Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Повестка 2008-2010 гг.: вступление России в ВТО. Финансово-экономический кризис и его последствия





Созданная преференциями экономика Калининградской области в 2008-2009 годах получила два серьезных удара:

Первый был связан с стремлением России расширить свой рынок и войти в большие экономические объединения, т.е. с принятием решений о вступлении России в ВТО и созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Принятые на себя Российской Федерацией обязательства по приведению своего регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с принципами ВТО фактически отменяют «исключительность» региона и возможность для дальнейшего существования в нем режима таможенных льгот. Это делает 10-летний переходный период 16-ФЗ бесповоротным. Второй удар вызван мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг., который отразился на экономике региона не менее, чем на экономике мира и России.

Оба этих фактора являются ключевыми не только для корректировки стратегии развития региона. Они разрушают искусственно созданную в Калининградской области экономическую «теплицу» и заставляют заново включить в сферу своего внимания внешний контексты (как российские, так и мировые), их мониторинг и учет в действиях по развитию области. Корректировка стратегии требует понимания природы мирового финансово-экономического кризиса, его последствий и обрисовки образа посткризисного мира.

 

Последствия вступления России в ВТО для особой экономической зоны в Калининградской области. Всемирная торговая организация (ВТО), англ. World Trade Organization (WTO) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов и являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированными их парламентами.

На сегодняшний день в ВТО состоят 153 страны, на долю которых приходится 95% мирового торгового оборота.

Основное содержание норм международного права в области внешнеэкономической деятельности, закрепленных в соглашениях ГАТТ/ВТО, заключается в недопустимости применения государствами-участниками ВТО такого регулирования, которое является недобросовестной конкуренцией между государствами. При этом под понятие «недобросовестной конкуренции» подпадают экспортные субсидии, экономические дотации национальным производителям, включая предоставление различного рода освобождений от уплаты пошлин и налогов, а также иные меры государственного регулирования, которые могут нарушить рыночный принцип мировой торговли, основанной на честной и добросовестной конкуренции.

В международной практике российскому понятию «особая экономическая зона» соответствует термин «свободная зона», под которой в свою очередь понимается «свободная таможенная зона». Определение «свободной зоны» закреплено Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая вступила в силу в 1974 году. Положения указанной конвенции значимы для России, поскольку являются исходными при формулировке обязательств государств-членов ВТО.

Согласно Киотской конвенции, «свободная зона» - это часть территории государства, где любые ввезенные товары во всем, что касается импортных пошлин и налогов, обычно рассматриваются как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля. Приведенное понятие «свободной зоны» играет важную роль в оценке мер регулирования, используемых государством во внешнеторговой деятельности. В той же конвенции установлены стандарты регулирования отношений по созданию свободной зоны, которые служат ориентиром для законотворческой деятельности государств, следующих международным стандартам.

В российской практике понятие «свободная [экономическая] зона» к середине 1990-х годов было заменено понятием «особая экономическая зона» (ОЭЗ), которое используется в качестве синонима «свободной зоны».

ОЭЗ или их аналоги существуют во многих странах, являющихся членами ВТО. При этом какой-либо особый режим для ОЭЗ нормативными документами ВТО не предусмотрен. Создание и функционирование ОЭЗ регулируется общими положениями соглашений ВТО, относящихся к торговле товарами. Поэтому существование ОЭЗ на территории Калининградской области само по себе не является препятствием для вступления России в ВТО.


Можно выделить следующие требования ВТО, которые затрагивают деятельность ОЭЗ:

- деятельность любых ОЭЗ должна осуществляться в рамках правил ВТО, и правительство страны должно обеспечить применение норм ВТО в ОЭЗ;

- право создания и деятельности экономических операторов в ОЭЗ не должно увязываться с требованиями по экспортным показателям и торговому балансу, а также обязательным использованием в производстве сырья или материалов определенного (национального) происхождения (статья III ГАТТ-1994, национальный режим);

- товары, экспортируемые из ОЭЗ на остальную таможенную территорию государства, и (или) импортные компоненты произведенных в ОЭЗ товаров должны подпадать под нормальный таможенный режим, т.е. в полном объеме облагаться таможенными и налоговыми платежами (Статья I, режим наибольшего благоприятствования и Статья III ГАТТ-1994).

Именно последнее требование входит в противоречие с исторически сложившейся экономической моделью импортозамещения, которая была сформирована в Калининградской области после принятия Федерального закона № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22.01.1996 г. и до настоящего времени характерна для деятельности многих калининградских производителей.

Вместе с тем, принципы государственного регулирования ОЭЗ, которые применяются странами-членами ВТО, в первую очередь касаются условий деятельности предприятий-резидентов ОЭЗ (налоговые и иные льготы при их создании и функционировании), а не перемещения произведенных в них товаров через границы ОЭЗ (таможенные льготы). Поскольку, как указывалось выше, базовые правила ВТО (ГАТТ-1994) направлены на регулирование перемещения товаров, а не на контроль за деятельностью экономических операторов, деятельность тех ОЭЗ, которые в настоящее время функционируют на территории стран-членов ВТО, не вступает в противоречие с основополагающими принципами ВТО.

Проблема несоответствия правового режима, установленного для ОЭЗ в Калининградской области Федеральным законом № 13-ФЗ, нормам международной торговли стала очевидной для российских законодателей еще в конце 1990-х годов. На тот момент закон предусматривал создание режима внешнеэкономической деятельности, неизвестного мировому праву, а прописанные в нем особенности ОЭЗ местами вообще выходили за рамки правового регулирования. Кроме того, закон, по сути, выводил ОЭЗ в Калининградской области из-под федерального таможенного регулирования, поскольку вопросы ее функционирования решали не таможенные власти, а областная дума (ст. 3 Закона). Ко всему прочему, льготы, которые предоставлял закон местным производителям, являлись нарушением базового принципа ВТО, согласно которому «ни одна страна не может получить лучших условий для доступа на рынок, чем имеют другие страны».

Именно необходимость приведения отечественной нормативной базы в соответствие с требованиями международных правовых актов стало одной из причин принятия Федерального закона № 16-ФЗ ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 г.

При этом ряд положений нового закона посвящен описанию механизма перехода от модели импортозамещения к практике предоставления налоговых льгот резидентам ОЭЗ при условии их соответствия ряду основных критериев. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ, ранее действовавший режим может применяться в отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность в соответствии со «старым» законом об ОЭЗ, в течение десяти лет, т.е. до 2016 года.


В настоящее время со стороны ВТО получено принципиальное согласие по вопросу сохранения указанного режима для калининградских импортозамещающих производств в течение установленного законом «переходного периода». Однако после 2016 года Правительству России придется использовать иные методы поддержки местных производителей, так как представители стран-членов ВТО выражают резко отрицательное отношение к продолжению практики беспошлинного импорта в область.

Что касается действующей редакции закона об ОЭЗ, то льготы, которые предоставлены Калининградской области, должны сохраниться. В ходе вступления в ВТО Правительство России не намерено менять этот закон, и данная позиция нашла понимание у партнеров России по переговорам. Вместе с тем, если говорить об увязке норм российского законодательства об ОЭЗ в Калининградской области с нормами ВТО, действующая редакция закона снимает значительное количество проблемных вопросов, которые содержались в его «старой» версии.

Наряду с явными угрозами вступление в ВТО может принести Калининградской области ряд выигрышей. В первую очередь, это относится к проведению более ответственной и предсказуемой тарифной политики со стороны государства. В результате станет возможным исключить повторение недавней истории, когда резкое снижение ввозных таможенных пошлин на импортные комплектующие привело к фактической ликвидации кластера производителей бытовой электроники, который на тот момент успешно развивался в области. Как и в случае с налогами, предсказуемость и стабильность имеют здесь гораздо более важное значение, чем наличие временных преференций. Дополнительные аргументы могут получить также те предприятия, чья деятельность ориентирована на экспорт: после вступления России в ВТО для них станет возможным инициировать международные разбирательства в случае, если их товары будут подвергаться торговой дискриминации на рынках иных государств. В данном вопросе необходимую правовую поддержку региональным производителям должны оказать эксперты Калининградской торгово-промышленной палаты, а также профильные министерства и ведомства регионального правительства. Скорее всего, серьезным изменениям также будут подвергнуты существующие процедуры таможенного администрирования и фитосанитарного контроля, которые будут постепенно приводиться в соответствие с требованиями международных норм.

В любом случае, дальнейшее экономическое развитие области напрямую зависит от способности местных производителей конкурировать с западными предприятиями, что в свою очередь стимулирует технологическую модернизацию региональной экономики, ускоряет процесс внедрения современных технологий и запуск новых инновационных проектов.


Можно сказать, что вступление России в ВТО является своеобразным вызовом для существующей в регионе экономической модели и выступает в роли макроэкономического теста, призванного проверить региональную экономику на эффективность и жизнеспособность. Завершение переговорного процесса неизбежно ускорит процесс «естественного отбора» среди хозяйствующих субъектов Калининградской области и будет способствовать выделению из их общего числа наиболее «продвинутых» структур, деятельность которых будет в значительной степени определять лицо региональной экономики в течение последующих 10-15 лет. При этом приоритетом промышленной политики, проводимой региональным правительством, на ближайшие годы должна стать не только всесторонняя поддержка уже существующих «точек роста», но и создание условий для появления новых производств и целых отраслей.

Мировой финансовый кризис и его последствия. К 2008 году расхождение между темпами эмиссии и темпами роста экономики стало таким, что привело к кризису доверия к фондовым рынкам и финансовым активам. Массовый вывод средств из них привел к инфляции, падению рынка ценных бумаг, страхования, ипотеки и т.п., т.е. всего мирофого финансового механизма. В пределе падение должно было продолжаться до тех пор, пока не будет нивелирована «избыточная» часть мировой экономики.

Однако после резких падений рынков в 2008-2009 гг. лидеры мировой экономики, за неимением другой стратегии, вернулись к единственному известному механизму – эмиссионному поддерживанию своих экономик.

Несмотря на то, что технически мировая экономика вышла из рецессии еще в середине 2009 г., вопрос о завершении глобального кризиса следует считать открытым. Преодоление острой фазы кризиса проходило за счет активной антикризисной макроэкономической политики правительств ведущих экономик, направленной на решение тактических краткосрочных задач. Эта политика привела к формированию новых рисков: высокие дефициты бюджетов и накопление государственного долга порождают проблему бюджетной устойчивости и устойчивости мировых резервных валют.

Активисткая политика государств во время острой фазы кризиса привела к тому, что структурные проблемы этот кризис породившие, были фактически заморожены. В результате дисбалансы в мировой экономике не были купированы, но скорее приобрели еще более острый характер. Главной проблемой является финансирование текущего уровня потребления ведущих стран Запада за счет наращивания долга поставщикам сырья и промышленных товаров. Вместе с тем динамичный рост развивающихся стран обеспечен именно этой «долговой» схемой. Затягивание кризисной ситуации и ее искусственное замедление за счет продолжения эмиссии создает условия стагнации и приводит к перманентному повторению кризисных явлений, масштаб которых с предприятий и банков вырос до уровня государств (Греция, Испания и т.д.). Противоречия между привычными моделями потребления, госрасходов, социальной политики и требованиями на сокращение «долговых» схем, накопленного дефицита бюджетов подталкивают к пересмотру базовых социально-экономических моделей (яркий пример – Греция, которая под давлением кредиторов поставлена перед необходимостью резкого изменения государственной политики относительно расходов бюджета).

Что касается Российской Федерации, перспективы рынка энергоресурсов являются ключевым вопросом для оценок экономических условий развития российской экономики. Большинство прогнозов сходятся в том, что тенденция изменения ценовых пропорций носит долгосрочный характер: цены на ресурсы будут расти в связи с ростом спроса на них, в то время как цены на промышленные товары буду сдерживаться быстро растущим предложением со стороны развивающихся стран. В то же время темпы роста цен на ресурсы в последние годы значительно превосходил темпы роста спроса на них. А это означает, что в рамках долгосрочного сценария возможны серьезные краткосрочные и среднесрочные корректировки цен.

Кроме того, в среднесрочном периоде существует серьезный риск значительного структурного снижения цен на энергоресурсы.

Помимо спроса со стороны быстро растущих развивающихся стран на цены сырьевых товаров оказывают влияние еще два фактора - спрос со стороны развитых стран и предложение (производственные мощности) в сырьевых секторах. Развитый мир в ближайшие 5-7, а возможно и 10 лет, будет находиться в режиме низкого роста или стагнации. В этих условиях роста спрос на ресурсы будет замедляться. Кроме того, в условиях высоких цен повышаются стимулы к энергосбережению, что также будет способствовать сокращению спроса.

Со стороны же предложения, ответом на высокие цены и аномальную рентабельность будет ввод новых месторождений, а также массированные инвестиции в новые технологии добычи и переработки (битумные пески, сланцевый газ, развитие инфраструктуры СПГ, расширение использования альтернативных источников энергии). Эти тенденции развиваются уже не первый год, а их результатом станет сокращение предельных издержек.

Поэтому правомерно говорить о том, что чем более затягивается период завышенных цен на сырьевые товары (по отношению к покупательной способности и издержкам производства), тем сильнее стимулы как со стороны спроса так и со стороны предложения к снижению долгосрочной равновесной цены. Это особенно верно для ситуаций, когда высокие цены обусловлены проблемами со стороны предложения.

Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.

Оцененная с этой точки зрения, конкурентоспособность российской экономики в последние годы снижалась. За эти годы Россия превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди динамично развивающихся стран (рост ВВП на душу населения по ППС в долларах 2005 г. с 8613 долл. в 2000 г. до 13611 долл. в 2009 г.), что предопределяет относительно высокие издержки на труд. В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия не только не демонстрировала прогресса, но и заметно ухудшила свое положение как за счет абсолютного ухудшения некоторых показателей, так и за счет недостаточного динамизма в улучшении других показателей по сравнению с другими развивающимися странами. Так, в рейтинге оценки условий ведения бизнеса (Doing Business) Россия в те же годы опустилась на 26 позиций (с 97 на 123 место). Таким образом, по уровню «богатства» Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с наиболее «бедными» (Индия, Индонезия). Эта разнонаправленная динамика и создает «ножницы конкурентоспособности» российской экономики. В отличие от низкодоходных стран, издержки плохого делового климата не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы.

Предкризисный 2008 год стал самым удачным для России за последние пять лет с точки зрения позиции в индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК), рассчитываемом по методике Всемирного экономического форума. Однако в 2009 г. Россия спустилась сразу на 12 позиций — с 51 на 63 место и в 2010 г. осталась на той же 63 строчке. Среди стран БРИКС Россия на сегодняшний день демонстрирует худшие показатели, оставаясь далеко позади Китая (27 в 2010 г.) и уступая Индии (51), ЮАР (54) и Бразилии (58).

