Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанр эссе





ЭССЕ- способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич

ЭССЕ- (франц. essai - попытка, проба пера, очерк) прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета; здесь главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций, которые он вызывает у автора; раздумья, размышления о жизни, о событиях в литературе, искусстве, науке.

Эссе - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Одним словом, эссе представляет собой прозаическое размышление небольшого объёма, в свободной форме на любую тему.

Таким образом, в сочинении-эссе выпускник не претендует на подробный анализ проблемы (проблем), рассматриваемой в предложенном тексте, а ограничивается рассуждениями, подчёркивая субъективность своего отношения.

Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречаются философские и литературно-критические эссе. Автор последнего не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчёркивая субъективность своего отношения.

В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, который отличается свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы. В этом трудность и прелесть этого жанра.

Синонимы: раздумья, авторская проза, наброски, записки, очерк, зарисовка.

Особенности жанра эссе (обобщение)

1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным, реже научным проблемам.

2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора (использование полемически заострённых утверждений, субъективность изложения), порой исповедальный характер произведе­ния. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей.

3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.

4. Сравнительно небольшой объём.

5. Афористичность речи.

6. Наличие художественных тропов (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, синекдоха, олицетворение и др.).

7. Эмоциональность речи.

8. Смешение разнородных пластов лексики (разговорной, книжной).

9. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, эмфаза, синтаксический параллелизм, эллипсис, парцелляция, именительный представления, фигура умолчания, многосоюзие (полисиндетон), бессоюзие (асиндетон), смещение синтаксических конструкций, зевгма, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

Эссе представлено чаще всего таким типом речи, как рассуждение - размышление (реже рассуждение-объяснение), может быть построено как доверительный разговор с читателем, поэтому в нём активно используются следующие речевые приёмы: вопросно-ответная форма изложения, скрытый диалог, цепь вопросов, параллельный способ связи предложений, именительный представления, ряды однородных членов, расчленение предложения (парцелляция); субъективный характер изложения подчёркивается частым использованием вводных слов и предложений.

Выбирая на экзамене жанр эссе для своего сочинения-рассуждения, помните: эссе — жанр сугубо индивидуальный, он не накладывает на автора практически никаких обязательств. Пишущий эссе может позволить себе быть субъективным, сосредоточиться на частностях, а не на главном, высказать самые спорные соображения, приводя минимум доказательств (КАК тогда оценят С- 3? – Прим. от А. В.). Стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность (Каково состояние личности на ЕГЭ? Кроме ЕГЭ, других случаев в жизни не представится? – Прим. от А. В.). Здесь уместны разговорная интонация, необычный оборот речи, яркий, даже дерзкий образ.

Всё это делает эссе жанром чрезвычайно привлекательным… и опасным. Опасна мнимая лёгкость Казалось бы, выразить себя может каждый. Ещё бы: тут не надо думать над композицией, помнить обо всех вступлениях- заключениях! Пиши себе, как получится. Но в том – то и дело, эта лёгкость – кажущаяся. То есть, конечно, писать как получится” никто вам помешать не может, но вовсе не факт, что это получится действительно оригинально.

Так что прежде чем решиться писать сочинение – эссе, надо убедиться в том, что вам есть что сказать. Важно быть уверенным, что ваши мысли оригинальны и что вы сможете найти стиль, подходящий для того, чтобы их высказать.

Возврат к Пушкину

Пушкин - это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин - это какая-то странная вечность. В то время как романы Гёте уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, “Пиковую даму” или “Дубровского” мы читаем с такой живостью и интересом, как если бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это - чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, Пушкин ни в чём не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого и Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нём сохранится нечто для всякого века и поколения. “Просто поэт”, как он определял себя (“Эхо”), — на всё благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет “не нужно”? Так же это невозможно, как и то, чтобы “утратили прелесть и необходимость” берёзовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чём: отсюда-то его вечность и общевоспитанность.

Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое - то, что присуще мудрейшему из зверей, полубогу и полуживотному: вот - старость, вот - детство, вот - потехи юности и грёзы девушек, вот - труды замужних и отцов, вот - наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И всё немногословно. О как всё коротко и многодумно! Пушкина нужно “знать от доски до доски”...

Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные “новейшие произведения”... Уберите и крепко заприте в шкаф, а ещё лучше - ключ потеряйте. “Новейшие произведения” тем отмечаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у при-етеля, когда их “зачитывают” или, наконец, когда какая-нибудь несгорающая “Анафема” (Л. Андреев) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры. К Пушкину, господа! - к Пушкину снова!

(В.Розанов)

Date: 2015-08-15; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию