Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. «Повестка дня» 2005-2008 гг. итоги
В связи с исчерпанием возможностей, созданных политической ситуацией в предыдущем периоде, естественным выглядит и пересмотр взглядов на принципы и стратегию развития Калининградской области. На федеральном уровне изменения политических условий вокруг Калининградской области стали очевидными к началу 2000-х, когда реформированию подвергся ключевой механизм управления развитием региона - Особая экономическая зона. Группа разработчиков подготовила новый законопроект о Калининградской Особой экономической зоне. Смысл документа - в мягком «перепрофилировании» экономики области. В начале 2006 года законопроект был принят и вступил в юридическую силу. Новый закон предлагает полное освобождение инвесторов в экономику области от налогов на имущество и на прибыль (как в региональной, так и в федеральной его части) на первые шесть лет реализации инвестпроекта. Следующие шесть лет инвестор сможет платить налог по ставке 12%. В течение 10 лет инвесторы смогут выбирать между действующей системой льгот и новой. Через 10 лет таможенные льготы предполагалось полностью отменить. Помимо двух режимов особой экономической зоны (таможенного и налогового) появился еще один канал развития региона Российской Федерации – участие в распределении нефтегазовых доходов, что повлияло на существенное увеличение объемов государственных субсидий в экономику области. Проведя в 2001-2004 годах комплекс реформ разной направленности и оказавшись на гребне волны мировой конъюнктуры цен на энергоносители, к 2005 году Российская Федерация оказалась в ситуации профицитного бюджета, растущих золотовалютных резервов и возможности ставить перед собой средне- и долгосрочные задачи развития. В 2000-2008 годах в экономике России наблюдается положительная динамика макроэкономических показателей: - рост ВВП (7,8 % ежегодно) промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, - численность населения, живущего за чертой бедности сокращается с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007 году, - уровень инфляции снижается с 25% до 12%, - рост средней заработной платы с 1830 рублей до 15000 рублей, - увеличение объема экспорта со 105 млрд. дол в год (в 2000) до 500 млрд. дол в 2008 году, - увеличение иностранных инвестиций в экономику России почти в 10 раз. Уверенный, стабильный рост макроэкономических показателей, с одной стороны, был связан с тем, что в 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Однако локомотивом экономики России в этот период были тенденции мировой экономики, а именно: рост цен на нефть. Цена барреля за рассматриваемый период выросла более чем в 5 раз. Кроме этого, объем добываемой нефти вырос в полтора раза с 328 млн. тонн в 2000 году до 424 в 2008 году. В 2000-2008 годах нефть дорожала на 25-30 процентов в год, а экономика России росла в среднем на 8 процентов. Эксперты, отмечают, что подорожание нефти на 10 процентов ускоряет рост экономики России на 0,9 процентного пункта в течение 12 месяцев. Кроме устойчивого роста макроэкономических показателей, наблюдались также следующие характерные особенности: Изменение структуры экспорта в сторону увеличения количества экспортируемого сырья. То есть, если в 2000 году в общем объеме экспорта минеральные ресурсы составляли 54%, то в 2006 уже 66%. Также уменьшалась доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта (с 9 до 5,8 %). Рост степени социального расслоения населения (увеличение разрыва между доходами самых богатых и самых бедных граждан РФ). Таким образом, с уверенностью можно говорить, что экономический рост 2000-2008 был вызван в первую очередь удорожанием нефти и газа, увеличением объемов экспорта сырья и привлечением иностранных инвестиций. Растущие возможности федерального бюджета в середине 2000-х начали направляться на дофинансирование, преобразование и развитие бюджетных отраслей (национальные проекты, прежде всего), т.е. на рост расходов бюджетов, и на эксперименты в области модернизации экономики (государственные корпорации). Поскольку большая часть социальных расходов относилась к полномочиям субъектов РФ, часть роста доходов консолидированного бюджета Российской Федерации перенаправлялась в регионы. В 2005-2008 гг. Калининградская область активно участвовала в распределении возрастающих доходов страны по нескольким направлениям, которые были успешно реализованы Правительством области того периода: 1. Финансирование из федерального бюджета, связанного с реформированием общественных секторов и стимулированием субъектов РФ к реализации государственной политики. Субсидии из федерального бюджета выросли с 2005 по 2008 год более чем в 4 раза, что отражено в таблице 49.
Таблица 49. Доходы бюджета Калининградской области и объем субсидий из федерального бюджета в 2005-2008 гг.
2. Локализация распределенных нефтегазовых доходов, прежде всего, за счет роста рынка недвижимости и земли (в первую очередь как спекулятивных форм капиталовложений). Стоимость цен на жилье выросла за период с 2005 по 2008 год в 3 раза. В таблице 50 отражена динамика показателей строительного комплекса.
Таблица 50. Динамика показателей строительного комплекса и цен на жилье в 2005-2008 гг., руб.
Поступления арендных платежей за землю и земельного налога в тот же период выросли более чем в 3 раза таблица 51.
Таблица 51. Поступления платежей за землю2005-2008 гг., млн. руб.
3. Рост производств, обеспечивающих растущее потребление России, чему не мало способствовали действующие режимы особой экономической зоны. Эта тенденция в экономике региона (как и России) поддерживалась ростом мировой экономики и процессами аутсорсинга производств из стран Западной Европы, США и т.п. в развивающиеся страны. К 2008 году по производству целого ряда товарных позиций Калининградская область занимала ведущее место в экономике Российской Федерации. Были сформированы новые, успешно развивающиеся отрасли: электронная, автомобилестроительная, пищевая, мебельная. Валовая продукция, промышленное производство, что отражено в таблице 52, за последние годы росли в области темпами, существенно превышавшими среднероссийские. Кроме того до 2009 года отмечены высокие темпы роста инвестиций в основной капитал.
Таблица 52. Динамика роста экономики региона в 2005-2008 гг. (в % к предыдущему году)
Рост экономики способствовал увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета, что показано в таблице 53. Таблица 53. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Калининградской области в 2005-2008 гг., млн. руб.
Таким образом, за счет сочетания мировой конъюнктуры, реализации федеральной политики и умелого включения в нее со стороны региональных властей Калининградская область из «особого» региона превратилась в рядовой регион Российской Федерации, который старался обеспечивать свое опережающее развитие за счет активного участия в финансируемых федеральных проектах и программах.
Date: 2015-08-15; view: 345; Нарушение авторских прав |