Традиционными «провалами» конкурентоспособности остаются слабость институтов, низкая эффективность товарного рынка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка, а также продвинутость бизнеса. Положение дел в этих сферах указывает на наличие серьезных диспропорций. Так, например, исключительно низкий показатель эффективности товарного рынка (123 место из 139 стран в 2010 г.) может рассматриваться в качестве аргумента тех, кто считает курс рубля фундаментально завышенным. Показатели развития финансового рынка (125 место) также, видимо, отражают серьезные структурные проблемы. Масштаб разрыва между средними показателем России (63 место) и показателем эффективности институтов (118) указывает на кризис модели социального развития.

Особо следует отметить сферы, где положение ухудшилось по итогам кризиса. Это, прежде всего, оценка макроэкономической стабильности (29 место в 2008 г. и 79 в 2010 г.). Кризис продемонстрировал принципиальную ограниченность механизмов, обеспечивавших макроэкономическую стабильность в предкризисные годы. Эти механизмы не способны противостоять масштабным колебаниям нефтяных цен в условиях нестабильности (изменения на 30% в течение месяца); фактический профицит бюджета выглядит условным, в то время как структурный дефицит – фундаментальным фактором. Похоже, что переоценка макроэкономической ситуации в России со стороны инвесторов носит долговременный характер и уже отражается в текущих тенденциях (отток капитала на фоне роста цен на нефть).

Нельзя не отметить резкого падения оценок эффективности рынка труда (27 место в 2008 г. и 57 в 2010 г.). Это прямое следствие активной социальной антикризисной политики: в противоположность ситуации 1998 г., при значительном падении ВВП реальные располагаемые доходы сокращались по итогам нынешнего кризиса незначительно, а оперативной реакции рынка труда на снижение спроса со стороны занятости препятствовали административные и политические меры.

Экономика Калининградской области также как и экономика России почувствовала на себе последствия кризиса 2008-2009 гг. как показано в таблице 54.

 

Таблица 54. Отдельные показатели социально-экономического развития Калининградской области в 2007-2011 годах

№ п/п Показатели Единица измерения Годы
         
  Численность населения тыс. чел. 937,4 937,4 937,6 941,5 944,3
  Валовой региональный продукт млн. руб. 143927,7   169519,6    
  Индекс ВРП, в сопоставимых ценах к предыдущему году % 119,9 104,7 91,5 107,6 108,0
  ВРП на душу населения Тыс. руб. 153,5 191,2 180,8 207,2 240,5
  Инвестиции в основной капитал млн. руб. 46191,6 67040,8 60463,1 55877,1 68957,9
  Индекс роста оборота розничной торговли к предыдущему году % 118,9 115,1 101,5 101,0 102,0
  Индекс промышленного производства % 114,4 101,8 95,3 117,0 118,0
  Уровень безработицы (по методике МОТ) % 3,4 8,7 10,9 10,6 9,2

 

Накопленные резервы и антикризисные меры, наравне с быстро выровнявшимися в краткосрочном периоде ценами на нефть, позволили Российской Федерации плавно пройти первую фазу кризиса в 2008-2009 гг.

Вместе с тем, сокращение мировой экономики, потеря доверия к финансовым рынкам, неопределенность для инвестиций сказались и на экономике России и на экономике Калининградской области. Несмотря на некоторое восстановление в 2010-2011 гг. в долгосрочном периоде последствия мирового финансового кризиса будут определять основные тенденции в мире.

Еще одним следствием кризиса для региона стало сокращение возможностей федерального бюджета и как следствие сокращение федерального финансирования региональных проектов. Баланс бюджета расширенного правительства РФ в I квартале 2008 — IV квартале 2010 года, в процентах от ВВП представлен в таблице 53.

Таблица 55. Баланс бюджета расширенного правительства РФ в I квартале 2008 — IV квартале 2010 года, % ВВП

  I II III IV
  11,2   12,2 -13,3
  2,7 -8,6 -3,5 -13,6
  2,5 0,3 -1,4 -14,0

 

Это поставило под вопрос ранее осуществлявшуюся стратегию регионального управления, ориентированную на федеральные бюджетные инвестиции.







Date: 2015-08-15; view: 479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию