Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные фазы этногенеза





Первая - подъём, вдохновлённый императивом (установкой, принципом) «Надо исправить мир, ибо он плох». Длится он 300 лет: 150 - скрытая, инкубационная стадия, 150 - явный период. Человеческий коллектив, сначала немногочисленный, впервые выходящий на историческую арену именно на этом этапе, представляет собой крепко сложенную иерархическую систему, где каждый знает своё место. Антропогенное влияние на ландшафт, природу пока очень слабое. Люди больше занимаются собой и мечтают о фантастических достижениях (захватить мир, или открыть Великую Истину, или Просветить Всех Людей). Пассионарии преобладают в таких коллективах над остальными группами.

Вторая фаза - акматическая. Это время наибольшей, предельной активности этноса, его пассионарных, или экстремальных, особей. Этническая система набухает энергией; происходит пассионарный перегрев, который стимулирует внутренние или внешние войны, активную религиозную деятельность, миграции и т.д. Пассионарии желают прославиться. На природу давление слабое, люди больше выясняют отношения с другими народами. Длительность акматической фазы в жизни каждого народа - 300 лет.

Третья фаза - надлом.

Надлом является показателем резкого уменьшения пассионарного, энергетического потенциала этноса. Этническая система упрощается и начинает давать сбои. Происходит раскол этнического поля. Намечается медленное, но неуклонное пассионарное оскудение. Завоевания и переселения сменяются более спокойными, не столь раскованными занятиями наукой, техническими изобретениями, реформаторством, повышенной производственной активностью. Соотношение групп населения меняется в пользу гармонических личностей. Усиливается антропогенное давление на ландшафт. Пассионарии еще пытаются взбудоражить народ, подвигнуть его на какие - либо великие свершения, но в народе уже возобладали поведенческие императивы «Мы устали от великих» и «Дайте жить, гады».

Четвёртая фаза инерционная. Гумилёв называет её «золотой осенью» цивилизации. В это время у каждого этноса, достигшего данной фазы, формируется свой идеал и эталон добродетельного поведения. Задаётся он численно преобладающими гармоничными людьми. В этот период этнос занят активным накоплением материальных и культурных ценностей. Торжествующий обыватель инерционной эпохи объявляет себя царём природы и приступает к её безжалостному покорению и непомерному расширению техносферы. Идеологическую санкцию на это даёт теория прогресса. Впрочем, природа начинает мстить за себя: упрощаются и исчезают многие природные биоценозы, ранее плодородные земли превращаются в пустыни и т.д.

Пятая фаза - обскурация. Это сумерки этноса. В этот период на историческую авансцену выходят субпассионарии. Они навязывают этносу (обществу, народу) поведенческий императив «Будь таким, как мы!». В это время высмеивается интеллект, презирается трудолюбие, утверждается невежество. Пассионарное напряжение в этот период падает до критической отметки. Этнос становится лёгкой добычей более сильных, динамичных народов. Ему уготовано несколько вариантов дальнейшего существования:

а) быть физически уничтоженным;

б) раствориться в энергичном этносе;

в) соединившись с осколками других этносов, стать субстратом (почвой, основой) нового этноса;

г) найти свою экологическую, географическую или социальную нишу, продолжить в ней спокойное негероическое существование в виде небольшого реликтового национального образования.

Но это будет уже шестая фаза - фаза гомеостаза. Примеры гомеостатических этносов: аборигены Австралии, североамериканские индейцы, эскимосы, алеуты, пигмеи Центральной Африки и другие так называемые примитивные народы. Это этносы, растерявшие свой пассионарный фонд, но сохранившиеся в относительно благополучном равновесном состоянии с природой в стороне от основных процессов мировой истории.

Таким является итог исторического развития многих тысяч народов, располагающихся нынче в весьма мозаичной антропосфере планеты в виде мало кому известных осколков могучих бывших народов.

На этом мы закончили излагать циклические модели истории. Ими вовсе не исчерпывается всё, что наработано в мировой науке и философии. Да и каждое новое поколение, наверняка, будет снова и снова осмысливать историю с опорой на циклический образ.

 

Date: 2015-07-25; view: 1139; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию