Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Циклические концепции исторического процесса





Циклический образ истории - один из древнейших в человеческой культуре. Именно с его помощью, прежде всего, мыслители пытались осмыслить жизнь народов. Суть его выражена в названии: всё в нашем мире, включая историю, развивается циклично.

1. Эмпедокл усматривал в истории доминирование одного из двух начал: Любви или Ненависти. Доминируют в обществе попеременно то одна, то другая из этих великих сил.

2. итальянский философ Джамбатиста Вико -теория исторического круговорота. Все нации (народы) развиваются по циклам, состоящим из трёх эпох:

- божественная (безгосударственность, подчинённость общества жрецам);

- героическая (аристократическое государство);

- человеческая (демократическая республика или представительная монархия).

Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох происходит в форме общественных переворотов, являющихся результатом борьбы между отцами и домочадцами - в патриархальном обществе, позднее - борьбы феодалов и простого народа.

3. русский мыслитель Николай Данилевский. Человечества как целого, как единой цивилизации, не существует. Фундаментальная, сущностная реальность истории у него выступает в виде культурно - исторических типов - особых, достаточно устойчивых общностей или объединений народов. Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, нарождаются, достигают различных ступеней развития, стареют, дряхлеют и умирают. Всего насчитывается десять таких субъектов истории: египетский, китайский, индийский, иранский, еврейский, ассиро-вавилонско-финикийский, греческий, аравийский, европейский и российско-славянский.

Отношения между различными культурно-историческими типами носят очень жесткий характер. Сильные и энергичные культуры или народы предают смерти дряхлые, агонизирующие культурно-исторические типы.

Каждый культурно исторический тип вносит свой по необходимости ограниченный и односторонний вклад в многообразную жизнь человечества. Каждая цивилизация в чём-то одном самобытно своём велика и недосягаема.

Искусство, развитие идеи прекрасного - отличительной плод греческой цивилизации.

Право и политическая организация - существеннейший результат римской цивилизации.

Еврейская цивилизация отличилась в истории выдвижением и наиболее полным развитием идеи единого истинного Бога.

Германо-романской цивилизации по праву принадлежит заслуга развития положительной науки о природе.

Славянская цивилизация ещё только разворачивается, набирает исторический разгон, но цель или будущий синтетический плод её обозначился достаточно определённо - справедливое устройство общественно-экономической жизни людей.

Содержание каждого культурно - исторического типа определяется четырьмя разрядами исторической деятельности: религиозной, культурной, политической, социально-экономической. Каждый народ, по Данилевскому, реализует наиболее полно себя только в одном или нескольких видах деятельности, но только российско-славянский способен осуществить себя со всей полнотой во всех видах.

Прогресс человечества заключается не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить в разных направлениях всё поле, составляющее историческое поприще человечества.

В ХХ веке циклическое видение истории наиболее полно и объёмно выражено в учениях двух выдающихся мыслителей О. Шпенглера и А. Тойнби.

Концепция Освальда Шпенглера (1880-1936). Она изложена в написанном в 1918-1922 годах произведении «Закат Европы».

Историю Шпенглер понимал как следование друг за другом, соприкосновение, взаимное ограничение и подавление различных культур.

Каждая культура есть проявление и выражение единой, находящейся в центре всего жизни. Главным, основополагающим элементом любой культуры является идеал жизни, созданный людьми данной культуры в акте сознательного или бессознательного духовного творчества. Это творчество может быть реализовано и в архитектуре, и в музыке, и в пластике, и в философии, и в математике и в любом другом элементе морфологии (строении) истории. Особое и органическое единство всех форм творчества, особая душевно-духовная стихия человеческого бытия образуют собою мир каждой культуры.

Каждая культура самоценна.

Все культуры равноценны.

Всего насчитывается восемь культур: фаустовская (европейская), аполлоновская (греко-римская), вавилонская, магическая (арабская), китайская, индийская, майя, героическая (египетская). Шпенглер предрекает расцвет русско-сибирской культуры.


Культуры есть организмы. История любой культуры представляет собой полную аналогию с историей отдельного человека, животного, дерева или цветка.

У каждой культуры своё собственное мирочувствование, собственные страсти, желания и надежды. Она доступна и понятна лишь тому, кто душой принадлежит данной культуре. Вживание, наблюдение, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия - таковы, по Шпенглеру, основные средства исторического исследования культур и их индивидуальных судеб.

