Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. «Повестка дня» 2005-2008 гг. итоги





 

В связи с исчерпанием возможностей, созданных политической ситуацией в предыдущем периоде, естественным выглядит и пересмотр взглядов на принципы и стратегию развития Калининградской области.

На федеральном уровне изменения политических условий вокруг Калининградской области стали очевидными к началу 2000-х, когда реформированию подвергся ключевой механизм управления развитием региона - Особая экономическая зона. Группа разработчиков подготовила новый законопроект о Калининградской Особой экономической зоне. Смысл документа - в мягком «перепрофилировании» экономики области. В начале 2006 года законопроект был принят и вступил в юридическую силу. Новый закон предлагает полное освобождение инвесторов в экономику области от налогов на имущество и на прибыль (как в региональной, так и в федеральной его части) на первые шесть лет реализации инвестпроекта. Следующие шесть лет инвестор сможет платить налог по ставке 12%. В течение 10 лет инвесторы смогут выбирать между действующей системой льгот и новой. Через 10 лет таможенные льготы предполагалось полностью отменить.

Помимо двух режимов особой экономической зоны (таможенного и налогового) появился еще один канал развития региона Российской Федерации – участие в распределении нефтегазовых доходов, что повлияло на существенное увеличение объемов государственных субсидий в экономику области.

Проведя в 2001-2004 годах комплекс реформ разной направленности и оказавшись на гребне волны мировой конъюнктуры цен на энергоносители, к 2005 году Российская Федерация оказалась в ситуации профицитного бюджета, растущих золотовалютных резервов и возможности ставить перед собой средне- и долгосрочные задачи развития.

В 2000-2008 годах в экономике России наблюдается положительная динамика макроэкономических показателей:

- рост ВВП (7,8 % ежегодно) промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения,

- численность населения, живущего за чертой бедности сокращается с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007 году,

- уровень инфляции снижается с 25% до 12%,

- рост средней заработной платы с 1830 рублей до 15000 рублей,

- увеличение объема экспорта со 105 млрд. дол в год (в 2000) до 500 млрд. дол в 2008 году,

- увеличение иностранных инвестиций в экономику России почти в 10 раз.

Уверенный, стабильный рост макроэкономических показателей, с одной стороны, был связан с тем, что в 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Однако локомотивом экономики России в этот период были тенденции мировой экономики, а именно: рост цен на нефть.

Цена барреля за рассматриваемый период выросла более чем в 5 раз. Кроме этого, объем добываемой нефти вырос в полтора раза с 328 млн. тонн в 2000 году до 424 в 2008 году.

В 2000-2008 годах нефть дорожала на 25-30 процентов в год, а экономика России росла в среднем на 8 процентов. Эксперты, отмечают, что подорожание нефти на 10 процентов ускоряет рост экономики России на 0,9 процентного пункта в течение 12 месяцев. Кроме устойчивого роста макроэкономических показателей, наблюдались также следующие характерные особенности:

Изменение структуры экспорта в сторону увеличения количества экспортируемого сырья. То есть, если в 2000 году в общем объеме экспорта минеральные ресурсы составляли 54%, то в 2006 уже 66%. Также уменьшалась доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта (с 9 до 5,8 %).

Рост степени социального расслоения населения (увеличение разрыва между доходами самых богатых и самых бедных граждан РФ).

Таким образом, с уверенностью можно говорить, что экономический рост 2000-2008 был вызван в первую очередь удорожанием нефти и газа, увеличением объемов экспорта сырья и привлечением иностранных инвестиций.

Растущие возможности федерального бюджета в середине 2000-х начали направляться на дофинансирование, преобразование и развитие бюджетных отраслей (национальные проекты, прежде всего), т.е. на рост расходов бюджетов, и на эксперименты в области модернизации экономики (государственные корпорации). Поскольку большая часть социальных расходов относилась к полномочиям субъектов РФ, часть роста доходов консолидированного бюджета Российской Федерации перенаправлялась в регионы.

В 2005-2008 гг. Калининградская область активно участвовала в распределении возрастающих доходов страны по нескольким направлениям, которые были успешно реализованы Правительством области того периода:

1. Финансирование из федерального бюджета, связанного с реформированием общественных секторов и стимулированием субъектов РФ к реализации государственной политики. Субсидии из федерального бюджета выросли с 2005 по 2008 год более чем в 4 раза, что отражено в таблице 49.

 

Таблица 49. Доходы бюджета Калининградской области и объем субсидий из федерального бюджета в 2005-2008 гг.

         
Доходы без субвенции        
Субсидии        

 

 

2. Локализация распределенных нефтегазовых доходов, прежде всего, за счет роста рынка недвижимости и земли (в первую очередь как спекулятивных форм капиталовложений).

Стоимость цен на жилье выросла за период с 2005 по 2008 год в 3 раза. В таблице 50 отражена динамика показателей строительного комплекса.

 

Таблица 50. Динамика показателей строительного комплекса и цен на жилье в 2005-2008 гг., руб.

         
Цены на жилье на первичном рынке 15740,47 18905,47 37842,65 44204,72
Цены на жилье на вторичном рынке 13402,54 16697,53 25552,89 39170,05
Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв.м.        
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млн. руб.        
Объем выпуска строительных материалов, млн. руб.        

 

Поступления арендных платежей за землю и земельного налога в тот же период выросли более чем в 3 раза таблица 51.

 

Таблица 51. Поступления платежей за землю2005-2008 гг., млн. руб.

         
Арендная плата 313,8 845,3 1088,35  
Налог на землю 107,7 193,7 323,1 346,4

 

3. Рост производств, обеспечивающих растущее потребление России, чему не мало способствовали действующие режимы особой экономической зоны. Эта тенденция в экономике региона (как и России) поддерживалась ростом мировой экономики и процессами аутсорсинга производств из стран Западной Европы, США и т.п. в развивающиеся страны.

К 2008 году по производству целого ряда товарных позиций Калининградская область занимала ведущее место в экономике Российской Федерации. Были сформированы новые, успешно развивающиеся отрасли: электронная, автомобилестроительная, пищевая, мебельная.

Валовая продукция, промышленное производство, что отражено в таблице 52, за последние годы росли в области темпами, существенно превышавшими среднероссийские. Кроме того до 2009 года отмечены высокие темпы роста инвестиций в основной капитал.

 

Таблица 52. Динамика роста экономики региона в 2005-2008 гг. (в % к предыдущему году)

         
Индекс физического объема ВРП 103,6 115,3 119,9 104,7
Индекс промышленного производства 127,4 166,6 134,8 104,3
Инвестиции в основной капитал 29958,5 32595,6 46191,6  

 

Рост экономики способствовал увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета, что показано в таблице 53.

Таблица 53. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Калининградской области в 2005-2008 гг., млн. руб.

         
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета 7536,1 9598,1 11522,2 14952,8

 

Таким образом, за счет сочетания мировой конъюнктуры, реализации федеральной политики и умелого включения в нее со стороны региональных властей Калининградская область из «особого» региона превратилась в рядовой регион Российской Федерации, который старался обеспечивать свое опережающее развитие за счет активного участия в финансируемых федеральных проектах и программах.

 

Date: 2015-08-15; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию