугли: своя Земля, как колыбель, мягка, и малышу уютно, тепло в этом мире света и добра. Чистой детской душой он восторженно принимает буйство красок пышного цветения, звонкую песню ручья, птичий гомон в зелёной листве... Как же случилось, что человек, вышедший из лона Природы, забыл о Матери всего живого на Земле?! Страшно думать, что уже моё поколение может услышать: “...всё сгорело дотла, больше в землю не бросите семя”. Проблема экологии становится одной из главных в современном мире. Сегодня “гладящим окрест себя приходится удивляться страданиям матушки Земли, с которой взошёл и кормится человек”. Если все прежние беды его происходили от неумения устроить “меж себя правду”, для чего всегда продолжала оставаться надежда, то нынешняя беда оставляет ему лишь тающие сроки. Будущие поколения никогда не простят нам Байкала и Волги в России, Полесья - в Белоруссии, Севана -в Армении, Днепра и Чернобыля - на Украине. Поистине “обнажённые нервы Земли неземные страдания знают” (В.С.Высоцкий). В конце XX века взаимодействие человека и природы становится настоящей исторической трагедией”. Проблемный (или риторический) вопрос (Надо ли стремиться к славе? С этого вопроса начал одну из своих речей Цицерон). Обратимся снова к тексту Д.Гранина. Возможно начать сочинение-рассуждение по данному очерку с проблемного вопроса: “Часто ли мы в суматохе современной жизни задумываемся о том, что “природа предоставила в наше владение эту вечно текущую и непостоянную вещь”, называемую временем?! Времени обычно не хватает, хотя человек с древности “пробовал как-то обуздать” его, ибо оно всегда “угнетало... своей быстротечностью”...” Или так: “Способен ли современный человек, совершающий каждый день научные открытия, живущий в эпоху освоения космоса, тотальной компьютеризации, покорить время? Ответ на этот вопрос пытается дать известный писатель и публицист Д.Гранин”. Пример (“розы завялим, “шнурки в стакане”, “шпоры”, “хвост”, “плавать” — все эти слова знакомы и незнакомы). Примером может быть даже случай из собственной жизни. Пример в качестве зачина — достаточно неожиданный прием и поэтому всегда вызывает интерес. С такого зачина начинает свои размышления Г.Смирнов:“Будучи молодым необстрелянным автором, я как-то раз принес в редакцию журнала статью о некой перспективной технической новинке. Описав ее устройство и достоинства, я призывал к её внедрению в практику и заключил статью очень нравившейся мне самому фразой: “Игра стоит свеч!” Пожилой редактор, дочитав статью до конца, с сожалением взглянул на меня и простонал: — “Игра стоит свеч!” Это ужасно! Никогда не говорите такой глупости! Но причину, по которой не следует произносить эту фразу, он мне почему-то не объяснил, и смысл его слов остался для меня загадкой. Лишь через несколько лет, узнав происхождение этой фразы, я понял, какую же чушь я утверждал всё это время, когда говорил и писал: “Игра стоит свеч!”...” Замечание о важности темы для общества (“Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны: нельзя достигнуть какой-нибудь иной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции”. — А. Сахаров). Пример такого зачина мы находим в сочинении-рассуждении по тексту С.Сергеева-Ценского- “К проблеме взаимоотношения человека и природы обращается в своём очерке С.Сергеев-Ценский. Сегодня это одна из важнейших проблем в современном мире”. Интересен с этой точки зрения зачин в сочинении-рассуждении, написанном в жанре эссе, по тексту В.Непомнящего “Зачем нужна литература в школе?”: “Настоящая литература всегда воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные предпочтения, противодействует проникновению пошлости в человеческое сознание, под её влиянием складывается “лицо нации”, национальное самосознание. Именно об этом размышляет литературовед В.Непомнящий, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи: зачем нужна литература в школе? Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна, потому что сегодня, к большому сожалению, нас уже трудно назвать самой читающей в мире нацией, а в извечном споре “физиков” и “лириков” в наш компьютерный век, в эпоху научных открытий, которые совершаются каждый день, многим кажется, что “физики” одерживают безоговорочную победу. И уже слышны разговоры о том, что литература как школьный предмет может быть оставлена лишь в специальных классах, а традиционное сочинение по произведениям русских классиков заменено “новомодной формой контроля” - тестированием. Почему-то мало кто вспоминает сегодня, что феномен “русских мозгов” объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого всегда составляла литература: автор статьи не случайно вспоминает “знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика”. Цигата (Писатель Е. Богат говорил: “Хорошие люди не любят, когда о них пишут”). Пример такого зачина можно найти в сочннении-рассуждении, написанном в жанре рецензии на текст Д. Гранина, посвященный деятельности Д. С. Лихачёва по сохранению памятников культуры: “Можно всё заветное покинуть, Можно всё бесследно разлюбить, Но нельзя к минувшему остынуть, Но нельзя о прошлом позабыть”,-писал в начале прошлого века поэт К.Бальмонт. А в конце XX в. проблема сохранения исторической памяти становится одной из важнейших в нашем обществе. В боях за “светлое будущее” мы очень многое растеряли, незаметно превращались в иванов, не помнящих родства. И первыми, кто забил тревогу в обществе, были деятели культуры, писатели. Память - категория нравственная. Равнодушие к прошлому, к своему родословному древу, к Отечественной истории, памятникам культуры осознавалось всегда нашей творческой интеллигенцией как явление тревожное, наносящее нравственный урон личности”. Обозначение временного отрезка. Такого рода зачин можно использовать в сочинении-рассуждении по тексту Г.Смирнова:“Наше время даёт возможность по-новому отнестись к лингвистическим явлениям, которые всегда существовали в языке”. Или в сочинении по тексту Д. Гранина: “Человек и время - эта тема интересовала ещё древних философов, как волнует она и современных людей. Именно об этом размышляет известный писатель и публицист Д. Гранин в данной статье”. Юмористическое замечание (Вас все сегодня хвалят. Это нестерпимо дм того, кого хвалят: своего рода китайская пытка. И страшно приятно для тех, кто хвалит... - П. Опруве). Date: 2015-08-15; view: 1146; Нарушение авторских прав |