Как и у отдельного человека, у каждой культуры есть своя душа. Культура и зарождается только в тот момент, когда из первобытного душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа.

Каждая культура в своей жизни переживает возрасты детства, юности, возмужания и старости, развития, расцвета и увядания. Необходимым завершением, естественным исходом, неизбежным концом любой культуры является цивилизация.

Цивилизация - это победа искусственного над естественным, механического над органическим, внешнего над внутренним, города над деревней, интеллекта над душой, космополитизма над любовью к отечеству, научной аргументации над религией сердца и т.д. На стадии цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует техника, политика, спорт.

Каждому культурному организму отведено судьбой 1100 лет.

Доминирующая в настоящее время европейская культура, исчерпав свои ресурсы, переживает, по Шпенглеру, закат и близится к своей естественной кончине.

Философско-историческая теория Арнольда Тойнби (1889 -1975).

В философии истории ХХ века А. Тойнби - звезда первой величины. Своё учение он изложил в 12-томном труде «Исследования истории».

Основная, стержневая идея данного учения - идея цивилизации.

Единая история человечества распадается у Тойнби на множество отдельных, относительно замкнутых локальных цивилизаций. В общей сложности в истории можно выделить 32 такие цивилизации. 21 из них полностью раскрылась. Все цивилизации самобытны, по-настоящему индивидуальны. Однако это не исключает их фундаментальной внутренней общности, сходных механизмов и целей развития.

Локальная цивилизация - это духовная общность людей, объединённых географическими рамками и культурной традицией.

На ранних этапах имеет место, кроме духовной, политическая и экономическая общность. Экономически и политически человеческая общность разрастается до всемирной, но духовные границы остаются прежними.

По происхождению цивилизации делятся на материнские, вторичные (дочерние) и третичные (являющиеся дочерними от вторичных).

Материнских цивилизаций, зародившихся из примитивных обществ, известно семь: египетская, минойская, шумерская, синическая, майя, андская, индийская.

В настоящее время сохранилось, согласно классификации Тойнби, лишь семь параллельно существующих цивилизаций.

Новая цивилизация может возникнуть двумя путями:

1) непосредственно из примитивного общества путём качественного изменения его структуры;

2) из другой цивилизации на основе использования её достижений. В качестве хранителя и передатчика «генетической» информации выступают религиозные институты.

Тойнби выделяет два основных механизма развития цивилизации: 1) Вызов-и-Ответ и 2) мимезис. Поясним их.


1) Возникновение цивилизации начинается с принятием примитивным обществом Вызова. Вызовы истории возникают из действия самых различных факторов природной Среды или Абсолюта.

Вызов - это фундаментальная проблема, с которой сталкивается цивилизация в своём жизненном процессе. А Ответ есть тот способ, каким цивилизация справляется с данной проблемой, какое разрешение она ей находит, каким образом ведут себя люди, когда историческая ситуация ставит под вопрос само их дальнейшее существование. Вызов - чаще всего внешний. Его бросает людям как природная, так и социальная, собственно человеческая среда.

Из Вызовов природной среды Тойнби специально выделяет стимул «бесплодной земли» и стимул «новой земли». Слишком благоприятные природные условия он считает враждебными цивилизации. Ведь чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизации.

Из Вызовов человеческой среды Тойнби подробнее рассматривает стимул неожиданных ударов (вооружённых интервенций со стороны других государств, восстаний и т.д.), стимул давлений («форпостного» существования городов, государств или народов в условиях постоянной угрозы извне) и стимул ущемления (бедности, иммиграции, расовой, классовой или религиозной дискриминации).

Цивилизации и развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызова через ответ к дальнейшему вызову.

2) Механизм мимезиса. Суть его в следующем. Силой, способной достойно ответить на Вызов, является «творческое меньшинство» или элита, которая ведёт за собой «инертное большинство». В творческом меньшинстве сконцентрирована главная движущая сила истории.

Элита - это люди, в которых наиболее полно реализуются конструктивные способности человеческой природы на благо и в интересах всех членов общества. Неординарные, творческие личности активизируют всё человечество. Обычные, простые люди, рядовые члены общества становятся последователями и проводниками их возвышенных идей. Творческое меньшинство вдохновляет своим динамизмом, своим прометеевым порывом остальную массу населения, нетворческое большинство. Общий механизм этого вдохновения со стороны большинства - мимезис, социальное подражание.







Date: 2015-07-25; view: 1466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию