Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Steven J. Stein, Ph.D and Howard E
Стивен Стейн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success Издание 2000 года. Издательство: Stoddart Publishing Co. Limited Перевод Маргариты Маркус, mmarkus(a)bgu.ac.il Замечание переводчика Термины "эмоциональная культура", "эмоциональный интеллект" и"эмоциональные способности" здесь употребляются как эквивалентные. Лично япредпочитаю первый, поскольку он подразумевает развитие и воспитаниеврожденных способностей, подобно, скажем, музыкальной культуре и т.д. Рита МаркусВведение Вышедшая в 1995 г. книга Даниеля Гольмана " Эмоциональная культура:почему она может иметь большее значение, чем IQ " пробудила горячий интерес кроли, которую играет в нашей жизни эмоциональная культура. Гольман сделалвеликолепный обзор многолетних исследований в психологии деятельности иобщения, изложив эту тему широкому читателю в последовательной и доступнойформе. Резонанс был потрясающим. Наконец-то так называемые тонкие навыки,которые так сильно определяют наш успех, были выведены из тени и попали вцентр внимания авторитетных деятелей образования, деловых людей и средствинформации. В ответ на бурно вспыхнувший спрос на рынок поступило множество другихкниг. Однако многие из них не опирались на исследования, проведенные посовременным научным методикам, а просто излагали взгляды авторов, не слишкомзаботясь о доказательствах. Эти книги, полные широких обещаний иодносторонних выводов, угрожают подорвать доверие к главным идеямэмоциональной культуры. Но эмоциональная культура - не причуда и не мимолетное модное веяние. Иона даже не такая уж новость, как многие считают. Она кажется новинкойтолько потому, что была отодвинута в сторону, когда двадцатое столетиезациклилось на научных данных и рационализме любой ценой. Только недавнообщественные науки заинтересовались и плотно занялись эмоциональнымисторонами личности и поведения, которые ранее считались неподдающимисяидентификации, измерению и полному пониманию. Сейчас их все более признаютрешающими факторами эффективного функционирования и на работе, и в нашейличной жизни. Хорошие взаимоотношения и сотрудничество являются ключом кнашему успеху в каждой области человеческой деятельности, от развитиявзаимной привязанности между родителями и детьми и до умения менеджерараскрыть лучшие способности своих работников. Фактически одно из самых значительных продвижений в изученииэмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р РеувенБар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этойобласти. Его заинтересовал ряд основных вопросов. Почему одни людиэмоционально более благополучны, чем другие? Почему некоторые люди болеедругих способны достичь успеха в жизни? И - что наиболее важно - почемуодни, наделенные высочайшими интеллектуальными способностями, терпят в жизнинеудачи, в то время как другие, более скромно одаренные, преуспевают? К 1985г. он уже полагал, что нашел частичный ответ на эти вопросы: уровень техсвойств личности, которые он назвал личным коэффициентом эмоциональности,или эмоционального интеллекта (Emotional Quotient - EQ); термин являетсяочевидным аналогом IQ, давно известного комплекса когнитивных и мыслительныхспособностей, или коэффициента интеллекта. Это была интересная гипотеза, но она оставалась непроверенной, покаРеувен не разработал инструмент, который стал известен как бар-оновский EQ-i (Emotional Quotient inventory). Он полагал, что эмоциональная культура(способности) состоит из набора перекрывающихся, но отчетливо различающихсяумений и установок, которые могут быть собраны в пять общих областей или"сфер", далее подразделенных на пятнадцать составных частей, отдельныхспособностей, в каждой можно установить определенный принцип количественнойоценки, или "шкалу". Даже когда EQ-i был еще в пеленках, Бар-Он интуитивночувствовал, что эмоциональные способности, для измерения которых этот тестразрабатывается, являются даже более важными, чем традиционные когнитивныеспособности, когда дело доходит до умения успешно справляться с требованиямижизни, и что со временем это будет доказано. В то время как Реувен работал над составлением своего теста, мы былизаняты каждый в своей области. Как ни странно, хотя мы к тому времени еще невстретились, каждый из нас постепенно проникался такими же убеждениями.Стивен, со своей стороны, основал Multi-Health Systems (MHS), издательство,которое публиковало широкий выбор психологических тестов и другие материалы.Эти тесты играли (и продолжают играть) крайне значительную роль. Однако,почти по определению, они имели дело, тем или иным образом, с негативом -отрицательными сторонами человека - так как идентифицировали и оцениваливсякие виды психологических затруднений, неполноценности и других проблем. Между тем начало развиваться направление, известное как позитивнаяпсихология, которое со временем получило широкое признание. Многиепрактикующие врачи стали убеждаться, что для лечения, например, депрессиилучше сначала выявить, что пациент умеет и хорошо знает, и строить на этомтактику лечения. Область, в которой человек хорошо функционировал, можетпослужить средством существенного улучшения его состояния и указать путь кпостепенному излечению. Примерно в это время Стивен Стайн был представлен Реувену Бар-Он,который тогда пытался заинтересовать североамериканских издателей своим ещене вполне оконченным EQ-i. Стивен сразу увлекся этой идеей, так как Реувенрассматривал ряд четко определяемых навыков, которые могут быть еще улучшеныпрактикой - зеркальное отображение того, над чем работал Стивен. Тест EQ-i казался многообещающим. Если Реувен прав, это было бы полезно для каждого.Поэтому издательство MHS начало собирать данные, вытекающие из идей Реувена,но основанные на североамериканском материале. В то время как эта работа уже разворачивалась, на Говарда Букапроизвела большое впечатление та важность, какую позитивная психологияпридает необходимости укреплять положительные эмоциональные способности. (Вклинике Меннингер - знаменитом психиатрическом заведении, расположенном вТопека, Арканзас, в котором имеется отделение для консультаций менеджерам -действует прекрасный лозунг: " Чтобы ваше состояние улучшалось, вам не нужноперед этим заболеть."). Работая консультантом по совершенствованиюорганизационных структур, он был поражен фактом, что многие из проблем,стоящих перед фирмами, которые просили его совета, не имели ничего общего нис финансами, ни со стратегическим планированием, ни с бухгалтерией. Они былипоследствиями неверной и/или недостаточной информации, или неспособностилюдей понять, как функционируют они сами и другие, или в неумении увидетьвещи с точки зрения другого человека и понимать, как на него действуют твоипоступки. Он еще не слышал такого термина, как эмоциональные способности; онпросто обдумывал свои собственные наблюдения - до тех пор, пока книгаДаниэля Гольмана не помогла выкристаллизоваться его собственным мыслям.Теперь он нашел слова для выражения того, с чем имел дело. Однажды, в летнем лагере своего сына, он понял, что прислушивается кразговору, в котором некто (как оказалось - Стивен) описывает достоинстваоткрытий Реувена Бар-Она и существование обоснованного научного инструмента,которым наконец можно определить и измерить эмоциональные способности. Всеэто объясняет, как мы объединились и с тех пор работали вместе. За последние пять лет MHS, в сотрудничестве с Реувеном и другимиисследователями по всему миру, провело через EQ-i тест около 42, 000 людей в36 странах, создав обширный банк данных и выявив неопровержимую связь междуэмоциональными способностями и успехом в личной жизни и работе. Некоторые изэтих замечательных рассказов наших "звезд" подробно изложены в 18-той главе.Там вы найдете примеры, как EQ-i предсказал и помог успеху конкретных людейв разнообразных сферах деятельности, от военной службы до профессиональногохоккея, от банкиров до врачей, журналистов, сборщиков долгов и учителей.Основываясь на наших исследованиях, мы знаем без всяких сомнений, что EQ может быть точно определен и эффективно улучшен у каждого человека. Цельэтой книги - показать вам, как это происходит. Когда Реувен представил свою модель EQ-i на собрании АмериканскойАссоциации Психологов в Торонто, Канада, 1996 г., на нас обрушилось вниманиепрессы. Более ста североамериканских газет сообщили о его открытиях, и втечение одной-единственной недели мы дали множество радио- и телеинтервью.Затем события ускорились. В 1997 г., когда MHS начало публиковать, распространять и продвигатьокончательно оформленный EQ-i, Реувен и Стивен были приглашены как главныедокладчики на празднование 50-летия Jewish Vocational Services, Торонто,некоммерческой организации, предлагающей консультации по развитию карьеры ипсихологические программы для дневных еврейских школ города. Небрежноераспространение разъяснительных брошюр вместе с обычной надеждой на молитвуи авось - это все, что было сделано для предварительного оповещения публики.Исполненные оптимизма организаторы поставили в бальный зал отеля 350стульев. Кто мог знать, сколько народу забредет из ленивого любопытства,чтобы услышать нечто столь неясное, как лекция об эмоциональныхспособностях? Они полагали, что совсем немного. Однако презентацию пришлосьотложить на полчаса, пока служащие отеля лихорадочно убирали перегородку иискали дополнительные сидения. Окончательный подсчет показал, что около 1000человек, от профессионалов-психологов до домохозяек и пенсионеров, собралисьна это практически необъявленное мероприятие. Было несколько причин для такого острого интереса - который, кстати, стех пор стал более или менее типичным, где бы мы ни выступали. Во-первых, люди были возбуждены и рады возможности получитьподтверждение тому, что они все время инстинктивно знали - что IQ не следуетвоспринимать как единственный судьбоносный фактор, и что другие факторы,может быть еще неясные, по крайней мере так же важны для успеха в жизни.Действительно, можно доказать: для того, чтобы как следует воспользоватьсяданными нам от природы интеллектуальными преимуществами, мы в первую очередьнуждаемся в хороших эмоциональных способностях. Почему? Потому что как бы мыни были мозговиты, если мы отталкиваем других людей своей грубостью, неосознаем, как выглядим в их глазах, или отступаем под минимальным давлением,никто не станет задерживаться поблизости достаточно долго, чтобы заметитьнаш высокий IQ. Во-вторых, обнадеживает открытие, что благодаря альтернативному илидополнительному инструменту, которым является EQ-i, эмоциональныеспособности могут быть надежно измерены и могут постепенно занять свое месторядом с мыслительными способностями (которые достигли своего теперешнегостатуса частично потому, что были созданы инструменты для их количественногоизмерения). Во-третьих, приятно узнать, что эмоциональные способности мужчин иженщин равны. Мы снова и снова обнаруживаем, что те и другие имеютпоразительно схожие общие баллы в тесте EQ-i. Это верно для различных страни культур во всем мире. Различия возникают только тогда, когда дело доходитдо 15-ти компонент в отдельности. Повсюду у женщин более высокие отметки вдвух категориях - социальной ответственности и эмпатии - в то время как умужчин более высокие оценки по сопротивляемости стрессу. Вдобавок, покрайней мере в Северной Америке, женщины выходят немного вперед вмежличностных взаимоотношениях, в то время как мужчины - в самоуважении. Достаточно сказать, что если в какой-то области эмоциональных способностей уженщин оказывается естественное преимущество, у мужчин выявляется в другойобласти уравновешивающая сильная сторона. В-четвертых, точно так же приятно обнаружить, что эмоциональныеспособности не зависят от расы. В частности, в Соединенных Штатах, долгокипели бурные споры по поводу различий (которые возникли из-за ряда сложныхи самих по себе спорных причин), найденных между средними баллами для группкавказцев, афро-американцев и выходцев из Азии. Многие читатели могутвспомнить возмущение, которое поднялось в 1994 г. по поводу публикации TheBell Curve ("Колоколообразная Кривая") Ричардом Гернштейном и ЧарльзомМюррей, которые попытались решить этот острый вопрос прямо в лоб. Вследствиеэтого возмущения данные, полученные авторами, и их интерпретация былиисследованы специальной комиссией, назначенной Американской Ассоциациейпсихологов. И язвительные, хотя и неубедительные споры еще не утихли запоследующие годы. Это одна причина, по которой мы попытались сопоставить первые данныеанализа расовых различий (если они вообще существуют) в том, что касаетсякомпонентов эмоциональных способностей. Наше исследование было основано на(тестировании) примерно 1000 человек по всей Северной Америке. Мы сравнилиоценки, полученные представителями трех вышеупомянутых рас, а такжеполученных испаноамериканцами. Средние общие баллы различались менее чем на5 процентов - это в пределах случайной ошибки. Не было также никакихзначительных отличий в средних баллах для каждой из пяти сфер EQ-i. Короче,не выявлено никаких эмоциональных преимуществ или ущербности, связанных срасой. Таким образом члены любой этнической группы могут с довериемподвергаться этому тесту и извлекать из него пользу, а сам EQ остаетсяпоказателем, который можно определять с чистой совестью в любоймультикультурной среде. И последнее, и может быть наиболее важное: людей ободряет знание, что -как мы увидим в следующей главе - EQ не является неизменяемым. Возраст, пол и этническое происхождение не ставят вам ограничений в повышении вашего EQ. Уровень, выявленный и измеренный в каждом из компонент теста, может бытьповышен независимо от вашего возраста, и чем выше ваш уровень, тем больше увас шансов на успех. Чем сильнее ваши эмоциональные способности, тем вернеевы будете успешны как работник, как родитель, как менеджер, взрослое дитясвоих родителей, партнер для близких вам людей, или как кандидат на рабочееместо. Никогда не поздно измениться к лучшему. И если вы действительнохотите изменить свою жизнь, вы это можете. Более того, начало этому процессу может быть заложено в детстве, и вотпоэтому была также разработана версия EQ-i для молодежи. Как и взрослыйаналог, молодежная версия помогает детям и подросткам лучше отдавать себеотчет в своих эмоциях; более позитивно относиться к себе; лучше ладить сдругими; лучше решать свои проблемы; лучше справляться со стрессом; статьменее импульсивными; и радоваться жизни. Исследования эмоциональныхспособностей показали, что это хорошая профилактическая мера против плохогоповедения; развитие эмоциональной культуры, эмоциональных способностеймолодежи может уменьшить риск грубого насилия и помочь предотвратить хотьнекоторые жестокие преступления, которые наблюдаются в наших школах, такиекак убийства в Колумбинской школе. Развитие эмоциональных способностей враннем возрасте дает детям хорошее преимущество во взрослом состоянии.* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ * Date: 2015-08-15; view: 529; Нарушение авторских прав |