Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметрические критерии





«+» «-»
1. Снижение вероятности случайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»). 2. Уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур обработки и анализа результатов. 3. Возможность сопоставления материалов по группам разной численности (параллельных классов и т.п.). 1. Невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них. 2. Отсутствие характеристик т.н. эмоциональной экспансивности респондентов, выражающей во многом, степень коммуникабельности (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех).

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

- смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

- все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточнении (где? когда? в каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);

- необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимость для них;

- формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

В чем состоят недостатки приведенных ниже вопросов? Каким образом надо их изменить для использования в качестве социометрических критериев?

 

«С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свободное время?», «С кем бы в группе Вы хотели дружить?», «Выберите, кто из членов группы является Вашим товарищем?», «Кто среди Ваших одноклассников имеет наибольший рейтинг?», «Кто в классе является твоей подругой?», «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой?»

 

Возьмем, к примеру, последний вопрос. С одной стороны, известно, что «сидеть за одной партой» можно, исходя из совершенно различных соображений (симпатии, личной выгоды, престижа, в целях развлечения или взаимоподдержки). С другой стороны, вопрос может быть понят школьником, как имеющий жесткое ограничение по числу возможных ответов. Поэтому в подобной формулировке он не может служить эффективным социометрическим критерием.

Итак, необходимо проверить, чтобы все используемые критерии были понятны обследуемым, значимы и интересны для них, конкретны по содержанию и адекватны по форме. Иначе достоверность полученных данных окажется весьма незначительной.

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней.

При ответе респонденты выставляют на бланках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому карточки должны подписываться респондентами. Однако в ряде случаев возможно использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии. Если исследователю достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем фамилии не обязательно.

Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:

 

Критерии Выборы
1. Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы?      
2. Кого бы Вы не хотели выбрать старостой группы?      
3. Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года?      
4. Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года?      

 

Целесообразно при этом использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение и положительного и негативного отношения респондента к другим членам группы. Но на карточке не должно быть чрезмерно большого количества критериев, это затрудняет последующую обработку и анализ результатов.


Если применялась непараметрическая процедура социометрии, то размеры графы «выборы» делают достаточно большими. Если же принята процедура параметрическая (с лимитом выборов), то обычно чертится столько вертикальных граф в правой части карточки, сколько выборов разрешено. В том и в другом случае иногда возникает необходимость установить сравнительную ценность индивидуальных предпочтений. Для этого в карточке делают графу, озаглавливаемую «выбор в первую очередь», и вводят обозначение «другие выборы», Позже, при обработке материала, порядок выборов обозначают дополнительными символами или разными по цвету чернилами.

Желательно, чтобы социометрические карточки предъявлялись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.

Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально. Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога.

Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Следует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с использованием других критериев, более легких и приемлемых для большинства.

Текст инструкции включает в себя следующие разделы:

- определение цели работы;

- характеристика условий ее проведения (самостоятельность заполнения карточек, искренность ответов, конфиденциальность информации);

- инструктаж по заполнению карточек;

- указание на необходимость подписать их;

- ответы на возникающие вопросы.

Работа начинается только после того, как исследователь убедился, что все респонденты поняли особенности ее выполнения. Им должно быть предоставлено достаточно времени на обдумывание своих ответов. Не следует настаивать на том, чтобы были непременно сделаны все предписанные выборы.

При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.


Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.

 

Заполненная социоматрица имеет такой вид:

 

№ п/п Кто выбирает (j) Кого выбирают (i) Сделанные выборы
                        + - Всего
  Александров А.     + +         - -   +      
  Алексеева И. -   +       +   -   + -      
  Борисова Т. +         + +   -   - -      
  Викторов К. + -               +          
  Григорьев И. - +       -       - + +      
  Дмитриева О.     +   -   +   -   - +      
  Иванов И. + +   -   +   -     -        
  Константинов П.     +     -         -        
  Михайлова Н. - +     -           +        
  Петров С. - +   + +           - -      
  Сидоров М. +   -   - -   +       +      
  Яковлева Е. +     +             +        
Полученные выборы +                              
-                              
всего                              
                                   

 

На основе социоматрицы строится социограмма.


Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:


- тот, кого выбирают;

 

 

- тот, кто выбирает;

 

 

- и он выбирает, и его;

 

 

- положительный выбор 1-го лица;

 

 

- отрицательный выбор 1-го лица;

 

- взаимный положительный выбор;

 

 

- взаимный отрицательный выбор;

 

-обозначения пола (мужской, женский) респондентов.


Типы социограмм:

а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:

б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;

в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Сопиограмма произвольного вида представляет собой следующее:

 
 

 

 


Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.

Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.

Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.

 

 

Индекс положительного статуса определяется по формуле:

 

Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:

 

 

где - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, - количество полученных им отрицательных выборов, N - число членов группы.

Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:

 

 

где - количество сделанных респондентом положительных выборов, - количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.

Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:

 

где - сумма всех положительных выборов в группе, - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный вес» положительной взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

 

 

где - число положительных взаимных связей в группе.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: социометрия; выбор; социометрический критерий; виды критериев: коммуникативные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, непараметрические; социометрический шифр; социометрическая карточка; социоматрица; социограмма; типы социограмм: произвольного вида, концентрические (мишеневые), локограммные; социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, взаимности выборов.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Каковы назначение, область применения, достоинства и недостатки метода социометрии?

Каких ошибок следует избегать а) при подготовке социометрии, б) во время ее проведения, в) при анализе результатов?

 

Упражнение 1:

Составьте следующий перечень критериев для социометрии подростков (старших школьников, студентов):


1. Коммуникативный положительный;

2. Коммуникативный отрицательный;

3. Гностический положительный;

4. Гностический отрицательный;

5. Одинарный положительный;

6. Одинарный отрицательный;

7. Двойной положительный;

8. Двойной отрицательный.


Упражнение 2:

Выполните по предлагаемым данным социометрию группы (в т.ч.: социоматрицу, социограмму концентрическую, индексы статуса (для пяти чел.), психологической взаимности группы). Сделайте выводы. Характеристика группы: Всего 9 чел. (из них юноши 1,8,6,9).

 

1-ый выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6; 6-ой выбрал 8,отверг 1 и 4;

2-ой выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9; 7-ой выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

3-ий выбрал 8 и 9. отверг 1 и 4; 8-ой выбрал 2 и 4, отверг 3;

4-ый выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6; 9-ый выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.

5-ый выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;

 

Упражнение 3:

Проанализируйте и обсудите ошибки при выполнении упражнений 1 и 2.

Упражнение 4:

Выполните социометрическое обследование школьного класса или студенческой группы.

 







Date: 2015-08-15; view: 748; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию