Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство управления, привлекательность и авторитет элиты - вот что обеспечивает исправную работу мимезиса - подражания
Тойнби выделяет четыре одинаковые стадии развития каждой цивилизации: 1) Генезис (возникновение, становление) цивилизации определяется результатом взаимодействия биологических факторов и географической среды. При достаточно суровом Вызове цивилизации могут зародиться, но в дальнейшем не развиваться. 2) Фаза роста происходит после успешного Ответа на Вызов и зарождения в результате дальнейших вызовов. Рост цивилизации заключается не в расширении географических рамок и увеличении господства над внешним окружением, именуемым Тойнби «извращением человеческого духа», не в увеличении господства над внешней средой или усовершенствования орудий труда, способа производства, а в духовном росте, образовании социальных институтов, перемещении сферы жизни из внешней среды к внутреннему миру, внутренней жизни общества. 3) После периода роста наступает фаза надлома. Она характеризуется недостатком творческой силы у «меньшинства» и превращением его в «господствующее меньшинство». То есть меньшинство вместо авторитета начинает всё больше опираться на силу в управлении общественными делами. «Большинство» перестаёт быть преданным «меньшинству». Происходит утрата социального единства в обществе. Ответственность за кризис цивилизации Тойнби возлагает на с неизбежностью вырождающуюся элиту. Это вырождение болезненно сказывается и на большинстве. Оно тоже вырождается. И вырождается в пролетариат, то есть в обездоленную, бесправную массу людей, в тех, кто оторвался от своих родных корней, как бы выпал из социальной сетки общества, кто экономически, социально или политически неустроен в жизни, испытывая от этого постоянное чувство неудовлетворённости. Причины надлома: - неудачи самоопределения цивилизации; - конфликт между новыми общественными силами и устаревшими институтами; - самоупоение общества старыми успехами; - расцвет милитаризма. 4) Последним этапом эволюции является процесс дезинтеграции цивилизации, сопровождающийся расколом общества на господствующее «меньшинство, внутренний пролетариат» и варварские внешние военные банды. Происходит раскол «души цивилизации», который заключается в том, что духовные реакции людей на «вызов» становятся нетворческими, у людей происходит отказ от сознательного поведения, появляется пассивное безволие. Вместе с тем Тойнби считает, что ход человеческой истории не предопределён. То, что в ней выявлены истинные регулярности, по его мнению, вовсе не свидетельствует о том, что они обязательно будут повторяться в будущем. Циклически ритмизированное движение в малом (в локальных цивилизациях) может вести к прогрессивно направленному движению в большом, то есть в целостной человеческой истории. В качестве важнейшего интегрального критерия развития обществ или цивилизаций Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки, определённой Божественным Логосом для предназначения каждого из них в истории. Основной же критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности. Этногенетическая концепция истории Льва Николаевича Гумилёва (1912-1993). Свою концепцию истории народов (этносов) Гумилёв считал научной, то есть максимально доказанной и объективной, теорией. Так как знание данной теории является сегодня одним из признаков образованности и культурности, изложим её подробнее. Гумилёв считает, что познать историю общества можно только в органическом единстве с историей природы, вне которой общество существовать просто не может. Той формой, в которой природное и социальное начало органично переплетаются, являются этносы. Поэтому ключевым понятием гумилёвской теории и является понятие этноса. Оно выражает 1) естественно сложившуюся социально-биологическую общность людей, 2) так или иначе противопоставляющую себя всем другим общностям («мы» и «не мы»), 3) имеющую неповторимую внутреннюю структуру и - это главное - 4) оригинальный стереотип поведения. Люди в этносе объединяются по принципу комплиментарности, то есть неосознанной симпатии или тяги к одним и антипатии к другим. Когда создаётся первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку - выбирают тех, кто им просто симпатичен. Так, например, вокруг Ромула и Рема на семи холмах объединились примерно 500 человек, что положило начало Древнему Риму. Точно также вокруг Чингисхана собирались люди «длинной воли». Примеры можно множить достаточно долго. Этносы являются формой существования хомо сапиенс. Именно они являются феноменами, в коих осуществляется взаимодействие природной среды с производственной деятельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Природа этноса энергетична. Какая энергия имеется здесь в виду? Опираясь на учение Владимира Ивановича Вернадского, Гумилёв отвечает: биохимическая энергия живого вещества (энергия, накапливаемая растениями путём фотосинтеза и усваиваемая затем животными через пищу). Эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, представителя того или иного этноса, называется пассионарностью. Пассионарность - это избыток в человеке энергии, 1) подавляющий в нём инстинкт самосохранения, 2) не допускающий в человеке равнодушия и 3) делающий человека жертвенной личностью. Образно говоря, пассионарность - это страсть. Её генерируют и излучают люди беспокойные, одержимые, горящие желанием что-то переделать или изменить в этом мире. Ради достижения взлелеянной, часто иллюзорной, цели пассионарная личность не жалеет ни своей собственной жизни, ни тем более жизни и благополучия своих современников и соплеменников. Пассионарность в человеке появляется в результате мутации, то есть изменения генотипа человека. Признак пассионарности переносится обычным половым путём, через передачу соответствующего гена потомству. В психологическом плане пассионарность выступает как импульс подсознания. Пассионарных, отклоняющихся от нормы личностей не так уж и много. Но они создают необходимую для возникновения этноса (нации) критическую массу. Стремясь к достижению той или иной цели, они увлекают своим примером других членов этноса, заряжая их своей энергией. Другие члены этноса - это либо субпассионарии (люди, у которых пассионарный импульс меньше импульса инстинкта самосохранения) и так называемые гармоничные особи (люди с взаимной уравновешенностью пассионарности и инстинкта самосохранения). На протяжении жизни этноса (1200 -1500 лет) соотношение между пассионариями, субпассионариями и гармоничными личностями существенно меняется, увеличивая или уменьшая общий энергетический потенциал народа. Этногенез, а, значит, и история, осуществляется за счёт пассионарности. Именно эта энергия и растрачивается на создание культурных ценностей и политическую деятельность, управление государством и написание книг, ваяние скульптур и территориальную экспансию, на синтез новых идеологических концепций и строительство городов. Без пассионарности не было бы ни политики, ни экономики, ни культуры, ни истории. Откуда появляются пассионарии? Согласно Гумилёву, они появляются в результате пассионарного толчка, который длится примерно от одного до пяти лет. Источником его является какое-то мощное космическое излучение, возможно, вспышки новых звёзд. За последние три тысячи лет на планете зафиксировано масса таких толчков. Географически это выглядит следующим образом: на узкой (200 - 300 км) и вытянутой полосе земной поверхности от нескольких сот до нескольких тысяч километров длиной, подвергнувшейся сильному космическому облучению), одновременно возникает несколько чрезвычайно активных человеческих (и не только человеческих) популяций. Примерно через 150 лет инкубационного (скрытого) развития эти популяции обнаруживают себя, то есть явственно фиксируются сопредельными народами в качестве новых, очень динамичных, часто воинственных, общностей. Являясь энергетическим процессом, этногенез (история человечества) подчиняется второму началу термодинамики, или закону энтропии: первичный заряд пассионарности аккумулируется и в последующем расходуется на преодоление сопротивления среды, как природной, так и социальной. И так вплоть до выравнивания энергетических потенциалов этноса (нации, народа) и той географической среды, в которой он разворачивает свою историческую деятельность. Date: 2015-07-25; view: 516; Нарушение авторских прав |