Понятие символа. Использование символа в рекламе
Символ (греч. symbolon – условный знак) – условный, восприниммаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею, мысль), предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства с тем предметом, который символ представляет, на который символ указывает. Более того, в одной и той же науке один и тот же предмет или процесс нередко обозначается различными знаками.
В психологии символ понимается как образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений.
Символ всегда эмоционален.
Символ смыслово наполнен и имеет корни в истории человечества.
Считывание смыслов символа зависит от личностных характеристик смотрящего и состояния общества в целом.
Символ способен развиваться и усложняться.
Символ родственен понятию знак и образует системы.
Символьные системы взаимосвязаны. Существует иерархия систем.
Архитипичные символы универсальны и лежат в основе более высоких систем символов.
Символика является фактором, объединяющим определенные сообщества людей.
Рассмотрим некоторые архетипические знаковые коды, использование которых в рекламе вызывает в подсознании глубокие ассоциации с тем или иным архетипом:
• солнце — в рекламе очень эффективными оказываются стилизованные, языческие начертания солнца и детские рисунки, этот архетипический знак может быть использован при рекламе любых товаров;
• небо — в рекламе символизирует совершенство товара, апеллирует к высшим духовным силам и обещает обладателям рекламируемого товара прикосновение в чему-то божественному, совершенному и возвышенному, небо может быть фоном рекламы любых товаров;
• вода — становится не только символом чистоты жизни, но и доверия, достоверности информации о товаре и его производителе, использование воды в рекламе желательно для парфюмерии, одежды, женских товаров;
• звезды — символизируют в рекламе исключительность, яркость, на подсознательном уровне обещают потребителю восторг и роскошь, удачным становится подобное решение образа рекламируемых драгоценностей, косметики класса люкс;
• древо жизни — символизирует упорядоченность, гарантию стабильности, достижение совершенства, его использование будет особенно эффективным в рекламе лекарств;
• лестницы, колонны, арки, башни, дворцы, маяки - символизируют продвижение к успеху, надежность и престижность, такие архстипические знаки можно увидеть сегодня на офисных товарах, мебели, компьютерах;
• колодец, тоннель - символизируют высокую концентрацию и переход в другое состояние, этот двойственный для рекламы образ может вызвать неверные ассоциации потребителя;
• спираль или вихрь - становятся символом измененного к лучшему внутреннего состояния, получение удовольствия и исцеления, этот знаковый архетип используется при рекламе продуктов питания, лекарств, жевательной резинки.
К архетипическим знакам можно отнести и геометрическую символику. Ее использование уместно при создании товарного знака, мифологизации фирмы.
Треугольник - геометрический образ триады; расположенный вершиной вверх, он символизирует устойчивость, защищенность; расположенный вершиной вниз — несет в себе неустойчивость, неопределенность, уязвимость, ранимость. Треугольник с усеченной вершиной, с основанием внизу символизирует открытость и является алхимическим знаком неба.
Квадрат - символ стабильности и прочности. В отличие от троичной символики круга, которая несет в себе активность и динамизм, четверичность соотносится с материальными вещами, логикой и рациональным началом в человеке. Четыре стихии, времена года, четыре стадии человеческой жизни, четыре стороны света являются источниками порядка и стабильности. Но это не противоречит женскому началу, которое обычно приписывается квадрату, потому что он соответствует земле, в противоположность мужскому, который ассоциируется с треугольником и кругом, олицетворяющими энергию и духовность.
Согласно Пифагору, каждая из геометрических фигур имеет культовое, магическое значение. Рекламная символика, построенная на культовых фигурах, несет в себе мощный энергетический заряд, который может создавать как позитивный, так и негативный образ рекламируемого товара или его производителя. Коллективное бессознательное, зашифрованное в рекламе, — один из путей психологически грамотной, эффективной рекламы.
20.Суггестивные психотехнологии в рекламе.
Влюбить потребителя в предлагаемый ему товар можно с помощью ряда подсознательных механизмов
1. Психоаналитически ориентированные подходы
Особенности использования раннего псхоанализа в рекламе.
Основным девизом и содержанием нового направления в рекламе с сер 20 в. стало слово «бессознательное», т.е.обращение к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей, и энергичная их эксплуатация.
Можно утверждать, что в рекламу ранний психоанализ внес два важных положения:
— во-первых, товар должен быть привлекательным подсознательно;
— и, во-вторых, основа привлекательности товара — сексуальность в широком смысле.
1) Сексуальные мотивы
Одним из главных мотивов рекламы стало отождествление товара, услуги с подсознательными сексуальными мотивами, предпочтениями. Товары стали часто делать привлекательными с помощью обнаженной или полуобнаженной натуры.
Увлечение скрытой сексуальной символикой в рекламе было повальным в конце 70-х — начале 80-х годов: ее вносили куда угодно и в какой угодно форме.
2) Реклама широко обращается к подсознательным мотивам в постпсихоаналитических концепциях, например в транзактном анализе с его разделением личности на три части — внутренних ребенка, взрослого, родителя, Например, одна из функций внутреннего Ребенка — развлекаться. Следовательно, отдых и развлечения для взрослых, азартные игры успешно рекламировались с участием "актуального ребенка". Одна из функций внутреннего Родителя — следить за порядком и соблюдением традиций.
3) Психоанализ сыграл свою роль, указав на такой важный способ рекламы, как апелляция к переживаниям детского возраста. Эти переживания особенно энергично эксплуатировались и эксплуатируются до сих пор в рекламе продуктов питания, сигарет, жевательной резинки. Как известно, полость рта является зоной наслаждения. Курение толстых сигар воспроизводит сосание большого пальца, курение длинных сигарет — кусание ногтей. Курение табака и жевание резинки снимает напряжение, успокаивает. Уже сама папироса в руках — это начало привычно повторяющейся успокоительной процедуры.
4) Очень эффективной оказалась рекомендация раскладывать товар на уровне глаз, а особенно соблазнительные — на видном изолированном месте и в большом количестве, как говорят, навалом: изобилие сильно привлекает покупателей.
2. Гипнотический подход
В гипнотических подходах широко применялись результаты исследований, всплеск которых имел место в США после второй мировой войны, когда четко обозначился интерес к манипуляции сознанием, особенно в сфере рекламы.
Первые выводы, сделанные в послевоенных исследованиях покупательского поведения, были следующими:
— во-первых, человек склонен делать импульсивные покупки. Как показали исследования, более 90% совершаемых людьми покупок — импульсивные. На этом уровне психики приобретаются даже самые дорогие веши;
— во-вторых, реклама не меняет убеждений человека по поводу предпочитаемого им товара, но если этого товара в продаже вдруг не окажется, покупатель возьмет тот товар, который в настоящий момент рекламируется;
— в-третьих, когда человек видит тот товар, который он намеревается сию минуту купить, он замирает, перестает мигать и сглатывать слюну, его дыхание замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Это не что иное, как типичная картина гипнотического транса.
— в-четвертых, покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен отождествлять себя с каким-то из действующих лиц текстового сюжета или фильма ("работает" феномен идентификации). Иначе говоря, потребитель рекламного фильма или текстового сюжета скорее всего будет подсознательно отождествлять себя с персонажем рекламного продукта, если персонаж подобран достаточно адекватно. Реальный человек усвоит поведенческий шаблон персонажа рекламы, и при встрече с реальным товаром поведет себя скорее всего так же, как рекламный персонаж.
Нетрудно увидеть в покупательском поведении симптомы гипнотического транса. Был сделан естественный вывод : реклама должна провоцировать:
Суггестия или внушение — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого личного анализа, ни оценки.
Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них — на его волю и разум. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности и логичности информации, а также от авторитета суггестора. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам внушаемого.
Приемы суггестии:
— конкретность и образность ключевых слов;
— конкретность и образность качеств;
— избегание отрицательных частиц "нет" и "не";
— речевая динамика;
— воздействие звукосочетаниями и др.
—
3. Техники эриксонианского гипноза в рекламе
Суть эриксонианского гипноза состоит в том, что в нем практически не отдают прямых приказов, просто что-то комментируют, о чем-то спрашивают, советуются с партнером по общению. Вместе с тем все применяемые речевые стратегии позволяют получать результат (приказ выполняется) и не получать сознательного сопротивления приказу. Это особенно важно, когда приходится иметь дело с людьми, овладевшими техникой сопротивления прямым приказам.
Существуют техники нейтрализации этой способности к сопротивлению внушению. Среди них:
1) Трюизм (англ. truism — общеизвестная, избитая истина). Он же может быть сверхобобщенным высказыванием. Как психотехника, он представляет собой гипнотическую замену команды.
Пример:Трюизм: Все любят покупать.
Людям нравится покупать.
2) Иллюзия выбора. В рамках этой стратегии клиенту предлагают выбирать между тем, что нужно продавцу, и тем, что продавцу нужно.
Пример:Иллюзия выбора: "Вы можете купить упаковку в 200 граммов или 400 граммов продукта", "Вы можете купить продукт в зеленой или синей упаковке
3) Предположения (пресуппозиции). В этой психотехнике нужная команда подается как предварительное действие или условие для выполнения какого-либо другого действия, менее значимого, чем нужная команда, и легко поддающегося сознательному контролю. При этом сама команда цензуры сознания избегает.
Пример:Предположение (пресуппозиция): "Прежде чем Вы купите товар, обратите внимание на низкую цену", "После того как Вы купите товар, порадуйте подарком своих близких".
4) Команда, скрытая в вопросе. Эта стратегия очень широко применяется в обыденной жизни. Обычно вместо того, чтобы прямо попросить сделать что-то конкретное, люди спрашивают другого, способен ли он выполнить эту просьбу. При этом последние обычно выполняют команду, вместо того, чтобы дать конкретный ответ на заданный вопрос.
Пример:Команда, скрытая в вопросе: "Знаете ли Вы, что только у нас, купив товар, Вы получаете скидку в 10%", "Можно Вас попросить поучаствовать в лотерее.
5) Использование противоположностей — это использование оборота "чем... — тем...". В этой технике утилизируют сопротивление клиента внушению, искусственно привязывая гипнотическую команду к наблюдаемому поведению клиента. Здесь важно следить за строгим соблюдением определенной последовательности высказываний и грамматического времени для них.
Пример:Использование противоположностей: "Чем дольше Вы читаете рекламу, тем понятнее для Вас, что это надо купить".
6) Полный выбор, то есть предоставление всех выборов. Если в стратегии иллюзии выбора рекламист искусственно ограничивает число выборов для потребителя рекламы, то в стратегии полного выбора в рекламном сообщении перечисляют все возможные варианты поведения покупателя, с той особенностью, что желательный и нежелательный выбор для рекламиста подается как желательный и нежелательный для покупателя.
Пример:Полный выбор: "Вы можете с легкостью отказаться от сладкого и мучного, или — Вы, конечно, можете продолжать жрать, как свинья". Считается, что стратегия полного выбора хорошо работает при использовании невербальных средствкоммуникации.
Date: 2015-07-25; view: 1954; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|