Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Базовые социально-экономические процессы в глобальной перспективе
В настоящее время можно выделить два взгляда на долгосрочные последствия кризиса, которые разворачиваются в два различных сценария. Сценарий «Смена лидера». Сценарий предполагает, что баланс сил в мировой экономике уже сместился от Запада к Востоку. Дальнейшее развитие – закрепление этой тенденции. Доллар США утратит роль главной резервной валюты, а мировая валютная система станет многополярной. Америка лишится непомерных привилегий в результате утраты доверия инвесторов к экономической политике США. Новая экономическая стратегия Китая, опирающаяся на внутренние источники роста вкупе с плавной либерализацией валютного контроля, приведут к постепенному превращению Китая в локомотив мировой экономики. Эта тенденция вызовет следующие глобальные последствия: 1) Развитие финансовых систем развивающихся стран. Перспективы роста развивающихся экономик выглядят более позитивно, учитывая демографию этих стран, урбанизацию и т.д. С ростом экономики повышается и ее финансовое наполнение и, соответственно, возможности для финансирования инвестиций. 2) Удорожание капитала. Старение населения стран Запада и снижение нормы сбережений могут привести к тому, что имеющихся сбережений будет недостаточно для покрытия потребностей в инвестициях, что, в свою очередь, спровоцирует рост реальных процентных ставок и удорожание капитала. 3) Рост спроса на ресурсы. По мере индустриализации Азии, спрос на ресурсы в широком смысле (вода, энергоносители, продовольствие) будет неизбежно расти. Этому же будет способствовать рост потребления в Азии. 4) Гонка инноваций. Инновационное развитие в Азии будет все более динамичным, ряд развивающихся стран достаточно скоро перейдут к конкуренции с развитыми странами на этой площадке. Сценарий «встречный кризис». Этот сценарий рассматривает ситуацию в мировой экономике как встречу двух кризисов: кризиса, связанного с вступлением развитыми странами в инновационную стадию развития, и кризиса экспортной модели догоняющего развития, которая поддерживается заниженными курсами и нарастающим притоком инвестиций. Невозможность поддерживать дальнейший рост экономики в рамках этой модели и необходимость переключиться на внутренний рынок является не менее серьезным вызовом для китайской экономики, чем нарастание двойного дефицита США. Встреча двух кризисов и сохраняющаяся неопределенность по поводу путей выхода из них ведет к затяжной фазе депрессивного развития, при котором темпы роста мировой экономики в течение 5-6 лет будут оставаться на уровне около 2-3%. Поиск путей выхода из кризиса со стороны развитых стран предопределит, с одной стороны, переход к политике сдерживания роста потребления, с другой – усиление позиций этих стран в качестве «экспортеров прогресса» (инновационная экономика). Это, в свою очередь, будет означать торможение роста спроса на продукцию развивающихся стран. На фоне сокращения темпов роста спроса со стороны развитых стран, ведущие развивающиеся экономики вынуждены будут перейти к стимулированию внутреннего потребления. Это приведет к значительным изменениям как сальдо в торговле между развитыми и развивающимися экономиками, так и в соотношении мировых валют. Таким образом, базовыми процессами, происходящими в мире, которые учтены при формировании стратегии социально-экономического развития Калининградской области, являются: 1. Стагнация как фиксация перехода от длительной фазы динамичного роста к фазе стабилизации объемов рынков. Основным следствием такой смены эпох становится смена целей и содержания социально-экономической активности; сокращение объема свободного капитала. Главным будет не расширение, а удержание за собой доли рынка; не быстрое разворачивание успешных видов производств, а их усложнение и поддержание конкурентоспособного уровня технологий и качества продукции, удержание за территорией полнособранных видов деятельности. Замедление темпов научно-технического прогресса и отсутствие очевидных новых отраслей, способных обеспечить рывок производительности труда, заставляют обратить внимание на укрепление позиций на существующих рынках, в мировом разделении труда. В общественной сфере стагнация будет означать снижение роли дефицита и эмиссии в стимулировании экономического роста, необходимость «жить по средствам». 2. «Новая индустриализация» как процесс обратный: а) развивавшемуся последние два десятка лет процессу аутсорсинга (переноса) производственных цепочек в страны с низкими издержками, б) финансовому капитализму и эмиссионной экономике. Необходимость обеспечить территории экономическую устойчивость требует от стран обратно собрать в своих руках всю цепочку от НИОКР и маркетинга до производства и реализации конечного продукта. Обесценивание финансовых активов повышает ценность материального производства. Главным локомотивом опять станет промышленный сектор. Источниками роста станут такие сектора как: биотехнологии, новые материалы (включая нанотехнологии), новые когнитивные технологии (технологизация мышления). 3. Сектор творческих индустрий (ТИ) - тот сектор экономики, который непосредственно зарабатывает деньги творчеством, где создание дополнительных смыслов приносит прибыль. Сюда относятся такие отрасли как кино-, видео-, фото-, музыкальная и звуко- индустрии, дизайн (графический, веб, средовой, архитектурный, одежды, мебели и др.), модная, событийная, клубная индустрии, медиа (издательская деятельность), реклама, сувениры, компьютерные игры (геймдев) и др. Несмотря на то, что доля этого сектора в экономике не превысит 3-5 процентов, он играет важную роль в развитии сервисной экономики, которая связана с тенденциями увеличения свободного времени у людей. По предварительным итогам анализа ТИ в Калининградской области можно говорить о следующих развитых направлениях: - компьютерные игры (гейм-девелопмент) - событийная индустрия (фестивали, мероприятия музеев, библиотек, клубов и культурных организаций, агентств и ассоциаций) - дизайн (графический, ювелирные изделия – янтарь, мебель, сувениры, одежда) - видео-продакшн, фотография, также звукозапись - издательская деятельность Для ярких представителей ТИ, лидеров своих направлений, ключевую роль играет связь с регионом, с местом обитания. Калининградская область – среда, способствующая развитию творческих идей и их воплощению в секторе креативной экономики. Регион не рассматривается как временный полигон пребывания для последующего прыжка в Москву или за пределы России. Несмотря на многие инфраструктурные недостатки и объективные трудности жизни в анклаве, люди искренне любят эту землю. Работа и жизнь здесь – их сознательный выбор. Такая осознанная позиция инициативных творческих людей, безусловно, является позитивным фактором, который будет способствовать дальнейшему развитию региона. Для достижения устойчивого роста, планирования и контролирования ситуации более чем на ближайшее будущее, разработана европейская стратегия экономического развития Евросоюза на ближайшие 10 лет – «Европа 2020». «Европа 2020» устанавливает три основных фактора укрепления экономики: - Разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях. - Устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции. - Всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия. Европейский Союз поставил перед собой пять амбициозных целей в следующих областях: занятость, инновации, образование, социальная интеграция и климат/энергетика, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Индикативные показатели по данным направлениям приведены в таблице 56:
Таблица 56. Закрепленные в Стратегии «Европа 2020» целевые индикаторы.
Для того, чтобы государства-члены смогли адаптировать стратегию «Европа 2020» к своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии. Для скорейшего развития и достижения поставленных целей ЕС считает приоритетными следующие 7 направлений деятельности: - «Инновационный Союз» - для улучшения условий и возможностей финансирования исследований и инноваций, чтобы гарантировать, что инновационные идеи будут использованы в товарах и услугах, что будет способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. - «Движение Молодежи» - для усиления результативности образовательных систем и способствования привлечению молодых людей на рынок труда. - «План развития цифровых технологий в Европе» - для ускорения повсеместного развития высокоскоростного интернета и предоставления возможностей участия в общем цифровом коммерческом пространстве для частных физических и юридических лиц. - «Целесообразное использование ресурсов в Европе» для того, чтобы сделать экономический рост независящим от ресурсов, способствовать переходу на экономику с низким содержанием углерода, увеличить использование источников возобновляемой энергии, провести модернизацию транспортного сектора и обеспечить разумное использование источников энергии. - «Индустриальная политика, направленная на глобализацию» - для улучшения предпринимательской среды, в особенности для среднего и малого бизнеса, для поддержки развития мощной и устойчивой промышленной базы для повсеместной глобализации. - «План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест» - для проведения модернизации рынков труда, чтобы дать людям возможность получать новые знания и навыки, чтобы увеличить возможность трудоустройства, улучшить соотношения спроса и предложения на рынках труда, включая трудовую мобильность. - «Европейская политика против бедности» - для того, чтобы социальное и территориальное взаимодействие было распространено на всей территории и достижения в сфере экономического развития и занятости населения помогали понижать уровень бедности по всему ЕС. Цели «Европы 2020» амбициозны, но достижимы. Они подкреплены конкретными предложениями государств-членов ЕС, которые утвердили свои национальные цели в каждой из этих областей. Конкретные действия, которые должны быть предприняты на уровне ЕС и на национальных уровнях, легли в основу данной стратегии. Политические, экономические и социальные инструменты ЕС, в особенности внутренний рынок, финансовые рычаги, инструменты внешней политики, силы экономического и валютного Союза, задействованы в устранении препятствий и достижении целей «Европы 2020». Таким образом, ЕС готов внести свой вклад в мировой экономический порядок. Направления деятельности, изложенные выше, являются приоритетными как для ЕС, так и для государств-членов. Так как стратегия требует мобилизации всех участников по всей Европе, в том числе и государств-соседей Калининградской области РФ, то данная европейская стратегия может служить хорошим ориентиром для региона. Кроме того, с 2014 года будут введены изменения в регламенты распределения бюджета ЕС. В этой части будут выделены 3 группы регионов Европейского Союза: - менее развитые регионы, чей ВВП (ВРП) на душу населения ниже 75% от среднего по ЕС-27; - переходные регионы, с ВВП (ВРП) между 75% и 90% от среднего по ЕС 27; - более развитые регионы, с ВВП (ВРП) выше, чем 90% от среднего по ЕС-27. Вторая категория на сегодняшний день покрывает 51 регион и более 72 млн. человек, включая те 20 регионов, которые по прогнозам к 2014 году перейдут из сегодняшней категории «менее развитых». При этом после 2014 года будут установлены следующие доли софинанирования реализуемых мероприятий за счет средств бюджета Европеского Союза: - «переходные регионы» - потолок 60 % софинансирования, - «более развитых регионов» потолок – 50 % софинансирования, - «менее развитых» - 85 % софинансирования. Поскольку с момента вступления Польши и Литвы в ЕС они были признаны странами «цели 2», или «менее развитыми», то они софинансировались из бюджета ЕС в пропорции 75/25. Изменение их статуса на «переходные», и, соответсвенно, снижение доли софинансирования из бюджета ЕС, видимо, будет иметь существенное значение для соседей Калининградской области. Очевидно, что основным «объектом» сравнения для Калининградской области являются регионы Балтийского моря, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При наличии общеевропейской Стратегии 2020, существует также и Стратегия развития Региона Балтийского моря, которая принята как политика для всех стран региона и, соответственно, бόльшая часть региональных инициатив являются консолидированными и направленными на достижение общих целей развития. В регионе проживают около 60 млн. человек, в наличии большое количество региональных и субрегиональных организаций, занимающихся выстраиванием общих политик и программ развития. По уровню ВВП российские регионы находятся в одной группе с прибалтийскими странами и Польшей. При этом уровень занятости в российских регионах самый высокий из всех стран Балтийского региона, а производительность труда – самая низкая. Еще одним показателем, по которому российские регионы существенно уступают всем странам региона – уровень коррупции. Основные показатели качества развития экономики и социальной сферы стран-соседей Калининградской области представлены в таблице 57.
Таблица 57. Основные показатели развития стран-соседей.
Необходимо, однако, учитывать тот факт, что в таблице 50 приведены данные по странам, в то время как Калининградская область является лишь одним из регионов (субъектов) СЗФО РФ. Общие «политико-экономические» тренды ЕС: диверсификация источников энергии (повышение доли возобновляемых источников, энергосбережение), повышение доли сектора R&D в производимой продукции, общественные инициативы по улучшению комфортности проживания (уровень социальных стандартов), повышение уровня социальной ответственности (вовлечение бизнеса в решение проблем общества), повышение региональной конкурентоспособности через развитие кластерных инициатив, улучшение предпринимательской среды и т.д. Также необходимо отметить существование в ЕС утверждённых планов развития в различных областях, прежде всего – общеевропейской транспортной системы, энергетики, сельского хозяйства и рыбной промышленности, образования и т.д. Для Калининградской области, которая ещё десять-пятнадцать лет назад присутствовала на схемах транспортного сообщения как часть паневропейских транспортных коридоров, весьма нежелательной является ситуация, когда из-за наличия значительного числа барьеров (как административных, так и технических) на этих коридорах, усиливается её изоляция через введение обходных путей сообщения (в частности, проект Rail Baltic, предусматривающий прямое ж/д сообщение стран Балтики с европейской железнодорожной сетью и соединение оси Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава-Берлин). То же самое происходит и с развитием общеевропейской энергетической сети, когда для диверсификации поставок электроэнергии в Литву ЕС финансирует строительство энергетического моста из Швеции. При этом не учитывается строительство Балтийской АЭС вблизи границ Литвы. Первая польская АЭС будет построена в Поморье вблизи Балтийского моря - окончательное решение по месту расположения АЭС будет принято до конца 2013 года, Польская энергетическая группа (PGE) определена правительством Польши инвестором первой атомной электростанции. Правительство Польши планирует в течение ближайших десяти лет построить еще две атомные электростанции общей мощностью 6 тыс МВт. Первый реактор планируется ввести в эксплуатацию к концу 2020 года. По предварительным оценкам, общая стоимость реализации проекта составит от 10 до 20 миллиардов долларов. Date: 2015-08-15; view: 367; Нарушение авторских прав |