Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа. Цель: ознакомление с процедурами выявления самооценки (на основе варианта методики т





ЦЕЛЬ: ознакомление с процедурами выявления самооценки (на основе варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).

 

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других является, как известно, важным регулятором ее поведения. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адекватную, заниженную и завышенную.

Заниженная самооценка, как правило, уменьшает социальную активность человека, его инициативность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отношение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что человек самонадеянно берется за работу, не проанализировав реальности поставленных целей и условий их достижений. В том в другом случае возникают внутренняя неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность.

ЗАДАНИЕ: с помощью процедур ранговой корреляции определите типы самооценок у 3-5 испытуемых.

Применение методики начинается с ознакомления испытуемых со списком разнообразных личностных качеств, представленных на бланке.

Агрессивность, аккуратность, активность, артистизм, беспечность, бодрость, болтливость, вдумчивость, внушаемость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жадность, жёсткость, жестокость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, интеллектуальность, интеллигентность, инициативность, изысканность, искренность, исполнительность, ироничность, капризность, конфликтность, легковерие, легкомыслие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, мужественность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, пассивность, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, проницательность, равнодушие, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, смелость, терпеливость, трусость, увлекаемость, увлечённость, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, хладнокровие, холодность, целеустремленность, эгоизм, экономность, энергичность, энтузиазм.

Инструкция. Часть 1: «Выберите из этого списка качеств любые 20, которые, по вашему мнению, наиболее часто встречаются в жизни и в общении. Запишите их в любом порядке во вторую графу таблицы на бланке. При этом можно использовать любые другие личностные качества, не вошедшие в наш перечень».

 

N1 Качества N2 d d2
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Часть 2: «Прочтите ещё раз выписанные Вами слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения их социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество от 1 до 20 баллов. Баллы проставьте в левой колонке (N1). Так, балл «1» выставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл «20». Оценки от 2 до 19 (или от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашими представлениями о том, насколько полезны они для общества. Помните, что при этом ни одна оценка не должна повторяться».

Когда эта часть задания выполнена, левую сторону бланка следует загнуть, чтобы цифры в дальнейшем не были видны.

Часть 3: «Справа от столбца качеств (в графе N2) отметьте цифрой «20» качество, которое присуще Вам в наибольшей степени; сценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что и здесь оценки не должны повторяться».


При интерпретации методики следует иметь в виду, что данный аспект самооценки в значительной мере испытывает на себе влияние выражаемого испытуемым отношения к обществу. Так, критический или скептический настрой к распространенным в той или иной социальной группе нормам и правилам поведения при несоответствии приписываемых себе качеств «нормативным» способен существенно исказить показатели самооценки.

В целом, чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке обычно свидетельствует коэффициент от 0,47 до 0,74. Показатель от 0,75 и более характеризует в этом случае завышенную самооценку. Отсутствие же статистической значимости полученного коэффициента становится свидетельством заниженной самооценки. Значение коэффициента корреляции рангов от -0,47 и менее может быть интерпретировано как показатель возможных нарушений социальной адаптации или демонстративно-критического мнения о сложившихся общественных отношениях.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. - М., 1996

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 1997

5. Закс Л. Статистическое оценивание. - М., 1976

6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М., 1997

7. Психологическая диагностика /Ред. К.М. Гуревич. Е.М. Борисова. - М., 1997

8. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу психология человека. – М., 1998

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997








Date: 2015-08-15; view: 974; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию